Чуркинский монастырь в астраханской области

Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь

Высокого́рский Успе́нско-Никола́евский Чу́ркинский монасты́рь (Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь) — недействующий мужской монастырь Астраханской епархии Русской Православной Церкви, расположенный неподалёку от села Большой Могой Володарского района Астраханской области.

Содержание

В 1568 году нынешний Чуркинский остров был передан во владение Астраханскому Троицкому монастырю.

По монастырскому преданию первую церковь в середине XVI века здесь построил основатель Троицкого монастыря, преподобный игумен Кирилл. Церковь была освящена в честь святителя Николая Чудотворца, покровителя всех по морю плавающих.

В XVII веке Чуркинский учуг перешёл во владение Астраханского Спасо-Преображенского монастыря.

В 1670-х годах здесь появился новый необычный насельник. Как повествует монастырское предание, принимавший участие в казни священномученика Иосифа митрополита Астраханского, палач Ларька, жегший его на костре, неожиданно получил вразумление через болезнь, и, осознав, что наказан за грехи, удалился от всех сюда, в низовье Волги, выкопав себе пещеру на бугре, стоявшем близ учуга. Получив за то, что мучил привязанного к бревну (чурке) святителя, прозвание Чурки, этот бывший палач, так и остался в памяти народной с этим именем. Подвизавшись многие годы в посте и молитве пещерник Чурка скончался здесь, и погребён был монахами.

С этого времени вслед за ним и другие подвижники стали рыть пещеры в бугре. В начале XVIII века и саму Никольскую церковь перенесли на «Высокую гору», как в народе называли Чуркинский бугор, за его превосходство над всеми другими буграми в округе. Так за монастырём закрепилось название Чуркинского.

В 1762 году при епископе Астраханском Мефодии (Петрове) Чуркинская пустынь из подворья Спасо-Преображенского монастыря превратилась в самостоятельную обитель. При этом же архиерее пустынь пережила свой первый расцвет. Были выстроены каменный Никольский храм и каменная ограда с четырьмя башенками.

При монастыре был богатый виноградный сад и большое стадо из лошадей местной «Архиерейской» породы. Благоденствие обители продолжалось до 1806 года, когда рыболовные воды, принадлежащие ей, были отобраны в казну. Монастрырь оскудел, так что шли разговоры о целесообразности его дальнейшего существования. Новый расцвет обители был связан с именем архимандрита Евгения, назначенного её настоятелем в 1840 году. За советом и помощью к нему тянулись люди из разных уголков Астраханской губернии.

В 1854—1867 годы настоятелем был архимандрит Паисий, при котором в монастыре был выстроен Успенский собор и были возвращены монастырские рыболовецкие воды. Архимандрит Паисий был воспитанником Глинской пустыни и стал приводить устав Чуркинского монастыря в соответствие с её уставом. Богослужение здесь начиналось в два часа ночи и длилось до полудня, монахи не имели никакого имущества, и жили в полном послушании настоятеля и старцев. Чуркинский монастырь в годы его расцвета сравнивали с Оптиной пустынью. В начале XX столетия было около 150 человек.

То, что начал архимандрит Паисий, было продолжено при архимандрите Македонии (Жирове) (1900—1914), также выходце из Глинской пустыни, который привёз с собой на Чурку несколько десятков монахов. Также этих монахов посылали в другие астраханские мужские монастыри, для укрепления в них монашеского духа.

В 1910 году при монастыре был основан Иоанно-Предтеченский скит, настоятель его иеромонах Досифей (Кузьмин) позже последний архимандрит монастыря, был старец высокой жизни, молитвенник.

В 1919 году монастырь был закрыт. В 1930 году были снесены колокольня и собор, кирпич от которых возили в посёлок имени Володарского для строительства рыбокомбината. Сломали в то время и все здания скита, и большую часть зданий в монастыря.

В бывшем монастыре впоследствии располагались то интернат, то санаторий, то туберкулёзная больница. Последней в оставшихся от монастыря помещениях, находилась психбольница, которую закрыли в начале 1990-х годов.

Современное состояние

Весной 2004 года началось возрождение монастыря. Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона (Карпухин) обратился к местным властям с просьбой о передаче комплекса зданий монастыря в собственность епархии. 30 июня 2005 года правительство Астраханской области приняло решение передать комплекс Высокогорской Успенско-Николаевской общежительной Чуркинской мужской пустыни в собственность Астраханской и Енотаевской епархии.

При монастыре действует Дом временного пребывания для алкоголе- и наркозависимых. Подопечные прибывают в монастырь по направлению от храма Казанской иконы Божией Матери г. Астрахань, трудятся на послушаниях, получают от монастыря питание и рабочую одежду.

В июле 2014 года в храме бывшего монастыря мироточила икона. В октябре мироточила уже 21 икона.

В настоящее время монастырь находится в стадии восстановления, производится работа над кровлей настоятельского корпуса, заканчивается отделка будущей паломнической гостиницы.

Престольные праздники

Чуркинский монастырь в астраханской области

Октябрь 13, 2015

03:37 pm — Чуркинский монастырь
В субботу с близким человеком зашли в цейхгауз, Кремль, где обнаружили выставку православной архитектуры. Ее авторы — студенты. И одним из объектов, предлагавшихся ими к реставрации, стал Чуркинский монастырь.

Монастырь не столь широко известен, хотя относится к числу одного из самых старых православных объектов на Нижней Волги. Он расположен в 70 км от Астрахани, за селом Большой Могой, чуть юго-восточнее Володарского. А вид на сам Большой Могой открывается с разрушенной церкви.

Село — ныне преимущественно казахское — изначально было заселено русскими крестьянами, после отмены крепостного права перебравшимися сюда с верховьев Волги. В 1905 году на деньги общины и купца 1-й гильдии Федора Ясырина была построена эта церковь. Незадолго до первой мировой войны здесь была открыта и церковно-приходская школа на 60 мест.

В 30-е годы церковь была закрыта и с той поры не восстанавливалась. Ее окрестности облюбовали всякие живые существа, включая данную гадюку.

Часть стен разрушена, но рано или поздно храм будет восстановлен. Его возрождение останавливает отсутствие паствы. Русских здесь живет мало, и рядом расположен очень интересный и работающий храм в Ильинке, а также упомянутый выше Чуркинский монастырь.

Церковь носит имя Трех святителей — Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова.

В пяти километрах от Большого Могоя расположен Чуркинский монастырь.

Это сооружение, похожее на водонапорную башню, главное, что от него осталось. Есть еще несколько двухэтажных корпусов XIX века. И колокольня, и старая церковь, и стены были снесены в 30-е годы.

Когда-то это выглядело так:

Монастырь имеет очень древнюю историю. В 1568 году — всего спустя десять лет после присоединения Астрахани к России — эти богатые рыбой места были отведены Астраханским монахом. По приданию, первую церковь здесь основал еще игумен Кирилл, построенная под руководством которого часовня является самым старым зданием в Астрахани.

На протяжении последующих 450 лет обитель развивалась, а в 1762 году была преобразована в самостоятельный монастырь. Спустя еще сто лет здесь был построен великолепный каменный храм со звонницей, чья фотография приведена выше.

После революция судьба монастыря сложилась плохо. Часть зданий, включая храм и колокольню, были разобраны на кирпич для строительства Володарского рыбокомбината. А в монашеских кельях разместилась психиатрическая больница.

В 90-е годы, будучи председателем Комитета областной Думы, я помогал в переводе больницы из обители и присвоении комплексу статуса историко-архитектурного памятника. Сегодня монастырь возобновил свою работу. В нем всего три обитателя, но многовековой дух православной твердыни привлекает множество паломников. Отец Феодосий, проводящий здесь службы, показывал мне мироточащие иконы, с великой степенью трогательности и праведной гордости рассказывая про возрождение обители.

Чуркинский монастырь в астраханской области

Необъяснимое чудо произошло в Чуркинском монастыре – в течение лета друг за другом замироточили семь икон. На данный момент мироточат уже больше 60-ти.

Первой замироточила икона Святых царственных мучеников, на которой изображены семь фигур царской семьи Романовых. “Слезы” пошли на образах царя Николая и царицы Александры. Благовонное масло текло с головы и до шеи. Это заметили 22 июня послушники Чуркинской обители. Примечательно то, что чудо мироточения совпало с днем начала Великой Отечественной войны. Тогда, в 1941 году, 22 июня тоже выпало на воскресенье. Такие совпадения выпадают редко, – поделился наблюдениями иеромонах Николай.

В день убиения святых Ипатьевских мучеников, который отмечается 17 июля, замироточили и остальные образы этой иконы.

Все чудеса сопровождались многозначительными совпадениями и знамениями. А 7 августа, в день обстрела храма Божией Матери в центре Луганска, замироточил и голгофский крест.

Так называемые “слезы” появились и на голгофском кресте, изображающем распятие Иисуса Христа. Образ Спасителя мироточил дважды. Впервые чудо произошло вечером 7 августа. Как потом оказалось, в это же время около 19.30 неизвестные обстреляли храм Божией Матери в центре Луганска. “Миро текло почти по всему образу Христа, и даже с его нимба, который сделан из металла. А 26 августа образ замироточил вновь. На этот раз масло лилось из мест, где были вбиты гвозди в тело Христа – на руках и ногах”, – рассказывает иеромонах Николай.

Несмотря на то что Чуркинская пустынь расположена в семидесяти километрах от Астрахани и надо ехать через паром у села Большой Могой, еженедельно сюда приезжает множество паломников. А произошедшие в монастыре чудеса стали привлекать еще больше верующих. «Как только я услышала об этом, сразу отправилась посмотреть на иконы. От них исходит такая благодать, которую нельзя передать словами. Я расцениваю это чудо как знак свыше. Бог готовит нас всех к какому-то важному событию». В Чуркинском монастыре уже были зарегистрированы три случая исцеления.

Чуркинская пустынь появилась в конце 16 века как подворье Спаса-Преображенского монастыря. В 1762 году из подворья она превратилась в самостоятельную обитель. В 1919 году монастырь закрыли, а в стенах подсобных помещений был образован детский интернат. В 1930 году были снесены колокольня и собор обители, кирпич от которых возили в поселок им. Володарского для строительства рыбокомбината. Сломанной оказалась большая часть зданий в обители. Здесь же впоследствии располагались то интернат, то санаторий, то туберкулезная больница. Последней в оставшихся от монастыря помещениях находилась психбольница, которую закрыли в начале 90-х годов. Возрождаться обитель стала только в 2004 году.

О чуде мироточения:
«В Чуркинском монастыре мироточат 59 икон»

«Чудо в астраханском Чуркинском монастыре»

Как астраханку нечистая сила в монастырь не пускала

В Астраханской области очень много мест, достойных внимания. В этом я еще раз убедилась, отправившись в Чуркинский монастырь. Он известен паломникам и жителям области прежде всего тем, что там мироточат иконы, а также исцелениями, рассказы о которых передаются из уст в уста. Но лучше один раз увидеть, поэтому утром мы прыгнули в машину и взяли курс на Володарский район.

Черти не пускают

По пути обычная процедура – заправка транспортного средства. Мы заезжали на нее дважды, но длинная очередь, казалось, только увеличивается. “Такое бывает, – сказал мой друг. – Как будто нечистая сила не пускает, чинит препятствия”. Надо признаться, похожие выражения я уже слышала от паломников. Многие из них замечают, что перед предстоящей поездкой у них постоянно что-то случается. Решили заправиться в другом месте, на выезде из города… Но туда еще нужно добраться. Перед Славянским рынком попадаем в пробку и буквально плетемся… Боимся опоздать на паром. Перерыв в его работе – 2 часа. К счастью, больше сложностей не возникало. Почти час в пути пролетел незаметно. И вот, перебравшись на пароме через речку, мы оказались в селе Большой Могой, свернули по указателю и еще минут через 10 добрались до места.

Кусочек чуда

Первым делом отправились в часовню. Кроме нас, там еще человек 5. И тут меня как будто взяли за руку и потянули вперед. Я остановилась у мироточащей иконы блаженной Ксении Петербургской. Странное совпадение, ведь она моя покровительница… После смерти мужа Ксения Григорьевна раздала свое имущество нищим и избрала для себя тяжелый путь. Под стеклом на полотне видны мелкие капли, вроде росы. Конечно, они еле заметны, но проступают. Внизу иконы смотрители заботливо уложили вату, которая впитывает в себя эту появившуюся чудом влагу. Говорят, если приложить к ноющему, беспокоящему месту кусочек такой ваты, то боль проходит, а рана быстрее затягивается. Нам тоже дали эту вату. Бесплатно.

Всё не просто так

Когда другие паломники уехали, к нам подошел смотритель и спросил, впервые ли мы на территории Чуркинского монастыря? Я здесь действительно в первый раз. Поэтому он вызвался нам провести небольшую экскурсию, сопровождающуюся рассказом и просмотром фотографий. Оказалось, что часовня стоит не на своем историческом месте. А там, где раньше был храм, сегодня разбиты клумбы. Над одной из них возвышается крест. Показали нам и могилу настоятеля – старца Евгения.
Когда он в 19 веке принял под свое управление Чуркинскую пустынь, нашел здесь полную разруху. Через десять лет обитель была уже благоустроена, выстроены новые храмы и кельи.
По словам нашего рассказчика, перед самой своей кончиной старец Евгений много предсказывал, говоря о будущем Чуркинской обители: “Чуркинскую обитель прославит Бог, много-много будет стекаться сюда людей, как в древних и прославленных монастырях русских”.
И действительно, вот уже несколько лет сюда не зарастает народная тропа. Жители области и соседних регионов, несмотря на то что добираться приходится с трудом (зачастую от парома по бездорожью идут пешком), приезжают посмотреть на мироточащие иконы, помолиться, попросить исцеления для себя и близких и просто помолчать о своем.
Известно и другое предсказание старца Евгения. Он говорил, что недалеко от обители будет возведен город. Так и вышло. В десяти километрах от обители в конце XX века появился промысел Чурка, превратившийся в небольшой рыболовецкий поселок, ныне известный как Володарский. Сейчас это районный центр.
На мой вопрос, известны ли случаи исцеления после посещения монастыря и могилы старца, смотритель, потупив взор, ответил, что сюда возвращаются благодарить, значит все не просто так…

Блог вне дорог!

При всей нашей любви к путешествиям, с сожалением осознаем, что историю родного края, мы знаем не на отлично. По мере возможностей мы стараемся восполнять пробелы в знаниях и исследовать природные и архитектурные достопримечательности. Одной из таких достопримечательностей с тяжелейшей судьбой является Чуркинский монастырь.

Учитывая мое неоднозначное отношение к служителям культа, поездка носила исключительно этнографический характер и, многие факты и легенды не являются для меня правдой или истиной. Чего и вам советую.

Если вы с другого города, хотите посетить это место и, вам нужен проводник-водитель, пишите на vit.erofeev@gmail.com — договоримся.

Случайно попалась эта статья. я в шоке. Когда -то там был туберкулезный санаторий. Мой отец был главврачом. Я пошла там в первый класс большемагойской школы. Там было красиво..аллеи из шиповника. дорожки. здания в нормальном виде. под бугром большой сад где д.Саша Фролкин был агрономом..там росли белые персики. я сколько живу, такого чуда не видела..Был бооольшой шикарный сад..теплица. Был свой кумысцех. ледник (погреб куда зимой на санях возили большие куски льда) Много чего было..и так тоскливо смотреть на нынешние фото. Хочу добавить маленький исторический факт..когда решили выкопать канализацию со столовой , то на склоне бугра со стороны башни водокачки откопали захоронение монахов.. Гробы лежали в один ряд и ни кто не знал, что там есть захоронения.. Мы были детьми ..бегали смотрели. вытащили пару гробов. там были скелеты с длинными волосами и в черных одеяниях.. в гробах лежали куски парчи. большие кресты с камнями, перламутровая икона богоматери вырезанная как говорили на большой ракушки.. пистолет ..деньги. Дальше не копали. поставили сторожа..вызвали людей с Астрахани..прилетели на вертолете. Все забрали и улетели.. А с обратной стороны бугра..в сторону 17квартирного мальчишки копали норы ..откопали руку и их привалило. чуть спасли..Говорили, что после смерти Сталина, его памятник разбили по частям и закопали в разных местах..кто его откопает, тот умрет и бугор уйдет под воду. Под клубом раскопали погреб, выложенный камнями и бочки с мочеными арбузами. Это бугор таит в себе очень много тайн..и земля там была намолена веками до революции.

Ух-ты! Спасибо вам за такой развернутый и познавательный комментарий!

Самые известные астраханские старцы

В предыдущих выпусках нашей рубрики уже рассказывалось о почитаемом в нашем городе старце Иоакиме, похороненном в начале XX столетия на старом кладбище. Все прекрасно знают место его захоронения и даже ведут тетрадь, где люди оставляют свои истории об исцелении, полученном по молитвам старца. Сегодня нам предстоит познакомиться с остальными наиболее известными старцами нашего города. Что же это за загадочное явление старчества? По словам иеромонаха Трифона Туркестанова (в последствии митрополита) в его диссертации, являющейся первой теоретической работой по старчеству говорится, что до падения человеком руководил сам Бог, но после преступления Адама такое непосредственное руководство стало невозможным, возникла потребность в особом руководителе-старце, а само руководство превратилось в особое аскетическое делание. Киевский богослов В.И. Экземплярский связывает возникновение старчества с рождением монашества в IV в. Для него старчество — сугубо монашеская практика, иногда раскрывающаяся для мирян, но созданная и хранимая только иноками. Когда избравший жребий монашества еще стоит в начале нового поприща, до принятия иноческих обетов, ему обыкновенно назначалось быть учеником или послушником какого-либо многоопытного монаха, который и именовался старцем, хотя мог быть и не столь стар по возрасту. Главным принципом здесь являлось абсолютное отсечение своей воли у послушника, вплоть до того, что он делился со своим наставником любым движением своей мысли. Таким образом, мы можем сделать вывод, что старчество — особая монашеская практика, но старческий опыт доступен и тем, кто идёт по пути духовного развития, отстраняется от всего мирского. Таких людей негласно считают святыми ещё при жизни. К ним тянутся за советом, молитвенной помощью. Большинство старцев прошлого канонизированы в лике святых еще греческой православной церковью. Ими были преподобный Антоний Великий, святители Николай Чудотворец и Спиридон Тримифутский. В нашей стране старчество получает расцвет после крещения Руси. Самые известные и особо почитаемые старцы в России — преподобный Феодосий Печерский, Александр Свирский, Сергий Радонежский и Серафим Саровский, а также оптинские старцы. И в XX в были старцы., которые беспрестанно продолжали молиться за свой народ в самые тяжёлые для страны времена, среди них побывавший в Астрахани Иоанн Кронштадский, Серафим Вырицкий, прошедший сталинские лагеря Лука (Войно-Ясенецкий).

Астраханский старец архимандрит Евгений.

Чудеса, происходящие сегодня в Чуркинской пустыни.

Наш город также был известен своими молитвенниками. И сегодня к нам устремляются паломники из разных городов. Общероссийской известностью всегда пользовался Чуркинский монастырь, история которого восходит к начальной истории Астрахани.В 1568 г. после приезда в Астрахань игумена Кирилла указом царя Иоанна Грозного к новооснованному в Астрахани Троицкому монастырю были приписаны земли и рыболовные воды в низовьях Волги. Среди них был и Чуркинский остров, располагавшийся тогда почти на самом берегу Каспийского моря. Здесь преподобный игумен Кирилл воздвиг церковь в честь святителя Николая Чудотворца, принеся с собой и древний образ этого угодника Божия, почитавшийся чудотворным. Тут же находилась впоследствии чудотворная икона Смоленской Божией Матери, которая, по приданию, по воде пришла к монастырскому учугу, чудом уцелев от разинских разбойников, которые хотели её сжечь. Расцвет обители был связан с именем архимандрита Евгения, назначенного ее настоятелем в 1840 г. Это был старец, за советом и помощью к которому тянулись люди из разных уголков Астраханской губернии и даже России. При нем Чуркинская Пустынь приобрела такое значение, что ее сравнивали с Оптиной Пустынью, центром Российского старчества. Архимандрит Евгений до сих пор почитается за астраханского чудотворца, он погребен за алтарем храма, многие на его могиле получают исцеления, помощь в сложных жизненных ситуациях. Чувствуют люди молитвенную помощь и других монастырских старцев, которых немало погребено в Чуркинской пустыни. С лета этого года в Чуркинскую пустынь потянулось ещё больше паломников. С июня 2014 г. в Чуркинском монастыре начали происходить настоящие чудеса, которые продолжаются и по сей день. Сейчас в монастыре мироточат 24 иконы. Все случаи мироточения были связаны с теми или иными событиями и совпадениями. Первой замироточила икона Святых царственных мучеников, на которой изображена семья Романовых. Это совпало с днём начала Великой Отечественной войны. Следующие случаи мироточения других икон совпадали или с днём памяти святого, чья икона начинала источать благовонное масло или с событиями на Украине. Говорят, что когда сердца людей ожесточаются и люди начинают без внимания относится к чужому горю, начинают плакать иконы.Сегодня, мы настолько привыкли к тому, что каждый день показывают про взрывы, боль, смерть, что начинаем относится к этому спокойно без содрогания. Через участившиеся сейчас чудеса Господь как бы напоминает людям о необходимости исправления,возможно, предупреждает о будущих бедах и испытаниях, чтобы укрепить нас в вере. Это знак проявление милости, знак того, что горний мир к нам близок, так как явление истинного чуда, приближение к нам благодати Божией у человека всегда вызывает чувство покаяния. На сегодняшний день в Чуркинском монастыре уже известно несколько случаев исцеления после начала мироточения икон. Организуются целые паломнические поездки в монастырь от Казанского храма на улице Чехова.

Старец Серафим

Помимо старца Иоакима есть на старом кладбище много могил священнослужителей, которых знали ещё при жизни как прозорливых старцев. Молятся астраханцы о молитвенной помощи на могиле старца Серафима. О нём известно также очень мало. Все имеющиеся документы в советские годы приходилось уничтожать самим священнослужителям. Известно только, что он был знаком с Серафимом Саровским, как, впрочем, и уже упомянутый старец Евгений.

Старец Досифей

В Старице находится могилка старца архимандрита Досифея, почитаемого местными жителями как человека святой жизни, Афонского монаха. О старце Досифее известны некоторые сведения; но они были очень скудны. Архимандрит Досифей (Кузьмин) родился в 1848 году в селе Старица. Долгое время он жил на Афоне и в Иерусалиме, подвизаясь в местных иноческих обителях. Впоследствии он вернулся в Россию, где вступил в число братии Тихоновской пустыни Калужской губернии, а потом перешел в скит известной на всю страну Глинской пустыни. Отсюда Господь снова вернул его на родную Астраханскую землю. В 1909 году иеромонах Досифей прибыл в Высокогорскую Успенско-Николаевскую Чуркинскую пустынь (располагавшуюся около села Большой Могой Володаровского района), где начал устраивать скит, получивший впоследствии наименование Иоанно-Предтеченского Романовского, в честь 300-летия царского дома Романовых. В скором времени отец Досифей был удостоен звания архимандрита и назначен благочинным всех астраханских монастырей. Но все перевернула революция. В 1919 году Чуркинский монастырь и скит при нем были закрыты. Монахов согнали на строительство оборонительных укреплений для Красной Армии, где многие из них скончались от непомерно тяжкого труда и болезней. Но архимандрит Досифей по милости Божией остался жив. В 1920 году он вернулся в родное село Старицу. В скором времени в этом селе образовалась большая община из монахинь разогнанного в 1922 году Воскресенско-Мироносицкого монастыр. Эти монахини, во главе со своей игуменьей Валентиной (Ульяновой), составили тайный монастырь, духовником которого и стал старец Досифей. Монастырь этот просуществовал до 1933 года, когда все монахини были арестованы и сосланы в лагеря. Тогда был арестован и архимандрит Досифей, которого прочили в руководители контрреволюционной организации «Сестрическое братство». Но он категорически отрицал свою вину, ни в чем не признался, и чекисты вынуждены были его отпустить: «из-за крайнего физического истощения», как писалось в деле. Скончался отец Досифей здесь же в Старице и был погребен на местном кладбище. Могилка его до сих пор среди местных жителей пользуется большим почитанием. На самом отшибе старой части кладбища стоит этот каменный резной восьмиконечный крест, сделанный, по рассказам местных жителей, самим старцем Досифеем. Вокруг уже нет и следов от старых могил, а могилка старца Досифея ухожена.

Существуют ли старцы сегодня. Стоит ли их искать?

Из уст верующих реже можно услышать имя Христа, чем рассказы о том, как старец с помощью собственной прозорливости и молитвы помог решить семейные проблемы. Отцы монашества предостерегали от увлечения прозорливостью, видениями и прочими чудесами. Преподобный Пахомий поучал братию: «Человек, имеющий твердую веру и живущий по заповедям Божиим, предпочтительней того, который имеет дар видений, ибо он храм Божий». Сегодня мы почитаем за старцев уже почивших священнослужителей или даже мирян, которые, как мы убедились выше, жили практически монашеской жизнью. Но в наши дни погоня за «сильным» священником или прозорливым старцем – путь опасный, так как иногда за неведением можно попасть к лжестарцам или бабушкам, которые и иконы в доме имеют и церковные свечи зажигают. Всегда, когда читаешь жития святых, видишь и чувствуешь, с какой любовью относились старцы к своим духовным чадам и к грешному человеку. Они всегда направляли грешника на путь истины, никогда не склоняя на грех бедного человека. Вот почему сказать что-то на подобие «Тебе с ней жить нельзя, расходитесь» – все же, неправильно. Ну не может так напрямую сказать истинный слуга Божий. Вместо того, чтобы хоть немного объединить такие семьи, так называемые старцы и старицы разрушают их. Настоящие старцы, о каких уже писалось в нашем повествовании, существуют и сегодня. Но они сторонятся людей, сторонятся их неугасимой жаждой познать своё будущее и помощи в житейских нуждах. Они есть, есть и в нашем городе. Они знают всё, и молятся за нас. Это и есть их помощь нам.

ЧУРКИНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь

Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь (недейст.)

Если ехать от Астрахани к морю, в сторону села Цветного, неподалеку от села Большой Могой, на бугре, засаженном деревьями, можно увидеть несколько заброшенных каменных зданий. Это все что осталось от некогда знаменитой Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни. История этой обители уходит своими корнями вглубь веков.

В 1568 году Чуркинский остров, с расположенным рядом учугом, был передан во владение Астраханскому Троицкому монастырю. По монастырскому преданию первую церковь здесь построил основатель Троицкого монастыря преподобный игумен Кирилл. Церковь была освящена в честь святителя Николая чудотворца. Сам преподобный Кирилл пожертвовал для этого храма образ святителя Николая. Эта икона прославилась впоследствии многими чудесами и исцелениями.

В середине XVII веке здесь по воле Божией появилась ещё одна святыня — чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Как повествует предание, в 1669 году, когда разбойничья ватага Степана Разина грабила в низовьях Волги, часть разбойников остановилась на бугре вблизи Чуркинского учуга. В числе награбленного оказалась и икона Смоленской Божией Матери, которую злодеи, содрав с неё ризу, хотели сжечь. Но как только разожгли они на иконе костер, огонь перекинулся на них, ослепив разбойников, которые в ужасе разбежались. Икона же чудесным образом пошла по воде и оказалась на монастырском учуге, где монахи с честью поставили её в храме Николая Чудотворца. Впоследствии от этой иконы произошло много чудес, так что жители окрестных сел часто брали её к себе на дом, для служения перед ней молебнов.

В XVII веке Чуркинский учуг перешел во владение Астраханского Спасо-Преображенского монастыря, носившего титул патриаршего. Монахи постоянно жили здесь при церкви, стояшей на берегу речки Чурки.

В 70-х годах XVII столетия здесь появился новый необычный насельник. Как повествует монастырское предание, принимавший участие в казни священномученика Иосифа митрополита Астраханского, палач Ларька, жегший его на костре, неожиданно получил вразумление через болезнь, и, осознав, что наказан за грехи, удалился от всех сюда, в низовье Волги, выкопав себе пещеру на бугре, стоявшем близ Чуркинского учуга. Получив за то, что мучил привязанного к бревну (чурке) святителя, прозвание Чурки, этот бывший палач, так и остался в памяти народной с этим именем. Подвизавшись многие годы в посте и молитве пещерник Чурка скончался здесь, и погребен был монахами.

С этого времени вслед за ним и другие подвижники стали рыть пещеры в бугре, и сейчас, как утверждают местные жители, внутри бугра прорыто множество ходов, проход к которым закрыт от посторонних глаз. В начале XVIII века и саму Никольскую церковь перенесли на «Высокую гору», как в народе называли Чуркинский бугор, за его превосходство над всеми другими буграми в округе.

В 1762 году при Астраханском епископе Мефодии Чуркинская пустынь из подворья Спасо-Преображенского монастыря превратилась в самостоятельную обитель. При этом же архиерее пустынь пережила свой первый расцвет. Были выстроены каменный Никольский храм и каменная ограда с четырьмя башенками.

При монастыре был свой богатый виноградный сад и большое стадо из лошадей местной «Архиерейской» породы, которые отличались «сановитостью и особенной естественной силою».

Благоденствие обители продолжалось до 1806 года, когда рыболовные воды, принадлежавшие ей, были отобраны в казну. Монастырь захирел, так что шли разговоры о целесообразности его дальнейшего существования.

Новый расцвет обители был связан с именем архимандрита Евгения, назначенного её настоятелем в 1840 году. Это был замечательный человек, старец, за советом и помощью к которому тянулись люди из разных уголков Астраханской губернии и даже России.

При нем Чуркинская пустынь приобрела такое значение, что её сравнивали с Оптиной пустынью, центром Российского старчества. При преемнике старца Евгения — архимандрите Паисии (1854-1867г.г.) в монастыре был выстроен величественный Успенский собор, и были возвращены прежние монастырские рыболовецкие воды.

Архимандрит Паисий был также человеком высокой духовной жизни, старцем. Воспитанник знаменитой Глинской пустыни, он стал приводить устав Чуркинского монастыря в соответствие с её уставом. А устав Глинской пустыни был очень строгим, по примеру Афонских монастырей.

То, что начал архимандрит Паисий, было продолжено при архимандрите Македонии (Жирове) (1900-1914 г.г.), также выходце из Глинской пустыни, который привез с собой на Чурку несколько десятков монахов.

В 1910 году при Чуркинской пустыни был основан Иоанно-Предтеченский скит, настоятель его иеромонах Досифей (Кузьмин) позже последний архимандрит монастыря, был старец высокой жизни, молитвенник. По молитве братии увеличивалось благосостояние обители. Здесь имелся свой кирпичный завод, различные мастерские, сады и виноградники, многочисленное поголовье скота. Дорога от монастыря до села Большой Могой, где была пристань, была выложена из кирпича, следы чего можно видеть до сих пор.

Но богатство обители, в первую очередь, обеспечивал труд её насельников, которых в начале XX столетия было около 150 человек. Когда монастырь в 1919 году закрыли, ни местное сельское общество, ни расположенный в его стенах детский интернат не знали, что делать со столь обширным хозяйством. Инвентарь ржавел под открытым небом, сады хирели, огород зарастал, помещения рушились на глазах.

В 1930 году были снесены колокольня и собор обители, кирпич от которых возили в поселок им. Володарского для строительства рыбокомбината. Сломали в то время и все здания скита, и большую часть зданий в обители. Здесь же впоследствии располагались то интернат, то санаторий, то туберкулезная больница. Последней в оставшихся от монастыря помещениях, находилась психбольница, которую закрыли в начале 90-х годов.

Чуркинский монастырь в астраханской области

Астрахань, 10 декабря 2015 г.

В Высокогорском Успенско-Николаевском Чуркинском монастыре Астраханской области, который расположен на одном из небольших островов Володарского района Астраханской области, мироточат 59 икон, сообщает Российская Газета».

— Чудо произошло в прошлом году, когда 22 июня замироточила первая икона – Святых Царственных Мучеников. «Слезы» пошли на образах царя Николая и царицы Александры. В день убиения святых ипатьевских мучеников замироточили и остальные образы этой иконы, которая была написана примерно семь лет тому назад астраханским художником Владимиром Воронковым, — рассказал корреспонденту «РГ» монах Митрофан (Петелин).

Затем начали «плакать» остальные иконы. В ноябре капли появились появились на образах Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Всего на сегодняшний день в обители мироточат 59 икон.

ЧУРКИНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь

Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь (недейст.)

Если ехать от Астрахани к морю, в сторону села Цветного, неподалеку от села Большой Могой, на бугре, засаженном деревьями, можно увидеть несколько заброшенных каменных зданий. Это все что осталось от некогда знаменитой Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни. История этой обители уходит своими корнями вглубь веков.

В 1568 году Чуркинский остров, с расположенным рядом учугом, был передан во владение Астраханскому Троицкому монастырю. По монастырскому преданию первую церковь здесь построил основатель Троицкого монастыря преподобный игумен Кирилл. Церковь была освящена в честь святителя Николая чудотворца. Сам преподобный Кирилл пожертвовал для этого храма образ святителя Николая. Эта икона прославилась впоследствии многими чудесами и исцелениями.

В середине XVII веке здесь по воле Божией появилась ещё одна святыня — чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Как повествует предание, в 1669 году, когда разбойничья ватага Степана Разина грабила в низовьях Волги, часть разбойников остановилась на бугре вблизи Чуркинского учуга. В числе награбленного оказалась и икона Смоленской Божией Матери, которую злодеи, содрав с неё ризу, хотели сжечь. Но как только разожгли они на иконе костер, огонь перекинулся на них, ослепив разбойников, которые в ужасе разбежались. Икона же чудесным образом пошла по воде и оказалась на монастырском учуге, где монахи с честью поставили её в храме Николая Чудотворца. Впоследствии от этой иконы произошло много чудес, так что жители окрестных сел часто брали её к себе на дом, для служения перед ней молебнов.

В XVII веке Чуркинский учуг перешел во владение Астраханского Спасо-Преображенского монастыря, носившего титул патриаршего. Монахи постоянно жили здесь при церкви, стояшей на берегу речки Чурки.

В 70-х годах XVII столетия здесь появился новый необычный насельник. Как повествует монастырское предание, принимавший участие в казни священномученика Иосифа митрополита Астраханского, палач Ларька, жегший его на костре, неожиданно получил вразумление через болезнь, и, осознав, что наказан за грехи, удалился от всех сюда, в низовье Волги, выкопав себе пещеру на бугре, стоявшем близ Чуркинского учуга. Получив за то, что мучил привязанного к бревну (чурке) святителя, прозвание Чурки, этот бывший палач, так и остался в памяти народной с этим именем. Подвизавшись многие годы в посте и молитве пещерник Чурка скончался здесь, и погребен был монахами.

С этого времени вслед за ним и другие подвижники стали рыть пещеры в бугре, и сейчас, как утверждают местные жители, внутри бугра прорыто множество ходов, проход к которым закрыт от посторонних глаз. В начале XVIII века и саму Никольскую церковь перенесли на «Высокую гору», как в народе называли Чуркинский бугор, за его превосходство над всеми другими буграми в округе.

В 1762 году при Астраханском епископе Мефодии Чуркинская пустынь из подворья Спасо-Преображенского монастыря превратилась в самостоятельную обитель. При этом же архиерее пустынь пережила свой первый расцвет. Были выстроены каменный Никольский храм и каменная ограда с четырьмя башенками.

При монастыре был свой богатый виноградный сад и большое стадо из лошадей местной «Архиерейской» породы, которые отличались «сановитостью и особенной естественной силою».

Благоденствие обители продолжалось до 1806 года, когда рыболовные воды, принадлежавшие ей, были отобраны в казну. Монастырь захирел, так что шли разговоры о целесообразности его дальнейшего существования.

Новый расцвет обители был связан с именем архимандрита Евгения, назначенного её настоятелем в 1840 году. Это был замечательный человек, старец, за советом и помощью к которому тянулись люди из разных уголков Астраханской губернии и даже России.

Архимандрит Паисий был также человеком высокой духовной жизни, старцем. Воспитанник знаменитой Глинской пустыни, он стал приводить устав Чуркинского монастыря в соответствие с её уставом. А устав Глинской пустыни был очень строгим, по примеру Афонских монастырей.

В 1910 году при Чуркинской пустыни был основан Иоанно-Предтеченский скит, настоятель его иеромонах Досифей (Кузьмин) позже последний архимандрит монастыря, был старец высокой жизни, молитвенник. По молитве братии увеличивалось благосостояние обители. Здесь имелся свой кирпичный завод, различные мастерские, сады и виноградники, многочисленное поголовье скота. Дорога от монастыря до села Большой Могой, где была пристань, была выложена из кирпича, следы чего можно видеть до сих пор.

Но богатство обители, в первую очередь, обеспечивал труд её насельников, которых в начале XX столетия было около 150 человек. Когда монастырь в 1919 году закрыли, ни местное сельское общество, ни расположенный в его стенах детский интернат не знали, что делать со столь обширным хозяйством. Инвентарь ржавел под открытым небом, сады хирели, огород зарастал, помещения рушились на глазах.

В 1930 году были снесены колокольня и собор обители, кирпич от которых возили в поселок им. Володарского для строительства рыбокомбината. Сломали в то время и все здания скита, и большую часть зданий в обители. Здесь же впоследствии располагались то интернат, то санаторий, то туберкулезная больница. Последней в оставшихся от монастыря помещениях, находилась психбольница, которую закрыли в начале 90-х годов.

Блог вне дорог!

При всей нашей любви к путешествиям, с сожалением осознаем, что историю родного края, мы знаем не на отлично. По мере возможностей мы стараемся восполнять пробелы в знаниях и исследовать природные и архитектурные достопримечательности. Одной из таких достопримечательностей с тяжелейшей судьбой является Чуркинский монастырь.

Учитывая мое неоднозначное отношение к служителям культа, поездка носила исключительно этнографический характер и, многие факты и легенды не являются для меня правдой или истиной. Чего и вам советую.

Если вы с другого города, хотите посетить это место и, вам нужен проводник-водитель, пишите на vit.erofeev@gmail.com — договоримся.

Случайно попалась эта статья. я в шоке. Когда -то там был туберкулезный санаторий. Мой отец был главврачом. Я пошла там в первый класс большемагойской школы. Там было красиво..аллеи из шиповника. дорожки. здания в нормальном виде. под бугром большой сад где д.Саша Фролкин был агрономом..там росли белые персики. я сколько живу, такого чуда не видела..Был бооольшой шикарный сад..теплица. Был свой кумысцех. ледник (погреб куда зимой на санях возили большие куски льда) Много чего было..и так тоскливо смотреть на нынешние фото. Хочу добавить маленький исторический факт..когда решили выкопать канализацию со столовой , то на склоне бугра со стороны башни водокачки откопали захоронение монахов.. Гробы лежали в один ряд и ни кто не знал, что там есть захоронения.. Мы были детьми ..бегали смотрели. вытащили пару гробов. там были скелеты с длинными волосами и в черных одеяниях.. в гробах лежали куски парчи. большие кресты с камнями, перламутровая икона богоматери вырезанная как говорили на большой ракушки.. пистолет ..деньги. Дальше не копали. поставили сторожа..вызвали людей с Астрахани..прилетели на вертолете. Все забрали и улетели.. А с обратной стороны бугра..в сторону 17квартирного мальчишки копали норы ..откопали руку и их привалило. чуть спасли..Говорили, что после смерти Сталина, его памятник разбили по частям и закопали в разных местах..кто его откопает, тот умрет и бугор уйдет под воду. Под клубом раскопали погреб, выложенный камнями и бочки с мочеными арбузами. Это бугор таит в себе очень много тайн..и земля там была намолена веками до революции.

Ух-ты! Спасибо вам за такой развернутый и познавательный комментарий!

Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь

Высокого́рский Успе́нско-Никола́евский Чу́ркинский монасты́рь (Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь) — недействующий мужской монастырь Астраханской епархии Русской Православной Церкви, расположенный неподалёку от села Большой Могой Володарского района Астраханской области.

Содержание

В 1568 году нынешний Чуркинский остров был передан во владение Астраханскому Троицкому монастырю.

По монастырскому преданию первую церковь в середине XVI века здесь построил основатель Троицкого монастыря, преподобный игумен Кирилл. Церковь была освящена в честь святителя Николая Чудотворца, покровителя всех по морю плавающих.

В XVII веке Чуркинский учуг перешёл во владение Астраханского Спасо-Преображенского монастыря.

В 1670-х годах здесь появился новый необычный насельник. Как повествует монастырское предание, принимавший участие в казни священномученика Иосифа митрополита Астраханского, палач Ларька, жегший его на костре, неожиданно получил вразумление через болезнь, и, осознав, что наказан за грехи, удалился от всех сюда, в низовье Волги, выкопав себе пещеру на бугре, стоявшем близ учуга. Получив за то, что мучил привязанного к бревну (чурке) святителя, прозвание Чурки, этот бывший палач, так и остался в памяти народной с этим именем. Подвизавшись многие годы в посте и молитве пещерник Чурка скончался здесь, и погребён был монахами.

С этого времени вслед за ним и другие подвижники стали рыть пещеры в бугре. В начале XVIII века и саму Никольскую церковь перенесли на «Высокую гору», как в народе называли Чуркинский бугор, за его превосходство над всеми другими буграми в округе. Так за монастырём закрепилось название Чуркинского.

В 1762 году при епископе Астраханском Мефодии (Петрове) Чуркинская пустынь из подворья Спасо-Преображенского монастыря превратилась в самостоятельную обитель. При этом же архиерее пустынь пережила свой первый расцвет. Были выстроены каменный Никольский храм и каменная ограда с четырьмя башенками.

При монастыре был богатый виноградный сад и большое стадо из лошадей местной «Архиерейской» породы. Благоденствие обители продолжалось до 1806 года, когда рыболовные воды, принадлежащие ей, были отобраны в казну. Монастрырь оскудел, так что шли разговоры о целесообразности его дальнейшего существования. Новый расцвет обители был связан с именем архимандрита Евгения, назначенного её настоятелем в 1840 году. За советом и помощью к нему тянулись люди из разных уголков Астраханской губернии.

В 1854—1867 годы настоятелем был архимандрит Паисий, при котором в монастыре был выстроен Успенский собор и были возвращены монастырские рыболовецкие воды. Архимандрит Паисий был воспитанником Глинской пустыни и стал приводить устав Чуркинского монастыря в соответствие с её уставом. Богослужение здесь начиналось в два часа ночи и длилось до полудня, монахи не имели никакого имущества, и жили в полном послушании настоятеля и старцев. Чуркинский монастырь в годы его расцвета сравнивали с Оптиной пустынью. В начале XX столетия было около 150 человек.

То, что начал архимандрит Паисий, было продолжено при архимандрите Македонии (Жирове) (1900—1914), также выходце из Глинской пустыни, который привёз с собой на Чурку несколько десятков монахов. Также этих монахов посылали в другие астраханские мужские монастыри, для укрепления в них монашеского духа.

В 1910 году при монастыре был основан Иоанно-Предтеченский скит, настоятель его иеромонах Досифей (Кузьмин) позже последний архимандрит монастыря, был старец высокой жизни, молитвенник.

В 1919 году монастырь был закрыт. В 1930 году были снесены колокольня и собор, кирпич от которых возили в посёлок имени Володарского для строительства рыбокомбината. Сломали в то время и все здания скита, и большую часть зданий в монастыря.

В бывшем монастыре впоследствии располагались то интернат, то санаторий, то туберкулёзная больница. Последней в оставшихся от монастыря помещениях, находилась психбольница, которую закрыли в начале 1990-х годов.

Современное состояние

Весной 2004 года началось возрождение монастыря. Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона (Карпухин) обратился к местным властям с просьбой о передаче комплекса зданий монастыря в собственность епархии. 30 июня 2005 года правительство Астраханской области приняло решение передать комплекс Высокогорской Успенско-Николаевской общежительной Чуркинской мужской пустыни в собственность Астраханской и Енотаевской епархии.

При монастыре действует Дом временного пребывания для алкоголе- и наркозависимых. Подопечные прибывают в монастырь по направлению от храма Казанской иконы Божией Матери г. Астрахань, трудятся на послушаниях, получают от монастыря питание и рабочую одежду.

В июле 2014 года в храме бывшего монастыря мироточила икона. В октябре мироточила уже 21 икона.

В настоящее время монастырь находится в стадии восстановления, производится работа над кровлей настоятельского корпуса, заканчивается отделка будущей паломнической гостиницы.

Престольные праздники

Высокогорский Успенско-Николаевский Чуркинский монастырь

Высокогорский Николо-Успенский Чуркинский монастырь — поселок Чуркин, Володарский район, Астраханская область.

Содержание

Сведения о храме

1568 году Чуркинский остров с расположенным рядом учугом был передан во владение Астраханскому Троицкому монастырю. По монастырскому преданию первую церковь здесь построил основатель Троицкого монастыря преподобный игумен Кирилл. Церковь была освящена в честь святителя Николая чудотворца, покровителя всех по морю плавающих.

В XVII веке Чуркинский учуг перешел во владение Астраханского Спасо-Преображенского монастыря, носившего титул патриаршего. Монахи постоянно жили здесь при церкви, стоявшей на берегу речки Чурки.

В 1762 году при Астраханском епископе Мефодии Чуркинская пустынь из подворья Спасо-Преображенского монастыря превратилась в самостоятельную обитель. При этом же архиерее пустынь пережила свой первый расцвет. Были выстроены каменный Никольский храм и каменная ограда с четырьмя башенками. При монастыре был свой богатый виноградный сад и большое стадо из лошадей местной «Архиерейской» породы, которые отличались «сановитостью и особенной естественной силою».

Благоденствие обители продолжалось до 1806 года, когда рыболовные воды, принадлежавшие ей, были отобраны в казну. Монастырь захирел, так что шли разговоры о целесообразности его дальнейшего существования.

Новый расцвет обители был связан с именем архимандрита Евгения, назначенного её настоятелем в 1840 году. Это был замечательный человек, старец, за советом и помощью к которому тянулись люди из разных уголков Астраханской губернии и даже России. При нем Чуркинская пустынь приобрела такое значение, что её сравнивали с Оптиной пустынью.

При преемнике старца Евгения – архимандрите Паисии (1854-1867г.г.) в монастыре был выстроен величественный Успенский собор, и были возвращены прежние монастырские рыболовецкие воды. Архимандрит Паисий был также человеком высокой духовной жизни, старцем. Воспитанник знаменитой Глинской пустыни, он стал приводить устав Чуркинского монастыря в соответствие с уставом Глинской пустыни, который был очень строгим по примеру Афонских монастырей. То, что начал архимандрит Паисий, было продолжено при архимандрите Македонии (Жирове) (1900-1914 г.г.), также выходце из Глинской пустыни, который привез с собой на Чурку несколько десятков монахов. Этих монахов посылали в другие астраханские мужские монастыри для укрепления в них монашеского духа.

В 1910 году при Чуркинской пустыни был основан Иоанно-Предтеченский скит. Настоятелем его стал иеромонах Досифей (Кузьмин), старец высокой жизни, молитвенник. Позже он будет последним архимандритом монастыря.

В начале XX века монастырь был состоятельным. Здесь имелся свой кирпичный завод, различные мастерские, сады и виноградники, многочисленное поголовье скота. Дорога от монастыря до села Большой Могой, где была пристань, была выложена из кирпича, следы чего можно видеть до сих пор. Богатство обители обеспечивал труд её насельников, которых в начале XX столетия было около 150 человек.

В 1919 г. монастырь закрыли. В 1930 году были снесены колокольня и собор обители, кирпич от которых возили в поселок им. Володарского для строительства рыбокомбината. Сломали в то время и все здания скита, и большую часть зданий в обители. Здесь же впоследствии располагались то интернат, то санаторий, то туберкулезная больница. Последней в оставшихся от монастыря помещениях, находилась психбольница, которую закрыли в начале 90-х годов.

Весной 2004 года началось возрождение монастыря. 30 июня 2005 года правительство Астраханской области передало комплекс Высокогорской Успенско-Николаевской общежительной Чуркинской мужской пустыни, являщийся памятником истории и культуры государственного регионального значения, в собственность Астраханской и Енотаевской епархии.

При монастыре действует Дом временного пребывания для алкоголе- и наркозависимых.

В настоящее время монастырь находится в стадии восстановления.

Чуркинский монастырь в астраханской области

Ароматное масло лилось по образу семьи последнего российского императора Николая Второго в храме Николая Угодника. В последние десятилетия мироточение икон явление не столь редкое. Православная церковь относится к этим фактам с осторожностью, допуская сразу несколько точек зрения. Однако удивительно, что чудо произошло в древней обители, которая до революции почиталась наряду со знаменитыми Оптиной и Глинской пустынью. Чуркинский монастырь был восстановлен из руин в наши дни.

До Чуркинского монастыря добраться непросто. Астраханцы неоднократно жаловались на плохую дорогу — огромные рвы соединены хлипкими мосточками, которые с трудом выдерживают даже легковой транспорт.

— Сергей Крутов, насельник Чуркинского монастыря: «В половодье единственная здесь связь — вот этот момент, который связывает монастырь и город. Даже вода ушла — все равно проехать невозможно. А там еще два таким моста. Ни паломникам перебраться, ни стройматериалы провезти».

Однако, несмотря на трудности, астраханцы сюда едут. В последнее время чаще обычного. В Чуркинском монастыре замироточила икона. Этому событию предшествовала поездка детей из воскресной школы Казанского храма в Екатеринбург, где страдала и приняла мученическую кончину семья последнего российского императора.

— иеромонах Николай (Павлов), настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери: «У Поклонного Креста, где Ганина Яма дети читали акафист. В Астрахани по приезде вечером читали акафист царственным страстотерпцам — появились возле короны царя и царицы первые капельки — первое мироточение 22 июня в воскресенье».

А в День памяти царственных страстотерпцев миро — ароматное масло — густо лилось от головы членов семьи Романовых и спускалось по одежде к ногам. По всей церкви распространялось благоухание.

— Ольга Сироткина, паломница: «Мы приезжали сюда 4 года назад к преподобному Евгению, на его могилку, чтобы попросить здоровья у старца для ребенка — была очень тяжелая беременность. Через четыре года привезли сюда ребенка. Мы приехали поблагодарить старца и увидели еще одно чудо — замироточила икона царственной семьи Романовых».

— Олег Тростянский, трутник Чуркинского монастыря: «Длинные струи миро текли 17 июля по иконе, которая висела в левом приделе храма. Я был очевидцем».

Как известно, Высокогорский Успенско-Николаевский Чуркинский монастырь издревле был одним из духовных центров России. По монастырскому преданию, первую церковь здесь построили в середине XVI века. Сюда приезжали тысячи паломников со всей страны за мудрым советом старцев. Монастырь закрыли в 1919-м. Если ехать от Астрахани к морю, в сторону села Цветное, неподалеку от села Большой Могой, на бугре, засаженном деревьями, можно увидеть несколько каменных зданий — бывшие монашеские кельи и старинная водонапорная башня. Это все, что осталось от некогда знаменитой пустыни. Интернат, санаторий, туберкулезная и психиатрическая больницы — здесь в советские годы постоянно менялись хозяева. Восстанавливать из руин монастырь начали уже в наши дни. Здесь построили чудесный бревенчатый храм, в котором и произошло чудо.

— иеромонах Николай (Павлов), настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери: «Было такое великое событие, на мой взгляд. И чудо Господь явил. Святые Отцы по таким поводам говорят — такие чудеса для укрепления нашей веры. Надо молиться царю Николаю и членам его семьи, чтобы помогли в благих делах и в несении нашего креста».

Скоро в обители появится гостиница для паломников — строители ремонтируют один из старых монастырских корпусов. Сейчас идут облицовочные работы, устанавливается сантехника. В ней смогут проживать до 40 человек одновременно — о таком святом приюте уже давно просили верующие.

Ссылка на основную публикацию