Белопесоцкий монастырь ступинский район

Белопесоцкий женский монастырь

Белопесоцкий женский монастырь — православный женский монастырь. Основан как мужской в конце XV века св. Владимиром Белопесоцким. В 1924 году монастырь был закрыт, здания перешли историческому музею. В 1993 году монастырь был возвращен Церкви. При монастыре действует гостиница.

Содержание

Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь, история которого насчитывает шестой или седьмой век, расположен в 50 км от Серпухова на левом берегу р. Оки, при впадении в нее р. Кремеченки, напротив г. Каширы. В давние времена, вспоминая этот монастырь, люди говорили, что стоит он «на белых песках», таким нашим предшественникам виделся левый берег Оки.

Никто до сих пор точно не знает, когда и кто основал Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь. По одной версии, основание и строительство монастыря в конце XIV в. связывают с именами великого Московского князя Дмитрия Ивановича Донского (правил в 1359—1389 гг.) и Сергия Радонежского — т.е. связывают с именами русских святых.

Дмитрий Донской попросил благословения Сергия Радонежского для создания монастыря в выбранном им месте в пойме р. Оки; он видел новый монастырь и как оборонительный пункт на южной границе его государства. Сергий Радонежский был в этих местах и благословил создание здесь обители.

По другой версии, монастырь основал в слободе Белопесоцкой в конце XV в. игумен Владимир, со временем он стал почитаться как местночтимый святой. Впервые этот (тогда мужской) монастырь официально упоминается в солидном письменном источнике в 1498 г. — в грамоте свергнутого казанского «царя» Магмет-Аминя, которому великий Московский князь Иван III, прозванный Великим, дал в удел Каширу. По этой же грамоте монастырю были дарованы лесные и земельные угодья.

Великий Московский князь Иван III (правил в 1462 — 1505 гг.) был мудрым правителем. В 1472 г. его женой стала Софья (Зоя) Палеолог — племянница последнего византийского императора Константина Палеолога. Иван III сделал гербом своего государства византийский герб — двуглавый орел, себе взял титул «Государь всея Руси и великий князь Владимирский и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Пермский, и Югорский, и Булгарский». Его стали называть государем всея Руси, а Русское государство — Россией.

При нем после противостояния русских и ордынских войск в 1480 г. на р. Угре (приток р. Оки) произошло окончательное свержение ига Орды и превращение Руси во главе с Москвой в независимое могучее Русское централизованное государство. Иван III хорошо знал своих друзей и врагов, умел он быть и незлопамятным к своим поверженным, но знатным недругам. Вот почему Иван III был так щедр в отношении Магмет-Аминя. Истинно православный человек, независимо от обстоятельств, всегда следует высоким и добрым христианским принципам. Так что история Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря в самом конце XV в. учит быть мудрым и гуманным по отношению к побежденным недругам.

Хотя Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь был прежде всего религиозным центром, кроме того, он успешно выполнял важные военно-оборонительные функции, тем более что он находился в ответственном военно-стратегическом месте. Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь имеет немеркнущие с годами боевые заслуги перед Отечеством. В давние века монастырь был важным звеном — по сути, ответственной пограничной крепостью — на южных рубежах Московской Руси. Монастырь являлся крепостью на подступах к Кашире, он был мощным препятствием на пути крымских орд, защищал от крымских татар переправу через р. Оку, прикрывал переправу через р. Оку и от других врагов.

Больше всего монастырь страдал от крымских татар, которые в период военных походов на Каширу и Москву разоряли его. А крымские татары тогда почти ежегодно совершали набеги на Москву и Каширу, нанося большой урон Белопесоцкому монастырю. Но он всегда быстро восстанавливался и отстраивался, что происходило при ощутимой помощи дальновидных правителей Русского государства, а главное — благодаря нравственно-духовной силе и трудолюбию монастырской братии.

Духовное и физическое здоровье братии монастыря складывалось благодаря точному выполнению всех догматов и правил православия. Вспоминали, что в этих местах творили добрые дела многие достойные русские люди, и в первую очередь самый неоспоримый духовный авторитет Древней Руси — Сергий Радонежский.

А в 1520-е гг. в этом монастыре обитал известный в то время и прославивший обитель старец Феодосии (Ковеля). Правивший тогда великий князь Московский Василий III (1505— 1533 гг.), прекрасно понимавший роль монастырей и лично духовных пастырей в жизни русских людей и всего государства, подчеркнуто почтительно относился к Свято-Троицкому монастырю и его знаменитому старцу Феодосию Ковеле. Должное отношение первого лица в государстве к монастырям и духовным авторитетам, а также его личная искренняя преданность православным традициям способствовали расширению влияния духовных центров и учителей на русичей, оберегали их духовное и физическое здоровье, вели к укреплению Русского государства.

Великие московские князья и цари щедро помогали Белопесоцкому монастырю, понимая его важное стратегическое значение. Неудивительно, что уже в 1578 г. почти все монастырские здания и часть стен были каменными. В 1627—1629 гг. (период правления первого русского царя из династии Романовых — Михаила Федоровича) на стенах Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря стояли 11 пушек и 20 пищалей. Мощные каменные стены монастыря, военная техника, а также сильный дух, геройство и недюжинные военные навыки монахов и насельников монастыря делали его надежным форпостом Русского государства.

В конце XVII в. Россия стала мощным и влиятельным государством, его границы удалились к югу, и военно-стратегическая значимость Белопесоцкого монастыря ослабла. Он потерял прежнее значение как важный оборонительный объект, с 1681 г. был приписан к Коломенскому Архиерейскому дому, в 1700 г. его по указу молодого царя Петра I Романова приписали к Троицкому монастырю (позже названному Троице-Сергиевой лаврой).

Коломенские архиереи сильно сожалели о потере этого монастыря и упрашивали правителей вернуть им Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь. Только в 1764 г. при императрице Екатерине II монастырь вернулся к коломенским архиереям и был в их ведении в 1764—1800 гг., затем он стал, самостоятельным. Но он числился заштатным, лишился всех своих вотчин. Тем не менее этот, тогда уже небогатый, общежительный монастырь продолжал функционировать, жил и развивался.

Самые большие трудности в жизни монастыря начались после октябрьских событий 1917 г. Свято-Троицкий Белопесоцкий мужской монастырь закрыли в 1918 г., монастырские ценности были конфискованы, здания разорены, разграблены. До осенних событий 1917 г. в монастыре жили 50 насельников. В 1918 г. монахов вывели из монастыря и расстреляли у его восточной стены.

В 1920-е гг. здание монастыря передали музею, но богослужения в монастыре совершались чудом оставшимся в живых иеромонахом Киприаном. Соборный храм действовал как приходской, но и он был закрыт в 1933 г. В закрытых храмах упраздненного новой властью монастыря разместились светские объекты. В соборном храме во имя Живоначальной Троицы открыли клуб, в Иоанно-Предтеченском храме разместили стекольную фабрику. В середине 1930-х гг. в келейных корпусах были устроены общежития для рабочих, а затем заключенных, строивших мост через р. Оку. Одно время в монастыре находился пионерский лагерь.

В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. бывший монастырский комплекс снова выполнял военно-стратегические функции, был в 1941 г. важным опорным пунктом советских войск на приокском направлении. Осенью 1941 г. монастырь оказался в прифронтовой полосе. В нем были расквартированы части 1-го гвардейского корпуса генерала П.А. Белова. Поблизости размещался дивизион первых «катюш».

В день рождения монастыря по летописи — 16 ноября по старому стилю и 29 ноября по новому стилю — было остановлено наступление немецких танковых частей, разбитых именно здесь и отброшенных от Москвы.

В послевоенные годы часть обветшавших монастырских зданий использовалась как складские помещения, а другая часть пустовала и постепенно разрушалась. С 1962 г. на территории монастыря размещалась автоколонна. К середине 1970-х гг. в бывшем монастыре царили полная разруха и запустение.

Но после широкого празднования 1000-летия крещения Руси в 1988 г. в монастыре начались реставрационные работы. В 1993 г. Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь возродился, теперь это женская обитель. В 1994 г. в Свято-Троицком Белопесоцком женском монастыре было всего 10 насельниц, затем число насельниц и монахинь стало расти. Этот монастырь имеет свое подворье в Ступинском районе в селе Голочелово, где действует Троицкий храм.

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день

Возрастает число насельниц обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь в Ступино

Когда точно был основан Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь в Ступино, никто не знает. Предполагают, что история его начинается в шестом или седьмом веке. Обитель находится в городе Ступино Московской области, на берегу реки Оки, где в нее впадает река Кремеченка. В давние времена, говоря об этом монастыре, люди упоминали, что стоит он «на белых песках» — такими им виделись берега. Местный белый песок отсюда доставляли даже в царский дворец.

Монастырь окружен высокой стеной и неспроста. Первоначально он был мужским и долгие годы являлся крепостью на подступах к Кашире. Во время многочисленных набегов татаро-монголы разоряли монастырь, но он всякий раз возрождался.

Современный Белопесоцкий монастырь в Ступино, который получил статус женского, ежедневно посещают сотни паломников. Специально для них на территории есть благоустроенный комплекс.

Адрес: Ступино, ул. Белопесоцкая

Координаты: 54.854543, 38.150108

Режим работы: 8:00-20:00

Официальный сайт: svtbm.ru

Видеоэкскурсия по Свято-Троицкому Белопесоцкому женскому монастырю

Видео: Михаил ФРОЛОВ

Создание монастыря связывают с именами князя Дмитрия Донского и преподобного Сергия Радонежского. В летописях впервые обитель упоминается в 1498 году.

В конце 1500-х почти все монастырские здания и часть стен были каменными, поскольку главная функция была оборонительной. Тут стояли 11 пушек и 20 пищалей. Только в конце 17 века военно-стратегическая значимость Белопесоцкого женского монастыря в Ступино ослабла. Указом Петра I его приписали к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Самостоятельной обитель сделала Екатерина II.

Сразу после революции монастырь закрыли, в разные годы тут располагались завод, общежитие и пионерский лагерь. В годы Великой Отечественной войны тут располагался опорный пункт советских войск на приокском направлении. После победы здания снова использовали для хозяйственных нужд.

Только в 1993 году монастырь возродился как женская обитель. Сейчас он полностью восстановлен.

Интересные факты

  • До революции в монастыре жили 50 насельников. В 1918 году монахов вывели из монастыря и расстреляли у стены. Местные жители похоронили их в братской могиле рядом с монастырем, на этом месте сейчас установлен крест.
  • Перед походом на Казань царь Иван Грозный остановился на ночлег в Белопесоцком монастыре. Он был так поражен красотами обители, что сделал щедрое пожертвование — огромную чашу с серебром. На эти деньги тут построили Собор Святой Троицы.
  • Главной святыней храма считается чудотворная икона «Утоли моя печали». Особую славу она получила за множество исцелений во время холеры в 1871 году. Чудесным образом исцелялись целые села. Сегодня перед иконой в монастыре совершаются ежедневные молебны.

Что посмотреть на территории монастыря

Собор Святой Троицы

Собор Святой Троицы (справа) построен на деньги, пожертвованные Иваном Грозным.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Главный храм монастыря, Собор Святой Троицы, возвели в 1569 году. Он неоднократно перестраивался, и теперь мы уже не можем видеть его таким, какой он был изначально. Сегодня тут ежедневно проходят богослужения.

Сергиевская церковь

Внутри Сергиевской церкви (справа) оборудованы Казанский и Никольский приделы.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Трапезный храм монастыря стоит к югу от собора. Кирпичная однокупольная постройка в стиле классицизма датируется 1802-1806 годами. Ее поставили на месте фундамента прежней монастырской церкви. Внутри оборудованы Казанский и Никольский приделы.

Иоанновская церковь

Церковь была построена на пожертвования дворян в 1824 году.
Фото: commons.wikimedia.org

Церковь с приделом в честь Обновления храма Воскресения Христова была построена на пожертвования дворян в 1824 году. В те времена наместником обители был иеромонах Афанасий, который руководил строительством. Сейчас его захоронение находится рядом с отстроенной им церковью.

Какие святыни хранятся

  • Чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали»
  • Икона Божией Матери «Скоропослушница»
  • Икона Божией Матери «Всецарица»
  • Ковчег с мощами святых из Сергиевской церкви

Монастырь в культуре и искусстве

Белопесоцкая слобода в 1941 году оказалась в прифронтовой полосе, и монастырь стал знаковой точкой обороны. Здесь были расквартированы части Первого гвардейского корпуса генерала Павла Белова, а непосредственно за его стенами разместился дивизион гвардейских минометов — первых легендарных «Катюш».

В память о погибших во времена Великой Отечественной Войны на территории монастыря установлен памятный крест.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

29 ноября 1941 года (в тот же день, что считается днем рождения обители) генерал Белов после жестокого боя впервые остановил «непобедимые» немецкие танки Гудериана, а неделей позже разбил их. Именно под стенами Белопесоцкого монастыря произошла битва, во многом решившая исход сражения за Москву. Эти события нашли отражение в произведениях фронтовых авторов Сергея Пименова и Василия Кошевого, которые описали все нюансы обороны и жизни в монастыре. Упоминается святыня на Белых песках и в «Исторических этюдах» Евгения Родионова.

Еще большую известность обитель получила после обретения чудотворной иконы «Утоли моя печали». Считается, что она спасла сразу несколько сел в 1871 году от холеры, что нашло отражение в местных легендах и песнях. О ней даже снят документальный фильм «На тебя одну уповаю».

Расписание служб

8:00 Литургия по будням
8:30 Литургия по воскресеньям и праздникам
17:00 Вечерняя служба

Экспертное мнение

Игуменья Агния (Сударикова), настоятельница Свято-Троицкого Белопесоцкого женского монастыря в Ступино:

«Родник в обители забил там, где посохом ударил Сергий Радонежский»

— Основание монастыря связано с древней легендой. Однажды преподобный Сергий Радонежский отправился в долгий путь, чтобы навестить русских князей. Когда он проходил вдоль белых песков по левому берега Оки, он восхитился дивной красотой этого места и ударил посохом о землю. В тот же миг из земли пробился святой источник с чистейшей водой. На его месте сейчас установлен колодец. А в трех километрах от храма есть купель, вода в которой не замерзает круглый год.

Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь Епархиальный женский монастырь

Точной даты образования Троицкого Белопесоцкого монастыря не известно. Предание связывает основание монастыря с именами благоверного великого Московского князя Дмитрия Ивановича Донского и преподобного Сергия Радонежского.

Основателем монастыря считается преподобный Владимир Белопесоцкий. Преподобный Владимир принял монашеский постриг в Варлаамо-Хутынском в честь Преображения Господня монастыре под Новгородом, который впоследствии покинул, что­бы основать собственную обитель.

Впервые этот монастырь упоминается в 1498 году в таком письменном источнике, как жалованная грамота татарского князя Магмет-Аминя. Затем святой Владимир Белопесоцкий еще несколько раз упомянут в ряде жалованных грамот. Вот перечень всех этих случаев, составленный современным церковным историком архимандритом Макарием (Веретенниковым). В феврале 1507 г. великий князь Московский Василий Иванович дал преподобному Владимиру тарханную и несудимую грамоту починки Ступинский, Крутовражский, Воргосовское в Туровской волости, а также деревню Мальцово в Растовской волости Каширского уезда. В июле 1511 года он же пожаловал несудимую грамоту на деревни в Туровской и в Растовской волостях Каширского уезда. 28 февраля 1512 года датируется жалованная несудимая грамота со стороны Абдул-Латифа, бывшего казанского хана, получившего в удел Каширу, по-видимому, во второй полови 1511 года. 7 января 1515 года великий князь Московский Василий III даровал обители еще несколько починков в Каширском уезде. 20 января 1516 го­да князем П. В. Великим-Шестуновым игумену Белопесоцкого монастыря были пожалованы деревни в Кашир­ском уезде. Последняя жалованная грамота, выданная преподобному Вла­димиру, датируется январем 1522 года. Очевидно, эти земельные вклады пре­доставляли достаточно средств для безбедного существования иноческой общины.

При жизни преподобного Владимира в Белопесоцкой обители появились деревянная церковь во имя Святой Троицы и кельи. Каменных по­строек, насколько известно, не имелось. Строительство здания из камня на Руси в эпоху Средневековья являлось значи­тельным событием, которое повыша­ло престиж того места, где оно велось. Средств и сил на возведение каменных построек в лесной стране требовалось гораздо больше, чем на строительство деревянных сооружений. Русские мо­настыри, имевшие каменные храмы, уже этим выделялись на общем фоне и, как правило, были богатыми. Поэтому отсутствие зданий из камня в Белопесоцком монастыре в эпоху игуменства его основателя все же косвенно свиде­тельствует о том, что, несмотря на все пожалования и вклады, каких-то осо­бенных средств в распоряжении мона­стырской администрации не было.

Монастырь являлся крепостью на подступах к Кашире, защищал от крымских татар переправу через р. Оку, прикрывал переправу через р. Оку и от других врагов.

Больше всего монастырь страдал от крымских татар, которые в период военных походов на Каширу и Москву разоряли его. А крымские татары тогда почти ежегодно совершали набеги на Москву и Каширу, нанося большой урон Белопесоцкому монастырю.

В 1520-е гг. в этом монастыре обитал известный в то время и прославивший обитель старец Феодосии (Ковеля). Правивший тогда великий князь Московский Василий III почтительно относился к Свято-Троицкому монастырю и его знаменитому старцу Феодосию Ковеле.

Великие московские князья и цари щедро помогали Белопесоцкому монастырю, понимая его важное стратегическое значение. В 1578 г. почти все монастырские здания и часть стен были каменными. В 1627—1629 гг. на стенах Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря стояли 11 пушек и 20 пищалей.

В конце XVII в. военно-стратегическая значимость Белопесоцкого монастыря ослабла. Он потерял прежнее значение как важный оборонительный объект. С 1681 г. был приписан к Коломенскому Архиерейскому дому, в 1700 г. его по указу царя Петра I приписали к Троице -Сергиевой Лавре

Только в 1764 г. при императрице Екатерине II монастырь стал, самостоятельным, но числился заштатным, лишился всех своих вотчин. Тем не менее этот, тогда уже небогатый, общежительный монастырь продолжал функционировать, жил и развивался.

Свято-Троицкий Белопесоцкий мужской монастырь закрыли в 1918 г., монастырские ценности были конфискованы, здания разорены, разграблены. До осенних событий 1917 г. в монастыре жили 50 насельников. В 1918 г. монахов вывели из монастыря и расстреляли у его восточной стены.

В 1920-е гг. здание монастыря передали музею, но богослужения в монастыре совершались чудом оставшимся в живых иеромонахом Киприаном. Соборный храм действовал как приходской, но и он был закрыт в 1933 г. В соборном храме во имя Живоначальной Троицы открыли клуб, в Иоанно-Предтеченском храме разместили стекольную фабрику. В середине 1930-х гг. в келейных корпусах были устроены общежития для рабочих, а затем заключенных, строивших мост через р. Оку. Одно время в монастыре находился пионерский лагерь.

В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. бывший монастырский комплекс снова выполнял военно-стратегические функции, и был в 1941 г. важным опорным пунктом советских войск на приокском направлении. Осенью 1941 г. монастырь оказался в прифронтовой полосе. В нем были расквартированы части 1-го гвардейского корпуса генерала П.А. Белова. Поблизости размещался дивизион первых «катюш».

В день рождения монастыря по летописи — 16 ноября по старому стилю и 29 ноября по новому стилю — было остановлено наступление немецких танковых частей,и отброшенных от Москвы.

В послевоенные годы часть обветшавших монастырских зданий использовалась как складские помещения, а другая часть пустовала и постепенно разрушалась. С 1962 г. на территории монастыря размещалась автоколонна. К середине 1970-х гг. в бывшем монастыре царили полная разруха и запустение.

В 1993 г. Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь возродился как женская обитель.

Настоятельница

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

Главным храмом Белопесоцкого мона­стыря является собор во имя Святой Троицы. Время его возведения опреде­ляется точно. Из Каширских приказных книг, хранившихся в Поместном при­казе, известно следующее: «В Кашир­ском уезде, в Туровом стану, монастырь Троицкий возле Оки на Белых Песках, а в монастыре церковь Живоначаль­ной Троицы каменная, сооружения ее новоначатие 1569 года, сооружали при игумене Варлаамии, а сооружают ее на подклети, двери по верхние по­роги, а в стенах окна, да у Троицы же придел собора Пресвятой Богородицы, да у Троицы под папертью придел, что лежит печальник и строитель старец Володимир».

До настоящего време­ни неоднократно перестраивавшийся Троицкий собор дошел в сильно измененном виде. Первые значительны новшества были внесены в его apxитектуру еще в XVII веке. Обновлялся он и в самом начале XVIII столетия: «1702 году мая в 5 день обновлена и освещена Соборная церковь Св. Tpoицы при Царе и Великом Государе Петре Алексеевиче. тщанием и попечительством Троицы Сергиевской Лавры властей архимандрита Иллариона, келаря старца Мисаила и казначея старца Пахомия, прибывших на послушание в Белопесоцкий монастырь, строитель иеромонаха Варлаама Мехирева, он же и на колокол собирал и сам дал». Через семьдесят лет тщанием архимандрита Гедеона были обновлены иконы местного ряда иконостаса Троицкого собора.

Реставрация главного храма Белопесоцкой обители, относящаяся к середине XIX века, очень любопытна тем, что велась на средства всего лишь одного крестьянина. Им был житель села Озеры Коломенского уезда Максим Петрович Щербаков, в 1867 году давший деньги на новую штукатурку и фресковые росписи с позолотой. Кроме того, его же иждивением вместо ветхого иконостаса воздвигли новый пятиярусный резной, позолоченный червонным золотом. Иконы для верхних четырех ярусов писались «греческим письмом» с позолотой, а за клиросами поставили большие киоты, также позолоченные. Обновилось и убранство самого алтаря: новые престол и жертвенник сделали из дуба, обшив их кипарисовыми дос­ками. Освящение отремонтированного собора по благословению митрополита Филарета совершил 9 июля 1867 года преосвященный Игнатий, епископ Можайский, викарий Московской епархии. Тем же крестьянином Щербаковым на украшение храма были пожертвованы: две бронзовые позолоченные хоругви с иконами, запрестольный семисвечник, семь подсвечников больших, два подсвечника малых, паникадило о 36 шандалах (подсвечниках), ковчег серебряный позолоченный, две сереб­ряные позолоченные лампадки для масла, две лампадки под паникадило и Евангелие. Всего на возобновление со­бора М. П. Щербаков истратил больше 20000 рублей серебром.

Троицкий собор сильно постра­дал во время апрельского наводнения 1908 года, когда разлившаяся Ока затопила Белопесоцкий монастырь. Кром­ка воды доходила тогда практически до уровня каменной ограды. Только в 1914 году, при игумене Митрофане монастырь смог произвести необходимые восстановительные работы. В Троицком соборе сделали новый пол из немецкой плитки, всю живопись промыли, а иконостас и главный купол собора вызолотили. Одновременно из Белокаменных плит устроили дорожки между храмами, к фруктовому саду и конному двору.

В 1932 году от монастыря началось строительство железнодо­рожного моста. Возводившие его за­ключенные до окончания строитель­ства в 1934 году жили в Троицком и Сергиевском храмах, между которы­ми находилась гауптвахта. Выводили заключенных на работы под конво­ем. В длинных телегах с откидными боковыми бортами, именовавшихся «грабарками», они возили песок для насыпи. Народ эту стройку прозвал «Донбассом». Троицкий собор внутри при этом перегородили, поместили внутри печки-«буржуйки», в окна вы­вели дымоходы, установили нары. Тут же в храме кололи и хранили дрова, да­же порой жгли костры. Заключенные жили на нескольких ярусах, располо­женных по стенам, середина собора была пустая. Устроили жилье и под га­лереей. Чуть позднее Троицкий собор превратился в клуб, в котором перед спектаклями выступала «Синяя блуза». Некоторое время в храме располагался и пионерский лагерь. Во второй поло­вине XX века вдоль монастырской сте­ны напротив Троицкого собора были построены гаражи для большегрузного транспорта. С течением времени собор­ный храм утонул в горах строительного и бытового мусора. Отходы не вывози­лись много лет, в связи с чем эти места оккупировали полчища крыс.

11 августа 1989 года было принято решение о создании в Троицком Бело- песоцком монастыре городского исто­рико-культурного центра с гостинич­ным комплексом (ИКЦ ГК). Разрабо­тали обширную проектно-техническую документацию. Технико-экономиче­ские предложения использования оби­тели в качестве ИКЦ ГК предусматри­вали, в частности, устроение «в главном зале Троицкого собора и в его алтарной части» концертно-выставочного зала. Три крытые галереи собора, на каждую из которых должно было вести отдель­ное крыльцо, предназначались для разнообразных выставок. В подклете храма предполагалось открыть видео­салон (в алтарной части), игровой зал (кегельбан, бильярд, игровые автоматы и др.), торговые киоски, кафе. В документации отмечалось, между прочим что Троицкой собор Белопесоцкого монастыря обладает самыми лучший акустическими характеристиками среди храмов Московской области.

После возобновления иноческой жизни в Белопесоцком монастыре начались восстановительные работы. Уже к маю 2002 года внешне отреставрированный Троицкий собор предстал во всем своем великолепии.

Ступино. Троицкий Белопесоцкий монастырь.

Храмы монастыря:

Другие постройки и объекты:

5. Сень над могилой Владимира Белопесоцкого
6. Келейный корпус (1-я пол. XIX в.)
7. Юго-западная башня (XVII в.)
8. Северо-западная башня (XIX в.)
9. Северо-восточная башня (XIX в.)
10. Юго-восточная башня (XVII в.)
11. Святые ворота (1865 г.)
12. Стены ограды (XVII-XIX вв.)
13. Ворота (проломные)
14. Хозяйственная постройка
15. Службы (XVII в.)
16. Ворота хозяйственного двора
17. Хозяйственная постройка
18. Воскресная школа
19. Гаражи
20. Внешняя ограда
21. Хозяйственный (конюшенный) двор
22. Поклонный крест
23. Фундаменты
24. Водоем
25. Некрополь
26. Колодец

Белопесоцкий монастырь, 3 класса, общежительный, при слободе Белопесоцкой, в Серпуховском уезде, на берегу реки Оки, против города Каширы. Основан в конце XV века игуменом Владимиром. В монастыре находится особо чтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали». После Троицына дня и до 28 августа эта святая икона носится по окружным селам и деревням. Особенным почитанием окрестных жителей святая икона начала пользоваться с 1871 года, когда, по случаю свирепствовавшей холеры, она, по мысли местного священника отца Василия Булгакова, была взята в село Малино, Коломенского уезда (в 25 верстах от монастыря), где по принесении святой иконы прекратилась холера и куда с того времени святая икона ежегодна приносится к 1 августа и остается до 7 августа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Монастырь основан в XV в. Весь XVI в. он служил пограничной крепостью, защищавший от татарских набегов. Каменное строительство развернулось во второй половине XVI в. В 1564 г. был заложен Торицкий собор, а к 1578 г. все здания, кроме келий и двух стан крепости, были каменными. В 1629 г. ограда была деревянной на каменном основании, с 5 боевыми башнями. С 1681 по 1698 гг., когда монастырь был приписан к Коломенскому Архиерейскому дому, был перестроен собор, возведены каменные стены и башни. В 1699 г. указом Петра I монастырь был приписан к Троице-Сергиевому монастырю, с 1764 по 1800 гг. вновь находился в ведении коломенских архиепископов. В советское время монастырь был закрыт, сейчас возрождается. Существующий архитектурный ансамбль включает памятники XVI-XIX вв.

Корпус келий. Кирпичный двухэтажный корпус является ординарной постройкой первой половины XIX в.

Службы. Два небольших корпуса построены в XVII в. На фасадах и в интерьерах сохранились следы первоначальной архитектурной обработки.

Стены и башни. Ограда монастыря построена в XVII в. на месте укреплений предшествующего столетия. От стен и башен XVII в. сохранились отдельные фрагменты, в том числе Святые ворота с надвратной Никольской церковью. Кирпичные ворота с проездом коленчатой формы характерны для своего времени. Они снабжены казематами с бойницами подошвенного боя вдоль внешней восточной стены и щелями для опускания решеток — герсов. Небольшой кубический объем надвратной церкви окружен сводчатой галереей, на которую ведет внутристенная лестница. Фасады расчленены лопатками на три прясла и лишены другого декора. Окна не имеют обрамлений, порталы — вертикальных тяг. Верх церкви от уровня карниза был разобран в конце XVIII в. и на его месте надстроен ярус колокольни. К этому же времени относится свод церкви. От крепости XVII в. сохранились также две квадратные трехъярусные башни со сводчатыми перекрытиями, приспособленные в XIX в. под жилье. При этом их высота была увеличена, в стенах пробиты оконные проемы. Крепостные стены почти полностью переложены в XIX в. Рядом с заложенными древними Святыми воротами в 1865 г. устроены новые в псевдорусском стиле. Возле них сделаны «проломные» ворота. Круглые башни, фланкирующие северное прясло стены, построены, очевидно, в XIX в.

Основан около 1498 г. игум. Владимиром на месте, называемом Белые Пески (близ г. Кашира, на другом берегу р. Оки). Согласно монастырскому преданию еще прп. Сергий Радонежский, направляясь из Серпухова в Коломну, проходил через Белые Пески. Водрузив здесь крест, он благословил это место и сказал: «Быть тут монастырю». В 1380 г. на этом месте останавливались русские полки, идущие в Коломну — пункт сбора войск перед Куликовской битвой.

Прп. Владимир был иноком Новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря. Основав обитель на важнейшем южном рубеже государства, он получил самую широкую поддержку Ивана Ш и Василия Ш. Московские государи были заинтересованы в укреплении южных границ, поэтому небольшая пустынь превращается в монастырь-крепость. В 1564 г. был заложен Троицкий собор, а к 1578 г. почти все монастырские строения были уже каменными.

В XVI в. обитель не раз подвергалась нападению крымских татар. В Смутное время монастырь был разорен и запустел. Границы государства в XVII в. отодвигаются все дальше к югу и монастырь теряет свое оборонное значение. В 1681 г. по указу Феодора Алексеевича монастырь перешел в ведение Коломенского архиерейского дома. Указом Петра I обитель была приписана к Троице-Сергиеву монастырю, а с 1764 по 1800 гг. она вновь во владении Коломенских архиереев. С XIX в. монастырь обрел самостоятельность, но числился заштатным. В XIX в. окончательно формируется архитектурный ансамбль монастыря, в обители ремонтируются старые и возводятся новые храмы. Перед революцией в монастыре проживало 50 насельников.

По рассказам очевидцев, в 1918 г. монахов вывели из Св. ворот и расстреляли у восточной стены. В 1920-е гг. здания обители были переданы музею, но богослужение еще совершалось иером. Киприаном, чудом оставшимся в живых. В середине 1930-х гг. в келейных корпусах устроили общежитие для рабочих (затем заключенных), строивших мост через Оку. Осенью 1941 г. монастырь оказался в прифронтовой полосе, и в нем были расквартированы части 1-го гвардейского корпуса ген. П.А. Белова, а поблизости разместился дивизион первых «катюш».

В послевоенные годы некоторые здания использовались под склады, остальные пустовали и постепенно разрушались. В конце 1980-х гг. монастырь начали реставрировать, в 1993 г. возобновлен как женский.

Русло реки Оки в ХIV-ХV веках являлось южной границей земель Северо-Восточной Руси. Постепенно вдоль Оки складывалась система укреплений, предназначавшихся для защиты Москвы и центральных уездов страны от опустошительных набегов со стороны враждебных соседей юга и юго-востока. Окское левобережье было хорошо освоено, здесь существовали не только сёла, но и города, и даже монастыри. Достаточно упомянуть Серпуховский Высоцкий монастырь, основанный при участии преподобного Сергия Радонежского в конце ХIV века.

Сама местность Белые Пески располагалась достаточно близко к Кашире. Это был крупный населённый пункт того времени, название которого даже вошло в титулатуру епископов — владыки, управлявшие окрестными приходами, назывались «Коломенскими и Каширскими». Любопытно, что Белопесоцкая обитель возникает в непосредственной близости от Каширы. В то время устремление иноков, создававших новые монастыри, тяготели к необжитым, «диким» районам, где вдали от мирской суеты, можно было обрести молитвенное уединение и спокойно предаваться духовным подвигам. Конечно, обители продолжали основываться и в городах или ближайших окрестностях, но такие монастыри, как правило, возводились при участии сильных мира сего, желавших обрести у себя под боком духовный центр. В отличие от удалённых монастырей, эти — «пригородные» — обители появлялись, скорее, по инициативе не монахов, а князей. Не свидетельствует ли местоположение Белопесоцкого монастыря как раз о том, что его основатель, преподобный Владимир, действовал по просьбе кого-то из окрестных власть имущих?

Точное время основания обители на Белых Песках неизвестно. Первое документальное свидетельство о монастыре, которое сейчас принято за дату его основания, относится к 1498 году, когда 16 ноября бывший казанский хан Мухаммед-Эмин выдал Троицкому Белопесоцкому монастырю жалованную грамоту, по которой предоставил обители «пустой лес Кстовский промеж Кремиченской пашни и Обрасцовской от Коширской межи по Берёзовое болото и по Крутой овраг», то есть территорию современного города Ступино. В грамоте упомянуто и имя игумена обители — Владимира. Этот Владимир отождествляется с преподобным Владимиром Белопесоцким, основателем монастыря, который пришёл на Белые Пески из Новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря. А.Б. Гланд, один из современных исследователей истории Белопесоцкой обители, не без основании предположил, что появление монаха Владимира из Новгорода могло быть связано с частичным изъятием земель у новгородских монастырей великим князем Московским Иваном III, которое проводилось как раз в конце ХV столетия после присоединения Новгорода к единому Русскому государству. В то время самостоятельно никто, даже благочестивый монах, не мог занять пустующее место. На основание обители требовалось получить разрешение со стороны владельца земли. При игумене Владимире были построены кельи и деревянный храм, освящённый, вероятно, во имя Святой Троицы. На вырубленных братией лесных участках селились выходцы из рязанских земель, к 1507 году вокруг монастыря появились починки.

Обитель пользовалась поддержкой великих князей Ивана III и Василия III. Василий Иоаннович заменил выплату монастырской пошлины на оброк в 3 пуда мёда, а в 1522 году по ходатайству монастырского старца Феодосия Ковери (из бояр Ковериных) отменил и оброк. К концу ХVI века Белопесоцкий монастырь стал важным оборонительным форпостом южных границ государства. При неоднократных опустошениях Каширы и других окрестных поселений крымскими татарами невстречаются свидетельства о разорении самого монастыря. Царь Иван IV в начале своего похода на Казань в 1552 году остановился в Белопесоцком монастыре, совершил молебен, сделав большой вклад в монастырь, около пятидесяти его насельников присоединились к войску, движущемуся на Казань. Белопесоцкий монастырь быстро и уверенно развивался и укреплял своё положение. Видимо, уже вскоре после основания, он был осмыслен как серьёзный опорный пункт в защите южных рубежей страны. Исследование, возможно, древнейшей из сохранившихся построек обители — Никольской церкви под колокольней — показало, что она изначально задумывалась одновременно и как сторожевая башня, созданная по всем правилам фортификации. О монастыре как крепости свидетельствует и опись обители, проведённая в 1627-1629 годах. Согласно описи, на монастырских стенах было размещено одиннадцать пушек и двадцать пищалей. При случае монастырь мог постоять за себя. Но страдали окружающие земли — разорения монастырских вотчин подрывали основы иноческого хозяйства. Огромный урон хозяйственному положению белопесоцкого братства нанесла Смута начала ХVII века. Но река времени продолжала своё течение, всё возвращалось на круги своя.

Белопесоцкий монастырь, до 1681 года бывший самостоятельным, и от пожертвований людей, благоговейно чтивших память основателя обители преподобного Владимира или просто желавших заручиться молитвенной поддержкой иноков, в лучшие времена имел значительные владения. В дополнение к 1500 душ крестьян и 4500 тыс десятин земли монастырь располагал многочисленными огородами, лесом, рыбной ловлей. С 1681 года обитель, лишившаяся самостоятельности по грамоте царя Фёдора Алексеевича, была приписана к владениям Коломенского архирейского дома. А в ноябре 1700 года на 60 с лишним лет отошла к Троице-Сергиеву монастырю. Однако положение Белопесоцкого монастыря в первой половине ХVIII века можно сравнить с цветочками. Ягодки созрели после знаменитой секуляризационной реформы 1764 года проведённой в жизнь государыней Екатериной Великой. Монастырь тогда не был отнесён ни к одному из трёх классов, став, таким образом, заштатным, а поскольку теперь не принадлежал и Троице-Сергиевой Лавре, оказался вынужден самостоятельно сводить концы с концами, в результате чего к последнему десятилетию ХVIII века монастырь пришёл в совершенное запустение. В одном из документов сообщается : «В Коломенской де епархии в Коширском уезде Троицкий Белопесоцкий монастырь со крестьяны никуда не приписан и игумена в том монастыре нет, а братии с пришлыми старцы человек по осьми, а в иное время бывает и меньше, и этот монастырь от воевод и от приказных людей разорён, монастырское строение всё сгнило, и которые земли к тому монастырю в прежних годах, и теми землями завладели вотчинники и помещики, а беречь и монастыря построити некому». Единственным, наверное, исключением в этой безотрадной картине стала перестройка в 1794 году ветхой колокольни.

Исправить состояние дел Белопесоцкой обители решил видный деятель Русской Церкви, знаменитый митрополит Московский Платон (Левшин). Благотворный почин митрополита Платона сделал своё дело, и монастырь — не чудо ли! — постепенно начал преображаться. Ко второй половине ХIХ века монастырь на Белых Песках стало не узнать. Сохранилось небольшое свидетельство о внутренней жизни монастыря той поры: «. В настоящее время эта обитель, благодаря деятельности настоятеля, несравненно улучшилась против прежнего, тем более, что в числе братства оставалось уже весьма немного подначальных. Служение церковное надлежащим образом исполняется по уставу, пение столбовое хорошее. Трапеза и одежда достаточны. Церкви и строения содержатся в порядке; хозяйство ведётся успешно, с выгодою для обители. Гостиница при монастыре деревянная, весьма хорошая и содержится очень исправно. Августа 29 бывает ярмарка. » В приведённом отрывке речь идёт о времени управления монастырём иеромонахом Иоанникием. Век ХХ начинался для монастыря весьма радужно. Но приход к власти большевиков и развернувшаяся религиозная борьба свели на нет все достижения обители как в деле духовного строительства, так и в деле административно-хозяйственной части. Уже в феврале 1918 года монастырь был упразднён, но ещё пятнадцать лет литургия совершалась в его стенах — один из храмов действовал как приходской. В годы Великой Отечественной войны, когда фашисткие танковые корпуса рвались к Москве, в Белопесоцких стенах разместились части знаменитого кавалерийского корпуса генерала П.А. Белова. Именно беловцы совместно с другими частями удержали Каширу, не дав гитлеровцам сомкнуть вокруг Москвы правую «клешню» охвата столицы, и перешли в контрнаступление. После закрытия большевиками монастыря Троицкий собор использовался как барак для заключённых. Чуть позднее он превратился в клуб, в котором перед спектаклями выступала «Синяя блуза». Некоторое время в соборе располагался и пионерский лагерь. После войны вдоль монастырской стены напротив Троицкого собора были построены гаражи для большегрузного транспорта, а территорию забетонировали. Слово Божие не произносилось здесь до 1990-х.

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №241, 2017 г.

Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь (Ступино)

Впервые упомянут в 1498 г. в грамоте Мухаммед-Аминя, которому Иван Третий дал Каширу и Серпухов «в кормление», на имя игумена Владимира с братией. Впоследствии все грамоты определяли Владимира как «начальника перваго», поэтому он считается основателем монастыря. В 1520-х гг. там подвизался старец Феодосий Коверя. При Иване Грозном монастырь укрепили (к 1578 г.) двумя каменными стенами, а каменное строительство началось в 1564 г. возведением Троицкого собора. Все здания XVI в. быстро развалились и были или разобраны или перестроены. До сих пор неясно где была старая колокольня.

Белопесоцкий монастырь, 3 класса, общежительный, при слободе Белопесоцкой, в Серпуховском уезде, на берегу реки Оки, против города Каширы. Основан в конце XV в. игуменом Владимиром. В монастыре находится особо чтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали». После Троицына дня и до 28 августа эта святая икона носится по окружным селам и деревням. Особенным почитанием окрестных жителей святая икона начала пользоваться с 1871 г., когда, по случаю свирепствовавшей холеры, она, по мысли местного священника отца Василия Булгакова, была взята в село Малино, Коломенского уезда (в 25 верстах от монастыря), где по принесении святой иконы прекратилась холера и куда с того времени святая икона ежегодно приносится к 1 августа и остается до 7 августа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Монастырь основан в XV в. Весь XVI в. он служил пограничной крепостью, защищавший от татарских набегов. Каменное строительство развернулось во второй половине XVI в. В 1564 г. был заложен Троицкий собор, а к 1578 г. все здания, кроме келий и двух стен крепости, были каменными. В 1629 г. ограда была деревянной на каменном основании, с 5 боевыми башнями. С 1681 по 1698 гг., когда монастырь был приписан к Коломенскому Архиерейскому дому, был перестроен собор, возведены каменные стены и башни. В 1699 г. указом Петра I монастырь был приписан к Троице-Сергиевому монастырю, с 1764 по 1800 гг. вновь находился в ведении коломенских архиепископов. В советское время монастырь был закрыт, сейчас возрождается. Существующий архитектурный ансамбль включает памятники XVI-XIX вв.

Корпус келий. Кирпичный двухэтажный корпус является ординарной постройкой первой половины XIX в.

Службы. Два небольших корпуса построены в XVII в. На фасадах и в интерьерах сохранились следы первоначальной архитектурной обработки.

Стены и башни. Ограда монастыря построена в XVII в. на месте укреплений предшествующего столетия. От стен и башен XVII в. сохранились отдельные фрагменты, в том числе Святые ворота с надвратной Никольской церковью. Кирпичные ворота с проездом коленчатой формы характерны для своего времени. Они снабжены казематами с бойницами подошвенного боя вдоль внешней восточной стены и щелями для опускания решеток — герсов. Небольшой кубический объем надвратной церкви окружен сводчатой галереей, на которую ведет внутристенная лестница. Фасады расчленены лопатками на три прясла и лишены другого декора. Окна не имеют обрамлений, порталы — вертикальных тяг. Верх церкви от уровня карниза был разобран в конце XVIII в. и на его месте надстроен ярус колокольни. К этому же времени относится свод церкви. От крепости XVII в. сохранились также две квадратные трехъярусные башни со сводчатыми перекрытиями, приспособленные в XIX в. под жилье. При этом их высота была увеличена, в стенах пробиты оконные проемы. Крепостные стены почти полностью переложены в XIX в. Рядом с заложенными древними Святыми воротами в 1865 г. устроены новые в псевдорусском стиле. Возле них сделаны «проломные» ворота. Круглые башни, фланкирующие северное прясло стены, построены, очевидно, в XIX в.

Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь

Белопесоцкий монастырь возник в конце 15 века на левобережье Оки. Оби­тель и её основатель — игумен Владимир с братиею — впервые упоминаются в жа­лованной грамоте служилого татарско­го князя Мухаммед-Эмина 1498 года, которому Иван III определил в удел Серпухов и Каширу. В 16 веке монастырь был сильно укреплен и являлся крепостью-форпостом Каширы.

Если при жизни преподобного Владимира в Белопесоцкой обители появились деревянная церковь во имя Святой Троицы и кельи, а каменных по­строек не имелось, то уже во времена Ивана Грозного был возведен монументальный ансамбль каменных зданий, характерных для общежитейского монастыря.

Абзац истории

Каменное строительство было начато в 1564 г. закладкой Троицкого собора. Затем строят из камня церковь Сергия Радонежского с трапезной в два этажа. Возводят также «церковь на святых воротах чудотворца Николая». Все основные сооружения 16 столетия впоследствии были основательно перестроены или разобраны и возведены снова. Но характер и планировка композиции архитектурного ансамбля монастыря с тех пор почти не изменились. Большинство зданий сосредоточены на обращённой к Оке южной стороне, сориентированы на реку и великолепно смотрятся с противоположного берега.

Новые каменные стены с четырьмя башнями вокруг монастыря были построены в конце 17 века. Стены сначала имели боевой ход, который в 19 столетии при перекладке заменен узким служебным проходом. Башни также были надстроены, переоборудованы под кельи. Развитие комплекса монастыря было завершено в первой половине 19 века строительством Сергиевской и Ивановской церквей. Оба классических здания вписались в ансамбль ранее сооруженных.

Свято-Троицкий Белопесоцкий мужской монастырь таковым являлся до февраля 1918 г., когда был упразднен новой революционной властью. Несколько монахов были расстреляны возле восточной стены обители. В настоящее время на месте кровавой расправы установлен крест с голгофой.

В конце 1980-х были предприняты первые попытки восстановления монастыря как архитектурно-исторического памятника. Сегодня обитель практически полностью восстановлена и является женским монастырем.

Практическая информация

Адрес: Московская область, Ступино, ул. Белопесоцкая, 158-159. Веб-сайт.

Белопесоцкий монастырь ступинский район

За это лето периодически удавалось делать вылазки в близлежащие интересные места в области. Особенно удачной и запоминающейся оказалась велопрогулка в Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь.

Пятнадцать километров от нашей дачи. Километров семь от города Ступино. Ближайшая железнодорожная станция так и называется — Белопесоцкий (это Павелецкое направление).
Была замечательная погода, ехать в сторону монастыря от Ступино легко и приятно – сплошное «под горку». Надо только не думать о том, что вас ждет на обратном пути 🙂
Перед поворотом на монастырь знак с его названием, которому мы так обрадовались, что решили сфотографироваться рядом.

Так получилось, что только я перед выходом из дома позаботилась кинуть в рюкзак сарафан и платок, поэтому по территории монастыря гуляла в одиночестве, хотя ездили мы туда втроём, с мужем и подругой. Железных коней припарковали неподалёку от входа в монастырь.

К сожалению, на территории монастыря не разрешается фотографировать, что неимоверно жаль, так как внутри всё потрясающе ухожено и радует глаз. Разбиты большие продуманные цветники, стоят кованые витые скамеечки, даже ворот у монастырского колодца не простой, а с кованой выдумкой.
Сразу у входа на территорию стоит палатка, где можно купить монастырский хлеб. Только, к сожалению, пекут не здесь, а привозят из Владычнего женского монастыря в Серпухове. Но хлеб хороший. Я купила, большей частью чтобы завести разговор с сидевшей рядом с лавочкой послушницей. От неё узнала немного о монастыре, остальное прочитала позже в продающейся в монастырской лавке истории монастыря.

По традиции существование монастыря исчисляется от первого летописного упоминания. В случае Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря это событие приходится на 1498 год.
К 1498 году относится дарственная грамота Махмета Амина, низложенного хана Казанского. Этому самому хану были даны в удел Иваном III Серпухов и Кашира, а он, в свою очередь, пожаловал игумену Владимиру с братией «пустого лесу дикого, промеж Кремчинской пашни и Обрасцовской … да за рекою Окою пустого лесу дикого, а тот лес лежит от века не пахан». Из этого можно сделать вывод, что раз существовали братия и игумен, то и монастырь в это время уже существовал.
Когда в эти места пришли первые иноки, конечно же, точно неизвестно. Однако известно, что на Белых Песках, в пойме Оки стоял с войском перед Куликовской битвой Дмитрий Донской.
В те времена по левому берегу Оки проходила южная граница Московского княжества, часто подвергавшегося набегам степных орд. Поэтому монастырь имел, как часто бывало в те времена, и важное оборонное значение.

Одна из стенных башен монастыря.

Известно, что основан был монастырь, как и многие другие в этой части Руси, по благословению Преподобного Сергия Радонежского. По преданию, сохранившемуся в летописях Троицкого монастыря, Сергий Радонежский проходил из города Серпухова через Белые пески в Каширу, и это место полюбилось ему. Он благословил его и изрек: «Быть тут монастырю!» и водрузил на этом месте крест.
Только Бог знает, было ли так на самом деле, но основание Сергием Радонежским огромного количества монастырей не подлежит сомнению. Его часто называют «игуменом земли русской». Ключевский пишет: «Преподобный Сергий был великим устроителем монастырей… Его призывали строить монастыри в Москву, и в Серпухов, и в Коломну. Он пользовался всяким случаем, чтобы завести обитель, где находил то нужным. … Колонии Сергиевой обители – монастыри, основанные учениками его учеников – считались десятками… и почти все эти колонии были пустынные монастыри подобно своей метрополии». Учениками и духовными друзьями преподобного Сергия основано до сорока монастырей. Из них, в свою очередь, вышли основатели еще до пятидесяти монастырей.
Достоверность местного предания косвенно подтверждается ещё и тем, что неподалёку от монастыря бьют два источника, которые и по сей день называют Сергиевскими.

Непосредственно возведение Троицкого монастыря исторические сказания связывают с именем инока Новгородского Хутынского монастыря Владимира. В поисках монашеского уединения и «ведомый небесным благословением Игумена Земли Русской», пришёл он на Белые Пески и поставил там деревянную церковь. Весть о монахе-подвижнике стала распространяться по округе. К нему потянулись другие иноки. Так и возникла пустынь. Вскоре она получает обширные земельные наделы – помните, «леса, от века не паханные».
Белопесоцкий монастырь пользовался значительными привилегиями, что позволило братии со временем развернуть каменное строительство. Главный Троицкий собор был заложен в 1564 году.

Внутри побывать, к сожалению, не удалось. Мне сказали, что он закрыт на ремонт.

О тогдашнем богатстве монастыря можно судить хотя бы по тому факту, что по описи 1578 года все здания, за исключением келий и двух стен монастыря, были каменными. А это большая редкость для Руси той эпохи, когда даже царские дворцы строились в основном из дерева.
В общем, трудами игумена Владимира и его братии начинает строиться на берегу реки Оки монастырь – крепость, освящённый в честь Святой Живоначальной Троицы. Его окрестности, долгое время бывшие дикими, постепенно заселяются. Более того, крестьянские хозяйства на них со временем начинают процветать, так как Василий III освободил поселенцев, осевших на монастырской земле от всех даней и повинностей.

В 16 веке крымские татары больше 20 раз совершали нападения на южные границы Московского княжества. Не раз сгорала дотла и деревня, находившаяся в непосредственной близости от Троицкого монастыря, Кашира. Сейчас это довольно крупный районный центр относительно недалеко от нашего дачного посёлка. Во время набегов татарских орд население окрестных поселений, и Каширы в том числе, спасалось за стенами монастыря. Белопесоцкий монастырь в эти лихие времена обращался в настоящую военную крепость. Его насельники были искусны не только в молитве и постничестве, но и в ратном деле. Монастырь ни разу не был сдан врагу, татарам так ни разу и не удалось прорваться на его территорию.

Интересен ещё один факт. В июне 1552 года в Троицком монастыре как бы эхом повторились события почти двухсотлетней давности перед куликовской битвой: войска Ивана Грозного, двинувшиеся в знаменитый поход на Казань, остановились на отдых как раз под Каширой, как в своё время войска Дмитрия Донского перед битвой Куликовской. И именно в Белопесоцком монастыре был отслужен молебен, и его игумен, благословляя воевод на ратный подвиг, вручил им две хоругви с изображением Николая Чудотворца.
Сейчас один из храмов в монастыре, заложенный соответственно в 16 веке, посвящен именно этому святому. Это надвратный храм в колокольне.

К войску Ивана Грозного присоединились ополченцы из Каширы и пятьдесят иноков Троицкого монастыря, умевших владеть оружием. Как когда-то Пересвет и Ослябя, белопесоцкие монахи отправились исполнять свое последнее великое послушание.

В 17 веке границы русского государства удаляются к югу, и монастырь теряет оборонное значение. В Смутное время монастырь передают во владение Коломенскому Архиепископу.
Тут надо понимать, что это значит. Приписка монастырей к другим монастырям или архиерейским домам в большинстве случаев была равносильна упразднению, потому что всё, что есть ценного из ризницы и монастырской утвари обычно переносилось в главный монастырь. Туда же переводилось на жительство и большинство иноков.
Но каким-то чудом монастырь не зачах. Более того, даже кое-что продолжал строить. А в 1804 году даже возвёл ещё одну, тёплую, церковь – во имя Преподобного Сергия Радонежского.
Ещё одна, последняя церковь тоже была возведена в первой половине 19 века и освящена в честь Иоанна Предтечи.

Таким образом, сейчас в Свято-Троицком монастыре аж четыре храма. Когда мне это сказала послушница, продававшая хлеб, я изумлённо закрутила головой. В глаза сразу бросается только центральный Троицкий собор. «Не удивляйтесь», сказала она мне. «Все здесь. Просто церковь Николая Чудотворца совсем маленькая, она спряталась в колокольне, а Храм Усекновения главы Иоанна Крестителя и храм Сергия Радонежского укрылись за главным собором.» Они стоят там рядышком, вплотную друг к другу и, действительно, малозаметны от входа.
Вон, видите, их главки над монастырской стеной, сразу рядом с колокольней?

Лучший обзор открывается с тыла монастыря, вот фотография, сделанная со стороны Оки.

В 20 веке монастырь, как и большинство других, прошел через все испытания, связанные с большевистским переворотом. Жители Белопесоцкой слободы рассказывали, что в 1918 году монахов вывели из Святых ворот и там же, у восточной монастырской стены, расстреляли. В 20-е годы здания монастыря были переданы музею. В середине 30-х годов в кельях монастыря устроили общежитие, где сначала жили рабочие из Каширы, а потом заключённые, строившие мост через Оку.

Поздней осенью 1941 года Белопесоцкая слобода оказалась в прифронтовой полосе. И монастырь, как и во времена татарских нашествий, стал важной стратегической точкой обороны. В нём были расквартированы части Первого гвардейского корпуса генерала П.А. Белова, а непосредственно за его стенами разместился дивизион гвардейских миномётов – первых легендарных «Катюш».
29 ноября (ИЛИ 16-го по новому стилю), в день, который, согласно летописи, является днём рождения обители, после жестокого боя генерал белов впервые остановил «непобедимые» немецкие танковые части Гудериана, а неделей позже разбил их. Так, под стенами Белопесоцкого монастыря произошла битва, во многом решившая исход сражения за Москву.

Монастырь вновь ожил в 90-е. В 1993 году в обитель пришли первые насельницы. Сейчас монастырь продолжает своё существование как женский.
Инокини явно делают очень и очень многое. Это явно видно и по ухоженности всей монастырской территории, и по внутреннему состоянию храмов, и по самой атмосфере места.
Например, в храме Сергия Радонежского расположена хорошая церковная лавка. Мне терпеливо и толково объяснили, как писать записки за здравие и упокой, и даже благожелательно помогли это сделать. Не во всех церковных заведениях можно встретить такую терпимость по отношению к несведущим. С удовольствием и за приятной беседой приобрела и магниты с изображением монастыря, и информацию по его истории, и маленькую иконку «Утоли моя печали» (одна из чудотворных икон этого монастыря), и даже кое-что из литературы.

В этом храме с церковной лавкой и находятся чудотворные иконы монастыря. В соседнем храме, Иоанна Предтечи как раз в это время происходило таинство крещения, так что туда я только заглянула и вышла. Хотя оба храма, как известно, относятся к 19 веку, однако внутри ничего от того времени не сохранилось, в горниле 20-го ничего не уцелело. Стены внутри чисто выбелены, и на них повешены новые иконостасы.

Между этими двумя храмами находится небольшая смотровая площадка с потрясающим обзором: сбегающие вниз луга, прячущаяся в зелени Ока.

Потом мы на велосипедах обогнули монастырь и доехали до Оки (буквально 500 метров), спустились по тропке к воде.

Рядом в зарослях люди жарят шашлыки, вероятно, и купаются тоже. В этом месте я не решилась зайти в воду, грязновато, но вероятно, надо знать места. На другой стороне явственно виднелись приличные песчаные сходы в реку.

А на том берегу уже виднеются храмы старой Каширы.

Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь

в честь Святой Живоначальной Троицы

  • 142800, Московская область, г. Ступино, ул. Белопесоцкая
  • (49664) 4-51-92

Основан ранее 1498 года (первое письменное упоминание) преподобным Владимиром в слободе Белопесоцкой, на белых песках левого берега р. Оки (в 50 км от Серпухова), при впадении в нее реки Кремеченки, напротив г. Каширы. Предание связывает строительство монастыря с именем Дмитрия Донского. Был мужским монастырём. Одно время назывался — На Песках — Каширский. Являлся важным звеном южных рубежей Московской Руси, крепостью, которая защищала от крымских татар переправу через Оку. Крымские татары не раз во время набегов на Каширу и Москву разоряли монастырь, но он быстро отстраивался. В XVI веке возведены стены и башни (остались Святые ворота с надвратным Никольским храмом). В конце XVII века, с ослаблением внешней угрозы, монастырь начал терять свое оборонное значение. В 1681 году приписан к Коломенскому Архиерейскому дому, в 1700 году по указу Петра I — к Троице-Сергиевой Лавре. В 1764—1800 годах — в ведении Коломенских архиереев, затем — самостоятельный.

Архитектурный ансамбль сложился в XVI—XVII веках (обновлялся в начале XIX в.). В 1578 году почти все здания были каменные.

В феврале 1918 года монастырь закрыт. Подвергся разорению. Последний действующий храм закрыт в 1933 году. В 1934 году в Иоанновском храме разместилась стекольная фабрика. В Троицком соборе разместили клуб. В начале 1930-х годов уничтожены колокола. В монастыре организовали пионерский лагерь. В 1941 году монастырь был важным опорным пунктом советских войск на приокском направлении. В послевоенные годы часть зданий пустовала, часть использовалась под складские помещения. В 1962 году на территории монастыря разместилась автоколонна. К 1975 году строения пришли в полное запустение. С конца 1980-х годов в монастыре начались реставрационные работы. Возрожден в мае 1993 года как женский монастырь.

Храмы. Соборный храм во имя Святой Живоначальной Троицы (перестроен в конце XVII в.), в нем под спудом мощи местночтимого святого Владимира Белопесоцкого. Надвратный храм — Никольский (XVI в.). Теплый — во имя святого Сергия Радонежского, построенный в стиле классицизма в 1804 году на подвалах трапезного храма (XVI в.). Иоанновский (Иоанно-Предтеченский) храм, в стиле ампир, и кельи — первой половины XIX века. В монастыре находилась особо чтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали».

Имеет подворье Гогочёлово с Троицким храмом: 142854, Московская область, Ступинский район, п/о Аксиньино, с. Гогочёлово, тел. (264) 59-51-30.

Посмотрите также:

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку «g+1».

Белопесоцкий монастырь ступинский район

Первое летописное упоминание о монастыре (жалованная грамота царя Магмет-Амина Троице-Белопесоцкому монастырю) относится к 1498 году, но история его начинается гораздо раньше. По преданию, преподобного Сергий Радонежский был в эти местах и благословил здесь основание обители. Это случилось, когда святой благоверный князь Димитрий Донской со своим войском шёл походом на Куликово поле. Он и испросил благословения преподобного Сергия Радонежского на обустройство монастыря-крепости в пойме реки Оки. В ранних источниках монастырь называли Троице-Сергиев.

Мужской монастырь входил в состав Засечной черты как крепость. Вокруг монастыря образовались крестьянские поселения, которые вместе с иноческой братией составляли один приход, а в тяжелые времена набегов крымских татар — единое войско.

В 1564 году заложен Троицкий собор. От крепости XVI века остались Святые ворота с надвратной Никольской церковью, упомянутые в числе каменных зданий описи 1578 года.

В XVII веке с удалением к югу границ Русского государства Белопесоцкий монастырь теряет свое оборонное значение. В Смутное время он пустеет, и в 1681 году по повелению царя Феодора Алексеевича его передают во владение коломенскому архиепископу. В обители вновь оживляется каменное строительство. Вновь возводятся каменные стены и башни. В этот период перестраивается и несколько сдвигается с прежнего места Троицкий собор, под спудом которого почивали мощи местночтимого святого преподобного Владимира Белопесоцкого основателя монастыря, иноком новгородского Хутынского монастыря придя в эти края.

В начале XVIII века Белопесоцкая обитель приписывается к Троице-Сергиевому монастырю, а с 1764 до 1800 годы после секуляризации церковных земель опять переходит в ведение коломенских архиереев.

В 1804 году на белокаменных подвалах трапезной XVI века возводится церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. К первой половине XIX века относится и строительство Иоанно-Предтеченской церкви.

В 1918 году монастырь закрыли. Службы в храмах прекращены в 1930-х годах. С 1960-х годов на территории монастыря автобаза. С конца 1970-х годов заброшен.

В 1993 году восстановлен как женский.

Свято-Троицкий пятиглавый кирпичный собор на подклете построен в примерно в 1675-1700 годах на месте каменного храма 3-й четверти XVI века. Освящен в 1702 году. После закрытия в 1930-х годах,здание храма занято клубом. В последние годы был заброшен. В 1980-1990-х годах отреставрирован.

Надвратная церковь Николая Чудотворца над Святыми Воротами построена приблизительно в 1550 году. В 1794 году надстроен двумя ярусами колокольни. Престолы Николая Чудотворца, Троицы Живоначальной. В 1833 году церковь переосвящена в Георгиевскую. Храм закрыт в 1930-х годах. Реставрировалась в 1990-х.

Церковь Иоанна Предтечи построена в 1820-1830-х годах на средства М. И. и И. И. Раевских. Над алтарем на хорах Воскресенский придел. В 1930-х годах церковь закрыта. С 1934 года в храме находился стекольный цех. Заброшена. Рухнул купол. В 1990-х годах церковь отреставрирована.

Церковь Сергия Радонежского построена в 1802-1806. годах. Приделы Николая Чудотворца (1833 год), Казанской иконы Божией Матери (1833 год). Трапезный храм монастыря на белокаменных подвалах прежней трапезной церкви 3-й четверти XVI века. Церковь закрыта в 1930-х годах. Открыта в 1992 году. Отремонтирована.

Белопесоцкий монастырь

Троицкий Белопесоцкий монастырь — женский православный монастырь Русской православной церкви Расположен на левом берегу Оки при впадении в неё речки Кремеченки, в Ступинском районе Московской области.

Основан в конце XV века св. Владимиром Белопесоцким (родом из ржевских бояр, постриженник Варлаамо-Хутынского монастыря).

Монастырь расположен на Оке, вдоль которой в те времена и проходила русская граница. Вдоль реки были построены крепости, которые защищали русские земли от набегов крымских татар. Новый мужской монастырь также мог нести оборонительные функции, поэтому московские князья и цари делали щедрые пожертвования на его возведение и постройку оборонительных сооружений.

Во второй половине XVII века монастырь теряет свое военное значение и скудеет. В 1681 году его приписывают к Коломенскому архиерейскому дому, в ведении которого он находится до 1700 года. Тогда монастырь был передан Троице-Сергиеву монастырю, а в 1764 году был возвращен обратно.

Указом о секуляризации [уточнить] монастырь лишился вотчин. Но он функционировал до революции, в 1916 году в его стенах обитало 50 монахов. В 1918 году часть монахов была расстреляна, а в 1924 году монастырь был закрыт, здания перешли историческому музею. Тем не менее, службы шли до 1933 года.

С середины 1930-х годов в зданиях монастыря базировались общежитие рабочих и тюрьма для заключенных, занятых строительством моста через Оку. После этого монастырь был заброшен.

Возрождение монастыря началось в конце XX века, в 1993 году монастырь восстановлен как женский, а в 1998 году обитель справила 500-летие.

Строения монастыря

Собор Троицы Живоначальной

Первое каменное сооружение монастыря. Датируется 1564 годом (не сохранился в первоначальном виде). К 1578 году практически все деревянные постройки обители стали каменными (в том числе сохранившиеся Святые ворота с надвратной Никольской церковью).

Сохранившееся пятиглавое здание Троицкого собора было выстроено в последней четверти XVII века в традициях московского барокко.

Храм представляет двусветный четверик на высоком подклете. У здания три апсиды и крытая галерея на аркадах по периметру. На гульбище ведет лестница-всход, расположенная по центральной оси фасада. Храм венчают 5 широко расставленных куполов с узкими барабанами.

Здание украшено угловыми полуколонками, ложными полукружиями закомар с резными раковинами в тимпанах, наборным кирпичным карнизом на консолях, оконными наличниками в стиле московского барокко.

Церковь Сергия Радонежского

Трапезный храм к югу от собора.

Построен в 1802—1806 на фундаменте прежней белокаменной церкви XVI века. Однокупольное здание из кирпича в классическом стиле. В 1833 году были достроены Казанский и Никольский приделы.

Церковь открыта с 1992 года, полностью отремонтирована.

Церковь Николая Чудотворца

Также её называют церковью Георгия Победоносца. Первоначально храм был Никольским, а в 1883 году был переосвящен в Георгиевский.

Храм расположен над Святыми воротами монастыря, восточней собора. Представляет кубический надвратный храм из кирпича. Постройка 3-й четверти XVI века. В 1794 году храм надстроен двухъярусной колокольней в классическом стиле.

Сейчас здание реставрируется.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи

Расположена восточней Сергиевской церкви.

Храм построен в 1820—1830 гг. на пожертвования М. И. и И. И. Раевских.

Представляет однокупольное каменное здание в классическом стиле с симметричными апсидальным алтарем и притвором. На хорах над алтарем был Воскресенский придел.

В 1934 году в здании храма был размещен стекольный цех, затем храм был заброшен. Разрушился и упал купол.

Храм был отреставрирован в 90-х годах XX века.

Монастырский некрополь

В монастыре хранятся резные белокаменные надгробия XVII в., имеющие значительную историческую ценность. Первоначально они находились на не сохранившемся до наших дней монастырском некрополе. Некоторые из них вмурованы в кладку монастырских строений .

Ссылка на основную публикацию