Борисовский тихвинский женский монастырь в контакте

Объявление

ПРИГЛАШАЕМ в монастырь женщин, ищущих монашеской жизни, поучаствовать в наших трудах и молитвах.

Наш адрес: 309342, Россия, Белгородская область, поселок Борисовка, переулок Монастырский, дом 4

Монастырский телефон: 8 (47246) 5-37-27

Телефон настоятельницы монастыря, игумении Иовы: +7 920 581 66 70

Телефон духовника монастыря, игумена Иннокентия: +7 910 907 75 57

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Для помощи в восстановлении обители:

Православная религиозная организация епархиального женского монастыря в честь Тихвинской иконы Божией Матери п. Борисовка Борисовского района Белгородской области Религиозной организации «Губкинская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
Адрес: 309342, Россия, Белгородская область, Борисовский район, п. Борисовка, переулок Монастырский, 4.
ОГРН: 1167700067391
ИНН/КПП: 3103005895/310301001
р/с: 40703810401020000011
Наименование Банка Получателя: Н БФ АО КБ «РУСНАРБАНК»
БИК: 041403802
Корсчет: 30101810300000000802
Назначение платежа: «на уставную деятельность»

Если пугает обилие цифр в реквизитах, можно перечислить:

  • По номеру карты Сбербанка России Маэстро социальная: 6390 0240 9089 2752 14
  • Или зачислить на эту же карту по номеру телефона: +7 920 581 66 70

Как добраться

Адрес: 309340 Белгородская область, Борисовский район, пос. Борисовка

Своим ходом: Автобусом, самолетом, поездом до Белгорода, далее на маршрутке до Борисовки. Из Рязани ежедневно в 9:20 ходит автобус Рязань-Белгород.

На машине: Расстояние от Москвы до Борисовки по трассе составляет 684 км, а по прямой — 583 км. Можно подробно посмотреть маршрут проезда на авто из любого города здесь.

В монастыре ежедневная служба. Круглые сутки, без перерыва, читается монастырская молитва – неусыпаемая псалтирь – о здравии живых и поминовении усопших. Совершаются богослужения у чудотворных образов, многие из которых имеют удивительную историю.

Борисовский Богородицко-Тихвинский женский монастырь

Борисовский Богородицко-Тихвинский женский монастырь. Единственное сохранившееся здание

Одну из самых уникальных женских обителей – Борисовский Тихвинский монастырь в Курской губернии – основал ближайший сподвижник императора Петра I, знаменитый фельдмаршал Борис Петрович Шереметев. А заложил эту обитель сам царь Петр. Да, да, тот самый Петр I, который вошел в историю как решительный борец с колоколами, монахами, патриархальными бородами и патриаршеством!

Пушкин, перечисляя в поэме «Полтава» сподвижников Петра I, дает очень точную характеристику Шереметеву – «благородный». Действительно, фельдмаршал Шереметев, по воспоминаниям многих современников, отличался особым «внутренним благородством». Принадлежа к древнему роду, он, в отличие от других сподвижников царя, уважал традиции своих предков, богатое наследие Московской Руси. Так, в благодарность за победу русских войск над шведами 1701 году, на том месте, где стояла походная церковь, Борис Шереметев построил храм святителя Петра Московского, ставший, вероятно, первой церковью строившегося Санкт-Петербурга. Во всех походах фельдмаршала сопровождал особо чтимый им «знаменосный» Тихвинский образ Божией Матери, ни одно сражение не начиналось без молебна перед этой иконой.

Отправляясь на Полтавское сражение, Борис Петрович дал обет построить в случае победы монастырь в честь любимой иконы, поместив перед битвой у себя на груди маленький медный Тихвинский образ. Решив в 1709 году дать шведам генеральное сражение, Петр I назначил его на 26 июня. По совпадению именно в этот день совершалось празднование чудотворной Тихвинской иконе. И благочестивый фельдмаршал уговорил государя отсрочить сражение на один день, чтобы почтить праздник торжественным богослужением и испросить русскому воинству покров и заступничество Божией Матери. Авторитет Шереметева был таков, что царь послушался своего фельдмаршала. Днем позже, командуя центром русской армии, Шереметев отличился беспримерным мужеством: находясь под жесточайшим огнем, он остался невредимым даже тогда, когда пуля, пробив латы и платье, задела рубашку, проглядывавшую из-под расстегнутого камзола. Легенда гласит, что именно Тихвинский образок на груди защитил его от смерти.

Возвращаясь после победы из-под Полтавы, Петр I заехал к своему соратнику и другу в имение Борисовка в Курской губернии и прогостил там шесть недель. Здесь-то Шереметев и поведал государю свое сердечное желание построить женскую обитель. Легенда гласит, что Петр I сам выбрал место для будущего монастыря. Обозревая окрестности, он обратил внимание на гору над речкой Ворсклой, приказал изготовить большой деревянный крест и собственноручно водрузил его на вершине, назначая тем самым место для построения будущего Преображенского храма. Главная же церковь, уже по воле графа Шереметева, была устроена во имя Тихвинской иконы Божией Матери, а монастырь получил наименование Богородицко-Тихвинского. Фельдмаршал подарил в обитель «знаменосную» Тихвинскую икону, ту самую, что сопровождала его в Полтавском сражении. К 1713 году для монахинь были выстроены и церковь, и колоколенка, и погреба, и «светлицы», разбиты монастырские сады с яблоневыми, грушевыми, сливовыми деревьями.

Но самое необычное случилось в 1714 году. 1 января был утвержден устав монастыря, составленный самим Шереметевым. Назывался он «Завет или артикул, как содержать новопостроенную обитель». Редчайший случай в истории: устав монастыря составляет не монах, не старец-аскет, не митрополит, а полководец, фельдмаршал, дипломат, ближайший помощник императора Петра, «прославившегося» подозрительным отношениям к попам и монахам! Ведь составитель устава должен был во всех подробностях знать повседневный быт и нужды монахинь, чтобы правила помогали, а не препятствовали основной цели иноческой жизни – молитве, внутренней тишине.

Согласно этому «Завету», в хозяйстве были и шафер (то есть шапор; сейчас бы мы сказали – завхоз), и «воротник», и водовоз, и пастух… Ежегодно на нужды инокинь Шереметев выделял денежное жалование: по 2 рубля в год каждой (учтем, что, например, огромная свиная туша стоила тогда 50 коп., баран – 24 коп.). При этом хранить и готовить еду в келиях запрещалось, зато на общей трапезе на столе была и рыба, и сыр, и даже пиво, которое Шереметев распорядился «давать по порции». В постные же дни пища предполагалась самая простая – каши да щи.

Но, как сказано, «не хлебом единым будет жив человек». С основанием женской обители Шереметев прислал из Петербурга в Борисовку живописца Игнатьева, а потом и других художников для иконописных работ в возводимых монастырских церквах и обучения монахинь и местных жителей основам иконописания. Дело это в Борисовке привилось и настолько окрепло, что уже в начале XIX столетия о борисовских иконах знала вся страна. Сестры занимались иконописью, дощечным, киотным, позолотным и «иконообдельческим» ремеслом, то есть украшали иконы золотой и серебряной фольгой. К началу XX века иконы в Борисовке писало 442 человека! В 1902 году при содействии председателя Комитета попечительства о русской иконописи, потомка легендарного фельдмаршала графа С.М. Шереметева, в Борисовке состоялось открытие Учебной иконописной мастерской. Четырехлетнее обучение было бесплатным.

Тихвинская икона Божией Матери

Борисовский монастырь был посвящен чудотворной Тихвинской иконе, и действительно, по молитвам к Матери Божией здесь происходили многочисленные чудеса. Подаренный Шереметевым образ – копия «знаменосной» иконы – хранился в Тихвинской церкви «подле иконостаса по правую сторону» в киоте «при двух столбах». «На которой иконе риза и венец с одною короною серебряною кованою вызолочены, каменьями яхонтовыми, изумрудами и простыми хрустальными осыпаны, занавес штофный по белому полю золотой цвет с разным цветом». Паломники получали от иконы множество исцелений, зафиксированных монастырскими документами.

Как только была основана Борисовская обитель, несколько разбойников из соседней слободы возымели злое намерение сжечь ее. Выбрав наиболее удобное время – глухую полночь, они прокрались к монастырю и собирались поджечь его с двух сторон. Царица Небесная, однако, не допустила совершиться этому святотатству. Когда злоумышленники подошли к стене монастыря, то увидели на ней величественного вида Женщину в белой одежде, грозившую им. Видение навело на них страх, и они поспешили удалиться от обители, поняв, что Сама Царица Небесная явилась им, чтобы удержать от злого умысла. Мучимые укорами совести, разбойники сами рассказали монахиням о святотатственном намерении и о том, как Пресвятая Богородица не допустила их привести это намерение в исполнение.

В 1801 году одного тяжелобольного человека везли в Киев. По дороге путники остановились в Борисовке для ночлега. Отец и мать больного, сопровождавшие его в поездке, в ту же ночь увидели один и тот же сон. Им явилась Дева необыкновенной красоты и величия и сказала: «Куда вы везете больного? В Киеве у Меня богатый дом, и многие посещают его, а здесь у Меня убогий дом, и редко кто посещает его». Проснувшись, они рассказали друг другу, что им снилось, и оказалось, что сны их одинаковы. Они стали расспрашивать хозяина дома, нет ли где поблизости какой-нибудь святыни. Хозяин указал им на женский монастырь, где находилась чудотворная Тихвинская икона. Родители больного решили отвезти его в обитель. В монастырской церкви по их просьбе был отслужен молебен, и затем расслабленный приложился к чудотворному образу. Тотчас же больной почувствовал, что силы его укрепляются; из храма он вышел уже без посторонней помощи совершенно здоровым. В 1842 году при Тихвинской иконе в Борисовской обители исцелился сын купца из города Корочи. Мальчик этот десяти лет от роду все еще не мог ходить. Услышав о чудесах, совершающихся у Тихвинского образа, родители решили отвезти своего сына в Борисовский монастырь к этой иконе. Едва они дали обет сделать это, как сын их тотчас же получил возможность ходить.

В 1923 году Борисовский монастырь упразднили, а в келейных корпусах разместился детдом «Новый свет имени Карла Либкнехта». Монахинь разогнали, храмы закрыли. Сейчас от монастырских построек сохранилось лишь несколько зданий, принадлежащих школе-интернату. В Борисовском краеведческом музее хранятся личные вещи некоторых сестер. А в Архангельском храме поселка Борисовка находится Тихвинская икона Божией Матери, по преданию – та самая икона, перед которой совершались многочисленные исцеления.

Удивительна судьба самого фельдмаршала Бориса Шереметева после основания им Тихвинского монастыря.

Будучи горячим приверженцем западных реформ, он не только не отступил от Православия, но и проявил, рискуя своей честью, именем, даже жизнью, великую христианскую добродетель – милосердие. В 1718 году он отказался участвовать в суде над сыном Петра I, царевичем Алексеем Петровичем, и не подписал ему смертный приговор. Слова Бориса Петровича: «Служить моим государям, а не судить их кровь – моя есть прямая должность!» – вызвали гнев Петра. В последние годы жизни фельдмаршал, по свидетельству дочери, помогал многим вдовам и сиротам: «Бедные семейства толпились вокруг палат его». Получая самое большое в стране жалование (свыше 7 000 руб.) и владея 19 вотчинами, он отличался нищелюбием и благочестием. «Дом графа Шереметева был прибежищем для всех неимущих: за стол его, на котором не ставилось менее пятидесяти приборов, садился всякий – званный и незваный, знакомый и незнакомый», – вспоминал современник. При этом «благородный Шереметев» избегал буйных застолий, «сам Петр столько уважал его, что никогда не принуждал пить… Шереметев освобожден был от наказания осушать кубок Большого орла».

В своем завещании фельдмаршал писал: «Тело мое грешное отвезти и погребсть в Киево-Печерском монастыре или где воля его величества состоится». Но по приказу царя в 1719 году Шереметев был похоронен в Александро-Невской лавре Петербурга. Над его могилой внуком, Н.П. Шереметевым, выстроена Лазаревская церковь, ставшая усыпальницей рода Шереметевых.

Под покровом Богородицы

В Борисовке после 90-летнего забвения возрождается Богородице-Тихвинский женский монастырь

Генеральное сражение под Полтавой было назначено на 26 июня 1709 года. В этот день православные праздновали явление чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. И фельдмаршал граф Борис Шереметев упросил государя Петра I отложить битву на один день, чтобы молить Богородицу о заступничестве. Фельдмаршал дал обет, что в случае победы над шведами построит в её честь монастырь.

Во время битвы пуля пробила камзол Шереметева, но отскочила от медальона с образом Тихвинской Божией Матери, который граф носил на груди…

Возвращались победители через Борисовскую слободу, вотчину Шереметева. Борис Петрович рассказал государю об обещании, которое дал Богородице перед битвой. Пётр его порыв одобрил, оглядел окрестности, выбрал возвышающуюся над поселением гору и собственноручно водрузил на ней крест, обозначив место будущего монастыря. Строить обитель начали в 1714 году. Так, гласит предание, было положено начало Борисовской Богородице-Тихвинской пустыни.

Искали крышу над головой

На окраине Рязани стоит Скорбященская церковь, которая в годы советской власти была одним из немногих действующих храмов. В 60–70-е годы прошлого века служил в ней архимандрит Серафим, вокруг которого собралось около 120 прихожанок, многие из которых приняли тайный постриг. Была такая практика в годы воинствующего атеизма. Верующие люди становились монахами, жили по своим домам, но соблюдали все законы высокорелигиозной жизни, хотя и скрывали это. Именно тайный постриг, по мнению священнослужителей, помог сохранить монашеское сообщество в советские времена. Так вот, после смерти архимандрита в конце 70-х годов его послушницы стали искать себе духовного наставника. И со временем нашли его в лице игумена Иннокентия, который служил в Свято-Троицком мужском монастыре.

«Мы сразу поверили ему, увидели в нём правильного, надёжного батюшку», – говорит монахиня Иова.

Сходились матушки к своему духовнику-монаху ежедневно на службу к шести часам. Так вышло, что сложился монастырь в монастыре. Но с годами пожилым женщинам становилось всё труднее добираться до храма. То у одной, то у другой возникали житейские проблемы, которые не совмещались с их духовными устремлениями. Вот и решили в прошлом году монахини объединиться в одном месте под началом игумена Иннокентия. Начали искать крышу над головой. Искали в Центральной России, но в тамошних монастырях их не принимали – есть в них неписаный возрастной ценз до 45 лет. А в рязанской общине средний возраст монахинь – 70 лет. И тут случился разговор со священнослужителем Губкинской епархии, который позвал рязанцев в Белгородскую область. И прислал по Интернету несколько ссылок на существовавшие у нас в разное время монастыри. Первая информация была посвящена Борисовскому Богородице-Тихвинскому женскому монастырю, который закрыли в 1923 году, и с годами он был разрушен.

«Мы заочно влюбились в это место, поэтому другие варианты даже не рассматривали. Владыка Софроний предлагал нам поселиться в более комфортных местах, где всё было обустроено. Живи, молись и радуйся. Но мы выбрали Борисовку», – вспоминает игумен Иннокентий.

Интересно, что решение о переселении святые люди приняли в год 300-летия основания обители и начала известных событий на Украине. В то время, когда земля наша особенно нуждалась в защите и небесном покровительстве.

С чистого листа

В путь (аж за 700 км) пустились с поклажей, которую смогли увезти в руках. В первый день пребывания рязанских сестёр и батюшки на Борисовской земле, 23 июня 2014 года, православные праздновали день Собора рязанских святых. Ещё одно совпадение, которое верующие называют промыслом Божьим.

Вымыли вначале одну из комнат полузаброшенного здания – для спальни. Добрые люди дали кровати, постельное бельё. Воду привозили в бочках, кипятили на костре, питались, как говорится, чем Бог пошлёт. Начали всё с нуля. Вырубали заросли, вывозили горы мусора, накопленного за годы запустения, проводили электричество, тепло, воду, ремонтировали одно за другим помещения. После закрытия монастыря были разрушены все его храмы, сведено на нет огромное благополучное хозяйство, в котором поддерживалось около 60 одних только промыслов.

«Монастырь представлял собой город, который полностью себя обеспечивал. Стояли 40 двухэтажных корпусов, свои больница, фермы, теплицы. Самым развитым промыслом была иконопись: в мастерских трудилось около 600 иконописцев, столько же их учеников и 600 иконообделочниц», – рассказывает отец Иннокентий и делится планами восстановить хотя бы один храм, возродить иконопись, открыть воскресную школу.

В одном из корпусов монастыря при советской власти разместили детдом, а в наше время – специальную школу-интернат. Её бывшие воспитанники теперь помогают монахиням в ремонте. Как, впрочем, и другие добровольцы. Приезжают в монастырь из разных уголков нашей и соседних областей десантами, семьями.

Большую помощь оказывают сами борисовцы, местные власти, священнослужители.

«Глава Борисовки, Алексей Васильевич Хуторной, человек необыкновенной отзывчивости. Встретил нас с добротой и готовностью помогать, не оставляет нас без участия в решении наших проблем», – поделилась инокиня Нина.

Поддержали идею возрождения обители общественность, власти, предприниматели.

«Для помощи приходу создан попечительский совет, который возглавляют известные в области люди, открыт счёт для перечисления средств на восстановление. Поданы документы святейшему Патриарху Кириллу о возрождении статуса монастыря и рассмотрении вопроса об утверждении игуменьи», – рассказал о планах владыка Софроний.

Мы приехали в пустынь, когда сделано было много дел. Так много, что побывавшая перед этим синодальная комиссия уточнила у сестёр: правда 23 июня приехали? Попали мы к радостному событию – одна из монастырских козочек принесла потомство. Малышку тут же заботливо обтёрли и унесли в тепло. Жизнь продолжается.

Святыни и молитва

И всё же, по справедливому замечанию владыки Софрония, монастырь живёт не стенами, а молитвой.

«Монастырская молитва обладает особой силой. Не случайно говорят, что она может сдвинуть горы», – отметил епископ Софроний.

В январе, как и положено в обители, началась ежедневная служба. Круглые сутки, без перерыва, читается монастырская молитва – неусыпаемая псалтирь – о здравии живых и поминовении усопших. Совершаются богослужения у чудотворных образов, многие из которых имеют удивительную историю.

Один из них – икона святителя Николая с частицей его святых мощей. Привёз её с собой отец Иннокентий из Рязани. История её появления такова. Одна рязанская жительница увидела сон, будто Николай Чудотворец велит ей подняться на чердак дома, взять там икону и отнести монаху. Сон этот женщина всерьёз не приняла и про него забыла. Через некоторое время сон повторился, но говорил святитель строже. Женщина удивилась, но просьбу святого снова не выполнила. В третий раз Николай пригрозил суровее, женщина перепугалась не на шутку и полезла на чердак. И среди прочих вещей нашла икону, завёрнутую в тряпицу. Она была такая чёрная, что нельзя было разглядеть, кто на ней изображён. Женщина пошла по окрестным сёлам в поиске священника, который возьмёт образ, пришла и к игумену Иннокентию. Батюшка положил её в алтарь, и спустя время икона… обновилась и посветлела. Стало видно, что на ней изображён Николай Чудотворец. С тех пор игумен Иннокентий является хранителем образа.

Возвращаются в монастырь и его прежние реликвии. Иерей Евгений Кармишин, священник храма соседнего села Крюково, накануне праздника Преображения Господня, 18 августа, снял со стены старинную икону, подготавливаясь к праздничной службе. И увидел на обратной стороне записку, где говорилось, что она принадлежала Богородице-Тихвинской пустыни. После службы священник счёл своим долгом передать образ в родные стены. А через пять дней батюшка и сам был назначен в монастырь вторым священником.

В октябре вернулась Тихвинская икона Божией Матери. Привезла её Вера Макаренко из Грайворона. Много лет назад она помогала монахине Агриппине, которая после разгона монастыря доживала свой век в миру. После смерти одинокой женщины соседи разбирали её иконы. Вера Семёновна взяла самую большую – Тихвинскую икону Божией Матери, хранила её много лет. Как только узнала о восстановлении монастыря, приехала с детьми, чтобы отдать святыню сёстрам.

Главная святыня монастыря – древний образ Тихвинской Богородицы – сегодня находится в храме Архистратига Михаила в Борисовке. Монахини на него не претендуют, считая несправедливым лишать верующих людей возможности молиться у образа в привычном для себя месте.

Форпост духовности

После знакомства с батюшкой и сёстрами осталось очень светлое чувство. Удивительно, когда с тобой общаются без предвзятости, исключительно с позиций доброты и понимания, воспринимается это как бальзам для души современного человека. Люди, поселившиеся на Монастырской горе, своим примером напоминают нам об идеальных человеческих отношениях и безусловной любви друг к другу.

«Возлагаю на этот монастырь большие надежды. Он будет форпостом духовности, куда люди обращаются для восстановления, излечения и обновления своих сил», – так определил роль Борисовской Богородице-Тихвинской обители епископ Губкинский и Грайворонский Софроний.

С Богом в контакте. О жизни монастыря в Борисовке можно узнать в соцсети

Корреспондент «АиФ-Белгород» впервые познакомилась с этой обителью в одном из молодежных пабликов Белгорода, увидев ссылку на страницу Борисовского Тихвинского женского монастыря, которую ведут сами монахини.

«Для всех неравнодушных»

«Приглашаем всех неравнодушных людей в группу монастыря, – так начинается эта интернет-страница. – Здесь мы будем помещать ежедневные репортажи о том, что происходит в древней обители, как новые тихвинские сестры справляются со своим немалым хозяйством и как Господь отвечает на их молитвы».

А дальше идут коротенькие рассказы и фотографии из монашеской жизни – о послушаниях, о быте и молитве сестер, о том, как благодаря пожертвованию белгородской семьи в обители появились колокола. Раньше батюшка созывал всех на молитву, ударяя в пустые газовые баллоны, подвешенные возле храма. «Богородица Сама здесь все устраивает после долгого забвения — и слава Богу», – пишут монахини.

Ехать до Борисовки из Белгорода – около часа, меньше 50 километров. Поднимаемся на монастырскую гору – и вот она, обитель. Красочные растяжки на стенах кирпичных корпусов: «Тихвинскому монастырю 300 лет», «Возродим родную обитель». В начала 18-го века на этом месте впервые зазвучала монашеская молитва.

– Пока у нас приход, община, – рассказывает нам после службы игумен Иннокентий. – Но мы обязательно отстроим и монастырский храм, проведет работы, чтобы найти фундамент того Тихвинского собора, который был здесь когда-то.

Служба, панихида, молебен – все идет неспешно, по-монастырски. Оглядываю храм – по стенам много больших икон, большей частью старинных; сестры говорят, их стали приносить в обитель жители Борисовки, сохранившие святыни со времен закрытия монастыря. Стены еще не покрашены, кое-где облупилась штукатурка, но уже проведены трубы и батареи: до наступления холодов у общины одна из главных задач – сделать отопление.

Тихвинский женский монастырь основали на пожертвование графа Шереметьева, владельца Борисовской слободы. По преданию, во время Полтавского сражения Бориса Петровича Шереметьева спасло от неминуемой гибели заступничество Божьей Матери, чей Тихвинский образок он носил на груди. Осколок снаряда пробил латы, но граф чудом уцелел. Шереметев и его потомки заботились о монастыре, регулярно выделяя на содержание солидные суммы. Потом 20-е годы 20-го века, закрытие монастыря, запустение. Его новейшая история началась всего четыре месяца назад, 23 июня 2014 года – именно в этот день из Рязанской области в Борисовку приехали сестры и отец Иннокентий.

Тогда, по словам сестер, ни к одной двери, ни к одному строению было не подойти – все заросло бурьяном в человеческий рост. За три месяца всю территорию обители полностью расчистили, и теперь по дорожкам можно пройти и к корпусам, и к хозяйственным постройкам. Батюшка показывает нам хозяйство: здесь восемь коз, корова, и есть помещения для кур и кроликов. Двух коз, породистых, молочных, сестры привезли с собой из Рязани, а остальных, как и корову, передали монахиням добрые люди. Много и других приношений – продукты, вещи – все несут борисовцы в обитель, помогая сестрам обосновываться на новом месте.

Условия были не из легких: ни воды, ни канализации, ни посуды, ни нормальных помещений. Сейчас постепенно обустроились, провели воду, электричество – в этом очень помогли городские власти, мэр Борисовки Алексей Хуторнов.

– Мы сюда сначала и не собирались, – признается старшая монахиня, матушка Иова – именно она, кстати, как старшая, и ведет монастырскую страницу в соцсети, в трапезной у нее для этого есть свой рабочий уголок, где стоит ноутбук.

– Так получилось, что мы, монахини, в Рязани все оказались вне стен монастыря, по разным причинам – кто-то вышел из обители досматривать престарелых родителей, кто-то был подстрижен, живя в миру. Да и обители сейчас более охотно берут молодых, здоровых, а самой младшей нашей сестре 55 лет. Но все происходит по воле Божией и по молитвам нашего настоятеля – без него мы бы ничего не смогли сделать. Прибыли с ним сюда – и сразу поняли: здесь мы дома.

В Белгородскую области приехали первые семь сестер, а всего в рязанской общине – 16 человек, и остальные сестры, самые пожилые, тоже приедут, когда более-менее наладится быт.

– Сейчас первая наша задача – сделать для матушек нормальные бытовые условия, чтобы у каждой была своя келлия, где можно было бы спокойно жить и молиться, – говорит отец Иннокентий.

Святое место

Кроме домового храма, осталось еще две монастырских постройки – из более чем 40 корпусов, которые были здесь до закрытия обители. Но есть здесь остаток древней стены монастыря, вдоль которой проложена дорожка.

– Как в Дивееве есть Канавка Пресвятой Богородицы, так у нас тут эта дорожка – можно ходить по ней и молиться, – говорит матушка Иова.

Спрашиваю ее о прочитанном в Интернете – о якобы недовольстве обителью со стороны соседнего заповедника, на территории которого также остались монастырские корпуса, — мол, ученые опасаются, что монахини их отберут.

– Нет, мы с заповедником соседствуем мирно. Нам бы с тем, что есть, справиться, – работы и так край непочатый! – говорит матушка Иова. – Мы не претендуем даже на святыню монастыря, чудотворную Тихвинскую икону Божией матери – ее сохранили в Михайловском храме Борисовки. Пусть люди молятся там, как привыкли.

Храм этот, кстати, хорошо виден с монастырского холма – отсюда вообще открывается чудесный вид на окрестности. Батюшка показывает нам на косогор, говорит – вот прекрасное место, чтобы выращивать виноград, ведь в Борисовке особый, более мягкий климат, не зря эти края именуют «Белгородской Швейцарией».

После службы в трапезной встречаем нескольких подростков – они помогают матушкам накрывать на стол, затем вместе со всеми обедают. Спрашиваю, кто они, откуда – говорят, приехали к батюшке из окрестных сел.

– Это дети, в основном, из неблагополучных семей, – поясняет позже отец Иннокентий. – Мы о них заботимся, как можем, и они нам помогают. И как бы ни сложилась в дальнейшем их жизнь, уверен – ни у кого из них не поднимется рука что-то украсть или кому-то навредить. Знаете, как говорят – нельзя обмануть землю и детей.

Здесь и дальше намерены вести и развивать социальную деятельность: открыть воскресную школу, православный кинолекторий. Как знать, может быть, в будущем возродятся и монастырские промыслы, иконопись – ведь борисовское иконописное письмо когда-то славилось на всю Россию!

Местные инокини

Спрашиваю – почему же местные жители сами не начали возрождать обитель? Батюшка адресует мой вопрос к двум сестрам, совсем недавно принявшим постриг с именами Ольга и Мария – обе они из Борисовки,

– Когда тут рядом поставили крест, еще в 1999 году, в память об обители, мы сюда часто приходили, молились, и все с горечью смотрели на это запустение, – говорит инокиня Мария. Она, кстати, много лет проработала в районной администрации, в конце 90-х воцерковилась, а когда вышла не пенсию, Бог привел ее в обитель. – Сейчас я прихожу к себе домой, смотрю – дети выросли, у всех своя жизнь, все, слава Богу, благополучно, и хочется поскорее обратно в монастырь.

Мы уже собираемся уезжать, когда матушка Иова говорит, что скоро в обитель приедет Владыка Софроний.

– Он у нас часто бывает, во все наши дела вникает, – замечает она. И правда, епископ Губкинский и Грайворонский Софроний приезжает и сразу идет осматривать храм, хозяйство. Хвалит корову – ее недавно привезли из Курской области и пока еще не выпускали из хлева.

– Главной особенностью этого монастыря будет не его хозяйство, хотя, возможно, когда-нибудь здесь будет создан паломнический центр, – говорит Владыка Софроний. – На Белгородчине много православных людей, которые могут помочь обители. Главное, что здесь возродилась монашеская жизнь, началась непрестанная молитва.

Спрашиваю Владыку, как он относится к тому, что о монастыре можно прочитать в Интернете – ведь монашеская жизнь для мирян закрыта.

– А вы заметили, как много молодежи заходят на эту страницу? – замечает Владыка Софроний. – И это очень хорошо, я считаю, это притягивает молодежь, многое объясняет в православной жизни, вот так, через доступные ресурсы – получается тоже своего рода проповедь. Об этом монастыре пока еще мало знают даже у нас в области – а надо, чтобы знали, что возрождено такое святое место, знали, какие люди прилагают для этого усилия.

Люди действительно замечательные, – все вспоминаю спокойные светлые лица пожилых монахинь, мудрый, с прищуром, взгляд отца Иннокентия, лица прихожан-борисовцев, детей, которых привели к причастию, подростков, приехавших «до батюшки» , и то, как отдыхала на солнышке матушка Иова после службы, и как читала сестра неусыпаемую Псалтирь – главное дело возрожденной обители, непрестанная молитва ко Господу.

Историческая справка

Возвращаясь после победы из-под Полтавы в 1709 году, Петр I заехал к своему соратнику и другу, фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву в имение Борисовка и прогостил там шесть недель. Здесь-то Шереметев и поведал государю свое сердечное желание построить женскую обитель. Легенда гласит, что Петр I сам выбрал место для будущего монастыря. Обозревая окрестности, он обратил внимание на гору над рекой Ворсклой, приказал изготовить большой деревянный крест и собственноручно водрузил его на вершине, назначая тем самым место для построения будущего Преображенского храма. Главная же церковь, уже по воле графа Шереметева, была устроена во имя Тихвинской иконы Божией Матери, а монастырь получил наименование Богородицко-Тихвинского. Фельдмаршал подарил в обитель «знаменосную» Тихвинскую икону, ту самую, что сопровождала его в Полтавском сражении. К 1713 году для монахинь были выстроены и церковь, и колоколенка, и погреба, и «светлицы», разбиты монастырские сады с яблоневыми, грушевыми, сливовыми деревьями.

Но самое необычное случилось в 1714 году. 1 января был утвержден устав монастыря, составленный самим Шереметевым. Назывался он «Завет или артикул, как содержать новопостроенную обитель». Редчайший случай в истории: устав монастыря составляет не монах, не старец-аскет, не митрополит, а полководец.

С основанием женской обители Шереметев прислал из Петербурга в Борисовку живописца Игнатьева, а потом и других художников для иконописных работ. Дело это в Борисовке привилось и настолько окрепло, что уже в начале XIX столетия о борисовских иконах знала вся страна. Сестры занимались иконописью, дощечным, киотным, позолотным и «иконообдельческим» ремеслом, то есть украшали иконы золотой и серебряной фольгой. К началу XX века иконы в Борисовке писало 442 человека.

Паломники получали от Тихвинской иконы множество исцелений, зафиксированных монастырскими документами. Вот некоторые из них. В 1801 году одного тяжелобольного человека везли в Киев. По дороге путники остановились в Борисовке для ночлега. Отец и мать больного, сопровождавшие его в поездке, в ту же ночь увидели один и тот же сон. Им явилась Дева необыкновенной красоты и величия и сказала: «Куда вы везете больного? В Киеве у Меня богатый дом, и многие посещают его, а здесь у Меня убогий дом, и редко кто посещает его». Проснувшись, они рассказали друг другу, что им снилось, и оказалось, что сны их одинаковы. Они стали расспрашивать хозяина дома, нет ли где поблизости какой-нибудь святыни. Хозяин указал им на женский монастырь, где находилась чудотворная Тихвинская икона. Родители больного решили отвезти его в обитель. В монастырской церкви по их просьбе был отслужен молебен, и затем расслабленный приложился к чудотворному образу. Тотчас же больной почувствовал, что силы его укрепляются. Из храма он вышел уже без посторонней помощи, совершенно здоровым. В 1842 году при Тихвинской иконе в Борисовской обители исцелился сын купца из города Корочи. 10-летний мальчик не мог ходить. Услышав о чудесах, совершающихся у Тихвинского образа, родители решили отвезти своего сына в Борисовский монастырь. Едва они дали обет сделать это, как сын их тотчас исцелился.

В 1923 году Борисовский монастырь упразднили, а в келейных корпусах разместился детдом. Монахинь разогнали, храмы закрыли. 11 декабря 1999 года Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил на месте обители поклонный крест и камень. К этому памятному месту ежегодно 9 июля совершается крестный ход в престольный праздник поселка Борисовка — день прославления чудотворной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.

Борисовка. Тихвинский женский монастырь.

Поклонный крест на месте бывшего Тихвинского женского монастыря

Борисовская Тихвинская пустынь, заштатная, на горе, при реке Ворскле, в 27 верстах от города Грайворона, близ слободы Борисовки. Основана в 1714 году графом Борисом Петровичем Шереметевым, в воспоминание о Полтавской победе. Здесь находится чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, сопровождавшая графа Б.П.Шереметева во всех его походах и принесенная им в дар обители при ее основании. При монастыре церковно-приходская школа и больница.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Утраченные храмы Борисовского района: р.п. Борисовка Николаевская трехпрестольная церковь, каменная, 1797 г. постройки. Троицкая трехпрестольная церковь, каменная, 1864 г. постройки. Успенская пятипрестольная церковь, каменная, 1738 г. постройки. Борисовская женская пустынь. Тихвинская двухпрестольная церковь, каменная, 1822 г. постройки. Преображенская двухпрестольная церковь, каменная, 1861 г. по­ стройки. Николаевская (больничная) церковь, деревянная, 1903 г. постройки.

Борисовская Тихвинская женская пустынь. В 2015 году исполнился 1 год со дня возрождения монашеской жизни. Сестры восстанавливают монастырь из руин. Это тяжелый и кропотливый труд, который уже дал свои плоды: обустроены храм великомученика Пантелеимона, кельи, трапезная, отремонтирована просфорня, действует, как в былые времена, иконописная мастерская, работает котельная, строится Преображенская часовня.

Женский монастырь в слободе Борисовка был основан графом Борисом Петровичем Шереметевым в 1714 году. Отправляясь в Полтаву, Борис Петрович даёт обет в случае победы над шведами построить монастырь, взяв с собой в поход чтимую им Тихвинскую икону Божией Матери. Предание повествует, что когда Пётр I решил дать шведам генеральное сражение, то назначил его на 26 июня (по новому стилю 9 июля) — в день празднования явления чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Но благочестивый фельдмаршал Б.П. Шереметев упросил царя перенести срок на один день, чтобы почтить праздник и испросить русскому воинству молитвенный покров и заступничество Богородицы. После победы в Полтавской баталии Борис Петрович исполнил данный обет. Сам граф и его потомки весьма заботились о Борисовском женском монастыре. К 1917 году в обители было три храма: Тихвинский, Преображенский и больничный Николаевский. Кроме церквей и больничного корпуса в монастыре находились игуменские покои, семь домов для насельниц, две гостиницы, просфорня, трапезная, дом с лавкой, школа и другие постройки. С установлением советской власти, местная власть решила монастырь закрыть. И хотя Борисовский монастырь никаких крестьян не имел и никого не эксплуатировал, а жил трудами своих насельниц и помощью попечителей, волна гонений на Церковь захлестнула и его. В августе 1923 года началась опись монастырского имущества, а после было решено часть его раздать по детдомам, больницам и клубам, часть продать на рынке, а деньги использовать для нужд местного исполкома на обмундирование милиции. К концу месяца монастырь ликвидировали. Здесь был открыт «детдом Новый Свет имени Карла Либкнехта», а потом — школа-интернат. Через несколько лет от монастырских построек осталось только несколько зданий. Два храма — Тихвинский и Преображенский — были разрушены до основания. В больничной Николаевской церкви сделали актовый зал.

11 декабря 1999 года на месте разрушенного Богородице-Тихвинского монастыря установили поклонный крест, который освятил архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. По его архипастырскому благословению каждый год 9 июля, в день празднования явления Тихвинской иконы Божией Матери, совершался крестный ход от Свято-Михайловского храма посёлка Борисовка на гору к Поклонному кресту. В 2009 году школу-интернат закрыли. В скором времени после этого на месте бывшего монастыря начала работать группа архитекторов церковно краеведческого общества Преображенского собора города Белгорода с целью сохранить как архитектурный памятник несколько строений, оставшихся от монастырского ансамбля. 2 ноября 2010 года впервые после разорения обители, в бывшем, случайно уцелевшем монастырском больничном корпусе, был отслужен водосвятный молебен с акафистом. В 2014 году, спустя 300 лет после основания монастыря, по благословению Преосвященного Софрония, епископа Губкинского и Грайворонского, обитель начала возрождаться. Здесь поселились шесть насельниц. 29 июня 2014 года в единственном сохранившемся Николаевском домовом храме была совершена Божественная литургия, первая за 90 лет.

Из книги: «Путеводитель по Белгородской митрополии», 2017 г., издательский дом Белгородской митрополии

Комментарии и обсуждение

В этом году Обитель стала действующей. Ольга, житель пос. Борисовка.

Борисовская Тихвинская женская пустынь

Женский монастырь, основанный в 1714 владельцем Борисовки, графом и генерал-фельдмаршалом Б. П. Шереметевым, на холме рядом со слободой, как памятник Полтавской битве. В XIX в. один из крупнейших монастырей епархии. Закрыт в 1923, занят детдомом, позже большинство построек разрушено. Уцелела часть келий, занятых домом-интернатом.

Содержание

По преданию, началом Борисовской Тихвинской пустыни послужила деревянная часовня, построенная в 1710 году Борисом Петровичем Шереметевым по обету, данному им накануне Полтавской битвы перед родовой иконой Тихвинской Божией матери, которая всегда сопровождала фельдмаршала в военных походах.

А вот еще одна версия… Генеральное сражение под Полтавой было назначено на 26 июня 1709 года. В этот день православные праздновали явление чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. И фельдмаршал граф Борис Шереметев упросил государя Петра I отложить битву на один день, чтобы молить Богородицу о заступничестве. Фельдмаршал дал обет, что в случае победы над шведами построит в её честь монастырь.

Во время битвы пуля пробила камзол Шереметева, но отскочила от медальона с образом Тихвинской Божией Матери, который граф носил на груди… Возвращались победители через Борисовскую слободу, в родовое имение Шереметевых. Борис Петрович рассказал государю об обещании, которое дал Богородице перед битвой. Пётр его порыв одобрил, оглядел окрестности, выбрал возвышающуюся над поселением гору и собственноручно водрузил на ней крест, обозначив место будущего монастыря. В устроенную на этом месте часовню Б.П. Шереметев пожертвовал список чудотворной иконы Тихвинской Богоматери. Вскоре на месте часовни построили храм во имя иконы, потому обитель и стала называться Борисовской Тихвинской. Строить обитель начали в 1714 году. Так, гласит предание, было положено начало Борисовской Богородице-Тихвинской пустыни.

В 1714 году монастырь занимал небольшую (не более 1 га) площадь, обнесенную деревянной оградой. За оградой возвышались две деревянные церкви: летняя холодная во имя иконы Тихвинской Божией Матери, теплая во имя Преображения Господня (любимый праздник Петра I); небольшая колокольня и трапезная с пекарней и кухней, построенные по чертежам Б. Шереметева.

К концу XVIII века владения монастыря значительно расширились. В 1800 году Н. П. Шереметевым было введено новое штатное Положение, увеличившее количество монахинь до 24 и позволившее иметь большее число нештатных послушниц, помогавших престарелым монахиням. Это нововведение стало решающим в последующем росте благосостояния Борисовской обители.

Важную роль в переустройстве монастыря сыграла игуменья Августа, постригшаяся в монахини в 1805 году. Очень «искусная в чтении, пении и умевшая золотом шить и иконы писать», она активно занималась благоустройством монастыря. Под ее руководством с 1821 по 1865 были построены все основные монастырские здания: каменная церковь во имя Тихвинской Богородицы; теплая каменная церковь Пребражения; гостиница для поломников; 26 келейных корпусов, двухэтажная больница на 10 человек с церковью во имя Святого Николая в верхнем этаже; перестроена и освящена Преображенская церковь с трехъярусной шатровой колокольней и приделами во имя трех Вселенских Святителей; открылась богадельня на 30 монахинь; заработали две монастырские мельницы.

В начале XX века монастырь располагал 8 десятинами земли под садами и огородами, в нем жили игуменья, 66 монашек, 186 послушниц и 600 женщин на испытании.

Современное состояние

После 90-летнего забвения Богородице-Тихвинский женский монастырь возрождался. После закрытия монастыря были разрушены все его храмы, сведено на нет огромное благополучное хозяйство. Монастырь представлял собой город, который полностью себя обеспечивал. Стояли 40 двухэтажных корпусов, свои больница, фермы, теплицы. Самым развитым промыслом была иконопись: в мастерских трудилось около 600 иконописцев, столько же их учеников и 600 иконообделочниц. Надо было много сделать — восстановить хотя бы один храм, возродить иконопись, открыть воскресную школу.

В одном из корпусов монастыря при советской власти разместили детдом, а в наше время – специальную школу-интернат. Её бывшие воспитанники теперь помогают монахиням в ремонте. Как, впрочем, и другие добровольцы. Приезжают в монастырь из разных уголков нашей и соседних областей десантами, семьями. Большую помощь оказывают сами борисовцы, местные власти, священнослужители. Поддержали идею возрождения обители общественность, власти, предприниматели.

Для помощи приходу создан попечительский совет, который возглавляют известные в области люди, открыт счёт для перечисления средств на восстановление. Были поданы документы святейшему Патриарху Кириллу о возрождении статуса монастыря и рассмотрении вопроса об утверждении игуменьи.

В 2015м году исполнился 1 год со дня возрождения монашеской жизни. Сестры восстанавливают монастырь из руин. Это тяжелый и кропотливый труд, который уже дал свои плоды: обустроен храм великомученика Пантелеимона, обустроены кельи, трапезная, отремонтирована просфорня, действует, как в былые времена, иконописная мастерская, работает котельная, строится Преображенская часовня.

Икона Преображения Господня

Древний образ Тихвинской Богородицы

Тихвинская икона Божией Матери

Икона святителя Николая с частицей его святых мощей

Престольные праздники

9 июля, празднование одной из главных святынь земли русской — Тихвинской иконы Божией Матери.

Поклонный крест с капсулой в основании с землей с трех ратных полей России- Куликовского, Бородинского, Прохоровского

Интерьер церкви во имя Михаила Архангела

Фрагмент иконостаса церкви Михаила Архангела

Ковчег с мощами свт. Феофана,Вышенского и Вышенская Казанская икона Божией Матери из Успенского Вышенского монастыря

Крестный ход со святынями

Как добраться

309340 Белгородская область, Борисовский район, пос. Борисовка

В монастыре ежедневная служба. Круглые сутки, без перерыва, читается монастырская молитва – неусыпаемая псалтирь – о здравии живых и поминовении усопших. Совершаются богослужения у чудотворных образов, многие из которых имеют удивительную историю

Монастырская криница — всем пригодится!!

«Монастырская криница», на протяжении 300-т лет служившая источником питьевой воды не только для сестер Борисовского Богородице-Тихвинского монастыря, но и для жителей всей Борисовки, — сегодня в сильном запустении. Чистая вода для Белгородской области — особый дар Божий. Возрождение и благоукрашение криницы очень помогут восстанавливающейся обители, а жителям поселка принесут большую радость!

Цель и задачи

Цель нашего проекта – помочь сестрам возрождающейся обители собрать средства для восстановления и благоукрашения «Монастырской криницы», — источника чистой питьевой воды. Планируется восстановить сам колодец и поставить над ним часовенку. Работы, которые необходимо произвести: 1) заложить фундамент часовни; 2) поставить сруб часовни; 3) покрыть сруб крышей и куполом с крестом (эти работы в актуальный проект не входят, они войдут в следующий проект),

Архимандрит Кирилл (Павлов) как-то сказал: «Чистое сердце, словно криница, всем пригодится»… А что такое «криница»? На юге, юго-западе России и в Малороссии так называли холодные источники, родники, чистые колодцы.

Вот такой колодец на крутом заросшем берегу реки Ворсклы, чистейшая вода в котором бьет тремя ключиками, уже больше трехсот лет называется «Монастырской криницей». Женский монастырь, давший ему название, расположился выше, на горке, откуда открывается живописнейший вид на окрестности. И тут мы не можем умолчать об истории этой обители, настолько она замечательна.

Борисовский Богородице-Тихвинский женский монастырь был основан сподвижником Петра Великого, Генерал-фельдмаршалом Борисом Петровичем Шереметевым во исполнение обета и в благодарное воспоминание о богодарованной заступлением Божией Матери славной Полтавской победе.

По прошествии стольких лет мы уже не отдаем себе отчета, какое место занимало в сознании русских людей 18-го века Полтавское сражение. Если в 19-м решающим моментом в истории Великой Отечественной войны было Бородино, в 20-м – Сталинград, то для века 18-го такое значение имела Полтава. Можно сказать, что Тихвинская обитель стала историческим памятником победе русского оружия.

Борис Петрович, будучи человеком благочестивым, особенно почитал икону Божией Матери Тихвинскую: она сопровождала его во всех походах. Предание повествует, что когда Петр I решил дать шведам генеральное сражение, то назначил его на 26 июня – как раз в день празднования Тихвинской иконы, но фельдмаршал упросил государя отсрочить битву на один день, чтобы почтить его приличным празднованием и испросить русскому воинству молитвенный покров и заступничество Пресвятой Богородицы. Авторитет Шереметева был таков, что царь послушался своего фельдмаршала. Командуя в день сражения центром русской армии, Б.П. Шереметев отличился примерным мужеством, появлялся в самых опасных местах и испытал над собою очевидный знак небесного заступничества, — пулю, пробившую латы и камзол, остановил маленький медный образок Тихвинской Божией Матери. Возвращаясь после победы, царь Петр заехал к своему соратнику и другу в Борисовку, тут-то граф и поведал государю свое сердечное желание построить женскую обитель. Петр сам выбрал место для будущего монастыря. Обозревая окрестности, он обратил внимание на гору, возвышающуюся над местностью, приказал изготовить большой деревянный крест и собственноручно водрузил его на вершине, назначая тем самым место для построения храма во имя Преображения Господня. Главная же церковь, уже по воле графа, была устроена во имя Тихвинской иконы Божией Матери, а монастырь получил наименование Богородицко-Тихвинского.

Строительство обители началось в 1710 году, к 1713 здесь уже жили монахини, а ее официальная история начинает отсчитываться с 1714 года, когда был утвержден Завет или артикул Графа Бориса Петровича Шереметева, как содержать новопостроенную обитель в слободе Борисовке, нарицаемую Пресвятыя Богородицы Тихвинския, примечательно, что этот документ, по сути, — устав монастыря, — составил не монах-аскет, а фельдмаршал.

Для иконописных работ в возводимых монастырских церквах и обучения монахинь и местных жителей основам иконописания Шереметев прислал в Борисовку опытных художников из Петербурга. Впоследствии, иконы Борисовского письма распространились по всей южной части Российского государства, их видели даже за границей, в православных церквах Болгарии, Сербии, Австро-Венгрии. Сестры занимались иконописью, дощечным, киотным, позолотным и «иконообдельческим» ремеслом, то есть, украшением икон золотой и серебряной фольгой. В 1902 году в Борисовке открылась иконописная школа. Четырехлетнее обучение было бесплатным. Потомки Бориса Петровича заботились об обители, выделяя на ее содержание приличные суммы, вплоть до 1917 года, для них это был вопрос и личной веры, и достоинства семьи.

Увы, монастырь, жизнь которого была освящена стопочками самой Царицы Небесной (Пресвятая Богородица несколько раз являлась в окрестностях Тихвинской обители монахиням и мирянам), пребыванием в нем Ее чудотворного образа, усердным подвижничеством монашествующих, в 19-м веке духовно направляемым старцами Оптиной пустыни, не избежал участи многих и многих русских обителей. В 1923 году Борисовский Богородице-Тихвинский монастырь был разорен и прекратил свое существование. Были разрушены все его храмы, сведено на нет огромное благополучное хозяйство.В келейных корпусах разместился детский дом «Новый свет» имени Карла Либкнехта, который позже сменила школа-интернат. После войны 1941-45 гг. на месте бывшего монастыря доламывали уже только фундамент монастырских построек, было полностью уничтожено обширное монастырское кладбище, на месте которого посадили фруктовый сад.

Но в 2014 году в последних уцелевших монастырских корпусах с благословения Преосвященного Софрония, епископа Губкинского и Грайворонского, вновь появились сестры, и с ними батюшка-духовник. Не было ни воды, ни отопления, ни электричества. На месте, где когда-то вырос целый город, полностью себя обеспечивавший, просто-напросто были джунгли, сплетенные заросли выше крыш. Но затеплилась молитва, и монастырь с Божией помощью постепенно встает из руин. За это недолгое время силами матушек и всех тех, кто волею души принимает участие в возрождении монастыря уже сделано многое. Отремонтировано здание бывшей монастырской больницы, где сегодня находятся монашеские кельи, класс воскресной школы, замечательная библиотека, домовый храм в честь святителя Николая, расположенный на своем историческом месте. Обустроена трапезная, отремонтирована просфорня, работает котельная. Действует, как и в былые времена, иконописная мастерская. Оборудован домовый храм в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона, выстроена Преображенская часовня, освящен закладной камень на месте строительства Тихвинского собора. В монастыре есть благотворительный фонд одежды и обуви. Матушки кормят тех, у кого совсем нет на это средств. Принимают к себе беременных женщин, чьи родные требуют прерывания беременности, и сохраняют детей, двое таких родилось уже.

Но главное, в монастыре живет молитва! Круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтирь с поминовением о здравии и о упокоении. Божественная Литургия совершается ежедневно. Кроме того, есть и ранние, ночные службы: в ночь с субботы на воскресенье и под великие праздники, их отличает молитвенная сосредоточенность и тишина.

В 2016 года 16 апреля монастырь утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви в своем статусе, а 23 апреля возведена в игуменский сан монахиня Иова (Иванова).

Матушка Игумения со страниц социальных сетей обращается ко всем нам:

«Дорогие братья и сестры, дорогие друзья и случайно зашедшие к нам в сообщество люди!»

«…Обитель наша – памятник истории, построена по обету в честь победы русского оружия над шведами под Полтавой. Поэтому восстановление монастыря дело не только церковное, но и общенародное. Кто-то, присылая нам какую-то денежную сумму, писал записочки на поминовение, другие просто отправляли пожертвования, но там отражались имена благодетелей, всегда приходили с их милостынькой и сразу же записывались на поминовение. Каждый день о них идет молитва, как о родных. Слава Богу, у нас есть, где молиться, есть два домовых храма. »

Наш же проект призван помочь монастырю в малом, но таком немаловажном деле:

Дать новую жизнь монастырской кринице, восстановить сам колодец, поставить над ним часовенку (и, если Бог даст, две купели), чтобы «не зарастала к нему народная тропа», — сестрам обители, которая возрождена всего два года назад, не под силу без нашей с вами поддержки!

С обрезкой подножия горы и формированием площадки монастырь справится собственными силами, дубовый сруб для колодца уже есть. Для второй фазы строительства, которую и представляет этот проект, необходимы средства для сруба и фундамента часовни, в этом сестры очень надеются на нашу помощь! В заключительной фазе будут установлены крыша и купол часовни.

Финансовый отчет и фотоотчет будут предоставлены здесь и на странице монастыря в социальной сети вконтакте .

Борисовский тихвинский женский монастырь в контакте

ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ (ГРЕНКОВ) (1812–1891)
Сегодня православная церковь чтит память преподобного Амвросия Оптинского — человека, который оказал огромное влияние на духовную жизнь всей России XIX века. К его молитвенной помощи и заступничеству прибегаем мы и сегодня. У мощей старца во Введенском храме Оптиной Пустыни происходят чудеса, люди исцеляются от многих, порой неизлечимых, болезней.

Преподобный Амвросий не был епископом, архимандритом, не был даже игуменом, он был простым иеромонахом. Будучи смертельно болен он принял схиму, и стал иеросхимонахом. В этом чине он и умер. Для любителей карьерной лестницы это может быть непонятно: как же так, такой великий старец — и просто иеромонах?

О смирении святых очень хорошо сказал митрополит Московский Филарет. Был он однажды на богослужении в Троице-Сергиевой Лавре, где в то время присутствовало множество архиереев и архимандритов, к которым принято обращаться: «Ваше Высокопреосвященство, Ваше Высокопреподобие». И тогда перед мощами отца нашего Сергия Радонежского митрополит Филарет сказал: «Вот всё вокруг слышу: Ваше Высокопреосвященство, Ваше Высокопреподобие, один ты, отче, просто преподобный».

Вот таким и был Амвросий, старец Оптинский. Он мог с каждым поговорить на его языке: помочь неграмотной крестьянке, которая жаловалась, что умирают индюшки, и барыня прогонит её со двора. Ответить на вопросы Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого и других, самых образованных людей того времени. «Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22). Слова его были простыми, меткими, порой с добрым юмором:

«Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальными стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем». «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного». «Не хвались горох, что ты лучше бобов, размокнешь — сам лопнешь». «Отчего человек бывает плох? — Оттого, что забывает, что над ним Бог». «Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет». «Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет — как случится, — это и есть жить проще». «Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем моё почтение». «Жить — не тужить — всем довольной быть. Тут и понимать-то нечего». «Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви».

А когда ему кто-то сказал: «Вы, батюшка, очень просто говорите», старец улыбнулся: «Да я двадцать лет этой простоты у Бога просил».
_____________________________________________________________________
Родился он 21 или 23 ноября (6 декабря) 1812 г. в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в благочестивой семье. Дед был священником, отец, Михаил Фёдорович, пономарём. Был шестым из восьмерых детей.

В 1825 г. двенадцатилетний Саша Гренков поступил в Тамбовское духовное училище, которое блестяще закончил.

В 1830–1836 гг. обучался в Тамбовской семинарии. В последнем классе семинарии перенёс опасную болезнь и дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.

8 октября 1839 г. прибыл в Оптину пустынь, где был ласково принят старцем Львом (Наголкиным), у которого стал келейником. Вскоре он принял постриг и был наречён Амвросием, в память святителя Амвросия Медиоланского.

Лето 1841 г. – пострижен в рясофор, в 1842 г. – в мантию.

В 1843 г. рукоположён во иеродиакона. 7 декабря того же года на пути в Калугу простудился и тяжело захворал. 9 декабря 1845 г. рукоположён во иеромонаха; из-за болезни почти не мог служить. Был пострижен в великую схиму без изменения имени.

Преставился 10 (23) октября 1891 года в Шамординской обители.

Можно целыми днями лежать дома, и у тебя не будет никаких сил, а можно очень активно работать и в храм ходить, и у тебя силы будут, потому что ты делаешь хорошее дело и Господь тебя благословляет, ибо ты исполняешь Его заповедь.

Священник Павел Гумеров

МЫСЛИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА

(Лк. 9, 7-11). Услышав о делах Христа Спасителя, Ирод говорил: «Иоанна я обезглавил; кто же Этот?» — и пожелал видеть Его. Желал видеть и искал случая к тому, но не удостоился, потому что искал не для веры и спасения, а из пустого любопытства. Пытливость — щекотание ума; не истина дорога ей, а новость и особенно эффектная. Оттого она нередко не довольствуется самою истиною, а среди нее ищет чего-либо особенного, а выдумав это особенное, она на нем и останавливается и других привлекает к тому. Истина тут становится назади, а впереди стоит своя выдумка. В наши дни такова замашка немецкого ума. Немцы помешались на том, чтобы выдумывать. Всю область истины Божией, как туманом, закрыли своими выдумками. Возьмите хоть догматы, хоть нравоучение, хоть историю, хоть слово Божие — все так загромождено выдумками, что до истины Божией и не доберешься. А между тем, они их интересуют, и тех, кто одного с ними настроения. Истина Божия проста; гордому ли уму заниматься ею? Он лучше свое выдумает. Это эффектно, хоть пусто и слабо, как сеть паутинная. Что это так, просмотрите нынешние теории мироздания: они походят на бред сонного или опьянелого. А уж как кажутся хороши изобретателям! Сколько тратится на это сил и времени — и все понапрасну! Дело совершилось просто: «рече, и быша; повеле, и создашася «. Лучше этого решения никто не придумает.

Святитель Феофан Затворник.

?☘? ДОБРОГО ЧИСТОГО УТРА И БЛАГОСЛОВЕННОГО ДНЯ ЖЕЛАЮТ ВСЕМ СЕСТРЫ И БАТЮШКИ НАШЕГО МОНАСТЫРЯ! !?

СЕГОДНЯ ЧЕТВЕРГ, 24/11 ОКТЯБРЯ
Седмица 19-я по Пятидесятнице. Глас 1.
Поста нет.

Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знаком: ап. Филиппа, единого от семи диаконов (I). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знаком: прп. Феофана Исповедника, творца канонов, еп. Никейского (ок. 850). Прп. Льва Оптинского (1841). Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших.

Мцц. Зинаиды и Филониллы (I). Прп. Феофана, постника Печерского (XII).

Сщмчч. Филарета и Александра пресвитеров (1918).

Евангельские Чтения
Флп., 238 зач., I, 20-27. Лк., 41 зач., IX, 7-11. Ап.: Деян., 20 зач., VIII, 26-39. Лк., 50 зач., X, 1-21.

Родные мои! Молитесь! Как птица без крыльев – так человек без молитвы жить не может. Да, Господи, утром-то встал: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа!» Разок хоть перекреститься правильно, чем сто раз махать руками.

Обед пришел. Помолиться бы и “Отче наш” прочитать – да и забыли. Дак опять: “Господи, благослови!”

Вечер пришел. Радикулит какой-то, да у кого давление бывает, а у кого и нет. Дак хоть подойди к постели, да с мыслями-то сообрази: “Слава Тебе, Господи! День прошел — благодарю Тебя, Господи”.

Вот эти маленькие три-то молитвы, а их желательно каждый день повторять. Это очень желательно, а кто кроме того – так и похвально.

Борисовский тихвинский монастырь в контакте

А вот еще одна версия… Генеральное сражение под Полтавой было назначено на 26 июня года. В этот день православные праздновали явление чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. И фельдмаршал граф Борис Шереметев упросил государя Петра I отложить битву на один день, чтобы молить Богородицу о заступничестве. Фельдмаршал дал обет, что в случае победы над шведами построит в её честь монастырь.

В Борисовке после летнего забвения возрождается Богородице-Тихвинский женский монастырь Фото Ольги Бондаревой Ольга Бондарева Статья Генеральное сражение под Полтавой было назначено на 26 июня года. В этот день православные праздновали явление чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. И фельдмаршал граф Борис Шереметев упросил государя Петра I отложить битву на один день, чтобы молить Богородицу о заступничестве. Фельдмаршал дал обет, что в случае победы над шведами построит в её честь монастырь.

Борисовская Тихвинская женская пустынь

В Борисовке после летнего забвения возрождается Богородице-Тихвинский женский монастырь Фото Ольги Бондаревой Ольга Бондарева Статья Генеральное сражение под Полтавой было назначено на 26 июня года. В этот день православные праздновали явление чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. И фельдмаршал граф Борис Шереметев упросил государя Петра I отложить битву на один день, чтобы молить Богородицу о заступничестве. Фельдмаршал дал обет, что в случае победы над шведами построит в её честь монастырь.

Борис Петрович рассказал государю об обещании, которое дал Богородице перед битвой. Пётр его порыв одобрил, оглядел окрестности, выбрал возвышающуюся над поселением гору и собственноручно водрузил на ней крест, обозначив место будущего монастыря. Строить обитель начали в году. Так, гласит предание, было положено начало Борисовской Богородице-Тихвинской пустыни. Богородице-Тихвинский монастырь до разрушения. В 60—е годы прошлого века служил в ней архимандрит Серафим, вокруг которого собралось около прихожанок, многие из которых приняли тайный постриг.

Была такая практика в годы воинствующего атеизма. Верующие люди становились монахами, жили по своим домам, но соблюдали все законы высокорелигиозной жизни, хотя и скрывали это. Именно тайный постриг, по мнению священнослужителей, помог сохранить монашеское сообщество в советские времена.

Так вот, после смерти архимандрита в конце х годов его послушницы стали искать себе духовного наставника. И со временем нашли его в лице игумена Иннокентия, который служил в Свято-Троицком мужском монастыре.

Сходились матушки к своему духовнику-монаху ежедневно на службу к шести часам. Так вышло, что сложился монастырь в монастыре. Но с годами пожилым женщинам становилось всё труднее добираться до храма. То у одной, то у другой возникали житейские проблемы, которые не совмещались с их духовными устремлениями.

Вот и решили в прошлом году монахини объединиться в одном месте под началом игумена Иннокентия. Начали искать крышу над головой. Искали в Центральной России, но в тамошних монастырях их не принимали — есть в них неписаный возрастной ценз до 45 лет. А в рязанской общине средний возраст монахинь — 70 лет. И тут случился разговор со священнослужителем Губкинской епархии, который позвал рязанцев в Белгородскую область.

И прислал по Интернету несколько ссылок на существовавшие у нас в разное время монастыри. Первая информация была посвящена Борисовскому Богородице-Тихвинскому женскому монастырю, который закрыли в году, и с годами он был разрушен.

Владыка Софроний предлагал нам поселиться в более комфортных местах, где всё было обустроено. Живи, молись и радуйся. Интересно, что решение о переселении святые люди приняли в год летия основания обители и начала известных событий на Украине. В то время, когда земля наша особенно нуждалась в защите и небесном покровительстве.

С чистого листа В путь аж за км пустились с поклажей, которую смогли увезти в руках. В первый день пребывания рязанских сестёр и батюшки на Борисовской земле, 23 июня года, православные праздновали день Собора рязанских святых. Ещё одно совпадение, которое верующие называют промыслом Божьим. Вымыли вначале одну из комнат полузаброшенного здания — для спальни.

Добрые люди дали кровати, постельное бельё. Воду привозили в бочках, кипятили на костре, питались, как говорится, чем Бог пошлёт. Начали всё с нуля. Вырубали заросли, вывозили горы мусора, накопленного за годы запустения, проводили электричество, тепло, воду, ремонтировали одно за другим помещения.

После закрытия монастыря были разрушены все его храмы, сведено на нет огромное благополучное хозяйство, в котором поддерживалось около 60 одних только промыслов. Стояли 40 двухэтажных корпусов, свои больница, фермы, теплицы. В одном из корпусов монастыря при советской власти разместили детдом, а в наше время — специальную школу-интернат. Её бывшие воспитанники теперь помогают монахиням в ремонте.

Как, впрочем, и другие добровольцы. Приезжают в монастырь из разных уголков нашей и соседних областей десантами, семьями. Большую помощь оказывают сами борисовцы, местные власти, священнослужители. Поддержали идею возрождения обители общественность, власти, предприниматели.

Мы приехали в пустынь, когда сделано было много дел. Так много, что побывавшая перед этим синодальная комиссия уточнила у сестёр: правда 23 июня приехали? Попали мы к радостному событию — одна из монастырских козочек принесла потомство. Малышку тут же заботливо обтёрли и унесли в тепло. Жизнь продолжается. Фото Ольги Бондаревой Святыни и молитва И всё же, по справедливому замечанию владыки Софрония, монастырь живёт не стенами, а молитвой.

В январе, как и положено в обители, началась ежедневная служба. Круглые сутки, без перерыва, читается монастырская молитва — неусыпаемая псалтирь — о здравии живых и поминовении усопших. Совершаются богослужения у чудотворных образов, многие из которых имеют удивительную историю. Один из них — икона святителя Николая с частицей его святых мощей.

Привёз её с собой отец Иннокентий из Рязани. История её появления такова. Одна рязанская жительница увидела сон, будто Николай Чудотворец велит ей подняться на чердак дома, взять там икону и отнести монаху.

Сон этот женщина всерьёз не приняла и про него забыла. Через некоторое время сон повторился, но говорил святитель строже. Женщина удивилась, но просьбу святого снова не выполнила. В третий раз Николай пригрозил суровее, женщина перепугалась не на шутку и полезла на чердак.

И среди прочих вещей нашла икону, завёрнутую в тряпицу. Она была такая чёрная, что нельзя было разглядеть, кто на ней изображён. Женщина пошла по окрестным сёлам в поиске священника, который возьмёт образ, пришла и к игумену Иннокентию.

Батюшка положил её в алтарь, и спустя время икона… обновилась и посветлела. Стало видно, что на ней изображён Николай Чудотворец. С тех пор игумен Иннокентий является хранителем образа.

Возвращаются в монастырь и его прежние реликвии. Иерей Евгений Кармишин, священник храма соседнего села Крюково, накануне праздника Преображения Господня, 18 августа, снял со стены старинную икону, подготавливаясь к праздничной службе.

И увидел на обратной стороне записку, где говорилось, что она принадлежала Богородице-Тихвинской пустыни. После службы священник счёл своим долгом передать образ в родные стены. А через пять дней батюшка и сам был назначен в монастырь вторым священником. В октябре вернулась Тихвинская икона Божией Матери. Привезла её Вера Макаренко из Грайворона.

Много лет назад она помогала монахине Агриппине, которая после разгона монастыря доживала свой век в миру. После смерти одинокой женщины соседи разбирали её иконы. Вера Семёновна взяла самую большую — Тихвинскую икону Божией Матери, хранила её много лет. Как только узнала о восстановлении монастыря, приехала с детьми, чтобы отдать святыню сёстрам. Матушка Ирина Кармишина с сыном Максимом.

Монахини на него не претендуют, считая несправедливым лишать верующих людей возможности молиться у образа в привычном для себя месте. Форпост духовности После знакомства с батюшкой и сёстрами осталось очень светлое чувство.

Удивительно, когда с тобой общаются без предвзятости, исключительно с позиций доброты и понимания, воспринимается это как бальзам для души современного человека. Люди, поселившиеся на Монастырской горе, своим примером напоминают нам об идеальных человеческих отношениях и безусловной любви друг к другу.

Борисовский Богородице-Тихвинский монастырь. Единственный сохранившийся монастырь-памятник Полтавской победы. Борисовский Богородице-Тихвинский женский монастырь.

И в июле эта вера спасет фельдмаршалу жизнь. Картечью в гуще сражения главнокомандующему разорвало латы, и следующая пуля остановилась перед маленьким образом Тихвинской иконы Божией Матери. Еще отправляясь на сражение, владелец земли борисовской граф Шереметев дал обет построить монастырь в случае победы над шведами. И он не нарушил своего обещания и позже в полутора верстах от слободы построил женский монастырь. Говорят, что место для будущей обители выбрал сам Петр I. На возвышенности возле реки Ворсклы он поставил крест, обозначив тем самым место будущего Преображенского храма. А по указу графа Шереметева рядом была заложена церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери. На территории женского монастыря и близ него расположились кельи, дома священников, колокольня, скотный двор. В XIX веке деревянные церкви заменили каменными. Монастырь стал самым крупным памятником Полтавской битвы. Ремеслами занимались, переписку вели — монахини были при деле.

Каков был путь Матушки к монашеству?

Прошение по возрождению святыни подал епископ Губкинский и Грайворонский Софроний. Борисовский Богородице-Тихвинский женский монастырь был основан в году, а ликвидирован советской властью в м. Новую жизнь монастырь получил в году, когда несколько монахинь по благословению епископа Софрония решили его возродить.

Объявление

Показать полностью… Особенно прославилась чудесными исцелениями в году. Эта святая икона и святая икона Успение прославились в году во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием. Празднество иконе Умиление установлено еще 7 октября в память избавления Пскова от нашествия Наполеона в году. Летом года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд.

Борисовский тихвинский женский монастырь в контакте

В 1909 г. в монастыре при большом стечении паломников праздновался 200-летний юбилей Полтавской победы. Борисовский монастырь явил сонм подвижниц, среди которых известны стяжавшая дар непрестанной молитвы монахиня Тарсилия (Гезева; ум. в 1817 г.), её сокелейница монахиня Евпраксия (Логинова; ум. в 1835 г.), монахиня Маргарита (Симонова; первая половина XIX в.), схимонахиня Агриппина (Шеншина; ум. в 1831 г.). Пишут, что после панихиды по схимонахине Агриппине получали исцеления больные туберкулёзом. Более сорока лет подвизалась в Борисовском монастыре монахиня Ираида (схиигуменья Юлия; ум. в 1844 г.), каждые сутки прочитывавшая Псалтирь. Многие сёстры Борисовского монастыря – схимонахиня Леонида (Литовкина; сестра Иосифа Литовкина), схимонахиня Лаврентия – окормлялись у Оптинских старцев Амвросия и Льва (Наголкина). Особым уважением и авторитетом у насельниц пользовался духовник обители священник Феодор Турьянский (ум. в 1859 г.), находившийся в духовном общении со Львом (Наголкиным). В обители особо почитались два списка Тихвинской иконы Божьей Матери. Подаренный Б.П. Шереметевым образ, согласно описанию 1799 г., хранился в Тихвинской церкви, «подле иконостаса по правую сторону», говорят, что от него происходили многочисленные исцеления. На аналое в Тихвинском храме находилась другая почитаемая святыня – точная копия с явленной близ Тихвина иконы, которую в 1838 г. привёз из тихвинского Большого монастыря Леонид (Наголкин). В монастыре почитались также древняя икона Николая Чудотворца, напрестольный крест с частицами Животворящего Креста Господня и святых, особо берегли напрестольное Евангелие (М., 1698 г.), подаренное Б.П. Шереметевым. В августе 1923 г. в Борисовке было организовано Временное управление монастырского посёлка, началась опись монастырского имущества. 25 августа комендант посёлка Н. Шевченко рапортовал о ликвидации Борисовского монастыря, имущество которого было частично передано в детдома и больницы, частично распродано. В октябре 1923 г. насельниц выдворили из монастыря, некоторых направили в дом престарелых, другие поселились в окрестностях Борисовки, несколько инокинь перешли в женский Корсунский скит упразднённого белгородского Рождество-Богородицкого монастыря. В монастырских зданиях разместили детский дом «Новый свет» имени Карла Либкнехта, на месте монастырского кладбища в конце 1940 гг. был разбит фруктовый сад. В настоящее время из монастырских построек сохранился двухэтажный корпус, принадлежащий школе-интернату. В храме архангела Михаила посёлка Борисовка находится перенесённая в него после закрытия Борисовского монастыря Тихвинская икона Божьей Матери, в Борисовском краеведческом музее хранятся личные вещи некоторых сестёр. 11 декабря 1999 г. Белгородский архиепископ Иоанн (Попов) освятил поклонный крест и камень на месте Борисовского монастыря.

Ссылка на основную публикацию