Дивеевский монастырь серафима саровского

Портал «Дивное Дивеево»






Тропарь апостола Филиппа, глас 3:
Апо́столе святы́й Фили́ппе,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Филиппа, глас 4:
Язы́ков лове́ц пречу́дный/ и ученико́в Христо́вых собесе́дник,/ апо́столов предызбра́нный,/ Фили́пп днесь ми́ру исцеле́ний подае́т бога́тство,/ покрыва́ет от обстоя́ний того́ хва́лящия./ Тем согла́сно зове́м ему́:// спаса́й вся моли́твами твои́ми, апо́столе.
Комментариев: 1




Тропарь апостола Иакова Алфеева, глас 3:
Апо́столе святы́й Иа́кове,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Иакова Алфеева, глас 2:
Тве́рдо му́дрости догма́ты в ду́ши благочести́вых вложи́вшаго,/ похвала́ми да ублажи́м я́ко боговеща́теля вси Иа́кова:/ Престо́лу бо сла́вы Влады́чню предстоя́,/ и со все́ми А́нгелы ра́дуется,// моля́ непреста́нно о всех нас.
Комментариев: 1

Тропарь преподобной Пелагии, глас 8:
В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся, еже по образу:/ приймши бо крест, последовала еси Христу,/ и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Пелагие, дух твой.

Кондак преподобной Пелагии, глас 2:
Те́ло твое́ поста́ми изнури́вши,/ бде́нными моли́твами Творца́ умоли́ла еси́ о дея́ниих твои́х,/ я́ко да прии́меши соверше́нное оставле́ние,/ е́же и обрела́ еси́, ма́ти, я́ве,// путь покая́ния показа́вши.
Комментариев: 1

Женский монастырь Дивеево – четвертый удел Богородицы

Всемирно известную славу небольшому селу в Нижегородской области принес Серафимо–Дивеевский монастырь. Сюда со всех концов земли стекаются православные христиане, чтобы хоть раз посетить это святое место. И каждый из них душой чувствует, что Дивеево – место особенное. Сама Матерь Божия взяла эту землю под Свой Покров после Иверии, Афона и Киева.

Серафимо-Дивеевский монастырь создавался по особому благословению, и история его создания описана св. Серафимом Чичаговым в книге «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».

Главный монастырский комплекс состоит из нескольких соборов и колокольни. И в селе, где самые высокие здания ограничиваются 3 и – крайне редко – 4 этажами, вид центральной соборной площади впечатляет. Он живописен, и не зря фотографии и картины с видами монастыря так популярны в народе.

В главном Троицком соборе покоятся мощи преподобного Серафима Саровского. Также в специальных столиках под стеклом оберегаются его вещи, сохранившиеся до наших дней. В Троицком и Преображенском храмах (еще один великолепный собор) проходят ежедневные церковные службы.

В храме Рождества Богородицы находятся мощи преподобной матери Александры, первоосновательницы Дивеевской обители; инокини Елены и схимонахини Марфы. А в Казанской церкви покоятся святые останки Дивеевских блаженных – блж. Пелагеи, блж. Парасковьи, блж. Марии и новомучениц дивеевских.

С колокольни открывается величественный вид на окрестности села и звучит благовест. Колокольный звон разносится далеко и напоминает о молитве.

Канавка в Дивеево

Духовнику обители, святому Серафиму Саровскому, было видение, как Богородица проходит с молитвой в Дивееве по особому пути, и тогда же он получил указание вырыть на этом месте канаву с валом. Святые говорили, что каждую ночь Матерь Божия молится на Канавке. Именно поэтому по святой Канавке не просто ходят, а идут с молитвой «Богородице, Дево, радуйся». Прочесть эту молитву нужно 150 раз, и многие во время этого пути ощущают мир и покой.

За свою историю Канавка пережила строительство, разрушение и восстановление.

На данный момент это сооружение представляет собой канаву, имеет протяженность 777 метров и глубину в человеческий рост. Ее склоны обсажены дерном и крыжовником. Сам вал Канавки, по которому ходят, вымощен брусчаткой и огорожен изгородью

Святые источники

Дивеево богато и святыми источниками. Они находятся не только в самом селе, но и в его окрестностях. У каждого источника своя история возникновения. Вода в них не только чистая и вкусная, но и целебная. Люди окунаются в источниках с молитвой, набирают ее в емкости и увозят с собой. Есть множество записанных свидетельств исцеления от разных болезней.

Культурная жизнь монастыря

Наверное, странно касаться этой темы в рассказе о духовной обители. Но, тем не менее, здесь есть что сказать.

В Серафимо-Дивеевском монастыре есть своя типография, где печатают книги духовного содержания и журнал. Есть музей Паши Саровской – дивеевской блаженной. В холе игуменского корпуса выставлена экспозиция фотолетописи монастыря. При монастыре вот уже несколько десятилетий действует православная гимназия.

Существует и культурно-просветительский центр, и своя библиотека. Есть свои гостиницы для паломников.

Монастырские скиты

Не все вновь прибывшие в Серафимо-Дивеевский монастырь в курсе, что этот женский монастырь является одним из самых крупных в России. И его комплекс не ограничивается соборной площадью с великолепными храмами.

На самом деле у монастыря много земель или, как принято говорить, угодий. И это не роскошь, а необходимость. Надо кормить сестер монастыря и всех паломников, приезжающих в это святое место. Поэтому обширное монастырское хозяйство с полями, огородами, пасеками и скотными дворами располагается в основном в скитах.

Скит – это своеобразный маленький мирок. Как правило, там есть храм или церковь, небольшие жилые постройки и хозяйство. Туда тоже можно приехать в паломничество, и многие опытные православные именно так и поступают. С одной стороны там много физической работы, и можно потрудиться на благо обители, с другой – там нет суеты и многолюдья, как в Дивеево. Тишина, покой, молитвенный настрой.

Дивеево живет своей особенной жизнью, где почти все связано с монастырем и тем духовным стержнем, который он дает. Ежедневные церковные службы, обилие святынь, щедро дарованных Богом этому месту, настраивают совершенно на другой лад. И те, кто живет в Дивеево постоянно, и те, кто сюда приезжают, одинаково ощущают этот дух. Здесь Небо близко, и молитва к Богу идет быстрее.

Отменить ответ

Анна ( 1 год назад )

Дивеево – место, куда хочется возвращаться. О поездке в это благодатное место я и моя семья очень долго мечтали. И по Божьей милости три года назад нам посчастливилось ощутить на себе ту энергетику, которой пропитаны Дивеевские места. На территории монастыря ухоженно, чисто, разбиты яркие цветочные клумбы, аромат которых разносится по всей округе. Соборы поражают своей удивительной красотой. Было чувство, что мы в другом мире.

При входе много прилавков с сувенирами и со всем необходимым для посещения монастыря и святого источника. Когда мы приехали, было солнечно, но в один миг все небо затянуло черными тучами, резко поднялся ветер и полил дождь. Переждали дождь буквально 10 минут, как сразу же выглянуло солнце и всё вокруг задышало новой жизнью. Вот и вправду – чудеса.


После отправились в Троицкий собор с мощам Серафима Саровского. Чтоб прикоснуться к святыне, пришлось отстоять длинную, нескончаемую очередь, но это того стоит.
Далее мы направились к Святой Канавке. Люди по ней идут медленно, погруженные в себя и свои мысли. На протяжении всего пути по Канавке нужно читать молитву: «Богородице Дева, радуйся».


В монастыре имеются места, где можно пообедать. Мы выбрали блинную. Вкус тех блинов помнится до сих пор. Пообедав, мы направились на святой источник Серафима Саровского. Там все очень хорошо оборудовано: есть специальные купели, куда можно зайти переодеться и прямо там окунуться, установлены даже детские горки. Собираясь на источник, я и не думала, что вода в нем ледяная до такой степени, что сводит ноги, но после купания чувствуешь облегчение не только физическое, но и духовное.

Обязательно возьмите с собой емкости для святой воды.
В общем уехали мы со святых мест отдохнувшие, одухотворенные и счастливые! Я советую всем посетить чудное Дивеево, о поездке в которое, уверяю вас, вы никогда не пожалеете. Ну, а моя семья хочет вернуться туда вновь!

Арина ( 1 год назад )

Я из Украины, несколько лет назад рискнула в составе паломнической группы побывать в Дивеево. Надо объяснить, почему мне с таким огромным трудом далось это решение. Еще в давние советские времена, будучи совсем маленькой, я переболела полиомиелитом и с тех пор передвигаюсь только на костылях. И действительно, физически перенести эту поездку мне было очень тяжело. Подняться по огромной лестнице храма, отстоять всю службу, или окунуться самостоятельно в Святой источник, пройтись по мостику над Канавкой Царицы Небесной – абсолютно все давалось с огромным напряжением всех моих сил и только благодаря помощи добрых людей. Бытовые условия для паломников были ужасны. В огромном полевом лагере мы две ночи спали просто на деревянных нарах даже без тоненького матраса на нем. Хотя кормили хорошо.
Но все это ничто по сравнению с той огромной живительной силой, исходящей из этого поистине волшебного места: огромный сад с яблоками, цветы вокруг, неописуемой красоты храмы – Троицкий с мощами преподобного Серафима, и Спасо-Преображенский, почти точное подобие храма Христа Спасителя, где я молилась в Москве.
К сожалению, чуда не произошло, я не бросила костыли и не пустилась в пляс, наподобие персонажа Ильинского в старом кинофильме «Праздник святого Иоргена». По-видимому, судьбой мне уготован пройти иной путь на этой земле. Но святая сила этого воистину сказочного места осталась со мной до сих пор.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Дивеево — удел Божией Матери

Царица Небесная явилась монахине Александре в киевском Флоровском монастыре и велела отправиться на север России и посещать все великорусские обители, посвященные Ей. И указала место, на котором обещала основать такую обитель великую Свою, «равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете». Так началась история Серафимо-Дивеевского монастыря, четвертого удела Божией Матери на Земле после Иверии, Афона и Киева.

Преподобный Серафим Саровский и Дивеево

Преподобный Серафим имел от Божией Матери особое поручение и попечение о Дивеевской обители, и все его отношение к дивеевским сестрам неразрывно связано с его постоянными молитвенными воздыханиями к Божией Матери.

Древний крест из Саровского монастыря будет в Дивееве с 19 по 26 октября

Встреча древнего саровского креста-мощевика

Епископ Балахнинский Илия возглавил богослужения в Серафимо-Дивеевском монастыре

Встреча древнего саровского креста-мощевика в Дивееве

Престольный праздник на нижегородском подворье

Паломники из Индонезии – в Дивееве

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Праздник монастырских певчих

Древний крест из Саровского монастыря будет в Дивееве с 19 по 26 октября

День памяти преподобного Сергия Радонежского

Расписание богослужений

Мчч. Евла́мпия и Евлампи́и. Прп. Амвросия Оптинского

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

8.00 Литургия. Молебен Кресту

13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

16:45 Молебен Кресту

17.00 Полиелей

Казанский собор

10.00 Панихида

Литургия архиерейским чином

Встреча древнего креста-мощевика из Сарова

Престольный праздник на нижегородском подворье

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Архиерейская служба на московском подворье

Преподобный Серафим Саровский. Опыт духовной жизни

Житие святых жен Дивеевских

Житие святых жен Дивеевских

Новодивеевская игумения Ирина

Семьдесят лет назад, в 1949 году, в Соединенных Штатах Америки был образован Ново-Дивеевский женский монастырь. Наш рассказ посвящен предпоследней настоятельнице монастыря – игумении Ирине, которая принадлежала к первой волне русской эмиграции, покинувшей Россию после октябрьского переворота.

Тихая девственная обитель

Сохранилось множество старинных описаний этих паломнических поездок и впечатлений от увиденного, и по ним воссоздается тихая, мирная, молитвенная жизнь святой Дивеевской обители.

«Важно, чтобы монастыри не пошли по пути обмирщения»

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества ответил на вопросы о работе международной научно-практической монашеской конференции

Митрополит Феофан (Туляков)

«С детских лет у меня было непреодолимое влечение служить Церкви Христовой в священно-иноческом сане. С этой целью поступил я в богословские классы духовной семинарии и в духовную академию», – говорил архимандрит Феофана при наречении во епископа Кронштадтского.

Чин Воздвижения Креста: историко–литургический очерк

Богослужебной особенностью праздника Воздвижения Креста Господня, отличающей его в ряду других великих Господских праздников, является вынос на средину храма по окончании великого славословия при пении «Святый Боже» креста для поклонения ему. В некоторых храмах по выносе креста, перед поклонением ему, совершается еще «чин Воздвижения Креста».

Преподобные жены Дивеевские

Преподобные Александра, Марфа и Елена ‒ на этих трех дивных столпах укрепилась Дивеевская обитель.

Молитва и трезвение по учению преподобного Серафима Саровского

Доклад игумении Сергиина международной научно-практической конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях»

Обретение святых мощей блаженных жен Дивеевских

После прославления блаженных Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских в лике местночтимых святых Нижегородской епархии состоялось обретение их мощей.

Скит находится на пути из города Арзамаса в село Дивеево. Свернув от основной дороги, путник какое-то время проезжает по безлюдным полям, но неожиданно его взору открывается чудесная картина: как на ладони два храма и уходящие вдаль просторы.

Журнал «Дивеевская обитель»

Дивеевские издания

Служба и акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму Саровскому…

Молитвослов. Серафимо-Дивеевское правило

Дивное житие батюшки Серафима

Служба новомученицам Евдокии, Дарии, Дарии и Марии Пузинским

Мозаики Благовещенского собора. Успенский храм

Серафимовская библиотека

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ

ЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ

Серафимо-Дивеевские предания

стяжание Духа Святого

Сочинение Иоанна Крестьянкина

«Везде — Серафим!»

Преподобный Серафим Саровский и Грузия

Самый популярный русский святой в Грузии – это святой Серафим Саровский. В любой церковной лавке вы увидите иконы великого русского старца грузинского письма. Ему посвящены церкви в Боржоми и в Дедоплисцкаро.

Земля Богородицы на севере России

Уже пять веков не оскудевает людской поток к святыням Туровца, к чудотворной иконе Путеводительницы. Не уничтожено святое место, отмеченное Царицей Небесной, не стерлось из народной памяти.

Парижский адрес Серафима Саровского

Храм преподобного Серафима Саровского и Покрова Пресвятой Богородицы в Париже мне особенно дорог. Здесь такое пронизывающее ощущение тишины и святости, покоя и молитвенного настроя, что возникает чувство, будто находишься в старинном русском намоленном храме.

Монастырь на краю земли

«Много людей сюда приезжает в поисках какого-то края земли. На Камчатку, на Сахалин, или вот сюда, на Русский остров, едут. Люди из Москвы, из Сибири оказываются во Владивостоке, узнают, что есть монастырь на острове, и приезжают к нам. Но остаются, конечно, единицы». Мы сидим с настоятелем Свято-Серафимовского монастыря на белой скамье возле храма. За храмом возвышаются сопки, покрытые дубняком, как бы закрывая это пространство от остальной части суши. По другую сторону ‒ море, его не видно, но его запах чувствуешь по легкому морскому бризу, он смешивается со сладким запахом цветущего шиповника.

На родине преподобного Серафима

Ровно 985 лет назад, в 1032 году, был основан город Курск. Местами он еще сохранил свой старинный купеческий облик, и тихие старинные улицы напоминают о том времени, когда улица Ленина называлась Большой Московской, а улица Карла Либкнехта – Архангельской, и даже о более ранних временах – когда здесь жил преподобный Серафим Саровский.

Памятник у святых источников

Замечательные здесь места! На одном, относительно небольшом пятачке, сосредоточено множество святынь. Будто особая благодать вылилась на Черемисиновский район Курской области!

Паломникам

  • Как добраться
  • Панорама монастыря
  • План монастыря
  • Как провести день
  • Заказать требы
  • Где остановиться
  • Контакты
  • Дивеево на карте
  • Журналистам

Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Дивеевский монастырь

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Так, наверное, сложилось исторически, что дивеевская земля считается особой, святой землей. Ее выбрала Царица Небесная в последний Четвертый Свой Удел. Нужно отметить, что начало четвертого Жребия Богородицы было положено в городе Киеве. Это произошло в 1758 году.

Сегодня Серафимо Дивеевский женский монастырь является одним из самых почитаемых храмов. Сюда едут паломники со всего мира, чтобы почитать молитвы и преклонится перед иконами, святых, которые находятся в храме.

История Дивеевского монастыря

В летописи Серафимо Дивеевского монастыря собрана вся история существования храма, с момента его создания. Там указано, что в 1760 году вдова полковника Агафья Семенова ехала из Киева в Саров. Проезжая село Дивеево женщина решила остановится отдохнуть. Местом остановки она выбрала местную церковь.

Здесь во время сна к Агафье явилась Богородица. Она ей указала на то, чтобы женщина осталась в селе Дивеево навсегда и при этом построила каменную церковь, при которой будет основана женская община. По Библии именно тут в Дивеево Небесная Царица решила обустроить свой последний жребий, после Афона, Киева и Иверии.

В то время село было похоже не на населенный пункт, а на рабочий поселок. На территории посёлка не было духовной атмосферы, поэтому Агафья сначала вместе со своей дочерью поселилась рядом возле поселка. Спустя некоторое время дочь Агафьи сильно заболела и умерла. Но несмотря на все свои переживания, женщина решила все же выполнить обет и приступила к строительству церкви.

Для этого, она принимает решение поехать на родину и продать все свое имущество. А на вырученные деньги от продажи построить храм. Он был построен в честь Казанской Божьей Матери. После того как строительство было завершено, Агафья занялась обустройством общины. Но для этого нужно было где-то выделить землю.

Подходящий участок очень долго не могли найти, но в 1780 году произошло чудо – Дивеевский помещик Жданов принести землю, которая находилась рядом с церковью в жертву для женского монастыря. На ней по благословению Владимирского епархиального начальства Агафья построила три кельи и огородила их забором. В одной она жила сама, в другой жили послушница, а в третья предназначалась для встречи гостей. Агафья часто бывала в церкви и брала совет у священнослужителей. Она делала достаточно большие вклады в строительство Успенского собора в Саровском монастыре.

Отец монастыря Пахомий взял над сестрами духовное руководство и согласился их вновь обретенную общину обеспечивать питанием из монастыря. Сестры ж в свою очередь занимались рукоделием и шили монахам одежду. Вскоре Агафья тяжело заболела. В 55 лет она умерла.

Нужно отметить, что первое упоминание о Дивеевском монастыре Серафима Саровского было в 1808 году. Когда настоятельницей монастыря стала Анастасия Кирилловна, требования к монахиням тали намного строже. Она стремилась к строгому образу жизни. Она придерживалась строгого устава монастыря, и то же самое требовала от других его жителей.

Спустя некоторое время Серафим Саровский обратился с просьбой к Ксении о том, чтобы она немного смягчила устав для обителей Свято Троицкого Серафимо Дивеевского монастыря. Но несмотря на просьбы Серафима Ксения ему отказала. После чего к нему во сне явилась Богородица и указала на то, что должна быть создана новая обитель. Причем она также указала на сестер, которые должны в нее перейти.

Так и случилось. С тех пор в селе существовало две женские общины. Причем обе находились под строгим контролем полицейских. Наблюдение за ними велось по той причине, сто ни одна из общин не была официально зарегистрированной. Официально их зарегистрировали только в 1839 году.

А в 1942 году они были объединены в одну общину и стали называться «Свято Троицкий Серафимо Дивеевский Женский монастырь».

Святые Серафимо Дивеевского монастыря

В монастыре находится большое количество святых. Но одним из самых почитаемых святых, к которому съезжаются паломники со всего мира являться мощи Серафима святого. О чудесах, которые произошли после преклонения и молитвы им рассказывают достаточно много людей.

Даше необходима помощь

Даше, которая в свои 5 лет не разговаривает, не умеет жевать, ходить, сидеть без поддержки, врачи вынуждены отменить все возможные курсы, оставив только лечебную физкультуру.

В 3 месяца Даша попала в реанимацию, тогда у неё диагностировали синдром Штурге-Вебера. Проявляется он в виде пятна на лице, которое называют «поцелуем ангела». За романтичным названием скрываются двигательные и зрительные нарушения, умственная отсталость, дефицит внимания.
Девочка 12 часов в день проводит в коляске, но обычная коляска не обеспечивает должной поддержки, поэтому семья хотела бы приобрести специальную кресло-коляску Кимба Нео за 199 990 руб.

Если вы хотите, чтобы девочке с такой непростой судьбой было комфортнее жить, вы можете:

Оформить перевод на карту Сбербанка 5336 6900 8575 8219 Юлия С. (сотрудник фонда)
-Воспользоваться сервисами Сбербанка:
— в приложении для Android написать в поиске «БФ ПОМОЩЬ» или ИНН 7810718515
— в iOS зайти на сайт Сбербанка через браузер
Перевод с пометкой «Даша»

Одной из историй поделилась женщина из Самары, которая после посещения Троицкого Серафимо Дивеевского монастыря излечилась. Однажды женщина стала себя плохо чувствовать. У нее начала неметь левая нога, а спустя некоторое время онемела полностью левая половина тела. Врачи после проведения ряда обследований и результатов МРТ обнаружили несколько межпозвоночных грыж. Врачи сразу предупредили женщину, что нужно будет делать операцию.

Но существует огромный риск. Если будет задет нерв, то она останется лежачей до конца своих мирских дней. Несмотря на сильные боли в спине женщина решила поехать в паломнических тур в Дивеево. Очередь к мощам святого была не сильно большая. После вечернего богослужения у мощей святого Серафима, один из священников мотыжкой батюшки легко постукивал по больным местам прихожан.

Женщина подошла к священнику и сказала, что она не хочет операции на спине и рассказала свою историю. Он крестообразно постучал по ее больной спине. По непонятным причинам ей не хотелось уходить из церкви, и она решила еще раз пойти и приклонится к мощам. Дорога домой по словам женщины была легкой.

Дома и на работе все удивились от того, что ей после поездки стало намного легче. А больше всех удивились врачи. Ведь от болезни не было и следа.

Нужно отметить, что иконе Серафима Саровского люди молятся о:

  • здравии,
  • исцелении от тяжких недугов,
  • решении бытовых проблем,
  • умножении любви,
  • укреплении веры.

Нужно также сказать о том, что молитвы к чудотворцу имели невероятное действие исцеления не только после смерти старца, но и при его жизни.

Текст молитвы святому Серафиму:

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления.

Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь

Где находится Дивеевский монастырь

Дивеевский монастырь Серафима Саровского расположился на юге Нижегородской области. Как видно с самого названия он находится в селе Дивеево, что находится на берегу реки Вичкинзы. Для того, чтобы доехать до монастыря необходимо будет преодолеть небольшой путь и сделать несколько пересадок.

И так информация для паломников и православных верян желающим преклонится мощам и вознести молитву к Серафиму Саровскому:

  • Самым удобным способом доехать до монастыря будет до города Арзамас. Оттуда с вокзала Арзамас – 1 (2) ходят общественные автобусы до самого монастыря. По времени поездка от вокзала до храма займет не больше чем полтора часа.
  • Если вы едете на автомобиле из города Москва, то ехать нужно через Балашиху. Не доезжая до Владимир свернуть на Муром. А дальше по указателям через такие города как Навашино и Ардатов доедете до села Дивеево.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео о Дивеевском монастыре:

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Троицкий собор
Спасо-Преображенский собор
Казанская церковь
Домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в восточной части игуменского корпуса
Трапезный храм во имя святого Александра Невского
Больничная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Обитель насчитывает более двух десятков скитов. Из них: Покровский скит в селе Канерга, Кутузовский скит, Никольский скит в селе Автодеево, Понетаевский скит, Свято–Троицкий Белбажский монастырь в Ковернинском районе и другие

Святая Канавка Царицы Небесной
Чудотворная икона Божией Матери «Умиление»
Святые мощи преподобного Серафима Саровского
Вещи преподобного Серафима Саровского
Святые мощи преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены
Святые мощи блаженных жен Дивеевских Пелагии, Параскевы и Марии
Святые мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой)

Начало Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому женскому монастырю было положено в середине XVIII века. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В молодых годах (менее 30 лет) она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры. Однажды после долгого полунощного молитвенного бдения матушка Александра сподобилась видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее благословение основать новую обитель.

С благословения старцев Киево-Печерской Лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась странствовать по России. Путь ее лежал в 1760 году к одной из знаменитых русских обителей — Саровскому монастырю. По совету саровских старцев мать Александра поселилась вблизи Дивеева в деревне Осиновка. После смерти единственной дочери она продала все свои имения и окончательно переселилась в Дивеево. Сначала она благоустроила в Дивееве старинную деревянную церковь. В 1773-1780 годах ее усердием была сооружена каменная Казанская церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. Как и все в Дивееве, первая церковь новой обители была построена матушкой Александрой по благословению Царицы Небесной.

В конце жизни матушка Александра стала устраивать общину, чтобы исполнить указание Божией Матери. В 1788 году местная помещица госпожа Жданова, услышав об обители, обетованной свыше матери Александре, пожертвовала ей 1300 кв. сажен (полдесятины) своей усадебной земли. Преподобная Александра построила на этой земле три кельи с общей оградой. Одну заняла сама, в другой пригласила жить трех послушниц, а третью предоставила для паломников, идущих в Саров. Жила община по строгому Саровскому уставу. Наставником сестер был саровский старец Пахомий. Пища привозилась один раз в сутки с саровской трапезы.

Сестры шили, вязали для саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах.

В 1789 году матушка заболела и по ее желанию была пострижена в схиму. Через несколько дней ее навестили Саровский строитель иеромонах Пахомий с казначеем иеромонахом Исаией и иеродиаконом Серафимом, бывшие в Дивееве проездом. Получив извещение от Господа о скорой кончине, она умоляла отцов-подвижников позаботиться об обители, обетованной ей Царицей Небесной. Ссылаясь на свой преклонный возраст, строитель Пахомий указал ей на молодого иеродиакона Серафима, известного своей духовностью. Матушка Александра просила отца Серафима заботиться об обители, как Сама Царица Небесная изволит его на то наставить.

Преподобная Александра отошла ко Господу 13/26 июня 1789 г., оставив сестер на попечение старцев Саровской обители. В день ее похорон шел такой проливной дождь, что ни на ком не осталось сухой нитки, но отец Серафим по своему целомудрию не согласился даже обедать в обители и тотчас после погребения ушел пешком в Саров. С тех пор он никогда более в Дивеевской обители не бывал.

В 1793 году отец Серафим был рукоположен в сан иеромонаха. Вскоре после кончины старца Пахомия, который передал отец Серафиму заботу о Дивеевской обители, подвижник удалился в Саровский лес.

К 1825 году Казанская община, основанная матушкой Александрой, к этому времени разрослась: число сестер в ней достигло 50. Строгий устав, скудная пища, тяжелые работы и ежечасное молитвенное правило были не под силу многим из поступавших в обитель сестер (принимались и девицы, и жены, и вдовы). Преподобный Серафим просил Ксению Михайловну Кочеулову, бывшую тогда начальницей, смягчить строгость устава, но она не согласилась.

22 декабря 1826 года состоялась закладка мельницы на месте, указанном преп. Серафиму Царицей Небесной. Новая общинка стала называться Мельничной. Сестры должны были вести строгую жизнь и кроме духовных подвигов заниматься физическими трудами. Жизнь в Мельничной общинке походила на апостольские времена единством духа любви ко Христу, Царице Небесной и преподобному Серафиму, взаимной любовью между сестрами. Все было общее, хотя жили бедно и питались скудно.

После смерти преподобного Серафима Мельничная девичья обитель самостоятельно просуществовала всего десять лет. В 1862 году община была возведена в монастырь и игуменьей была назначена Мария (Елисавета Алексеевна Ушакова).

За годы управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой) с 1862 по 1904 годы обитель в основном приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранившийся до наших дней. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор (освящен в 1875 г.), игуменский корпус (1885 г.) с храмом во имя святой равноапостольной Марии Магдалины (1901 г.), трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (1895 г.), колокольня (завершена в 1902 г.), а также около 30 корпусов для послушаний и жилья сестер. Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплетным делом.

Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное послушания. В свиточном шили свитки (рубашки) для саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был очень большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы. В трапезу, просфорню и богадельню была проведена вода из водокачки, снабжающая ей весь монастырь и две бани. У главных ворот монастыря были устроены иконная и бакалейная лавки и караулка.

В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжело больных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители.

Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом. При монастыре было три штатных священника и один диакон. К началу ХХ века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. Только благоустроенное, хорошо отлаженное хозяйство позволяло содержать в порядке монастырь.

После кончины игумении Марии в 1904 году по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до ее закрытия. В 1917 году в монастыре проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы, а численность населения села Дивеево была всего 520 человек. В 1919 году монастырь был преобразован в трудовую артель, но храмы не были закрыты, богослужения продолжались. Все земли, хозяйства, хутора — все было изъято. Сестрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паек.

Но, несмотря на трудности, обитель до закрытия в 1927 году была крупным паломническим центром и принимала тысячи людей, тянувшихся в эти тяжелые годы к святыням Дивеева.

В 1927 году на праздник Рождества Богородицы обитель была упразднена. Большинство сестер рассеялось по округе, некоторые уехали домой. Монастырь оказался за стенами обители.

Игумения Александра с близкими сестрами поселилась в Муроме. Там она сохранила часть дивеевских святынь, которые потом передала своей келейнице монахине Марии (Бариновой), а та, в свою очередь, — протоиерею Виктору Шиповальникову (многие святыни были им переданы возрожденному монастырю в 1999 году).

Молитвенная дивеевская жизнь не прекращалась все эти годы ни на один день. Сестры тайно собирались на молитву, правила не оставляли. До закрытия, в 1937 году, ежедневно ходили на службу в Казанскую церковь. Многих арестовывали и ссылали в лагеря. В рассеянии монастырь просуществовал до конца 40-х годов. Сроки заключения и ссылок заканчивались, и сестры снова постепенно собирались вокруг обители, устраивались на работу. Наступали хрущевские гонения. Службы и требы совершались тайно по домам заезжими священниками. По благословению Святейшего Патриарха Пимена были и постриги.

Возрождение в Дивееве церковной жизни началось в 1988 году, когда власти разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года освятили деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Затем в апреле 1990 г. был вновь освящен Троицкий собор.

21 июля 1991 года было объявлено решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 июля в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского, обретенные в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии. 17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) торжественно, при большом стечении народа посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.

Центром духовной жизни остается Троицкий собор с великой, неоценимой святыней — святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца. В 2000 году состоялось прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой), которые явились новыми помощницами всем прибегающим к ним с молитвами о себе и ближних.

Важными событиями в жизни монастыря явились торжества 100-летия канонизации и 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, отмеченные всеми православными христианами соответственно в 2003 и 2004 годах. В Дивеевской обители были проведены грандиозные работы по реставрации соборов и зданий, восстановлению Святой Канавки, перепланировке монастырской территории, а также благоустройству гостиниц и трапезных для приема многочисленных гостей.

В 2004 году состоялось прославление в лике святых Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии.

Сегодня в Серафимо-Дивеевском монастыре подвизаются более 400 сестер.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.

Поездка в Дивеево, история обители и личные впечатления

В Дивеево, или, как его часто называют, Дивное Дивеево, я стремилась давно. Но все как-то не складывалось. И поэтому когда моя коллега по работе предложила мне поехать туда, я ни минуты не раздумывала. Конечно же! Тем более, многие рассказывали о том, какие чудесные изменения происходили с ними после посещения этой обители. Поездка в Дивеево состоялась в мае 2013 года, во время большого путешествия в Нижний Новгород, Дивеево, Муром и другие города.

План Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

История Дивеево

Село Дивеево расположено в 180 км от Нижнего Новгорода и в 65 км от Арзамаса, почти на границе с Мордовией. Возникло оно в 1559 году. Согласно одному из преданий, первым его владельцем был мурза Дивей, от которого и пошло это название. Иван Грозный за особые заслуги даровал Дивею княжеский титул и наградил землями.

Дивеево оказалось на пересечении паломнических дорог. Во второй половине XVIII века здесь была построена деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца и архидьякона Стефана. В ней паломники и странники находили кров и приют. В 1760-х годах сюда пришла странница Агафья Семеновна Мельгунова (кон. 1720/нач. 1730 — 1789), урожденная Белокопытова, вдова богатого владимирского помещика. После смерти мужа она приняла монашеский постриг под именем Александры. Она-то и стала основательницей Дивеевской обители.

На собственные средства она заложила храм во имя Казанской иконы Божией Матери с двумя приделами — Святителя Николая и первомученника архидьякона Стефана. Преподобный Серафим Саровский предрекал:

Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая … (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас!

В 1788 году на землях, пожертвованных местной помещицей Ждановой, поблизости от Казанской церкви началось строительство. Здесь поселились матушка Александра и четыре послушницы. Именовались они Казанской общиной и жили по строгому Саровскому уставу. Также по благословению Серафима Саровского в 1826 году была устроена Мельничная община.

В 1842 году обе общины были объединены и стали называться Серафимо-Дивеевской. В 1861 году община получила статус монастыря, первой игуменьей которого стала матушка Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова). В 1848 году по проекту архитектора А.И.Резанова началось строительство Троицкого собора, освященного 28 июля (9 августа) 1875 года.

К 1917 году в Серафимо-Дивеевском монастыре проживало 270 монахинь и 1474 послушницы. После революции для монастыря, как и других храмов и монастырей по всей России, настали трудные времена. В 1919 году на базе монастыря была зарегистрирована трудовая артель, а в 1927 году монастырь был закрыт. В 1937 году был закрыт Казанский храм.

С 1988 года началось возрождение монастыря. 31 июля 1991 года в Свято-Дивеевский монастырь были перенесены мощи преподобного Серафима Саровского.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь: фотографии и впечатления от посещения

Село Дивеево

Итак, мы приехали в Дивеево. Само село, население которого около 6,5 тысяч человек, кажется, все ориентировано на паломников. Около монастыря расположились торговцы, вернее, торговки, торгующие тем, что необходимо паломнику. Продаются платки, юбки — в Серафимо-Дивеевском монастыре с этим строго, женщины обязательно должны быть в юбке/платье и с покрытой головой.

Проблема с парковкой около монастыря

Около монастыря есть парковка для машин. Однако к нашему разочарованию, там висела табличка, что мест нет. Учитывая, что я была за рулем Mitsubishi L-200 огромных размеров, это несколько огорчило. Впрочем, как выяснилось, места все-таки есть — наши знакомые, которые ехали на второй машине, запарковались спокойно. Оказалось, что мест нет только для тех, кто приезжает с ночевкой. Но мне, видя надпись, как-то не пришло в голову поинтересоваться, есть ли все-таки парковочные места или нет. Проездив несколько кругов по Дивеево и не найдя свободных (была суббота Пасхальной недели, поэтому народу было много), в результате поставила машину у местных жителей около дома, прямо напротив обители. Все удовольствие — 100 рублей. Правда, помогли развернуться в узком месте.

Как получить разрешение на фотосъемку?

Дальше нужно было получить разрешение на фотосъемку. Меня отправили в паломнический центр. К работающему окошку была очередь. Второе окошко было открыто, но около него никого не было. Однако там сидела суровая монахиня, которая не удосужилась ответить, можно ли получить разрешение. В результате, отстояв очередь, я получила разрешение на фотосъемку, заплатив то ли 30, то ли 50 рублей. Попутно выяснилось, что то же самое я могла сделать и на территории монастыря, там, где оформляют требы.

Здание на территории монастыря

Собор Троицы Живоначальной и Спасо-Преображенский собор в Дивеево

И вот, мы внутри монастыря. Перед нами два огромных собора. Первый, зеленого цвета — собор Троицы Живоначальной, построенный между 1848 и 1875 годами учеником Тона А.И.Резановым, который также принимал участие в строительстве Храма Христа Спасителя в Москве. В Троицком соборе находится рака с мощами Серафима Саровского.

Чуть дальше расположен красивый белый храм — Спасо-Преображенский собор. Его начали строить еще до революции, но освятить не успели. В советские годы в нем помещался тир, потом гараж. Достроен он был в 90-е годы и освящен 3 сентября 1998 года. Увидеть Преображенский собор изнутри нам не удалось — он был закрыт на уборку

Собор Троицы Живоначальной и Спасо-Преображенский собор

Паломников и людей внутри монастыря было много — напомню, была суббота Пасхальной недели.

На территории монастыря

Спасо-Преображенский собор, деталь

На территории Дивеевского монастыря

Мы медленно шли в сторону Святой Канавки — одного из самых знаменитых мест Дивеево. Но о ней — чуть ниже.

Вид на Канавку и монастырское строение

Часовня недалеко от Канавки

Святая Канавка

И вот, наконец мы у Святой Канавки. Серафим Саровский так говорил о ней:

Канавка эта — стопочки Божией Матери. Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев.

Полтораста «Богородиц» — это молитва «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших», которую надо прочесть 150 раз.

Людей, кто идет по Святой Канавке, много. Кто-то читает молитву, перебирая в руках четки. Некоторые идут босиком, останавливаются после каждого прочтения молитвы и крестятся. Другие просто идут, глядя вокруг, разговаривают друг с другом.

Начало Святой Канавки

Вид на монастырские строения

Вид на Троицкий и Спасо-Преображенский соборы со Святой Канавки

Вид на Спасо-Преображенский собор и монастырское здание со Святой Канавки

Вид на Спасо-Преображенский собор и монастырское здание со Святой Канавки

Святая Канавка и строения монастыря

Меня, когда я шла по Святой Канавке, поразил контраст: внутри нее — монастырские строения и стройка большого собора. С другой стороны — обыкновенные дома, огороды.

Небо хмурилось, парило — приближалась гроза (но она все-таки так и не дошла, только несколько капель упало, и все). Оглушительно каркали вороны — в Дивеево их много.

Панорама Дивеевского монастыря

Здание в монастыре

Строительство нового собора

Постепенно приближаемся к окончанию Канавки.

Троицкий собор и колокольня

Спасо-Преображенский, Троицкий соборы и колокольня

Троицкий собор и колокольня

А вот и описание Благовещенского собора, который будет построен на территории обители:

Информация о строительстве Благовещенского собора

Фотографии Дивеево

На фоне грозового неба белоснежный Спасо-Преображенский собор смотрится особо эффектно:

Вид на Казанскую церковь

Троицкий собор, деталь

А потом выглянуло солнце, и соборы засияли.

Купола Спасо-Преображенского собора

Впечатления от поездки в Дивеево

Затем мы пошли пообедать в одну из трапезных. Еда — постные щи и плов с грибами, щедро сдобренные подсолнечным маслом. Работницы трапезной — трудницы, паломницы. К сожалению, о таком слове, как вежливость, они не слышали от слова совсем. Может, слишком много людей и сказалось усталость. Но это их нисколько не извиняет — в одной из тарелок супа обнаружился… таракан ?

Уже после обеда, когда все члены нашей группы собрались вновь, выяснилось, что 2-летнюю Софи, дочку Галины, выгнали из храма, когда они стояли в очереди к мощам Серафима Саровского. Вина маленькой девочки была в том, что она стянула с головы платок — было слишком жарко и голова ребенка промокла насквозь от пота. Мать пыталась снова надеть на девочку платок, однако ребенок стягивал его вновь и вновь. Работник храма в грубой форме вытолкал их прочь.

Из Дивеево я уезжала со смешанными чувствами. С одной стороны — да, безусловно, сильное место, связанное с именем Серафима Саровского. Очень красивый монастырь, кругом — великолепные места. С другой стороны — пресловутый человеческий фактор. Дальше мы поехали на источник Серафима Саровского в Цыгановке, а затем — в Муром.

Экскурсии в Дивеево

В Дивеево можно ехать как самостоятельно, так и с экскурсией. И тот, и другой вариант имеет свои плюсы и минусы. Скорее всего, если вы поедете с экскурсией, то избежите тех накладок, с которыми столкнулись мы. Экскурсовод или сопровождающий возьмет на себя все организационные моменты.

Экскурсии в Дивеево с выездом из Москвы

Экскурсии в Дивеево с выездом из Нижнего Новгорода

Где остановиться в Дивеево

В Дивеево лучше ехать как минимум на два дня, чтобы никуда не торопиться. Думаю, тогда поездка будет вызывать совершенно другие ощущения. Дивеевский монастырь очень красив в вечерней подсветке. Стоит сходить и на службу. В Дивеево немало мест, где можно переночевать, как в весьма скромных, так и роскошных гостиницах. Цены начинаются примерно от 1000 рублей, можно найти и дешевле. Подборку гостиниц и апартаментов в Дивеево смотрите на сайте Booking.com.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь на карте

Координаты: 55°2’26″N 43°14’44″E

Дивеевский монастырь

Женский Серафимо-Дивеевский монастырь в Нижегородской области в селе Дивеево или четвёртый «земной Удел Пресвятой Богородицы».

Окрестности Нижнего Новгорода вызывают интерес многих туристов. В частности, многих интересует село Дивеево, как доехать до него, знают далеко не все любители путешествий.

История Дивеево

Селение было основано в 1559 году. Первым его владельцем считается мурза Дивей. По одной из версий, именно по его имени назвали село.

По другой версии, название произошло от старинного славянского слова «диво» – чудо. Вроде в этой местности часто происходили чудеса.

В начала 19 века история Дивеево развивалась под влиянием преподобного старца Серафима. В этом же веке был построен монастырь, и появился Троицкий собор.

Село известно тем, что его любил посещать последний русский император Николай II со своей супругой Александрой Федоровной.

Сейчас Дивеево представляет собой паломнический центр, в который едут люди со всей России и других стран.

Если вы хотите посмотреть, что есть интересного в этом селе, то следует обратить внимание:

  • Троицкий собор, созданный в середине 19 века. Его главный артефакт – мощи Серафима Саровского – привлекает толпы паломников. Все они едут сюда в надежде вылечиться путем прикосновения к мощам;
  • Спасо-Преображенский собор прошел на своем пути много разных преобразований. В советские годы в нем был склад ненужных вещей, и освятить храм удалось только спустя девяносто лет после постройки. Многие приходят сюда поклониться иконе Святой Параскевы;
  • Святые источники. Это местные водяные артерии, вода из которых обладает целебными свойствами. Однажды здесь нашли икону Божией матери, и на этом месте сделали купальню и возвели часовню. Местные источники помогают людям получить исцеление и избавиться от разных недугов.

Спокойствие и духовное равновесие здесь найдут все желающие.

Как доехать Дивеевского монастыря

Самый удобный путь в Дивеево для паломников – через Арзамас. Этот город пересекает две ветки железной дороги, и соответственно, там работает два жд вокзала. Приехав сюда на поезде, необходимо на общественном транспорте добраться в центр города к автовокзалу. Туда идет большинство городских маршрутов.

Автобусы по направлению Арзамас – Дивеево ходят каждый час с полшестого утра до полшестого вечера. В конце дня из села отправляется маршрутка, которая отвозит паломников к поездам. Где-то в 20.30 ее можно поймать на привокзальных площадях: сделав вояж по городу, водитель собирает пассажиров и едет назад к обители. Объявление, что микроавтобус идет в монастырь, обычно вывешено впереди.

Через Нижний Новгород лучше воспользоваться прямым автобусом до Дивеево. Отправление с автовокзала «Щербинки» в 10.30 каждый день, кроме среды. Помимо рейсового автобуса из Нижнего ходят частные маршрутки: посадка в районе Московского вокзала под виадуком. Также можно добираться до села через Арзамас: в течение дня туда идут несколько рейсов.

Наиболее рациональный путь из Москвы на автомобиле – через Ногинск по владимирской трассе. В областной центр лучше не заезжать, а двигаться по объездной дороге и повернуть на Муром. Этот город находится где-то на полпути от Владимира к Дивеево. Здесь главный ориентир – мост через реку Ока, построенный в 2009 году. Он находится в 5 км к востоку от города, к нему по дороге из Владимира есть несколько вариантов проезда: через Афанасово, Лесниково с выездом на нижегородскую трассу, или же через Ковардицы и непосредственно Муром. После моста дорога дальше идет через несколько населенных пунктов. Последний город перед Дивеевом — Ардатов. Здесь важно не перепутать и не свернуть на арзамасскую дорогу. С западного направления дороги идут по Рязанской области, ориентироваться нужно на большую развязку у Шацка и дальше ехать на северо-восток в город Сасово. Оттуда – прямой путь в Нижегородскую область.

С юга – Мордовия. Село находится недалеко от границы республики, поэтому все дороги сходятся к ее столице – Саранску. От него на север идет федеральная трасса Р158, по которой можно доехать прямо до Арзамаса, а можно свернуть в Лукоянове на Первомайск. Более сложный путь – на северо-запад от мордовской столицы через Старое Шайгово, Краснослободск.

С южной и западной стороны все дороги сходятся в городе Сарове, от которого до Дивеева всего 17 км. Только заезжать в город не надо, а следует двигаться по объездной.

С востока прямого пути нет – только через Нижний Новгород или Саранск.

Серафимо-Дивеевский монастырь находится в центре села, проехать мимо невозможно.

Все по поводу размещения, посещения, расписания служб, экскурсий и т. д. можно узнать в паломническом центре, который расположен в двухэтажном здании у Казанского собора.

Адрес Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря: 607320, Нижегородская область, Дивеевский район, село Дивеево, Серафимо-Дивеевский монастырь.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия II Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил онкогематологический центр Брянской областной детской больницы

Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Брянской области А.В. Богомазом и митрополитом Брянским Александром

В ходе Первосвятительского визита в Брянскую епархию Предстоятель Русской Церкви освятил Успенский собор Свенского монастыря

Предстоятель Русской Церкви возглавил пленарное заседание XXIII Всемирного русского народного собора

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

История

Монастырь был основан во второй половине XVIII в. прп. Александрой Дивеевской (Агафьей Семеновной Мельгуновой), поселившейся ок. 1760 г. в деревне недалеко от Дивеева.

Ее усердием в 1773-1780 гг. в Дивееве была сооружена каменная Казанская церковь, при которой была устроена Казанская женская община, существовавшая под духовным руководством старцев близлежащей Саровской пустыни.

9/22 декабря 1826 г. по благословению прп. Серафима Саровского рядом с Казанской была устроена Мельничная община. В 1842 г., через девять лет после преставления прп. Серафима, они были объединены в Серафимо-Дивеевскую общину.

В январе 1861 г. указом Святейшего Синода был утвержден Серафимо-Дивеевский монастырь.

Первой его настоятельницей стала игумения Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова, 1819-1904). За годы управления игумении Марии обитель приобрела свой неповторимый архитектурный облик: были построены Троицкий собор, игуменский корпус, трапезный храм, колокольня, а также детский приют, богадельня, гостиница, около 30 корпусов для послушаний и жилья сестер. В начале XX в. в Серафимо-Дивеевском монастыре проживало более полутора тысяч насельниц. По словам епископа Нижегородского и Арзамасского Назария (Кириллова), «обитель эта есть поистине чудо милости Божией по молитвам преподобного ее основателя».

19 июля / 1 августа 1903 г. в Сарове состоялись торжества, посвященные прославлению в лике святых прп. Серафима Саровского. 20 июля / 2 августа Дивеевская обитель принимала императора Николая II с императрицей Александрой Федоровной и членами царской фамилии.

После смерти игумении Марии в 1904 г. в игумении была выбрана казначея монастыря — монахиня Александра (Траковская), ставшая последней настоятельницей перед закрытием обители.

После революции в 1919 г. монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. Сестры продолжали соблюдать монастырский устав и уклад монастырской жизни. Обитель покинули немногие. В сентябре 1927 г. монастырь был закрыт, в 1937 г. была закрыта Казанская церковь. В годы советской власти многие монастырские здания и святыни были разрушены.

Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 г., когда власти разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу, 22 апреля 1989 г., была освящена деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери. Весной 1990 г. был вновь освящен Троицкий собор.

Монашеская жизнь в Серафимо-Дивеевском монастыре возобновилась 21 июля 1991 г. — решение Священного Синода было принято в день празднования Казанской иконы Божией Матери. 30 июля 1991 г. в Дивеевском монастыре встречали мощи прп. Серафима Саровского, с тех пор они почивают в Троицком соборе, по слову святого, который предсказывал, что плотью он будет в Дивееве.

17 ноября 1991 г. митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.

В 2000 г. состоялось прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой).

В 2004 г. состоялось прославление в лике святых Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии.

14 апреля 2008 г. учрежден Собор Дивеевских святых, празднование которого совершается 27 июня, на следующий день после дня памяти первоначальницы Дивеевской обители прп. Александры. В Собор Дивеевских святых входят 17 подвижников благочестия — святителей, преподобных, блаженных, новомучеников. Святые мощи восьмерых из них находятся в храмах Серафимо-Дивеевского монастыря.

Храмы

  • Свято-Троицкий собор (освящен в 1875 г.). Собор является пятипрестольным: центральный престол освящен в честь Живоначальной Троицы; остальные престолы — в честь иконы Божией Матери «Умиление», прп. Серафима Саровского, Владимирской иконы Божией Матери, Третьего обретения главы Иоанна Крестителя. В 1927 г. собор был закрыт и частично разрушен. В 1989 г. передан Нижегородской епархии. 31 марта 1990 г. возобновились богослужения. С 1 января 1991 г. службы в главном Дивеевском соборе совершаются ежедневно.
  • Спасо-Преображенский собор (строительные работы завершены в 1916 г., не был освящен из-за революционных событий). В 1991 г. собор передали возрожденному монастырю. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 г. В соборе еще четыре придела: Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, Всех святых, иконы Божией Матери «Тихвинской» и Новомучеников Российских.
  • Казанский собор (1773-1779). После закрытия монастыря в нем долгое время был склад. Передан монастырю в 1992 г. Освящение главного престола состоялось 31 июля 2004 г. В храме действуют приделы св. Стефана, свт. Николая, прп. и блж. Жен Дивеевских, свщмч. Серафима (Чичагова) и новомучениц Дивеевских.
  • Церкви Рождества Христова (освящена в 1829 г.) и Рождества Богородицы (освящена в 1830 г.). Их повторное освящение состоялось в 1992 и 1993 гг. соответственно. Рождественские церкви нередко называют приделами, однако это были отдельные от Казанской церкви храмы.
  • Домовая церковь св. равноап. Марии Магдалины в восточной части игуменского корпуса (построена в 1902 г.). Освящена повторно в 2006 г.
  • Трапезный храм св. блгв. кн. Александра Невского (построен в 1895 г.). Повторное освящение состоялось в 2000 г.

Скиты

Обитель насчитывает более двух десятков скитов. Из них: Покровский скит в с. Канерга, Кутузовский скит в с. Кутузовка, Никольский скит в с. Автодеево, Серафимо-Понетаевский скит, Свято-Троицкий Белбажский монастырь в Ковернинском р-не, скит в честь Всемилостивого Спаса в с. Нуча, Меляевский скит в с. Меляево, Знаменский в с. Хрипуново и др.

Святыни

Мощи преподобного Серафима Саровского; чудотворная икона Божией Матери «Умиление»; канавка Царицы Небесной; вещи преподобного Серафима Саровского; мощи преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены; мощи блаженных жен Дивеевских Пелагии, Параскевы и Марии; мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой).

Святые источники

Казанский (самый древний); целителя Пантелеимона; Александры Дивеевской; Иверский; прп. Серафима Саровского (наиболее чтимый, расположен у пос. Цыгановка)

Настоятельница — игумения Сергия (Конкова).

Серафимо-Дивеевский монастырь — четвёртый земной удел Богородицы

Адрес: Россия, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево
Дата основания: 1780 год
Основные достопримечательности: собор Троицы Живоначальной (1875 год), собор Спаса Преображения (1916 год), церковь Казанской иконы Божией Матери (1780 год), Колокольня (1901 год), церковь Рождества Христова (1829 год)
Святыни: святая Канавка, икона Пресвятой Богородицы «Умиление», ковчег с мощами старцев Глинской пустыни, вещи преподобного Серафима Саровского
Координаты: 55°02’24.2″N 43°14’44.0″E

Краткая история и описание

Согласно православному преданию, четыре духовных обители на Земле Божья Матерь взяла под своё особое покровительство. Известны её земные уделы — Иверская земля в Грузии, греческая гора Афон, Киевская Лавра и Дивеево, на которые Царица Небесная изливает свои божьи милости, бывая Сама лично по три часа в день в каждом из этих мест.

Монастырь с высоты птичьего полёта

История монастыря в селе Дивеево началась в 1760 году, когда странствующей монахине Александре, в миру Агафье Семёновне Мельгуновой, Богородица явилась во сне со словами: «Здесь твой предел, предназначенный тебе Божественным Промыслом.

Живи и угождай здесь Господу до конца своих дней. И я всегда буду с тобой и в пределе твоего жительства я создам обитель, равной которой нет на всём свете.

Вид на Серафимо-Дивеевский монастырь со стороны реки Вичкинза

Это мой четвёртый земной удел во Вселенной». С этого времени началось устроение общины. В 1773 — 1774 годах матушка Александра на собственные средства воздвигла церковь Казанской иконы Божьей Матери. В 1788 году местная помещица Жданова, услышав об обители, обетованной свыше, пожертвовала 1300 кв. сажен своей усадебной земли, прилегающей к Казанскому храму. На этой земле матушка Александра построила несколько келий с общей оградой, где поселилась сама с четырьмя послушницами. Сёстры жили по строгому Саровскому уставу, проводя дни в усердном труде и ежечасно (то есть 24 раза в сутки) вставая на молитву.

Собор Спаса Преображения

Скудная пища привозилась один раз в день с трапезной Саровского монастыря. Незадолго до своей смерти, в 1789 году игуменья Александра постриглась в Великую Ангельскую схиму и поручила принять попечение о Дивеевском монастыре иеродиакону Серафиму, известному своими духовными подвигами. В 1794 году Серафим удалился в лес в 5 км от Дивеево и устроил там маленькую келью, посвятив себя аскетическому житию. В продолжение 30-летнего подвижничества иеродиакон зимой и летом носил одну и ту же убогую одежду, питался картофелем, свёклой и снятью, выращенными на своём пустынном огороде. В начале отшельничества отец Серафим брал хлеб из обители, и из своей недельной порции часть отдавал медведям и другим диким зверям, которые приходили к месту его молитвословия.

Собор Троицы Живоначальной

Позднее отец Серафим принял подвиг столпничества и прожил 1000 суток на каменном валуне. Выдержав трёхлетний обет молчания, Серафим сподобился явления Богородицы, повелевшей ему выйти из затвора. За покаянные подвиги преподобный получил дар исцеления и прозорливости, и люди со всей России потянулись к нему за советом.

Однажды келью Серафима посетил помещик Михаил Васильевич Мантуров в сопровождении слуг. Михаил страдал от тяжёлой болезни ног. Лучшие врачи из Москвы и Петербурга не могли остановить раздробление костей. После того, как старец помазал Михаилу Васильевичу ноги елеем, страждущий неожиданно почувствовал, что впервые за многие годы может стоять.

В благодарность за исцеление помещик обрёк себя на добровольную нищету, продал своё имение и стал преданным учеником Серафима. При содействии Мантурова была основана Мельничная община, возглавляемая сестрой помещика — Еленой Васильевной Мантуровой. В 1842 году, через 9 лет после смерти преподобного Серафима две общины объединились в одну, а в 1861 году обитель получила статус монастыря. В 1903 году в Дивеево приезжал император Николай II и беседовал с блаженной Пашей Саровской, предсказавшей ему рождение наследника, царевича Алексия, революцию 1917 года и крах династии Романовых.

Паломничество в Серафимо-Дивеевский монастырь — в гостях у Серафима Саровского

Главная дивеевская святыня — Святая Канавка — вырыта вдоль тропы, по которой ступала сама Богородица, явившаяся преподобному Серафиму. Эту канавку, окружавшую Мельничную общину, сёстры вырыли своими руками, обнесли валом и обсадили крыжовником. По преданию, когда Антихрист придёт на Землю, Святая канавка будет высока до небес и преградит ему путь. Серафим говорил, что паломник, идя по канавке, должен прочесть 150 раз молитву «Богородице Дева радуйся!». Также посетителям разрешается прихватить с собой горсть целебной земли с канавки.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

У конца канавки есть часовня имени отца Серафима, где паломникам раздают «лечебные» сухарики, окроплённые святой водой и освящённые молитвой — это придаёт им благословение. В монастырь едут, чтобы поклониться чудодейственным мощам Серафима Саровского, совершить омовение в купальнях с целебной водой. Но даже неверующему человеку всё-таки стоит сюда приехать. Дивеевская обитель потрясает великолепием храмов, особенно красивы Троицкий и Преображенский соборы. В Троицком соборе, за ракой с мощами установлены витрины, где хранятся личные вещи батюшки Серафима: кожаные рукавицы, богослужебное облачение, нательный железный крест.

Слева направо: церковь Александра Невского, колокольня, собор Троицы Живоначальной, собор Спаса Преображения

Территория монастыря утопает в цветущих розах, а обходя Святую Канавку, за оградкой можно увидеть огромную лиственницу. Это дерево сёстры посадили в 1904 году в память о рождении царевича Алексея, о чём свидетельствуют иконы царской семьи, подвешенные на стволе и оградке.

«Все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев»
/ Серафим Саровский /

Про Дивеево можно сказать словами А.С. Пушкина «. как много в этом звуке для сердца русского слилось. » Одни величают его Четвёртым Уделом Пресвятой Богородицы на земле, другие – Дивным Дивеевым, третьи – духовным центром России.

«О святой дивеевской земле, о Серафимо-Дивеевском монастыре, о батюшке Серафиме написано великое множество книг, газетных и журнальных статей, очерков, рассказов, путевых заметок не только в нашей стране, но и за рубежом. Они переиздаются на разных языках мира огромными тиражами. » /Шекуров В.А., Шекурова Н.А./

«Кто не знает, что преп. Серафим Саровский – чудотворец, то есть чудо творящий? Серафим Саровский – чудотворец. Так мы обычно говорим.
Не потому ли, что чудо – это сам Серафим, вся его земная жизнь. » /Шекуров В.А., Шекурова Н.А./

. В храмах дивеевских хранятся чудотворные иконы, мощи преподобного Серафима Соровского, преподобных жен Дивеевских, Дивеевских Христа ради юродивых, которые и после своей смерти продолжают оказывать помощь каждому по вере его.

«В Троицком соборе в раке хранятся мощи Саровского и всея Руси чудотворца , а также некоторые вещи преподобного Серафима : нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка. И до сих пор, как и сто лет назад, от этих святынь подаётся людям благодатная помощь и исцеления. »

«. С диагнозом «мастопатия груди» я побывала в Дивеево и там искупалась в источнике и приложилась к мощам преподобного Серафима Саровского . Когда я вернулась домой, то через неделю вспомнила, что грудь у меня не болит. » / Чудеса Троицкого собора в Дивеевае /.

«. у этой паломницы было варикозное расширение вен и ноги сильно чесались. Три-четыре дня она так помазывалась и почувствовала облегчение. Тогда решила использовать весь пузырек. Его хватило на две недели. С тех пор ноги у неё не болят. » / Чудеса Казанского собора в Дивеевае .

На фото – Православные святыни Дивеева: часовня преподобного Серафима Саровского , в которой всем паломникам раздаются сухарики от Батюшки Серафима, далее расположен Собор Преображения Господня Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

. Одной из главных святынь Дивеева – Четвёртого Удела Пресвятой Богородицы – является Канавка Царицы Небесной.

«Святая Канавка была создана по воле Божией Матери, которая явилась преподобному Серафиму, и указала ему, каким образом необходимо обносить рвом и валом место ранее основанной православной общины. По воле Царицы Небесной это должно быть обустроено трудами сестёр общины. Копать Канавку начал сам Батюшка Серафим. Её сооружение продолжалось на протяжении 3,5 лет. »

«В мае 2006 года я был в Дивееве и взял там земли с Канавки. Когда приехал домой, поделился землёй с соседкой, у которой сестра болела раком. Она была уже неоперабельная, так как пошли метастазы. Я посоветовал, чтобы сестра соседки приложила землю с Канавки к больному месту с верой в помощь Царицы Небесной и с молитвой к преподобному Серафиму Саровскому. Больная так и сделала и почувствовала. » / Дивеево: Чудеса Святой Канавки /.

На фото – Православные святыни Дивеева: Канавка Царицы Небесной зимой.

. Особую известноть Дивеевской земле принесли её святые источники. Известность эта связана с многочисленными случаями чудесных исцелений, которые уже на протяжении нескольких веков происходят в их целебных водах.

«. Евдокия Александровна Эмнер, живущая в селе Татарская Лака, Керенского уезда, Пензенской губернии, долгое время не владела одною рукою и одною ногою, после же купанья на источнике совершенно выздоровела. »
«. крестьянка Матрона Петрова, страдавшая беснованием, получила ис­целение на источнике отца Серафима. » / Чудеса исцеления на источнике преподобного Серафима Саровского /.

«Теперь сходи на источник матушки Александры и девять раз окунись с головой». Пошла, сделала, как велел: пью ледяную воду, а глотать – не больно! Так все и прошло. » / Дивеево: Чудеса источника преподобной Александры Дивеевской /.

На фото – Православные святыни Дивеева: часовня и купальня источника преподобной Александры Дивеевской .

Прежде чем начать нашу виртуальную экскурсия по Дивееву , рекомендуем ознакомиться с тем, что же представляет собой Феномен чудесного исцеления .

P.S.
Уважаемые вебмастера, так вдохновенно пишущие о вере, о Боге, о Православии, о милосердии и т.п., не забывайте, пожалуйста, делать соответствующие ссылки на копируемые Вами материалы. Бог Вам в помощь …

Страница создана 10.12.2008. Последнее обновление 03.10.2019. Права не защищены, но при копировании имейте совесть : делайте соответствующие ссылки. Спаси Вас, Господи!

Ссылка на основную публикацию