Боровск пафнутьев боровский монастырь

Свято Пафнутьев Боровский монастырь

Свято Пафнутьев Боровский монастырь принадлежит Калужской епархии, находится в городе Боровск.

Как и другие многовековые намоленные места, Свято Пафнутьев Боровский монастырь расположен на территории, наполненной тишиной и спокойствием.

Каждый посетивший обитель получит духовную поддержку, сможет отпустить мирские заботы, прислушаться к самому себе и очиститься.

Где находится, адрес и как добраться из Москвы

Неудивительно, что такое место притягивает к себе большое количество верующих. Однако монастырь – не только религиозное место, старинный архитектурный ансамбль, дошедшие до нашего времени исторические строения и роспись привлекают множество туристов, а близкое расположение к Москве (всего около 100 км) делает его доступным для посещения и паломниками, и просто ценителями старины.

Основателем обители является преподобный Пафнутий, ученик Никиты Серпуховского, чьим учителем был святой Сергий Радонежский. Вырос прп. Пафнутий в богобоязненной семье, был воспитан в любви и уважении к христианским ценностям и в юношестве поступил в храм Покрова Божией матери, где провел свыше 20 лет и превратился из послушника в опытного наставника, принял сан игумена и занялся управлением обители.

Здесь же он принял Великую схиму, предполагая свой отход в мир иной, но чудесным образом исцелился. В 1440 г. покинул монастырь со своим учеником, много молился о нахождении нового места для служения, посещал другие святые обители, пока не нашел территорию недалеко от своего прежнего дома.

Активное присоединение братьев поспособствовало началу строительства храма, и уже в 1444 г. там был основан монастырь, где преподобный провел следующие 30 лет своей жизни в молитвах и наставлении учеников, умер и был похоронен здесь же. В 1547 г. его причислили к лику Святых.

Благодаря личности преподобного, монастырь часто навещали и люди высокого сословия, например, цари Иван IV и Михаил Романов, князья Волконские, оказывавшие почет и уважение и храму, и самому игумену, что способствовало росту авторитета обители, ее дальнейшему развитию и процветанию.

Известные личности не всегда попадали в обитель по своей воле, так, здесь дважды держали под арестом церковного раскольника протопопа Аввакума, в монастырской тюрьме находилась и боярыня Морозова.

Повидал монастырь и сражения, в Смутное время приказом Лжедмитрия II и силами Яна Сапеги обитель подверглась осаде и дальнейшему разграблению, погибли тысячи жителей, укрывшиеся за святыми стенами, а нашествие Наполеона в 1812 году не только привело к разорению, но и к частичному разрушению.

Однако одной из самых губительных для монастыря оказалась советская эпоха, за время которой монахов успели изгнать из святого места (1919 г.), объявить его памятником, используя его не по назначению, и, наконец, в 1991 г. повторно освятить и вернуть его Православной церкви. Нецелевое использование довело архитектурный комплекс практически до состояния руин, потребовались значительные реставрационные работы.

На данный момент Боровский монастырь может похвастать древними сооружениями 16-18 веков, замечательными фресками и фрагментами росписи 15 века.

Среди архитектурных объектов наиболее привлекательны Собор Рождества Богородицы, Трапезная, Храм Илии Пророка, Погребной корпус, Западные братские кельи.

Верующий человек захочет ознакомиться с хранящимися здесь святынями – частицей мощей прп. Пафнутия, Иконой Божией Матери Иверской, а также мощами святых (князя Владимира и блаженной матроны Московской, преподобного Серафима Саровского, Старцев Оптинских и других).

Независимо от цели путешествия, религиозной или туристической, посетителю наверняка будет интересен Музей русской иконы, представляющий историю самой обители и иконописных традиций в целом.

Отец Власий

Множество людей приезжает в Свято Пафнутьев монастырь, чтобы встретиться с его духовным наставником. Отец Власий родился в 34 г. XX века в религиозной семье и получил православное воспитание во многом благодаря своей бабушке.

После поступления в медицинский институт, несмотря на возможные трудности, которые могли последовать в годы советской власти, он посещал богослужения и прислуживал в Успенском соборе. Раскрытие этой информации и последовавшая травля вынудили его оставить учебу и поехать в закарпатский монастырь Флора и Лавра по предложению отца Илариона (Рыбаря), который стал его духовным наставником.

Закрытие монастыря в эпоху религиозных гонений заставило отца Власия вернуться в Смоленск. Отклонив предложение восстановиться в институте на условии отказа от духовных взглядов и жизни, святой отец обратился к епископу Гедеону, который принял его в собор. До 1972 года он оставался в родном городе, пройдя путь от уборщика алтаря до келейника владыки, далее был переведен в Новосибирскую епархию, позже в Тобольск, а в 1980 г. получил назначение в Калужскую область. Здесь, несмотря на тяжелое заболевание, он принял Великую схиму.

Духовным наставником Боровского монастыря является с 1991 г., за исключением времени пятилетнего пребывания на Афоне, в монастыре св. Пантелеймона (1998-2002 гг.), где он хотел найти покой, провести время в покаянии и молитвах, в связи с серьезным заболеванием, но болезнь счастливо отступила.

За время его наставничества тысячи людей, местных прихожан, жителей других городов РФ и даже паломников из-за границы, посетило обитель, обратившись за духовной поддержкой. Люди приходят к отцу Власию в разных случаях: кому-то нужна помощь в сложных жизненных ситуациях, проблемах в семье, кому-то требуется освобождение от тяжелых недугов, иным – духовное участие, житейский совет или утешение.

Как говорят посетившие схиархимандрита, к каждому он находит подход, видит «насквозь», всех выслушивает и обязательно дает понятный и действенный совет.

Отец Власий принимает участие в службах, однако даты и время личного приема нельзя установить точно. Запись не ведется, все основано на самочувствии схиархимандрита, прием по «живой очереди», желательно иметь возможность остаться не на один день, остановиться можно в монастырской гостинице, чтобы точно иметь возможность встретиться со святым отцом.

В дни, когда прием проводится, он обычно происходит с пяти утра до девяти вечера (перед церковными празднованиями до пяти), воскресенье – только исповедь, ориентировочно с 7 до 9.30.

Адрес и маршрут из г. Москва

Свято Пафнутьев монастырь располагается по адресу: Калужская область, город Боровск, улица Дмитрова, дом 1.

Если принято решение добираться самостоятельно, то следует придерживаться следующей схемы:

  1. Электропоездом с Киевского вокзала до ст. Балобаново.
  2. Автобусом № 101 или 101т, следующим в г. Боровск, добраться до ост. «Роща» или «Рябушки».
  3. Дальше своим ходом. От остановки «Рябушки» ведет пологий, однако более длинный, путь. Следует перейти шоссе, пройдя по незаасфальтированной дороге, повернуть направо и двигаться вдоль автотрассы. Путь короче, но более крутой – на остановке «Роща» перейти трассу, по тропке между деревьев идти прямо, направо, налево и вниз, перейти мосток, обойти пруд и налево, к центральному входу.

Если предстоит дорога на машине:

  • двигаться в направлении г. Калуга по Киевской трассе, повернуть по указателю «Балабаново»;
  • проехать примерно километр, на перекрестке с А-108 повернуть на Боровск;
  • продолжить движение на Боровск через д. Ермолино;
  • преодолев еще километр, повернуть по знаку «Свято Пафнутьев монастырь». Асфальтовая дорога ведет непосредственно к обители.

Время посещения и график богослужений

Посетить обитель можно с 5 утра и до 10 вечера. В это время паломники и туристы могут побывать на службе, пройти с экскурсией по святому месту или самостоятельно осмотреть территорию.

Службы проходят ежедневно, по следующему расписанию:

Время Служба
5.30 Братский молебен у мощей прп. Пафнутия (будни)

Часы

6.45-7.15

9.30 (вскр.)

Божественная Литургия

Ранняя Божественная Литургия и часы

Поздняя Божественная Литургия и часы

12.00

14.00 (вскр.)

Молебен с акафистом прп. Пафнутию (пн., вт., чт.), Рождеству пресвятой Богородицы (ср., пт., сб.)

Молебен с акафистом прп. Пафнутию

17.00 Вечернее богослужение (накануне праздников и воскресных дней — всенощное бдение)

Пафнутьев-Боровский мужской монастырь

Пафнутьев-Боровский мужской монастырь — православный монастырь в Калужской области. Основан в 1444 году, был закрыт в 1919 г., возвращен Церкви в 1991 году. При монастыре имеется гостиница.

Содержание

История Свято-Пафнутьева монастыря неразрывно связана с разными этапами становления российской государственности, многие из серьезных исторических событий нашли отражение в летописи обители. История основания монастыря стала отголоском монголо-татарского нашествия: как известно, дед преподобного Пафнутия был татарином, который принял крещение в Православие с именем Мартин и положил начало благочестивому роду, из которого появился будущий «светильник» православной веры.

Монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истремы в реку Протву. После смерти Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий, который вскоре, по причине нежелания братии принять общежительный устав, ушёл в Волоколамское княжество и основал новую обитель — Иосифо-Волоколамский монастырь.

На месте первой, деревянной, Рождественской церкви в 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор (не сохранился). Роспись первого собора Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря является самой ранней известной работой великого иконописца Дионисия: по свидетельству жития преподобного Пафнутия, Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастыря — иконника Митрофана.

Через 117 лет, в 1586 году собор был почти полностью разобран, и на его месте по воле царя Федора Ивановича поставлен новый, пятиглавый; в кладке его фундамента использовались блоки с росписью XV века. Так фрагменты росписи Митрофана и Дионисия сохранились до нашего времени (они находятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского государственного областного краеведческого музея).

В XVI века монастырь был окружён каменными стенами и укреплениями; обитель превратилась в сильную пограничную крепость. В это время строится и каменная трапезная с храмом во имя Рождества Христова. В 1523 году была построена звонница

Духовный авторитет преподобного Пафнутия притягивал в обитель многих людей. В разное время великие князья Василий II, Иван III, Василий III, цари Иван IV Грозный, Федор Иванович, Михаил Романов и Алексей Михайлович, князья Лыковы-Оболенские, Репнины, Волконские не раз приезжали в монастырь на богомолье.

В Смутное время монастырь оказался на пути польско-литовских захватчиков во главе со Лжедитрием II и стал ареной кровавых событий, в результате которых подвиг православных защитников обители просиял в веках, а город Боровск получил новый герб. События церковного раскола, мучительно переживаемые Церковью, также коснулись монастыря — главный идейный вдохновитель старого церковного порядка протопоп Аввакум дважды содержался под стражей в стенах Пафнутьевой обители.

Расположение монастыря на пути армии «двунадесяти языков» под предводительством Наполеона в 1812 году повлекло за собой разграбление и частичное разрушение обители.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. также оставила след в истории монастыря: он вновь был разрушен и разграблен, но сумел выстоять и возродиться. Эпоха советского периода оказала, пожалуй, самое негативное влияние на монастырь.

После национализации обители и изгнания монахов в 1919 году, монастырь за тридцать с небольшим лет хозяйствования советской власти был превращен практически в руины.

Начавшие в 60-х годах XX века восстановление обители реставраторы столкнулись со множеством трудностей: им пришлось заливать новые фундаменты, восстанавливать стены, реставрировать храмы и здания.

Новейшая история Пафнутьевой обители началась в 1991 году с возвращения в монастырь иноков и возобновления регулярных богослужений.

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельников обители.

Совершенствуются формы социального служения.

  • Собор Рождества Богородицы
  • Трапезная церковь Рождества Христова
  • Больничные палаты с церковью Илии Пророка
  • Церковь свт. Митрофана Цареградского
  • Проломные (Водяные) ворота с надвратной часовней
  • Мощи преподобного Пафнутия Боровского
  • Святой источник

Престольные праздники

  • Собор Рождества Богородицы — 21 сентября
  • Трапезная церковь Рождества Христова — 7 января
  • Больничные палаты с церковью Илии Пророка — 2 августа
  • Церковь свт. Митрофана Цареградского — 17 июня

Собор Рождества Богородицы

Трапезная церковь Рождества Христова

Церковь свт. Митрофана Цареградского



Как добраться

Адрес: Россия, Калужская область, Боровский район, г. Боровск, п/о Роща, Боровский Пафнутиев монастырь

На общественном транспорте до Пафнутьево-Боровского монастыря следует добираться так: с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново (подходят электропоезда, идущие до Обнинска, Малоярославца, Калуги), затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), а дальше пешком (минут 10).

На автомобиле нужно ехать по Киевскому шоссе. На 93-м километре сворачивайте направо по указателю на Балабаново, Боровск, Рузу. Далее — поезжайте все время по указателям на Боровск. Перед самым Боровском (въезжать в него не надо!) не проскочите таблички «Боровский Пафнутьев монастырь» со стрелкой, показывающей налево. Эта дорога приведет прямо к обители.

Пафнутьев-Боровский мужской приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием.

Телефоны: (48438) 4-37-39; (48438) 6-61-96

Пафнутьев-Боровский мужской монастырь, Боровск

Основан в 1444 прп. Пафнутием Боровским — видным церковным деятелем, духовным наставником прп. Иосифа Волоцкого, митр. Макария и др. В XVI-XVII вв. один из крупнейших и богатейших монастырей центральной России, посещался великими князьями Московскими и царями. В 1610 после осады взят штурмом и разорен поляками, позже восстановлен. Большинство кирпичных келейных корпусов и стены с башнями сооружены в XVII в., есть и более древние сооружения. В 1812 разорен французами, при реконструкции в XIX в. разобрана часть старых зданий. Закрыт в 1923, на территории размещены ремесленная школа (позже школа механизации, в 1962-1992 — сельхозтехникум) и музей (закрыт в 1930-х). В 1955 начаты реставрационные работы, с 1968 на части территории монастыря действовал музей. Возвращен верующим в 1990, полностью передан епархии в 1992.

ПАФНУТЬЕВО-БОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Пафнутьево-Боровский (Свято-Пафнутиев Боровский; пишут также Пафнутьев-Боровский, Свято-Пафнутьев-Боровский) монастырь — мужской монастырь в Калужской области, расположенный на окраине города Боровска.

Монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истремы в реку Протву. После смерти Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий, который вскоре, по причине нежелания братии принять общежительный устав, ушёл в Волоколамское княжество и основал новую обитель — (Иосифо-Волоколамский монастырь).

На месте первой, деревянной, Рождественской церкви в 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор (не сохранился). Роспись первого собора Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря является самой ранней известной работой великого иконописца Дионисия: по свидетельству жития преподобного Пафнутия, Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастыря — иконника Митрофана.

Через 117 лет, в 1586 году собор был почти полностью разобран, и на его месте по воле царя Федора Ивановича поставлен новый, пятиглавый; в кладке его фундамента использовались блоки с росписью XV века. Так фрагменты росписи Митрофана и Дионисия сохранись до нашего времени (они находятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского государственного областного краеведческого музея).

В XVI века монастырь был окружён каменными стенами и укреплениями; обитель превратилась в сильную пограничную крепость. В это время строится и каменная трапезная с храмом во имя Рождества Христова. В 1523 году была построена звонница, которая в 1688 году заменена колокольней: по желанию её заказчика, князя К. О. Щербакова, она повторяет формы колокольни Высоко-Петровского монастыря в Москве.

Стены и башни Пафнутьево-Боровского монастыря относятся к XVI-XVII векам. Есть версия, что строительством Поваренной, Оружейной и Георгиевской башен монастыря руководил знаменитый архитектор Феодор Конь, автор сооружений Белого города в Москве, Смоленского кремля и Симонова монастыря.

В 1610 году монастырь был сожжен поляками. По окончании Смуты представители Свято-Пафнутиева монастыря участвовали в Земском Соборе 1613 года, грамоту которого об избрании на царство Михаила Романова подписал и Пафнутиевский архимандрит Иона.

В конце 1640-х годов Пафнутиево-Боровский монастырь возглавлял игумен Павел, который в 1652 году был одним из кандидатов на патриарший престол. Вновь избранным патриархом Никоном был поставлен во епископа Коломенского и Каширского. В годы реформ патриарха Никона епископ Павел Коломенский, а так же некоторые руководители монастыря и боровский протопоп Полиект выступили против церковных реформ и приняли сторону ревнителей древнего благочестия. Против боровских противников реформ были проведены репрессии, иеромонах Полиект Боровский и епископ Павел Коломенский были казнены.

В начале 1660-х годов в Пафнутиево-Боровском монастыре некоторое время находился в заточении известный руководитель сторонников старой веры протопоп Аввакум, а в 1670-х в стенах монастыря, а позже и Боровского городского острога содержалась под стражей боярыня Феодосья Морозова (в иночестве Феодора, ум. 1675).

После никоновской реформы Боровский Пафнутиев монастырь стал приходить в упадок. При Екатерине II в Пафнутиевом монастыре было оставлено 33 монаха и послушника, а почти все монастырские имения отобраны. В 1812 году монастырь был сожжен французами, но вскоре восстановлен.

В 1923 году все имущество обители отошло Главмузею, но вскоре в нем разместили исправительную колонию, потом — сельхозтехникум.

При реставрационных работах 1960-х годов были извлечены 194 белокаменных блока. Из них на 29-ти сохранились фрагменты сюжетной и декоративной живописи, принадлежащей кисти Дионисия. Перед возвращением монастыря Русской Православной церкви комплекс принадлежал Боровскому краеведческому музею.

Монастырь был передан Православной Церкви и вновь открыт в марте 1991 года. В Рождественском соборе хранятся мощи основателя обители — преподобного Пафнутия Боровского.

СОБОР РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ПАФНУТЬЕВОМ-БОРОВСКОМ МОНАСТЫРЕ

Кирпичный четырёхстолпный пятикупольный трёхапсидный храм с особым одноглавым северным приделом. Характерный образец московского соборного зодчества рубежа XVI-XVII вв. Построен в 1584-1589 попечением царя Феодора Иоанновича на месте белокаменного храма постройки 1467.Позже перестраивался, в кон. XVIII в. устроена четырёхскатная кровля, изменена форма куполов, в 1837 с запада пристроена трапезная. С севера придел вмч. Ирины, в южной апсиде придел Феодора Стратилата, в трапезной придел прп. Пафнутия (1997). Закрыт в 1923. В 1954 обрушился центральный купол, в 1960-х отреставрирован в формах XVI в. С 1990-х вновь действует, освящен полным чином в 2005.

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В ПАФНУТЬЕВОМ-БОРОВСКОМ МОНАСТЫРЕ

Кирпичный двухэтажный корпус, объединяющий в себе большую одностолпную трапезную палату, Христорождественский храм и келарскую. Сооружен в 1511, над северной папертью постройки 1530 в 1690 на средства князя К. О. Щербатова сооружена ярусная колокольня в духе московского барокко. В келарской в 1776-1812 помещался Онуфриевский придел. Закрыт в 1923, до 1930-х занят музеем, затем клубом. Отреставрирован в 1960-х, главка над храмом установлена вновь в 1996. Богослужения не возобновлены.

ЦЕРКОВЬ ИЛИИ ПРОРОКА В ПАФНУТЬЕВОМ-БОРОВСКОМ МОНАСТЫРЕ

Кирпичная одноглавая (первоначально — пятиглавая) церковь с больничными кельями. Сооружена в северо-восточном углу монастыря на вклад М. М. Репниной и И. Б. Репнина, сделанный в 1670. Закрыта в 1923, использовалась как учебный корпус. Отреставрирована в 1960-х, возвращена верующим в 1991.

ЦЕРКОВЬ МИТРОФАНА, ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО, В ПАФНУТЬЕВОМ-БОРОВСКОМ МОНАСТЫРЕ

Кирпичная церковь типа восьмерик на четверике в стиле барокко. Стоит на высоком подклете, примыкает с востока к настоятельскому корпусу. Сооружена в 1758-1760 на средства архим. Митрофана (Шеинкова). Закрыта в 1923. Отреставрирована в 1970-х, возвращена верующим в 1992.

ЦЕРКОВЬ ВСЕХ СВЯТЫХ В ПАФНУТЬЕВОМ-БОРОВСКОМ МОНАСТЫРЕ

Кирпичная невысокая одноглавая церковь в русско-византийском стиле, примыкавшая с юго-востока к Рождественскому собору. Сооружена в 1837-1838 на средства князя Н. А. Волконского как церковь-усыпальница Волконских. Сломана в нач. 1930-х.

СКИТ ПАФНУТЬЕВ-БОРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ У КОЛОДЕЗЕЙ

Монастырский скит основан в 2011. Обустраивается в 1 км южнее деревни. Выстроены деревянные церковь Новомучеников, трапезная, гостиница, келейный корпус, ворота и каменная надкладезная часовня.

ЦЕРКОВЬ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ В СКИТУ ПАФНУТЬЕВ-БОРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ

Деревянная на кирпичном световом подклете однопрестольная церковь выстроена в 2011-2015. Рубленное «в обло» крестообразное в плане сооружение, завершённое шатром с люкарнами, имеет квадратный в плане основной объём, фланкированный прямоугольными апсидой, притвором с протяжённым всходом и боковыми ризалитами с бочкообразными кровлями.

ЧАСОВНЯ ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА У ПАФНУТЬЕВ-БОРОВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Деревянная входная часовня построена в 2016 на берегу ручья Истерма близ Пафнутьев-Боровского монастыря. Рубленное «в лапу» шестигранное здание под железной шестискатной крышей ломаного профиля увенчано луковичной главкой на невысокой «шейке».

ЧАСОВНЯ НАДКЛАДЕЗНАЯ У ПАФНУТЬЕВ-БОРОВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Деревянная часовня поставлена в 2017 над чтимым источником Пафнутия Боровского вместо находившейся здесь купальни. Завершённый шатром с луковичной главкой восьмигранный сруб окружён крытой галереей, из которой к источнику ведут два лестничных спуска. Освящена 21 сент. 2017.

Боровск пафнутьев боровский монастырь

Адрес: Калужская область, г. Боровск, ул. Дмитрова, 1

Телефон: 8 (48438) 4-37-39

Наместник: иеромонах Пафнутий (Архипов)

Официальный сайт: www.pafnuty-abbey.ru

Пафнутьев Боровский монастырь расположен на левом берегу р. Протвы, в 3 км к юго-востоку от г. Боровска Калужской области и в 83 км к юго-западу от Москвы. Он был основан в 1444 г. преподобным Пафнутием Боровским (1395–1477). Перенеся тяжелую болезнь, святой подвижник оставил Боровский Покровский Высокий монастырь, где был игуменом, и поселился в пустынном месте. Вскоре к нему собрались искатели иноческого жития, и возникла обитель. При кончине Преподобного в монастыре было 95 человек братии.

Преподобный Пафнутий Боровский хранил и продолжал традиции русского монашества, распространенного в Московской Руси преподобным Сергием Радонежским –– по принятии пострига преподобный Пафнутий в течение семи лет обучался монашеской жизни у преподобного Никиты, ученика преподобного Сергия.

Великие князья Московские, а потом цари и знатные люди делали богатые вклады в обитель, что позволяло вести в монастыре каменное строительство и приглашать наиболее известных мастеров для росписи храмов: монастырский собор расписывали иконописцы Митрофан и Дионисий. Великие князья часто приезжали в монастырь к преподобному Пафнутию для духовного совета, позже монастырь неоднократно посещали венценосные особы. До самой Смуты XVII в. семейное предание русских царей считало преподобного Пафнутия покровителем царской семьи.

В XVI в. Свято-Пафнутьев монастырь занимал стратегически выгодное положение на подступах к Москве и был одним из известнейших в России. Для его укрепления во второй половине XVI в. были выстроены каменные стены и башни. В 1610 г. в стенах монастыря держали оборону войска во главе с князем Михаилом Константиновичем Волконским, когда Лжедмитрий II шел на Москву с поляками и литовцами. Лжедмитрий вошел в обитель только с помощью изменников. Сам князь Волконский, двенадцатитысячное войско и вся монастырская братия, а также укрывшиеся в монастыре окрестные жители были убиты, а монастырь разграблен.

В конце XVII в. обитель достигла своего наибольшего расцвета. Монастырские здания и постройки были восстановлены на средства от пожалованных ему владений и благодаря богатым вкладам благотворителей. Тогда же завершено строительство всех ныне существующих зданий, кроме храма в честь Всех Святых и трапезной пристройки собора Рождества Богородицы.

В Синодальный период, когда многие монастыри были закрыты или пришли в упадок, Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, как древняя и богатая обитель, уцелел, но по штату 1764 г. в нем было положено только 33 человека монашествующих. Со временем он снова стал процветать. В период церковного раскола здесь содержался предводитель старообрядцев протопоп Аввакум.

В 1812 г. войска Наполеона разорили г. Боровск, а в Свято-Пафнутьевом монастыре устроили конюшню. Особенно от неприятеля пострадали верхние этажи монастырских построек, где французские солдаты жгли костры. Тогда же сгорела богатая монастырская библиотека.

К началу ХХ в. в обители было 6 каменных храмов: собор Рождества Пресвятой Богородицы с пристроенным храмом в честь великомученицы Ирины, храм Рождества Христова, храм Пророка Божия Илии, храм святителя Митрофана и храм Всех Святых.

Монастырский деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен преподобным Пафнутием в 1444 г. В 1466 г. вместо него был возведен пятиглавый белокаменный собор, который перестроили в 80-х гг. XVI в. В 1837 г. к соборному храму с западной стороны была пристроена трапеза. Храм одноэтажный, с пятью главами и трехапсидным алтарем с полуколонками между частями. Северная, южная и восточная стены сохранились в первоначальном виде. Нижние окна все увеличены для лучшего освещения внутри храма. Четырехскатная кровля собора покрыта листовым железом. Барабаны сквозные, высокие, выведены из кружал, обставленных мысообразными теремками. Главы круглые, крытые, как и все крыши, железом.

Собор однопрестольный, выстроен в виде квадратной палаты, состоит из алтаря, настоящего храма и западного притвора-трапезы, отделенного в основной части глухой стеной с открытой аркой посередине. Своды храма поддерживаются четырьмя четырехгранными столбами. Стены гладкие, с голосниками вверху. В соборе под спудом почивают мощи основателя обители преподобного Пафнутия.

В 1651 г. с северной стороны к собору на средства Великой княжны Ирины Михайловны был пристроен храм в честь великомученицы Ирины. Он одноэтажный, одинаковой архитектуры с собором. Алтарь в виде полукружия соединяется с полукружиями алтаря соборной церкви; главу храма венчает восьмиконечный деревянный крест, обитый медью. В стенах имеются голосники.

Рядом с соборным храмом в 1511 г. была построена двухэтажная трапезная палата с теплым храмом в честь Рождества Христова. Ее второй этаж сооружен одностолпным по образцу Грановитой палаты в Кремле. Храм, трапезная палата и келарская заключены в общий прямоугольник наружных стен. В нижнем этаже в прежние времена размещались кухня, пекарня и кладовые. В верхнем этаже –– храм и братская трапезная, которая впоследствии была упразднена и соединена с храмом открытой аркой. Восточная стена трапезной сохранилась в своем первоначальном виде, к южной пристроены жилые покои. Наружные стены гладкие; посредине храм обведен тройным поясом из кирпича. Окна в верхнем этаже храма и трапезного здания «в один свет», позднее все они были переделаны и расширены, а в нижнем этаже –– заложены кирпичом. Внутри трапезная устроена в виде квадратной палаты и соединена с храмом открытой аркой. Свод над храмом и алтарем круглый, опирающийся пятами на стены; в трапезе своды стрельчатые.

С северной стороны к Христорождественскому храму в 1690 г. была пристроена пятиярусная монастырская колокольня. 3 нижние яруса четырехгранные, а 2 верхние –– восьмигранные. На третьем ярусе колокольни были установлены башенные часы, колокола находились на четвертом. Во втором ярусе располагались монастырская ризница и библиотека, где хранились старинные иконы, духовные грамоты и летописи, а также золотая панагия с резным изображением Спаса, рукописное Евангелие в серебряном окладе тканой работы, украшенное драгоценными камнями и резные кресты XVII в. Наружные стены колокольни декорированы многосложными карнизами и валиками из кирпича. На углах нижних четырехгранных ярусов установлено по четыре гладкие полуколонки, опоясанные валиками; в верхних восьмигранных ярусах на углах по одной большой полуколонне с карнизами. Глава колокольни оканчивается шпилем, увенчанным четырехконечным крестом с полумесяцем в подножии.

Одноэтажный больничный храм в честь Пророка Илии был построен в 1670 г. Его стены сохранились в своем первоначальном виде, кроме окон, которые для большего освещения были расширены. В 1763 г. к храму были пристроены одноэтажные больничные кельи. В 1768 г. архимандритом Адрианом в нем были размещены больница и братская трапеза.

Храм в честь святителя Митрофана, Патриарха Цареградского пристроен к Настоятельским палатам в 1759––1760 гг. стараниями настоятеля Свято-Пафнутьева монастыря архимандрита Митрофания (Шеинкова) и освящен после освобождения от французов в 1819 г. Он двухэтажный, нижний этаж разделен на две части. В одной из них погребены некоторые настоятели монастыря. Храм имеет 2 входа, один с южной стороны, другой –– из настоятельских келий.

Храм в честь Всех Святых был построен в 1837 г. на месте захоронения защитников монастыря, павших в 1610 г., на деньги князя Н.А.Волконского. Сейчас на месте храма стоит здание училища механизации, построенное в 1930 г. Храм являлся семейной усыпальницей Волконских.

Также в комплекс зданий монастыря входили каменные Настоятельские палаты, 2 корпуса братских келий и погребной корпус. Первоначально все здания были трехэтажными. После Отечественной войны 1812 г. третий этаж сохранился только у Настоятельских палат. На первом этаже Настоятельских палат размещались подсобные помещения и мастерские. Вторые и третьи этажи были жилыми, в них были келии. Погребной корпус с двумя погребами-ледниками представляет собой редкий памятник жилого и хозяйственного строительства.

Все монастырские постройки окружены крепостной стеной с шестью башнями, выстроенными по индивидуальным планам. В общей сложности длина стены составляет 673 м. Толщина стен более четырех метров, а высота 7,5 м.

В 1918 г. монастырь был закрыт, некоторое время здесь находился музей. Насельники продолжали жить при монастыре, образовав сельхозартель. 6 марта 1922 г., при попытке местных властей изъять монастырские ценности, у ворот монастыря начались крестьянские волнения. На следующий день из Калуги и Боровска сюда прибыли отряды ГПУ, которые стали производить аресты. В 1923 г. Пафнутьев Боровский монастырь был окончательно закрыт, братия разогнана, монастырские иконы, утварь и другие ценности частью переданы в музеи, частью расхищены. Иконы XVI в. иконостаса храма великомученицы Ирины использовались для изготовления клеток для кроликов. В помещениях монастыря была размещена исправительная колония. В 1930 г. был снесен храм в честь Всех Святых, а в 1932 г. с монастырской колокольни сброшен и разбит один из древнейших колоколов, отлитый в 1488 г. Но вплоть до 30-х гг. в монастырь к мощам преподобного Пафнутия продолжали стекаться верующие с разных концов России. Как видно из отчета комиссии губотдела ОГПУ, проверявшей 23 августа 1928 г. «на предмет чистки» всех проживающих на территории монастыря, святые мощи Преподобного привлекали огромное число паломников, а также собирали здесь множество священно- и церковнослужителей. В связи с этим даже поднимался вопрос об изъятии мощей.

После Великой Отечественной войны в монастыре разместились историко-художественный музей и школа трактористов и механизаторов, которая в 1954 г. была преобразована в заочный сельскохозяйственный техникум. В трапезной устраивались дискотеки, на территории монастыря работала общественная баня.

В ночь на 14 мая 1954 г., в день памяти преподобного Пафнутия Боровского, обрушился центральный купол собора Рождества Богородицы. После этого в монастыре начались реставрационные работы, что спасло его от дальнейшего разрушения, поскольку многие из них были в аварийном состоянии. В результате внешний облик Свято-Пафнутьева Боровского монастыря сохранился до 90-х гг., когда в нем снова начала возрождаться монашеская жизнь. В 1991 г. монастырь был возвращен Церкви. Его здания передавались постепенно, по мере передачи шло их восстановление. В настоящее время полностью восстановлено 5 храмов: собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в притворе которого устроен и освящен в марте 1997 г. придел преподобного Пафнутия Боровского; храм великомученицы Ирины; храм Рождества Христова при Трапезной палате; больничный храм Пророка Илии; храм святителя Митрофана, Патриарха Цареградского.

С 2000 г. при монастыре действует детская воскресная школа, кроме того, братия преподает основы православного вероучения в общеобразовательной школе с. Рябушки. Собрана монастырская библиотека и действует читальный зал, с 1998 г. еженедельно издается «Вестник Боровского монастыря». Летом здесь организуются лагеря для детей-инвалидов, проводятся многочисленные экскурсии. В нескольких метрах от монастыря находится святой источник преподобного Пафнутия Боровского, над которым построена купальня.

12 июня 1994 г. проходили празднования, посвященные 550-летию основания обители. Торжества возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который в сослужении архиереев и духовенства совершил торжественное богослужение и Крестный ход на источник преподобного Пафнутия. Ежегодно 14 мая, в день памяти преподобного Пафнутия из Благовещенского собора города Боровска в обитель совершается Крестный ход.

В монастыре хранятся следующие святыни: святые мощи преподобного Пафнутия, а также имеются частицы мощей преподобного Нила Столобенского, благоверной княгини Анны Новгородской, мученика бессеребренника Иоанна, преподобного Феофила, благоверной княгини Анны Кашинской, святителя Тихона, Патриарха Московского, преподобного Симеона Верхотурского, святителя Луки Одесского, преподобномученицы Елисаветы, преподобного Серафима Саровского, преподобных Старцев Оптинских. Особо чтимой является древняя икона Рождества Пресвятой Богородицы.

Фотографии: Дмитрий Иванов, Олег Гусаров, Василий Шелёмин, Юрий Менделеев

Пафнутьев-Боровский монастырь

Контактная информация

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь на протяжении всей своей истории пользовался особой милостью царствующих особ, сановных и состоятельных людей, на чьи вклады и пожертвования он строился и пополнялся богатствами. Среди дарителей и вкладчиков были Иван III, Василий III, Иван IV Грозный, Федор I Иванович, Борис Годунов, Михаил Федорович Романов, Алексей Михайлович Романов, патриарх Филарет, архиепископ Макарий, архимандрит Митрофан (Шеинков), князья и бояре Щербатовы, Волконские, Репнины, Лыковы-Оболенские.

Здания и сооружения монастыря

  • Святые ворота (проломные, «водяные» ворота), XVIII–XIX вв.
  • Георгиевская башня, XVI век
  • Круглая башня, XVI век
  • Оружейная башня, XVI век
  • Сторожевая башня, XVII век
  • Тайницкая башня, XVII век
  • Поваренная башня XVI век
  • Собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы, 1586 г.
  • Трапезная, пристроенная к Рождественскому собору, 1837 г.
  • Трапезная, келарские палаты и храм во имя Рождества Христова, 1511 г.
  • Колокольня, 1690 г.
  • Храм во имя пророка Илии с больничными палатами, 1670 г.
  • Настоятельские (Архимандричьи) палаты, XVII век
  • Храм во имя святителя Митрофана Константинопольского, 1760 г.
  • Погребной корпус, XVI век
  • Западные братские кельи (Гостиничный корпус), XVII век
  • Поваренная палата, XVII век
  • Юго-восточные братские кельи, XVII век
  • Сохранившийся фрагмент храма во имя преподобного Пафнутия и пристройки к нему, XVI век
  • Прясла крепостных стен, XVI–XVII вв.
  • Святой источник
  • Учебный корпус, 1930-е гг.

История Пафнутьев-Боровского монастыря

Монастырь основан в 1444 году преподобным Пафнутием и его учениками. 23 апреля 1444 года Пафнутий, выздоровев после тяжелой болезни, покинул Высоко-Покровский монастырь и поселился в 3-х верстах от него в боровском лесу на левом берегу реки Протвы при впадении в нее речки Истерьмы. Постепенно рядом стали обосновываться иноки, страждущие его духовного наставничества, сооружая с его благословения кельи. Они и явились первыми членами братства.

В 1448 году в новом монастыре построена и освящена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Боргородицы. В 1460 году Пафнутием был совершен постриг Иоанна Санина под именем Иосиф, который впоследствии станет основателем Иосифо-Волоколамского монастыря – преподобным Иосифом Волоцким.

В 1467 году на месте деревянной церкви возведен новый белокаменный собор, освещенный также во имя Рождества Пресвятой Боргородицы. В 1476 году собор был расписан фресками лучшим иконописцем, иноком Симонова монастыря Митрофаном и молодым Дионисием. Обитель при Пафнутии была небогата, несколько раз страдала от пожаров.

В 1477 году скончался настоятель монастыря игумен Пафнутий, проведший в иночестве 63 года, и был похоронен в Рождественском соборе, у южной стены. После его смерти игуменом был избран Иосиф, но вскоре он покинул стены обители и удалился на Волоколамские земли.

В 1480 году, одержав победу над ханом Золотой орды Ахматом, Великий князь Иван III посетил Пафнутьев монастырь, где был восхищен росписью собора и пригласил Дионисия в Москву для росписи кремлевских церквей.

В XVI веке Пафнутьев-Боровский монастырь формируется как крепость. Под руководством известного градодельца Федора Коня сооружаются крепостные стены и башни. Первой была построена Круглая башня, за ней – Поваренная, Оружейная, Георгиевская (проездная). Строится надвратная церковь преподобного Пафнутия, а также погребной корпус. В 1511 году построены и объединены в один объем теплая церковь Рождества Христова, царская трапезная и келарская палата.

В 1531 году Пофнутиев монастырь посетил Великий князь Василий III с женой Еленой Глинской, где молился о рождении наследника. Вскоре у них рождается сын – будущий царь Иван Грозный. На монастырь, занимавший выгодное стратегическое положение к юго-западу от Москвы, обращают внимание великие московские князья и крупнейшие бояре. При Иване IV Грозном обитель владела многими селами и угодьями, а к середине XVIII века уже 11 тыс. крепостных.

В 1547 году на Московском Соборе, который возглавлял митрополит Московский Макарий, постриженик Пафнутьев-Боровского монастыря, преподобный Пафнутий причислен к лику святых как великий Чудотворец, а 1 (14) мая становится днем его памяти и общецерковного почитания. После канонизации Пафнутия монастырь приобрел еще большую известность своими редкими иконами, фресками богатой ризницей, библиотекой.

В 1584–1586 гг. собор Рождества Богородицы был разобран («из-за малости»), по указанию Федора I Ивановича на его месте на средства из царской казны построен новый кирпичный соборный храм (холодный). В храме были устроены два придела: во имя великомученика Федора Стратилата и во имя великомученицы Ирины. В 1592 и 1596 гг. Федор Иванович с царицей Ириной пребывали в монастыре на богомолье.

В 1599 году скончался Андрей Клешнин, приближенный Бориса Годунова, замешанный в истории смерти царевича Дмитрия, незадолго до смерти принявший постриг и схиму в монастыре с именем Левкий. А. Клешнин был похоронен на территории Пафнутьева монастыря, на что указывает надпись на плите слева от входа в церковь великомученицы Ирины.

В XVII веке продолжается строительство крепостной стены, а также жилых зданий. В этот период зодчим Трофимом Шарутиным возводятся Сторожевая и Тайницкая башни. Строятся Западные и Юго-Восточные братские корпуса, Настоятельские (Архимандричьи) палаты.

Летом 1610 года войско Лжедмитрия II после сражения у Боровска осаждало Пафнутьев-Боровский монастырь, а после предательства воевод Челищева и Змиева завладело обителью. Во время защиты монастыря войском во главе с князем Михаилом Волконским погибли около двенадцати тысяч человек, в том числе монахи и укрывшиеся в монастыре местные жители. Обитель была разграблена, постройки сожжены, ценности расхищены, огнем уничтожены документы, грамоты, древние книги.

С 1618 года царем Михаилом Федоровичем делаются крупные денежные пожертвования на восстановление обители. В 1630 году посетивший монастырь патриарх Московский и всея Руси Филарет также вносит значительные денежные средства. Кроме этого, продолжают поступать пожертвования и от других благотворителей. Монастырь вновь обретает первозданный облик. В 1651 году к южной стороне собора пристроена церковь во имя Архангела Михаила, с западной южной и северной сторон построены паперти.

В 1666 году в Пафнутьев-Боровском монастыре дважды отбывал ссылку (с 9 по 19 марта и с 5 сентября по 3 апреля 1667 г.) протопоп города Юрьевца-Повольского Аввакум, духовный писатель, лидер раскольнического движения и противник церковно-обрядовой реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Сподвижница и духовная последовательница Аввакума боярыня Ф. П. Морозова с сестрой княгиней Е. П. Урусовой были заточены в Боровский острог, где в 1675 году они погибли от пыток и голода в земляной яме.

В 1670 году на месте захоронения погибших защитников монастыря в сражениях 1610 г. построена церковь во имя пророка Илии с больничными палатами. В 1691 году на месте шатровой звонницы с северной стороны трапезной палаты возведена примыкающая к ней 55-метровая каменная пятиярусная колокольня с 9 колоколами, часами с боем, украшенная рельефными изразцами работы Степана Иванова по прозвищу «Полубес».

В 1760 году на средства архимандрита Митрофана Шеинкова возведена церковь во имя святителя Митрофана, патриарха Цареградского, в подклети которой устроена усыпальница. В 1776 году вместо келарской палаты устроен престол во имя преподобного Онуфрия. В конце XVIII века главы Рождественского собора увеличиваются в высоту и венчаются восьмериками.

В 1812 году Пофнутиев-Боровский монастырь подвергается новому разорению. Войска Наполеона, покинувшие Москву, проходя через Боровск 10 октября, разграбили и сожгли обитель. Но уже к 1822 году монастырь восстановлен.

В 1828 году была разобрана обветшавшая церковь архангела Михаила, в 1836 – надвратная церковь преподобного Пафнутия. В 1837 году возведена теплая церковь во имя Всех Святых, где покоится прах около 30 представителей рода Волконских, в т.ч. Михаила Константиновича Волконского – героя сражений 1610 года. В том же году разобрана обветшавшая паперть у западной стены Рождественского собора, а вместо нее пристроена трапезная. В 1864 году между Георгиевской и Поваренной башнями открыты Святые врата (ранее они располагались в Георгиевской башне).

Монастырь в советский период

В 1918 году монастырь был национализирован, а в 1919 на базе его подсобного хозяйства создана Пафнутьевская сельхозкоммуна, в которой трудились 42 монаха и служащих обители. В 1920 году в связи с большим историческим и художественным значением монастырь взят под охрану государства и превращен в музей. В 1923 году сельскохозяйственная коммуна прекратила свою деятельность, а монастырь закрыт как духовная обитель. В последующие годы он существовал как историко-художественный музей, в его стенах также располагался детский дом.

В 1930-х гг. в монастырских стенах располагалась детская колония – Индустриально-ремесленная школа. На месте обветшавшей церкви во имя Всех Святых и усыпальницы Волконских строится учебный корпус. Впоследствии здесь располагался техникум аэрофотосъемки и картографии имени Калинина, позднее – школа механизации сельского хозяйства.

Во время Великой Отечественной войны, в период оккупации Боровского района немцами с 15 октября 1941 года по 4 января 1942 года, в Пафнутьевом монастыре размещались части немецкой армии, а также был устроен концентрационный лагерь.

В послевоенное время в зданиях монастыря работали школа инструкторов, институт переподготовки сельскохозяйственных кадров, училище механизации, а с 1962 года – сельхозтехникум.

В 1955 году после обрушения центральной главы собора Рождества Богородицы (1954) принято решение о проведении реставрационных работ зданий и сооружений монастыря. В 1960 году начата реставрация архитектурного комплекса обители, продлившаяся 30 лет. В 1968 году создается историко-архитектурный и краеведческий музей.

Современный период в истории обители

В 1990 году Калужским облисполкомом принято решение о передаче Пафнутьев-Боровского монастыря Русской Православной Церкви, и уже в 1991 году обитель становится действующей, возрождается монашеская жизнь.

В 1995–1996 гг. монастырские церкви пополнены святынями и убранством, построена главка с крестом над церковью Рождества Христова. В 1997–1998 гг. освящен придел преподобного Пафнутия в трапезной собора Рождества Богородицы. В 2000 году открыта детская Воскресная школа. В 2007 году закончена реставрация колокольни, в 2008 – ансамбля фресковой живописи в соборе Рождества Богородицы, деревянного шатрового верха Поваренной башни, кровли на царской трапезной. В 2009 году обновлена кровля куполов Рождественского собора, а центральный купол украшен позолотой.

В 2010 году освещена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, воссозданная на месте Высоко-Покровского монастыря, и Миссионерско-просветительский центр, построенный около монастыря.

Из Москвы с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново, затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), а дальше пешком (около 10 минут).

Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь Епархиальный мужской монастырь

История Свято-Пафнутьева монастыря неразрывно связана с разными этапами становления российской государственности, многие из серьезных исторических событий нашли отражение в летописи обители. История основания монастыря стала отголоском монголо-татарского нашествия: как известно, дед преподобного Пафнутия был татарином, который принял крещение в Православие с именем Мартин и положил начало благочестивому роду, из которого появился будущий «светильник» православной веры. Духовный авторитет преподобного Пафнутия притягивал в обитель многих людей. В разное время великие князья Василий II, Иван III, Василий III, цари Иван IV Грозный, Федор Иванович, Михаил Романов и Алексей Михайлович, князья Лыковы-Оболенские, Репнины, Волконские не раз приезжали в монастырь на богомолье.

В Смутное время монастырь оказался на пути польско-литовских захватчиков во главе со Лжедитрием II и стал ареной кровавых событий, в результате которых подвиг православных защитников обители просиял в веках, а город Боровск получил новый герб. События церковного раскола, мучительно переживаемые Церковью, также коснулись монастыря — главный идейный вдохновитель старого церковного порядка протопоп Аввакум дважды содержался под стражей в стенах Пафнутьевой обители.

Расположение монастыря на пути армии «двунадесяти языков» под предводительством Наполеона в 1812 году повлекло за собой разграбление и частичное разрушение обители. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. также оставила след в истории монастыря: он вновь был разрушен и разграблен, но сумел выстоять и возродиться. Эпоха советского периода оказала, пожалуй, самое негативное влияние на монастырь.

После национализации обители и изгнания монахов в 1919 году, монастырь за тридцать с небольшим лет хозяйствования советской власти был превращен практически в руины. Начавшие в 60-х годах XX века восстановление обители реставраторы столкнулись со множеством трудностей: им пришлось заливать новые фундаменты, восстанавливать стены, реставрировать храмы и здания.

Новейшая история Пафнутьевой обители началась в 1991 году с возвращения в монастырь иноков и возобновления регулярных богослужений.

architectstyle

Архитектурный стиль

Исторические периоды и стили Русской Архитектуры

Пафнутьев-Боровский монастырь

Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский монастырь — мужской монастырь в Калужской области, расположенный на окраине города Боровска. (GPS Координаты: 55.214022, 36.532781)

01 Монастырь был основан в 1444 г. на берегу реки Протвы игуменом Покровско-Высоцкого монастыря преподобным Пафнутием Боровским, духовным внуком преподобного Сергия Радонежского.

02 В 1444 Пафнутий и его ученики в почти непроходимых боровских лесах построили и освятили первый храм.

03 1444 год принято считать годом основания Боровского монастыря.

04 Первоначально здесь была срублена небольшая деревянная церковь Рождества богородицы, на месте которой вскоре был построен небольшой белокаменный храм, расписанный Дионисием с помощниками.

05 В начале XVI века были возведены оборонительные укрепления.

06 В 1511 году здесь сооружается каменная трапезная, а в восьмидесятых годах этого же столетия на месте церкви возводится Рождественский собор.

07 И трапезная, и собор сохранились до наших дней.

08 Монастырь по стратегическим соображениям с XVI века стал одной из основных и сильно укрепленных крепостей на юго-западном рубеже Московского государства.

09 Маленький монастырь, став оплотом Московского государства в его борьбе за объединение русских земель, довольно быстро рос и богател.

10 В конце XVI века, опасаясь войны с Польшей, Московское правительство укрепляет монастырь и возводит мощные крепостные стены.

11 Древнейшее из зданий монастыря, сохранившееся до сего времени — трапезная 1511 года с церковью Рождества Христова — является первым сооружением, которое видит посетитель, войдя в монастырский двор.

12 В 1923 г. на территории монастыря разместили исправительную колонию, затем сельхозтехникум.

13 С 1960 года здесь ведутся реставрационные работы.

14 Вновь Пафнутиев монастырь был передан Церкви в 1991 г.

15 Летом 1994 года здесь торжественно отметили 550-летие основания монастыря и 600-летие со дня рождения его создателя Пафнутия.

16 В торжествах принял участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Боровск пафнутьев боровский монастырь

zhais@yandex.ru

В 3.5 км от трассы А-108 (Московское большое кольцо) на пути в Боровск имеется место, которое, на наш взгляд, следует обязательно посетить, если вы находитесь поблизости. Это место — Свято-Пафнутьев Боровский монастырь (Пафнутиев Боровский монастырь).

Действующий мужской монастырь располагается в живописном месте, на высоком берегу реки Истерьмы (которая в этом месте разлилась за счет гидротехнических сооружений) при впадении в Протву.

Когда подъезжаешь к монастырю, то первое, что приходит на ум — перед тобой полноценный кремль: высокие каменные крепостные стены, в углах которых расположены сторожевые башни с бойницами. По своей форме монастырь напоминает ромб со сторонами 150 метров.

За очередным поворотом появляется «главная стена» монастыря —

место, где находится центральный вход. Парковка под монастырскими стенами полостью забита автомобилями паломников (в прямом и переносном смысле). Но это не должно вас расстраивать,

т.к. буквально в 50-ти метрах (слева) имеется достаточно емкая стоянка, на которой можно «приютиться» вашему авто.

Отсюда (со стоянки) монастырь выглядит следующим образом.

Собрав необходимые вещи (фотоаппаратуру, косынки, юбки) мы направляемся к монастырю. Последние две «вещи» — это вроде бы как шутка, но как гласит русская пословица — в каждой шутке есть доля правды. Монастырь действующий, да еще мужской. Согласно его Устава вход женщинам возможен только при накрытой голове и в юбке. Вроде бы на дворе XXI век, но увы. в некоторых «объективных реальностях» время очевидно течет медленнее. С Уставом не шутят, а по сему вежливая охрана при входе попросит вас (имеется ввиду женщин) соблюдать дресс-код. Если у вас с собой нет «нужных вещей» — вам их любезно предоставят.

Перед входом в монастырь постоянно тусуется несколько человек. Это цыгане, которые скорее всего никакого отношения к православной религии не имеют и хотят просто помочь вам расстаться с содержимым ваших кошельков тем или иным способом. Кстати, на воротах монастыря висит соответствующее предупреждение (только вот цыгане встретят вас раньше, чем вы сумеете добраться до ворот).

Пройдя сквозь входные врата мы оказываемся во внутреннем дворе монастыря.

Слева от входа (в Поваренных палатах XVII века) располагаются монастырская чайная, прачечная, «М» и «Ж».

Справа — пункт выдачи юбок и платков.

Ну а прямо перед нами — трапезная 1511 г. с церковью Рождества Христова за которой возвышается колокольня, датируемая концом XVII века.

По пути к этим монастырским достопримечательностям мы проходим мимо Гостиного корпуса (западные братские кельи), построенного в начале XVII века.

Как следует из официального сайта монастыря ( http://www.pafnuty-abbey.ru) , до 1794 г. это здание было трехэтажным. Однако со временем последний этаж пришел в негодность и был разобран. В XIX в здании располагалось Уездное духовное училище. Сейчас на первом этаже Гостиного корпуса находится паломническая служба монастыря, а на втором — гостевые покои.

Рядом с Тайницкой башней монастыря

разместился Погребной корпус, построенный в начале XVI века.

Однако, если повнимательнее присмотреться к зданию,

то нетрудно заметить, что архитектурный стиль его правой половины

значительно отличается от левой составляющей здания. Все дело в том, что где-то в середине XIX века левая часть здания по каким-то причинам сильно обветшала и было принято решение разобрать ее и сложить заново. Очевидно при «сборке» что-то пошло не так и результат — налицо. Исходя из названия здания большая его часть в старину использовалось под складские помещения. Сейчас статус первого этажа не изменился, а вот на втором этаже (который раньше был жилым) сегодня располагаются кухня, трапезная и ряд служебных помещений.

Кстати, изначально Погребной корпус был также 3-х этажным, но потом по аналогичной причине (с Гостиным корпусом) его демонтировали.

Мы уже достаточно далеко продвинулись вглубь территории монастыря и чтобы лучше на ней ориентироваться приведем его план, который мы позаимствовали в местном музее (о его посещении у нас запланирован отдельный рассказ).

для увеличения карты наведите курсор на фотографию и нажмите левую кнопку мыши

Одним из центральных (в прямом смысле слова) сооружений на территории монастыря является трапезная 1511 г. с церковью Рождества Христова с пристроенной к ней колокольней конца XVII века.

Прежде чем мы начнем наше знакомство с самым древним из сохранившихся строений Пафнутьева монастыря (коим является храм Рождества Христова с трапезной) — давайте немного вспомним историю обители. Основателем монастыря является преподобный Пафнутий (в крещении Парфений), который родился в конце XIV века в сельце Кудинове (недалеко от Боровска). Дед Пафнутия был татарином и являлся представителем монгольского хана на завоеванных землях (баскаком). Во время восстания русских против своих угнетателей он (дед), чтобы спасти свою жизнь, принимает крещение (с именем Мартин) и продолжает свой род уже под эгидой православия. Что же касается Пафнутия, то в 20-ти летнем возрасте он вступает в боровский Покровский монастырь и попадает под руководство одного из учеников преподобного Сергия Радонежского — Никиты. Вскоре Пафнутий принимает сан игумена, в котором он пребывал около 13-ти лет. Продолжительная болезнь не позволила ему полноценно исполнять свои обязанности и в 1444 г. Пафнутий принимает схиму ( высшая ступень православного монашества характеризующаяся полным отречением от мира) после чего перебирается в уединенное место в лесу, расположенное между двумя речками. Со временем к нему начали стекаться иноки из других монастырей, которые с согласия Пафнутия строили себе кельи в этом же месте. В 1448 г., когда количество сподвижников Пафнутия достигло внушительной цифры, в междуречье была построена небольшая деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Именно с этого момента и начинается отсчет в истории боровского Пафнутия монастыря, которым его «родоначальник» управлял еще около 30-ти лет. Сказания о высоких подвигах преподобного Пафнутия привлекали к нему все больше и больше сторонников. Обитель расширялась и Пафнутий принял решение воздвигнуть новый, более вместительный каменный храм, который был украшен лучшими иконописцами той эпохи — старцем Митрофаном и Дионисием (к сожалению до наших дней собор не сохранился. Он был разобран и полностью перестроен в 1586 г.). Наряду с храмом на территории монастыря начали возводиться и вспомогательные строения. Слава о монастыре и его основателе в то время была такова, что частыми гостями в обители были не только бояре и удельные князья, но и великий князь с митрополитом. В 1477 г. в возрасте 82 лет Пафнутий скончался. После себя он оставил полностью благоустроенный монастырь, в котором было 95 иноков.

В XVI веке вокруг монастыря были возведены каменные стены с башнями и он превратился в пограничную крепость.

Следующие фотографии отражают этапы строительства и перестройки внутренних зданий монастыря.

Бытует мнение, что к строительству монастырских стен и башен был причастен Феодор Конь (архитектор Смоленского кремля, Белого города в Москве).

За время своего существования Свято-Пафнутьев Боровский монастырь был несколько раз сожжен. Первый раз — в 1610 году, когда во время Смуты в нем держал оборону от поляков князь Михаил Волконский. Второй раз — в 1812 г. французами. Однако после каждого из этих трагических для монастыря событий он достаточно быстро восстанавливался.

В 1919 г. монастырь был национализирован советской властью, а монахи изгнаны из обители. В 1923 г. все монастырское имущество было отписано Главмузею, но потом решили, что за такими крепкими стенами стоит разместить исправительную колонию. Когда поток заключенных уменьшился на территории монастыря обосновался сельскохозяйственный техникум. В дальнейшем монастырь передали Боровскому краеведческому музею и только в 1991 г. он был возвращен Православной церкви.

Продолжим наше знакомство с монастырем. Мы остановились возле трапезной с церковью Рождества Христова и колокольни, которые несмотря на разные «возраст» спроектированы так, что составляют единый архитектурный массив. Эти сооружения монастыря являются самыми сложными по конструкции и архитектурным формам, несмотря на то, что на первый взгляд вроде бы никаких «излишеств» не наблюдается: массивное сооружение с несколькими узорчатыми поясками по периметру.

С одной стороны здания располагается пояс из керамической плитки,

которая при ближайшем рассмотрении выглядит следующим образом.

Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь в Калужской области

Эта древняя монашеская обитель славится непередаваемой атмосферой умиротворенности и уюта. Здесь паломники находят божественную святость и легко прогоняют суету и различные проблемы, укоренившиеся в умах тех, кто постоянно живет среди шума и вожделений. Пафнутьева пустынь не только священное место паломничества, но и изящный архитектурный комплекс, сохранивший в своих постройках величие прошлых веков.

История основания обители

В конце XIV столетия в семье благочестивых христиан из местечка Кудиново, что в нескольких километрах от города Боровска, родился сын, которого назвали Парфением. Легенда гласит, что дедом мальчика являлся татарский сборщик налогов, принявший православие. В 12 лет сын покинул родительский дом и поселился в Покровской обители, расположенной неподалеку.

В 19-летнем возрасте Парфений принял постриг от настоятеля Маркела и получил иноческое имя Пафнутий.

  • В 1434 г. его избирают игуменом Покровской пустыни, ритуалом рукоположения руководил митрополит Фотий. Спустя 10 лет Пафнутия постигает тяжелейшая болезнь, поэтому он принимает великую схиму, уходит из пустыни и поселяется на берегу реки под названием Протва и основывает Боровскую обитель.
  • Через четыре года в новоявленной пустыни заканчивают строительство деревянного собора Рождества Богородицы. В 1467 г. на её месте поставили другую церковь, созданную на основе камня. Через 10 лет стены этого храма расписали фресками, работу совершали знаменитые иконописцы и их сыновья.
  • В 1477 г. основатель монастыря смиренно отошел в Небесную обитель, новым настоятелем избрали игумена Иосифа, который через короткий промежуток времени покинул пустынь и основался в Волоколамских землях.
  • В 1480 г. Боровскую обитель посетил князь Иоанн III, ведущий активную борьбу против монгольских войск. Правитель высоко оценил роспись стен главного храма и пригласил мастеров, работавших здесь, в столицу.
  • В начале XVI столетия на территории пустыни начинается строительство церкви Рождества Спасителя. В 1529 г. монастырь посетил князь Василий третий, он молился о даровании наследника престола.
  • В 1531 г. собор священнослужителей установил торжество в честь преставления основателя Пафнутия — 1 мая (ст. стиль). Спустя 14 лет преподобного схимника причислили к лику святых чудотворцев.
  • В 1584 г. принимается решение разобрать каменный собор Рождества Богоматери, чтобы увеличить постройку. Царь Федор дал указание о возведении нового храма из кирпича, работами заведовал Б. Годунов.

События от XVII века

В 1610 г. армия Лжедмитрия II, устремленная завоевать Москву, вторглась в стены Боровского монастыря. Враги были беспощадны к братии и крестьянам из близлежащих поселений, они расхитили святыни и сожгли церковные постройки. Через 20 лет обитель посетил патриарх Филарет, для восстановления монастырского комплекса выделили необходимые средства.

    В период с 1620 по 1640 год здесь строится храм во славу преподобного основателя Пафнутия, расписываются стены церкви Рождества Пречистой Богоматери.

Пустынь в XX веке и в наше время

В 1919 г. специальная московская комиссия произвела тщательный осмотр монастырского комплекса и официально установила его историческую ценность, а также произвела опись всего монашеского имущества. Через 3 года здесь произошло изъятие реликвий, чтобы помочь голодающим людям в Поволжье. В мае 1922 г.

Боровскую обитель закрыли и присвоили ей статус исторического музея. Вскоре монастырское хозяйство превратили в сельскохозяйственную коммуну, но ликвидировали её через год. На территории поместили предприятия различной направленности.

  • В 1935 г. здесь организовали школу механизации, а на месте некрополя и храма Всех Святых строят учебный корпус. В 1941 г. территорию захватывают немецкие оккупанты, которые покидают монастырь через год, проиграв сражение советским войскам.
  • Школа механизации вновь начинает свою деятельность, но в конце войны её реорганизовывают в гимназию инструкторов производства. В 1953 г. на территории обители создаются различные учебные корпуса, нефтебазы и мастерские.
  • В 1954 г. обрушился основной купол собора Рождества Пречистой Богородицы. Через год начинаются исследования по восстановлению монастырского комплекса. В 1968 г. здесь создают исторические и краеведческие музеи.
  • В 1990 г. принимается официальное решение о передачи Пафнутьевой пустыни в управление Калужской епархии. Возрождается монашеская жизнь, приходят первые насельники, торжественно освящается церковь Илии Пророка.
  • В 1992 г. из стен пустыни вывезли техникум механизации, а через год торжественно отметили день памяти святителя Пафнутия. В 1995 г. монастырь обогатился святыми ликами и церковными реликвиями.

На заметку! С момента передачи Боровской пустыни в управление РПЦ и возобновления здесь монашеского общежития началась кропотливая и серьезная восстановительная деятельность. Сегодня бо́льшая часть работ подошла к своему концу, паломники, навещая монастырь, отмечают его благоустроенность и неописуемое изящество архитектуры.

Архитектура

Территория Свято-Пафнутьева монастырского комплекса ухожена, паломников и насельников вдохновляет окружение пестрых цветов, умиротворяющей зелени и могучих, спокойных деревьев. Пустынь обнесена крепостной стеной с несколькими башнями, каждой из которых присвоено индивидуальное имя, за этой оградой течет река и стоит небольшой пруд.

  • Центральным зданием является церковь, освященная в честь Рождества Пречистой Богоматери. За 4 века существования собор неоднократно переделывался. Внутренне убранство расписано в византийском стиле. В стене на северной стороне располагается потайная комната, где устроено помещение для хранения монастырских денег и прочих ценностей.
  • В 1670 г. в обители заложили первый камень одноэтажного небольшого храма в честь Илии пророка. В качестве строительного материала использовался тяжелый кирпич. К зданию примыкают два притвора, которые ранее использовались в качестве госпиталя и трапезной. В память о трагичных событиях Смутного времени неподалеку возведен поклонный крест.
  • Церковь в честь святителя Митрофана была сооружена в середине XVIII в., она считается одной из самых поздних построек на территории Пафнутьева монастыря. Храм стоит на высоком основании, имеет один этаж и главку. В подклете (нижнем ярусе) располагается две палаты. В 1992 г. собор освятили, а в престол положили чудотворные останки великомучеников Хозевитских.
  • К трапезной пристроена высокая колокольня, являющаяся самостоятельным зданием. Её высота от основания до кончика креста составляет 55 метров. Издревле на первом ярусе располагалась лестница, ведущая в собор и внешнюю пристройку. На втором этаже колокольни находилась библиотека и ризница, а на третьем были установлены часы с колокольным механизмом. Верхние ярусы изначально предназначались для звона, который усиливался за счет полых сосудов в стене.
  • В XVII столетии воздвигли трехэтажное здание, которое назвали палатами архимандрита. Корпус многократно перестраивался и сегодня напоминает казарму николаевских времен. На первом ярусе расположены кельи для гостей, на втором — покои настоятеля, выше — братские палаты.

Как добраться

Монастырь находится в городе Боровске, что в Калужской области, по адресу: улица Димитрова № 1.

Чтобы добраться на автомобиле, необходимо следовать вдоль Киевского шоссе до села Балабаново. На развилке следует повернуть налево, проехать через Русиново до Рябушек, где будет указатель на Пафнутьеву обитель.

Читайте также похожие статьи:

Если добираться в монастырь на электричке с Киевского вокзала (2 часа пути), необходимо выйти на станции Балабаново, а после на автобусе или маршрутном такси до Боровска.

Святыни и богослужения

На территории Пафнутьева монастырского комплекса хранится несколько христианских реликвий, которые особенно привлекают сюда благочестивых паломников. Миряне имеют возможность прикоснуться к чудотворным останкам:

В церкви Рождества Богоматери хранится икона Иверской Богородицы.

Богослужения в обители проходят каждый день, в 5:30 совершается братский молебен, а в 17:00 начинается вечернее богослужение.

Мужской Свято-Пафнутьев монастырь, расположенный недалеко от города Боровска, что в Калужской области, ежедневно открыт для паломников. Обитель ярко сочетает церковную архитектуру и живописное окружение, вселяя в души людей настоящее умиротворение.

Паломники, приезжавшие в монастырский комплекс, набирали священной воды из источника преподобного Пафнутия. В 2013 г. над родником установлена купель, где православный народ окунался, чтобы смыть с тела прошлые грехи.

Ещё интересные статьи:

К сожалению, сегодня источник стал бездействующим, так как напор совсем ослабел. Никто не знает причин, но многие уверены, что чудесным образом родник вновь оживет и будет приносить паломникам очищение и утешение.

На заметку! Искупаться в купели можно в Покровском храме, расположенном недалеко от Пафнутьевой пустыни.

За церковью Рождества Пречистой Девы создано место, напоминающее Рай на земле. Вход сюда предопределен ажурной аркой, к которой ведет изящная мраморная лестница. Вскоре человек замечает уютную беседку, оживленную ароматными и пестрыми цветами, недалеко располагается деревянная кормушка и ухоженные газоны. Между мощными деревьями скромно стоит фонтан, приютивший в своем центре двух целующихся птиц.

Прихожане забывают здесь о течении времени, глубоко погружаясь в ароматы гармоничного умиротворения.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Все люди верят в что-то высшее. Для кого-то это что-то необъяснимое, а для кого-то – это наш Создатель. Как бы там ни было, но все же многие стараются хотя бы раз посетить святое место. Их есть огромное количество во всем мире. В России есть также определенные особо почитаемые места, среди которых выделяют и Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Он находится в Калужской области в городе Боровск.

История развития этой обители неразрывно связана с различными этапами в истории становления российского государства. Были у него как взлеты, так и разруха. Но с новой силой он начал работать с 1991 года, когда вернулись иноки и начались ежедневные богослужения, а также были проведены значительные реставрационные работы, которые помогли возродить храмовый комплекс. Такие усилия помогли предотвратить окончательное разрушение зданий.

Подворья обители

У Свято-Пафнутьевского Боровского мужского монастыря есть 2 действующих подворья:

  • Храм Преображения Господня «Спас за Верхом», который находится в городе Калуга,
  • Храм в честь Покрова Божьей Матери, в городе Боровск.

Говоря об этой обители, невозможно забыть или уменьшить значение отца Власия Пафнутьева в Боровском монастыре. Он всегда закликал относится с должным уважением к этой святыне, ведь это – символ державной славы. Необходимо сказать о том, что дед Пафнутьева был ордынским баскаком. Именно в городе Боровске он принял христианство и остался навсегда, тем самым укрепив православную веру.

Еще с 20-ти летнего возраста Пафнутий был под началом священноинока Никиты в Высоком Покровском монастыре. Там он пробыл 30 лет, из них 13 – в качестве игумена. После того, как его одолел тяжелый недуг, он отказался от настоятельства и ушел из монастыря. Поселился в лесу между речками Истерьмою и Протвою.

На этом месте было положено основание новой обители, которая полюбилась всем на территории Московии. Изначально это была деревянная церковь на честь Рождества Пресвятой Богородицы. Все это время Пафнутий продолжал обустраивать моастырь. Перед тем, как приставиться он уже имел около 100 человек братии, а также каменный храм. Самое основное из этого всего, что он завещал установленные начала, которые лежали в основе правил державного домостроительства.

Известно, что роспись собора Рождества Богородицы относят к самым ранним работам Дионисия. В упоминаниях жития Пафнутия можно найти такие слова, что Дионисий вместе со старцем из Симонова монастыря сделали роспись каменного храма в Свято-Пафнутьевском Боровском монастыре. Точной даты росписи не установлено. Известно лишь то, что каменный собор построили на месте деревянной церкви и он был расписан еще при жизни Пафнутия.

Даше необходима помощь

Даше, которая в свои 5 лет не разговаривает, не умеет жевать, ходить, сидеть без поддержки, врачи вынуждены отменить все возможные курсы, оставив только лечебную физкультуру.

В 3 месяца Даша попала в реанимацию, тогда у неё диагностировали синдром Штурге-Вебера. Проявляется он в виде пятна на лице, которое называют «поцелуем ангела». За романтичным названием скрываются двигательные и зрительные нарушения, умственная отсталость, дефицит внимания.
Девочка 12 часов в день проводит в коляске, но обычная коляска не обеспечивает должной поддержки, поэтому семья хотела бы приобрести специальную кресло-коляску Кимба Нео за 199 990 руб.

Если вы хотите, чтобы девочке с такой непростой судьбой было комфортнее жить, вы можете:

Оформить перевод на карту Сбербанка 5336 6900 8575 8219 Юлия С. (сотрудник фонда)
-Воспользоваться сервисами Сбербанка:
— в приложении для Android написать в поиске «БФ ПОМОЩЬ» или ИНН 7810718515
— в iOS зайти на сайт Сбербанка через браузер
Перевод с пометкой «Даша»

Также есть упоминания о том, что настоятель излечил Дионисия от хвори, которая мешала ему заниматься иконописанием.

Самым нелепым стало то, что более чем через столетие по приказу царя Федора Ивановича этот собор был разрушен, а на его месте возвели пятиглавый. А каменные блоки с росписью были заложены в фундамент этого храма.

Как доехать

Первое, чем интересуются паломники – это где находится обитель? Этот старинный монастырь был построен еще в 1444 года и до сих пор к нему не иссякает количество паломников. Находится он чуть ниже от дороги, между остановками «Роща» и «Рябушки». Так как границы территории уже поменялись, то теперь он входит в город Боровск. Ранее это были отдельные села, но теперь – это названия микрорайонов.

Точный адрес монастыря: 249010, Калужская область, г. Боровск, ул. Дмитрова д. 1; Телефон привратной: (48438) 4-37-39. Более подробную информацию и расписание служб, проводящихся в стенах обители Божией, Вы сможете узнать на официальном сайте Пафнутьево Боровского монастыря.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет так же интересно посмотреть еще и видео о Панфутьевской обители:

Ссылка на основную публикацию