Белогорье монастырь воронежская область

Белогорье монастырь воронежская область

Помощь паломнику

Адрес: 396576, Воронежская область, Подгоренский район, село Белогорье, хутор Кирпичи, Воскресенский Белогорский мужской монастырь. Телефоны:подворье монастыря в хуторе Кирпичи 8-920-469-47-47, Троицкий храм в селе Белогорье (47394) 5-26-00.

Богослужения в Александро-Невском пещерном храме совершаются с апреля по октябрь ежедневно. С октября по апрель богослужения совершаются на подворье монастыря в Троицком храме села Белогорье, (ул. Коминтерна, д. 33а.)

Традиционные крестные ходы:

12 сентября — в день престольного праздника, из монастыря к источнику св. блгв. кн. Александра Невского.

Гостиница/ночлег. В монастыре действует летняя трапезная для паломников. Возможность размещения на ночлег согласовывается заранее по телефону.

Как добраться до монастыря

На автотранспорте

Со стороны Воронежа по трассе М4, не доезжая Павловска около 15 км, поворот направо — на указатель Россошь, Белогорье, Бабка, — после поворота до Белогорья — 7 км.

В селе Белогорье обратиться в Троицкий храм, где вам подскажут, какая из дорог к монастырю будет наилучшей. От Белогорья до хутора Кирпичи, который находится ниже по течению р. Дон (в зависимости от маршрута движения), от 3 до 10 км.

Со стороны Острогожска, Россоши (т. е. по трассе Воронеж — Луганск) — доезжаем до поселка Подгоренский и далее, проехав через весь поселок к цементному заводу, поворачиваем в сторону Павловска, не доезжая 30 км. В селе Белогорье обратиться в Троицкий храм.

На пассажирском транспорте

Расписание Автобусов с Центрального Автовокзала Воронеж:

Воронеж-Россошь 8.00, 14.55, 16.30 остановка село Белогорье

Воронеж-Подгоренский 11.20 и 15.20 остановка село Белогорье

А так же на любом другом автобусе — до г. Павловска, и пересадка на автобусы в направлении Россоши, Ольховатки, Подгорного до села Белогорье. Оттуда до хутора Кирпичи пешком 3 км.

На поезде, электричке

Доезжаем до ст. Подгорное (поселок Подгоренский Воронежской области), пересаживаемся на любой автобус до г. Павловска и выходим, не доезжая Павловска, в селе Белогорье.

Водным транспортом — от г. Павловска

Пассажирским катером (по предварительным заказам) паломнические группы (до 50 человек) доставляются по реке Дон непосредственно к монастырю.

Заказы принимаются по тел.:

8-903-030-68-12;
8 (47362) 2-53-47;
8 (47362) 2-54-47 (станция юных техников, г. Павловск);
8 (47362) 7-13-63 (теплоход «Филин»).

Внимание изменился порядок заказа треб через интернет!

Дорогие братья и сестры! На нашем сайте изменился порядок заказа треб через интернет. Обращаем Ваше внимание на то, что при заказе через наш сайт поминовения — оно должно соответствовать сумме пожертвования за него. ВСЕ ПОМИНОВЕНИЯ КОНТРОЛИРУЮТСЯ!

Видеосюжет на телеканале «СОЮЗ»

На телеканале «СОЮЗ» вышел видеосюжет о Воскресенском Белогорском мужском монастыре.

Архипастырское богослужение в Белогорской обители

18 сентября, в день памяти пророка Захарии и прав. Елисаветы, родителей св. Иоанна Предтечи, Преосвященнейший Андрей, епископ Россошанский и Острогожский, совершил Божественную литургию в Александро-Невском пещерном храме Воскресенского Белогорского мужского монастыря.

Престольный праздник в Воскресенском Белогорском мужском монастыре

12 сентября 2019 года, в праздник перенесения мощей св. блгв. вел. кн. Александра Невского, в Воскресенском Белогорском мужском епархиальном монастыре состоялся престольный праздник. В этом году пещерный храм св. блгв. вел. кн. Александра Невского отмечает юбилей – 200 лет со дня освящения.

Монашеская конференция в Костомаровском монастыре

15 августа 2019 года, в Костомаровском Спасском женском епархиальном монастыре состоялась монашеская конференция на тему «Современные технологии для живущих в монастыре: новая реальность или ловушка?».

Его живописные окрестности надолго западают в душу. Православные говорят о присутствии здесь благодати Святого Духа, ноcители других ценностей называют этот край местом силы с особой энергетикой. Любой человек, побывав здесь, ощущает прилив бодрости и духовного подъема.

1. Где находится Белогорский монастырь

Обитель расположилась в излучине Дона, на его правом берегу, в 170 км к югу от Воронежа. От районного центра (поселок Подгоренский) монастырь удален на 40 км, от Россоши – на 60 км. До Павловска расстояние по карте всего 4 км, но город лежит на левом берегу Дона, и добираться до него надо либо на водном транспорте, либо через мост – 21 км. Из села Белогорье в Воскресенский монастырь ведет холмистая дорога длиной 4.7 км.

Обитель обосновалась на крутом холме-монолите, покрытом лесом, с выходом на поверхность белоснежных меловых пород. С высоты правого берега Дона открывается панорама необъятных российских просторов: луга, рощи, степное разнотравье, неторопливое течение играющей на солнце реки.

Как добраться в обитель

Как видим, судя по карте, добраться до Воскресенского монастыря своим транспортом достаточно просто.

Вариант 1. Из Воронежа выехать на трассу М-4, следовать по ней 145 км, (заплатив за платный участок). Не доезжая 15 км до Павловска, съехать направо по указателю на Россошь, проехать около 7 км до села Белогорье, а там до монастыря рукой подать. См. карту выше.

В реальности дорога оказывается немного сложнее. Путь, который можно преодолеть за 2-2,5 часа, из-за пробок на трассе «Дон» может растянуться на 4-5 часов.

Вторая сложность – дорога от Белогорья к монастырю.

Совет. Чтобы не плутать по холмам и колдобинам полевых дорог, в селе Белогорье найдите Троицкий храм, где подскажут, какой путь в монастырь будет оптимальным в зависимости от погоды и времени года.

Вариант 2. Если на трассе М-4 большие пробки, можно сделать крюк в 50 км, выбрав маршрут: Воронеж – Острогожск – Каменка – Подгоренский – Белогорье.

Вариант 3. До Белогорья можно доехать на автобусах «Воронеж-Россошь». С Центрального автовокзала Воронежа ежедневно совершается до 12 рейсов. Время в пути – 2,5 часа, стоимость билета – от 400 руб. Из села до монастыря придется идти пешком (около 5 км).

Вариант 4. Из Павловска к Воскресенскому монастырю в летнее время (в хорошую погоду) можно совершить экскурсию на теплоходе.

Монастыри Белогорья берут начало от пещерных храмов, которые создавались как монахами, так и мирскими людьми. Начало Воскресенского монастыря связывают с именем Марии Шерстюковой – жительницы села Белогорье.

Мария-пещерокопательница

В 20 лет Мария была выдана замуж за войскового казака Самуила Шерстюкова, в 45 лет овдовела, 10 лет после этого предавалась пьянству, разврату, занималась колдовством, пока не промотала все мужнино достояние. Настоящая жизнь началась для этой женщины в 55 лет. С группой паломников Мария попала в Киево-Печерскую Лавру, где началось её духовное перерождение.

В 1796 году, вернувшись домой, она начала рыть в меловой горе на берегу Дона пещеру для молитвы и покаяния. Одних односельчан её пример воодушевил, они стали помогать Марии-пещерокопательнице. Другие не могли поверить, что прежняя распутница могла стать вдруг постницей и молитвенницей. Светские и церковные власти пытались остановить работу Марии, видя, как много народа собирается вокруг неё и подозревая сектантство и раскол. Гонения прекратились после того, как посланная царем Александром I комиссия установила: «Ереси не обнаружено. Чистота Православия соблюдается».

Шерстюкова получила по царскому указу 2,5 тыс. рублей золотом. В благодарность она попросила освятить выкопанный ею пещерный храм в честь Александра Невского – покровителя императора Александра I. Мария-пещерокопательница скончалась в 1822 г. в возрасте 82 лет, оставив после себя 212 метров выкопанных собственноручно пещер, а также группу подвижников, которые продолжили её дело.

Как возник монастырь

Пещерокопатели продолжали работу и образовали скит, который в 1882 году получил статус мужского монастыря во имя Воскресения Христова. Наземные храмы обители – Воскресенский и Вознесенский — возвышались на крутом берегу Дона и были видны издалека.

Тысячи паломников стекались сюда, чтобы получить помощь и духовное окормление. К 1917 г. братия Белогорского монастыря содержала: свечной, рыбный и кирпичный заводы, огромный сад и пасеку, стадо коров; на монастырском холме умещалось около 40 наземных построек. Продолжались работы по расширению пещер: длина коридоров достигла 2,2 км.

Белогорский пещерный комплекс стал самым грандиозным не только в России, но и во всей Восточной Европе.

Ломать — не строить

Революция острым клинком полоснула по жизни всех монастырей Белогорья. Большевики конфисковали земли Воскресенской обители, осквернили останки Марии-пещерокопательницы и её сподвижников, взорвали храмы, стерли с лица земли все монастырские постройки. Во время Отечественной войны на месте обители размещалась зенитная батарея противника. Опасаясь партизан, оккупанты стремился взорвать и завалить все входы и выходы пещерного комплекса.

Разруху довершили туристы позднего советского времени: жгли костры, гуляли с факелами, оставляли на стенах следы “продвинутого” интеллекта.

Возрождение

Восстановление монастыря началось в 2003 г.

Первым делом был очищен и обустроен пещерный храм Александра Невского, и уже через год в нем отслужили первую Литургию. Рядом с храмом привели в порядок келью Марии Шерстюковой, где она провела последние дни жизни.

В 2014 году братия монастыря получила в подарок наземную деревянную церковь Спиридона Тримифунтского. Храм был срублен в Вологодской области, доставлен в Белогорье по воде и собран на территории монастыря. Здесь пребывает частица мощей святого Спиридона — неизменного помощника при обустройстве любого жилища. Пока храм одиноко высится на монастырском холме – на остальные постройки не хватает средств и рабочих рук.

В 2015 г в пещерах на глубине 45 м был освящена церковь во имя Святого Духа. Службы в ней проходят один раз в году – в день Преподобных Антония и Феодосия.

Зачищать оскверненные стены и разгребать завалы братии монастыря помогают самые разные люди: дети и педагоги, историки и краеведы, отряды православной молодежи из других епархий. На сегодня восстановлено больше 900 м пещер – почти половина того, что оставили нам прежние подвижники.

3. Достопримечательности

Главной достопримечательностью обители в Белогорье был и остается грандиозный пещерный комплекс. Он состоит из 5 ярусов, на каждый уровень ведут лестничные спуски. Храм Александра Невского расположен наверху, у входа в пещеры. Нижние ярусы пронизаны сетью коридоров с ответвлениями, которые заканчиваются Т-образными тупиками. Пещерокопатели обустраивали в них уединенные кельи, создавали крохотные часовни по заказу зажиточных людей.

На 4-м уровне келий нет, это место называется “холодильником”: здесь царит тишина и могильный холод. Каждый ярус пещерного комплекса имеет выходы на береговой склон — всего их было восемь; самый нижний из них когда-то приводил на причал.

В старину паломники приезжали в обитель на пароходе. Сразу с монастырской пристани они входили в прохладный сумрак пещер, настраивались на молитвенный лад, поднимаясь по меловым ступеням наверх. Хотя пещерный комплекс восстановлен лишь наполовину, даже в таком виде он впечатляет, ведь коридоры и спуски уводят под землю на глубину до 70 метров!

Еще одна достопримечательность возрожденной обители – икона «Мария обрете благодать у Бога». Этот образ особо почитается в монастыре, является редчайшим среди ликов Богоматери. Известно, что икона появилась в пещерном храме Белогорья в 30-е годы XIX в. и прославилась не только исцелениями. Она единственная сохраняла свежесть красок во влажном микроклимате пещер — там, где другие деревянные образа тускнели и портились. В 1918 г. подлинник и копии с чудотворного образа были утрачены, старожилы забыли даже, как он выглядит. Лишь в 2014 г. после упорных поисков был найден и привезен в монастырь старинный список иконы «Мария обрете благодать у Бога» — его поместили в церковь Спиридона Тримифунтского. Само обретение образа почитается в монастыре как чудо.

Недалеко от Воскресенского монастыря есть два святых источника: один в честь иконы “Семистрельная”, другой посвящен Александру Невскому. Первый источник расположен у монастырской дороги в 400-500 м от села Белогорье. Он был известен с первых дней существования Воскресенского монастыря. Во время Отечественной войны фашисты расстреляли стоявший здесь поклонный крест с иконой «Семистрельная». Сейчас на этом месте часовня «Умягчение злых сердец», ледяная купель (t° воды – около 6°), прохладный ручей, впадающий в Дон. У хутора Кирпичи, недалеко от монастыря, расположен источник во имя Александра Невского. Купели там пока нет, зато вода славится целебной силой.

Поклонный крест на вершине монастырского холма – достопримечательность, обязательная к посещению. У монастырских ворот висит к нему указатель – сам крест находится на расстоянии 1 км от обители. Отсюда открываются поразительные по красоте окрестные виды.

4. Экскурсии

В пещерные храмы Белогорья ведут разные пути. Из Воронежа можно поехать на однодневную экскурсию «Павловск– Белогорье», которая включает:

  • посещение Белогорской обители и пещер.
  • знакомство с Павловском – центром судостроения петровских времен;
  • прогулку на катере по Дону (по сезону и погоде).

Из Москвы можно попасть в Белогорские пещеры, заказав трехдневный тур «Тихий Дон». В программу входит путешествие по подземным лабиринтам Воскресенского монастыря, посещение святых источников.

Те, кто путешествует самостоятельно, в пещеры могут попасть только в сопровождении монаха-экскурсовода, после того, как соберется группа 7-10 человек. Экскурсии проводятся с 10 до 18 часов.

Возьмите на заметку. В Воскресенской обители проводятся традиционные крестные ходы. В честь Серафима Саровского 29 июля – 3 августа совершается 40-километровый переход Белогорье – Костомарово. В престольный праздник монастыря 12 сентября из пещерного храма идут крестным ходом к источнику Александра Невского.

5. Гостиницы

В радиусе 10 км от монастыря возможности для удобных ночевок имеются лишь в Павловске.

  1. Хостел «Черноземье» — бюджетный вариант отдыха. Гостиница расположена в 1 км от трассы М-4 и в 1,5 км от центра города – ул. Строительная, 15. В номерах чисто и тепло в любую погоду. Из особых услуг: парковка, разрешение на проживание с животными. Номер на двоих – от 1500 руб.
  2. Мини-гостиница «Оникс» славится среди автотуристов хорошим сочетанием цена-качество, расположена в 500 м от трассы, по адресу: Транспортная, 2. Имеется автостоянка, общая кухня с чайником-холодильником, удобные кровати, в шаговой доступности находится продуктовый магазин.
  3. Отель «Дон» удален от трассы, лежит на ул. Готвальда 4, недалеко от центра. В отеле стараются сделать отдых гостей максимально комфортным. Имеется круглосуточное кафе, качество еды в нем, по отзывам, не уступает домашней пище. В стоимость проживания входит завтрак – он выдается сухим пайком, если гости уезжают ранним утром. Совсем недалеко расположен Центральный пляж, причал, от которого отправляются водные экскурсии к Белогорскому монастырю.

6. Погода в Белогорье

При посещении Воскресенского монастыря не последнюю роль играет погода в Белогорье Воронежской области. Летние ливни могут сделать полевые дороги от села к обители непроходимыми. В период весенней и осенней распутицы этот путь преодолевают лишь внедорожники. Перед поездкой стоит узнать прогноз погоды в регионе на Яндексе, Гисметео или сайте РП5.

Погода в Белогорье сейчас:

7. Контакты

Связаться с монастырем можно разными способами.

  • Почтовый адрес Воскресенского мужского монастыря: 396576, Воронежская область, Подгоренский р-н, село Белогорье, хутор Кирпичи, ул. А. Невского -1.
  • Телефон обители: 8(920)469-47-47; номер подворья (Троицкий храм в с. Белогорье): 8 (47394) 52-600.
  • электронный адрес: vbm-post@yandex.ru
  • официальный сайт: belmon.ru

Монастырь остро нуждается в материальных средствах и рабочих руках. Братия всегда рада принять паломников и туристов, трудников и волонтеров – всех, кто хочет внести свою лепту в восстановление Донского Белогорья.

Белогорье. Белогорский Воскресенский монастырь.

Белогорье — одна из святынь Воронежской епархии, которая долгое время находилась в запустении. Эта обитель находится в 4 км от г.Павловска, на склоне меловой гряды, протянувшейся по правому берегу Дона. Подъем к пещерам крут и тернист, почти недоступное место. Сами пещеры огромны, белогорский комплекс — самое крупное культовое подземелье искусственного происхождения в России. Они имеют три яруса и спускаются в глубину на 70 м. В нижнем ярусе пещер есть коридор, который раньше, как гласит предание, позволял проникнуть на левый берег Дона. Общая протяженность пещер ранее составляла 2 км 200 м, в настоящее время сохранились незасыпанными около 900 м. Перед началом революции 1917 г. в монастыре числилось 42 человека. Однако вскоре монастырь был закрыт, земля конфискована, а к 1931 г. разрушены все наземные постройки, осквернено монастырское кладбище. Несмотря на это по большим праздникам сюда продолжали стекаться верущие из местных жителей для молитвы. Особенно много народа собиралось на 12 сентября — престольный праздник — день памяти благоверного князя Александра Невского. С начала 1990-х годов в пещерной церкви вновь по престольным праздникам стали служить молебны.

По благословению Митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия начались восстановительные работы. В 2003 г. Белогорский Воскресенский мужской монастырь вновь стал действующим. Пока в монастыре всего 4 монаха и 1 послушник, и на каждом — очень большая нагрузка. Живут насельники обители в хуторе Кирпичи, в километре от монастыря, первая келья на территории обители лишь готовится к постройке. Недалеко от монастыря находятся два святых источника, освящённые в честь иконы Божьей Матери «Семистрельная» и в честь благоверного князя Александра Невского. По благословению Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия начато обустройство источника в честь князя Александра. Завезён гранитный булыжник, начато строительство купели. Много работы и на территории обители, в пещерах — закопчённые, изрезанные надписями стены ждут очищения. В 2004 г. пещерный Александро-Невский храм был в запустении, иконостас отсутствовал. В настоящее время храм благоустроен: стены очищены, привезены иконы и церковная утварь. Кроме того из Александро-Невской Лавры г. Санкт-Петербурга в Белогорский монастырь была передана частица мощей св. блгв. кн. Александра. Так восстанавливающаяся обитель обрела святыню. На престольный праздник 12 сентября 2005 г. на службе в пещерном храме было 150-200 человек — местных и приезжих (из Павловска, Богучара, Острогожска, Каменки, Ростова-на-Дону, Москвы). Наземных построек пока в монастыре нет, но на вершине горы огорожена территория, где раньше, до 1931 г., красовался Воскресенский собор. Его кресты были далеко видны с реки, а звон монастырских колоколов долетал даже до Павловска. Сейчас же здесь — груды завезённого для строительства кирпича да таблички «Не ходить — территория храма». От монастырского кладбища осталась лишь одна могила, в которой покоится И.А. Тищенко — один из соработников Марии Шерстюковой, которая и положила начало сложной системе белогорских пещер. В возрождении святыни братии стараются помочь местные жители, прихожане Михаило-Архангельского храма в Острогожске.

Белгородский Воскресенский монастырь, общежительный, в 30 верстах от железнодорожной станции Подгорной и в 93 верстах от города Острожска. Основан в 1882 году над Белгородскими пещерами. При входе в них находится церковь во имя святого Александра Невского, а поверх горы стоят еще две церкви, в одной из которых находится чтимая икона Богоматери, именуемая «Мария обрете благодать». Пещеры эти в длину более 2 верст; они вырыты трудами одной благочистивой старицы, Марии Шарстюковой, скончавшейся и погребенной здесь в 1822 году. При монастыре школа с обучением ремеслам.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Еще один комплекс пещерных и наземных монастырских построек существовал в Х1Х веке неподалеку от слободы Белогорье, у х.Кирпичи, на высоком правом берегу р.Дон (ныне Подгоренский район). Начало работ по устройству здесь пещерного храма было положено в 1796 г. казачкой Марией Шерсюковой, которой помогали местные крестьяне. На сооружение пещер местные власти накладывали запрет вплоть до 1817 г., когда Александр I одобрил деятельность Шесюковой и выделил на устройство пещерного храма Александра Невского денежные средства. С этого года строительство пещерных храмов и наземных построек велось под надзором губернских архитекторов.

К концу ХIХ в. длина пещер уже составляла около 2,2 км. Особо примечательны были несколько помещений, оформленых рельефным декором, вырезанным в меловых стенах. К 1860-м гг. сложились объективные условия для открытия при Белогорских пещерах монастыря: большой приток верующих, пожертвованные пахотные земли, леса, сады. В 1864 г. было подано прошение, а в 1866 г. монастырь был создан. Но официальное открытие монастыря состоялось лишь в 1882 г. Святой Синод Указом от 20.12.1882 г. утвердил учреждение мужского Белогорского Воскресенского монастыря с обязательным условием устройства при монастыре благотворительного учреждения. Выполнением этого условия стало открытие в 1885 г. школы-приюта с ремесленными классами, в котором воспитывалось до 30 мальчиков. Наземный комплекс построек монастыря располагался на высоком холме, над пещерами, и складывался начиная с 1860-х гг. В конце ХIХ в. здесь были церкви Воскресения Христова, Вознесения Господня (над могилами Шесюковой и Тищенко), колокольня с ризницей, корпуса настоятеля и братии, гостиница, школа-приют, служебные и хозяйственные постройки. В 1915 гг. здесь строится новый Воскресенский собор. Территория монастыря занимала 18 десятин земли, монастырю также принадлежало 213 десятин пахотной земли и леса. Главный доход на содержание обители и братии монастырь получал от многочисленных богомольцев. Постоянно в монастыре находилось около 25 человек братии с послушниками и более 70 человек богомольцев. В начале 1918 г. земли монастыря были национализированы, в 1922 г. монастырь официально закрыт. В 1920-30-е гг. наземные постройки монастыря были проданы Белогорским волисплкомом под снос.

Во время Великой Отечественной войны Белогорские пещеры во избежании скопления партизан взрывались оккупантами. К сегодняшнему дню от Белогорского Воскресенского монастыря сохранилась лишь часть (около 800 м) пещерного храмового комплекса с многочисленными сводчатыми коридорами, молельнями, часовнями, кельями. Наземные постройки монастыря не сохранились.

Белогорский Воскресенский монастырь находится в Подгоренском районе неподалеку села Белогорье.

Известно, что в начале 1796 года казачка Мария Шерсюкова и местные крестьяне начали здесь обустройство пещерного храма. Изначально сооружение этих церквей было запрещено местными властями. И только в 1817 году Александр I выдал разрешение на эти работы и взял на себя их финансирование. С этого момента процесс строительства пещерных храмов, а также различных наземных построек стали контролировать губернские архитекторы. К началу 1860 года приток верующих в Белогорские пещеры стал настолько большим, что было принято решение об открытии здесь монастыря. Официальной датой создания Белогорского мужского Воскресенского монастыря стал 1866 год. Над пещерами были сооружены наземные постройки монастыря: церковь Вознесения Христова, церковь Вознесения Господня, колокольня, школа-приют, гостиница, хозяйственные постройки. Во владениях монастыря было 18 десятин земли.

До наших дней сохранилась лишь небольшая часть Белогорского Воскресенского монастыря – около 800 метров пещерно храмового комплекса. Что касается наземных построек, все они уже разрушены.

Церковь в Воскресенском Белогорском монастыре – деревянная, обложенная кирпичом, внутри и снаружи оштукатурена, построена в 1866 г. на пещерной горе, среди монастыря. В каменном нижнем этаже под церковью помещается просфорня и несколько келий.

Иконостас писан в Москве, но не отличается художественностью кисти, одноярусный; местные иконы: Воскресения Христова, св. Митрофана, по левую сторону царских врат – Божией Матери и св. Тихона, на южных дверях – архангела Михаила, на северных – архидиакона Стефана. Церковь эта маловместительна, богослужение совершается в ней только летом. Эта церковь, по отстройке нового храма в честь Воскресения Христова, будет уничтожена. Для монастырского соборного храма составлен уже план: церковь будет о 5-ти главах, величественной архитектуры и будет на середине монастыря, на верху пещерной горы.

Начало Белогорским пещерам было положено в 1796 г. Первая церковь в Белогорском монастыре была устроена в 1820 г. в честь св. Александра Невского. Сначала в пещерной церкви служил причт Троицкой церкви слободки Белогорья, а затем в 1820 г. по просьбе пещерокопательницы Марии Кон. Шерстюковой к пещерной церкви был определен особый причт. Из священников этого времени были известны: Диом. Андреевский, Илья Мишин, Руднев и др.

Еще при жизни Марии близ Белогорских пещер поселились 6 девиц казачек из Казанской станицы земли войска Донского, но так как не предполагалось при пещерах устройства общины или монастыря, они были возвращены в дома своих родных, и они были единственные женщины, выражавшие желание навсегда поселиться при пещерах, но высказанная ими мысль об общежитии в Белогорских пещерах нашла себе сочувствие в жителях слободы Белогорья и г. Павловска, тем более, что находились самоотверженные подвижники, обрекавшие себя на продолжение Белогорских пещер. Из них особенно замечательны: благочестивый старец Иван Алексеевич Тищенко из слободы Расковой; он пришел в пещеры еще при жизни Марии и начал копать свои особые пещеры, но с мыслью соединить их с прежде бывшими, он скончался и погребен в усыпальнице близ гроба Марии и наравне с нею свято чтится поклонниками белогорских пещер; Андрей Николаевич Васильченко, более известный под именем Антония, он, кроме трудов в пещерокопании, до смерти проходил в должности старосты пещерного храма, в усыпальнице имеется его портрет, равно как и его брата И. Н. Васильченко, проходившего также в должности церковного старосты…

Белогорские пещеры находились в заведовании благочинных. До прибытия на Воронежскую кафедру преосвящ. Серафима в 1865 г. не угасала мысль об учреждении в пещерах монастыря. В 1866 г. составлена была комиссия об устроении при пещерах обители и изыскании средств на содержание ее. Белогорские жители пожертвовали 18 дес. земли и рыбную ловлю на реке Дон. В том же году к Белогорским пещерам был приставлен для изыскания средств устроить обитель иеродиакон Митроф. монастыря Иероним. Помещик Подольский, по внушению о. Иеронима, пожертвовал будущему монастырю 120 дес., помещица Морозова – 93 дес.

С прибытием монашествующей братии увеличились денежные средства, так что о. Иероним имел средства устроить трапезную Воскресенскую церковь, двухэтажную гостиницу, его преемник о. Авраамий построил другую, довольно поместительную церковь в честь Вознесения Господня, но сначала была поставлена в 1869 г. часовня, а затем в 1874 г. построена и освящена Вознесенская церковь.

Вследствие несчастного события, имевшего место в Белогорских пещерах, о. Авраамий был устранен от заведования вновь устроенною обителью и на его место с 1879 г. был переведен духовник ставленников и крестов. иеромонах Митрофановского монастыря о. Петр. При нем, по указу св. Синода в декабре 1882 г., Высочайше повелено при Белогорских пещерах устроить мужской общежительный монастырь с наименованием его Воскресенским Белогорским.

В Белогорских пещерах особенно свято чтится икона Божией Матери, именуемая «Мария благую часть избра». Она находится за правым клиросом Вознесенской теплой церкви. Перенесена икона из пещерного храма, где, находясь около 20 лет, не потускнела и сохранила свой прежний вид. По преданию, она перенесена лет 40 тому назад странницею из Киева. Эта икона свято чтится богомольцами и считается чудотворною. На иконе серебряная позлащенная риза.

«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г.

Белогорский Воскресенский монастырь

Белогорский Воскресенский монастырь — пещерный мужской монастырь. Находится в 4 километрах от села Белогорье Подгоренского района Воронежской области.

Содержание

Монастырь основан в 1796 году Марией Шерстюковой, первой настоятельницей обители. Дочь украинского казака Константина Босого, она получила благословение на монашеские труды в Белогорье, будучи на богомолье в Киево-Печерской лавре. Труды Марии по устройству пещер в Белогорье первое время вызывало противодействие местного населения и властей.

В начале XIX века последовал указ Александра I о тщательном расследовании дела Марии. В случае положительного исхода дела предполагалось оказать Марии необходимую помощь. Специальная комиссия всесторонне изучила дело и вынесла вердикт об искренности духовных намерений пещерокопательницы, после чего преследования были остановлены, а из государственной казны было выделено 2500 рублей на строительство пещерного храма. В знак благодарности за оказанную помощь Мария посвятила храм св. Александру Невскому — святому, в честь которого был крещен император Александр I. Освящение храма состоялось 30 августа 1819 года, его осуществил протоиерей Киево-Печерской лавры Афиноген Печерский.

При жизни Марии протяжённость пещер достигла более 299 аршин (около 212 метров). Среди тех, кто помогал копать пещеры, — старец Иоанн Алексеевич Тищенко, сподвижник Марии.

Основательница монастыря скончалась 22 июня 1822 года в возрасте восьмидесяти двух лет. Мария и ненадолго переживший её старец Иоанн погребены на вершине пещерной горы в специально устроенных склепах. Ту часть пещер, которая была выкопана при жизни Марии, называют старыми пещерами. Копание пещер продолжилось и после её смерти: эти пещеры стали называть новыми.

С 1819 по 1856 годы Белогорская община выслала более 20 тысяч рублей в Воронежское попечительство о бедных.

Постепенно Белогорской общиной были выстроены несколько храмов, каменная колокольня и корпуса для подвизающихся.

Второй половина XIX — начале XX веков

В 1866 году стараниями Воронежского архиепископа Серафима (Аретинского) община пещерокопателей получает официальный статус скита и приписана к Свято-Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю как скит.

К концу XIX столетия число братии составляло около двадцати, а трудников — около семидесяти человек. Последним настоятелем Воскресенского Белогорского монастыря был игумен Поликарп, который завершил строительство величественного Воскресенского храма, выполненного в византийском стиле губернским архитектором Афанасьевым и расписанного известным мастером Щукиным в 1916 году.

Протяжённость пещер к тому времени значительно превышала два километра. В этом же году трудами братии и всех окрест живущих почитателей обители в меловой горе был вырыт уникальный колодец глубиною более восьмидесяти метров и диаметром более трех. Пять лет шла работа на вершине горы, и вот наконец чистая вода под давлением увенчала успехом почти безнадёжное предприятие.

Упразднение монастыря

После Октябрьской революции были уничтожены Троицкий и Преображенский храмы, братия была разогнана, частично сослана, монастырь закрыт, сооружения разобраны на стройматериалы, церковная утварь и иконы конфискованы, мощи Марии и Иоанна осквернены и бесследно исчезли. На месте обители был устроен зерноток.

Пещеры, разрушаемые временем, военным лихолетьем, а также проникающими в них празднолюбопытствующими путешественниками, которые, оставляя надписи на стенах, часто не задумывались, что творят, были частично разрушены, перекрыты завалами и осквернены. В настоящее время (2014 год) протяжённость сохранившихся пещер составляет 985 метров.

Современное состояние

В 2003 году предпринято первое усилие к возрождению обители. Усилиями местных жителей, историков, краеведов, педагогов, детей, людей верующих и неравнодушных расчищались завалы, входы, площадки.

12 сентября 2004 года, на престольный праздник, перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, была совершена первая Божественная литургия. Следом за планировкой восстановительных мероприятий началась активная расчистка стен. С 2005 года осуществлена предварительная реставрация храма и помещений пещерной системы.

В октябре 2005 года в пещерный храм была передана частица мощей святого благоверного князя Александра Невского, а в 2006 году в храме уже регулярно совершались богослужения.

Небольшая часть братии сейчас проживала на хуторе Кирпичи, между Белогорьем и монастырём.

Официально возрождён 2 октября 2013 года решением Священного Синода Русской православной Церкви.

  • Икона Пресвятой Богородицы «Мария обрете благодать у Бога»
  • Ковчежец с частицей мощей блгв. кн. Александра Невского — передана в пещерный храм в октябре 2005 года
  • Ковчежец с частицами мощей вмч. Пантелеимона, мчч. монастыря Герасима Иорданского, мчч. Вифлеемских младенцев, свт. Митрофана Воронежского, свт. Тихона Задонского, свт. Димитрия Ростовского, свт. Питирима Тамбовского, свт. Мелетия Рязанского, прмч. Гавриила Афонского, прп. Амвросия Оптинского, прп. Нектария Оптинского, прп. Анатолия Оптинского-младшего, прп. Иова Почаевского, прп. Амфилохия Почаевского, прп. Ефросинии Полоцкой, прп. Иринарха Соловецкого, прп. Илариона Троекуровского, прп. Феодора Зверинецкого, прп. Киево-Печерских: Исаии чудотворца, Иоанна многострадального, Меркурия, Агапита врача безмездного, Павла послушливого, Григория чудотворца, Николы Святоши, Никона, Саввы чудотворца, прп. Кукши Одесского, прп. Феофила Киевского, прп. Ионы Киевского, прп. Шио Мгвимского, прп. Феодора Санаксарского, прмч. Александра Санаксарского, св. прав. воина Феодора Ушакова

Престольные праздники

Храмы и пещеры

Пещеры обители, начатые усилиями подвижницы Марии, достигли более 299 аршин (около 212 метров) протяженности при ее жизни. К 1916 году протяженность пещер значительно превышала два километра. В советские годы время, военное лихолетье, и тысячи путешественников сильно повредили пещеры. К 1990-м годам они оказались частично разрушены, перекрыты завалами и осквернены. К 2000-м годам протяженность составляла около 800 метров.

Александро-Невский храм

Первый храм будущей обители — во благоверного великого князя Александра Невского — был освящен 30 августа 1819 года Павловским протоиереем Афиногеном Печерским. После почти столетнего запустения пещер, в 2000-е годы храм стал первой возрожденной церковью восстанавливаемого монастыря.

Однопредельный храм. Престольный праздник совершается на день перенесения мощей благоверного князя — 30 августа по церковному календарю.

Воскресенский собор

Крупнейший храм обители — в честь Воскресения Христова — был заложен в настоятельство иеромонаха Петра и достроен при игумене Поликарпе. Действовал на 1882 год. Был выстроен в византийском стиле губернским архитектором Афанасьевым. В 1916 году был расписан известным мастером Щукиным и освящён. В 1931 году по распоряжению Павловского райисполкома — взорван [5].

Вознесенский храм

Наземный храм в честь Вознесения Господня действовал на 1882 год, был уничтожен после революции.

Церковь св. Александра Невского



Как добраться

Адрес: Россия, 396576, Воронежская обл., Подгоренский р-н, с. Белогорье, х. Кирпичи

Тел: (47394) 5-23-21 (подворье в х. Кирпичи), 5-26-00 (Троицкий храм в с. Белогорье)

Проезд на автотранспорте:

Со стороны Воронежа — по трассе М4, не доезжая Павловска около 15 км, поворот направо на указатель Россошь, Белогорье, Бабка — после поворота до Белогорья 7 км. В селе Белогорье обратиться в Троицкий храм, где в зависимости от времени года подскажут, какая из дорог к монастырю будет наилучшей. От Белогорья до хутора Кирпичи, который находится ниже по течению реки Дон (в зависимости от маршрута движения) от 3 до 10 км.

Со стороны Острогожска, Россоши (по трассе Воронеж-Луганск) — до поселка Подгоренский и далее, проехать через весь поселок к цементному заводу, в сторону Павловска, не доезжая 30 км. В селе Белогорье обратиться в Троицкий храм.

Проезд на пассажирском транспорте:

На любом автобусе до Павловска, здесь пересадка на автобусы в сторону Россоши, Ольховатки, Подгоренского до с. Белогорье. Оттуда до хутора Кирпичи пешком 3 км.

Проезд на поезде, электричке:

До станции Подгоренский, пересадка на автобус до Павловска, и не доезжая 30 км, выходить в Белогорье.

Проезд водным транспортом: от Павловска пассажирским катером (по предварительным заказам), паломнические группы (до 50 чел), доставляются по реке Дон непосредственно к монастырю.

Воскресенский Белогорский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

В начале XIX века последовал указ Александра I о тщательном расследовании дела Марии. Специальная комиссия всесторонне изучила дело и вынесла вердикт об искренности духовных намерений пещерокопательницы, после чего преследования были остановлены, а из государственной казны было выделено 2500 рублей на строительство пещерного храма. В знак благодарности за оказанную помощь Мария посвятила храм благоверному князю Александру Невскому — святому, в честь которого был крещен император Александр I. Освящение храма состоялось 30 августа 1819 года, его осуществил протоиерей Киево-Печерской лавры Афиноген Печерский.

Она скончалась 22 июня 1822 года в возрасте восьмидесяти двух лет. Мария и ненадолго переживший её старец Иоанн погребены на вершине пещерной горы в специально устроенных склепах.

Ту часть пещер, которая была выкопана при жизни Марии, называют старыми пещерами. Копание пещер продолжилось и после её смерти: эти пещеры стали называть новыми.

Среди тех продолжателей дела Марии были Иоанн Алексеевич Тищенко, уроженец Богучарского уезда; А. Н. Васильченко (в монашестве Антоний) из слободы Новоалександровки; Д. И. Ляпин из Бобровского уезда; А. и П. Мандрусенко из слободы Воронцовки Павловского уезда Воронежской губернии. Продав свое жилье и имущество, а деньги пожертвовав строящейся обители, они вместе с другими отшельниками основали общину при пещерном храме. Какое-то время копал пещеры Иаков Безмолвник (проходил подвиг молчальничества и тайно носил вериги). Рядом с монастырем подвизался старец Петр (Еремеенко) и странник Павел Илясов.

Стараниями Иоанна Николаевича Васильченко, попечением протоиерея Павла Тимофеева была сооружена каменная колокольня. На пожертвования благотворителей вырос целый городок для подвизающихся.

Архиепископ Воронежский Серафим (Аретинский) ходатайствовал перед Святейшим Синодом об учреждении тут мужского монастыря. Жизнь в пещерах обрела монастырские черты благодаря заботам иеродиакона Митрофановского монастыря Иеронима. Была срублена и освящена трапезная церковь, появились первые послушники, стали складываться устав и новый порядок жизни.

В 1866 году пещерная братия была приписана к Дивногорскому Успенскому мужскому монастырю как скит. В 1875 году настоятелем монастыря был назначен иеромонах Петр (Васильев). При нем был заложен главный Воскресенский храм, укрепилось крупное хозяйство, был основан приют для мальчиков-сирот и многое другое. 15 декабря 1882 года указом Синода обитель была преобразована в мужской общежительный Воскресенский Белогорский монастырь.

Монастырь владел крупными участками земли, хозяйство включало фруктовый сад, огород, сто ульев, десятки голов рогатого скота, кирпичный завод и небольшой рыбный промысел, было налажено большое производство и продажа свечей; действовали два наземных храма – Воскресенский и Вознесенский, а также пещерный храм св. Александра Невского; двух- , трех- и одноэтажных корпусов для братии и паломников было около десяти, был устроен приют для детей сирот. К концу XIX столетия число братии составляло около двадцати, а трудников – около семидесяти человек. Количество паломников составляло от трехсот человек в

Достопримечательностью обители являются меловые пещеры, протяженность которых до революции превышала два километра (нижний уровень датируется VIII в. и идентичен древнеримским катакомбам).

Воскресенский собор был построен в неовизантийском стиле Воронежским губернским архитектором Афанасьевым и расписан известным мастером Щукиным в 1916 году.

28 мая 1918 года монастырь был разорен красноармейцами, монастырские земли конфискованы, большая часть насельников, кроме игумена и нескольких старцев, покинули монастырь. В 1922 году монастырь был закрыт, а в 1931 году был взорван Воскресенский собор.

В 1997 году пещерный комплекс был передан Воронежской епархии Русской Православной Церкви. В 2003 году по благословению владыки Воронежского Сергия (Фомина) началась подготовка к возрождению монастыря. С 2004 года началось восстановление монастыря. 12 сентября 2004 года была совершена первая Божественная литургия.

2 октября 2013 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии монастыря

В 2014 году был построен деревянный наземный храм святителя Спиридона Тримифунтского, а в 2015 году – на глубине около 45 метров от вершины горы устроен нижний пещерный храм Святого Духа.

С 27 сентября 2016 года исполняющим обязанности настоятеля монастыря является иеромонах Илия (Ждамиров).

Распорядок дня в монастыре: подъем за полчаса до службы; 6-00 утренние монашеские правила (7-30 в воскресные, двунадесятые и великие праздники); трапеза; послушания (отдых с 13-00 до 14-00); 17-20 вечерняя трапеза; 18-00 вечерняя служба; личное время; 23-00 отбой.

Монастырь испытывает большую нужду в материальной помощи.

В монастыре ведется строительство братских корпусов и планируется закладка Воскресенского храма.

ВОСКРЕСЕНСКИЙ БЕЛОГОРСКИЙ МУЖСКОЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ

Юр. адрес: 396576, Воронежская обл., Подгоренский р-н, с. Белогорье, ул. Коминтерна, 33а

Факт. адрес: 396576, Воронежская обл., Подгоренский р-он, с. Белогорье, хут. Кирпичи, ул. Ал. Невского, д. 1

Банк получателя: Центрально-Черноземный банк СБ РФ г. Воронеж,

ИНН 3624005326, КПП 362401001, БИК 042007681,

р/с 40703810113000000522, к/с 30101810600000000681, ОГРН 1167700053443, ОКПО 00587301

Белогорский Воронежский мужской монастырь

а второй день нашего тура «Воронеж-Дивногорье-Белогорье на Дону» мы поднялись с рассветом, чтобы отправиться в Белогорский мужской монастырь — этот пещерный монастырь расположен в 150 километрах от Воронежа: село Белогорье, хутор Кирпичи. Многоуровневая система прокопанных в меловых скалах рукотворных тоннелей протяженностью более двух километров (сейчас для посещения доступна лишь половина белогорских подземных ходов) позволяет спуститься более чем на 40 метров вглубь горы.

Экскурсии проводят насельники монастыря, зачастую это подростки, обучающиеся в здешней воскресной школе. Выдали проводницу и нам — юную девушку Ксению из соседнего села. Все мы приобрели по церковной свече — у меня был с собою фонарик, но я рассудила, что не следует смешивать холодный свет электрического фонаря с естественным, мягким свечным огнем, — и через пещерную церковь Александра Невского вереницей начали неспешное движение вниз по меловым коридорам.

Ксения рассказывала нам историю создания Белогорского Воскресенского монастыря, и история показалась мне интересной. Его основательницей стала Мария Шерстюкова, которая пришла на гору в 1790-х годах, решившись изменить свою жизнь. Судьба ее до той поры не была ни легкой, ни благонравной — родившаяся в 1740 году в уездном городе Бирюче Воронежской губернии в семье казака, Мария была в молодости известна как безумица и блудница. В своей беседе с губернатором, сохранившейся в архивах, она рассказывала, будто бы причиной тому стало проклятие — «злые золовки испортили ее и мужа, так что они лет десять были как в исступлении, тосковали, кричали, бегали по лесам босые и в рубищах, даже зимою, и находили успокоение в одном пьянстве». Затем муж ее умер, и Мария предалась еще большей нетрезвости и разврату, и ради заработка прибегала к шарлатанству — и тут встретилась ей в лесу старица, которая умыла ее родниковой водой и наказала шесть недель не выходить из дома и воздерживаться от вина.

Мария послушалась, затем отправилась в Киево-Печерскую лавру, где лаврский иеромонах заповедал ей на всю жизнь «пост сухоядения и всегдашней трезвости, непрестанного болезнования и сокрушения о грехах своих, и занятия богоугодными делами и трудами» — и так как сам некогда был бельцом (человеком, готовившимся к поступлению в монашество, но ещё не принявшим обета), в Белогорье и знал о меловых горах над рекой Доном, то посоветовал ей найти в этой горе уединенное место и выкопать там пещеру для молитв и покаяния.

Решившись на этот подвиг, Мария вернулась в Белогорье, взяла обет молчания и строгого воздержания — и начала железной киркой копать пещеру в высокой меловой скале на правом берегу Дона. Первое время местные жители и власти пытались прогнать ее оттуда: прежняя репутация Марии вызывала множество злых пересудов и сплетен, будто бы та роет норы для распутных оргий; и даже благочинный протоиерей Яковлев, специально приехав в Белогорье, уговаривал её не рыть и не соблазнять более суеверную чернь. Подвижница не спорила, но крестилась и продолжала свою работу — на счастье, остановить ее силой люди тоже боялись, опасаясь дурного глаза. За первые два года она прокопала пещеру на 17 метров.

В начале XIX века последовал указ Александра I о том, чтобы тщательно расследовать намерения Марии. На место была выслана специальная комиссия, которая изучила ее историю и вынесла вердикт об искренности духовных намерений пещерокопательницы. После этого преследования наконец были остановлены, а из государственной казны было выделено 2500 рублей на строительство пещерного храма. В знак благодарности за оказанную помощь Мария посвятила храм св. Александру Невскому, в честь которого был крещен император Александр I.

Постепенно у нее стали появляться помощники: такие же заблудшие люди, искавшие в тяжелом физическом труде пробуждения души, или монахи-подвижники, которые присоединялись к ее труду, оставаясь у пещер кто на несколько дней, кто на несколько месяцев, помогая копать пещеры, вынося нарубленный мел и сбрасывая его с горы вниз к реке Дону. После смерти Марии в возрасте 82 лет (почти четверть века она провела в пещерокопательстве и похоронена была там же, рядом со своим творением, в специально устроенном склепе) ее дело подхватили уже сотни добровольцев. В 1819 году состоялось освящение храма.

Постепенно в пещеры стекалось все больше паломников. Возникла необходимость в саде, огороде, пасеке. Рядом с пещерами были сложены бревенчатые постройки хозяйственного и жилого назначения, возведена каменная колокольня. На пожертвования благотворителей вырос целый городок, затем была срублена и освящена трапезная церковь, появились первые послушники, стали складываться устав и новый порядок жизни. Жизнь в пещерах обрела монастырские черты — и в 1866 году пещерная братия была приписана к Дивногорскому Успенскому мужскому монастырю как скит.

Здесь был основан приют для мальчиков-сирот, монастырское хозяйство продолжало расширяться — и развитие монастырских земель длилось, пока не грянула революция. А затем в мае 1918 года монастырь был разорен красноармейцами, монастырские земли конфискованы. Большей части насельников пришлось под страхом смерти покинуть монастырь. Останки Марии были выкопаны и вывешены на фанерном щите на показательном суде советской власти.

В восстановлении монастыря принимает участие множество людей: с миру по нитке, за 100 рублей можно купить кирпич, написав на нем свое имя, — а потом эти имена благотворителей смотрят на нас со свежевозведенных стен.

После посещения пещерного храма хорошо выйти на поверхность, в летнюю воронежскую жару (в пещерах всегда +8), глянуть вниз с горы в открывающиеся зеленые просторы.

Можно спуститься по крутой лесенке к Дону, но это займет некоторое время — и будьте готовы к тому, что для того. чтобы вернуться, придется одолеть непростой подъем! Зато возможность прикоснуться к донской воде — разве же она того не стоит?

Остается только пожелать монастырю дальнейшего восстановления: пусть найдутся для этого и силы, и деньги, и рабочие руки — и пусть подвижничество XVIII-XIX веков продлится деяниями века XXI.

Белогорье. Белогорский Воскресенский монастырь

В Белогорский монастырь мы собрались спонтанно. Накануне вечером еще ничего не предвещало поездки. Поэтому абсолютно неожиданно для самих себя утром в машине сидели совершенно незнакомые люди, одна из которых вообще не говорила по-русски. По пути мы все успешно познакомились, и в какой-то момент стало казаться, что мы знаем друг друга много лет. Дорога в Белогорье оказалась очень живописной и всячески настраивала на лирический лад. Созерцание бескрайних полей и малахитовых холмов по обеим сторонам дороги способствовало душевному умиротворению. Наверное, дорога готовила нас к тому месту, куда мы направлялись.

В монастыре нас ждал душевный прием. Нас угостили вкуснейшей монастырской похлебкой (наверняка рецепт пришел из глубины веков) и напоили чаем, после чего наш гид Сергей повел нас осматривать главную достопримечательность монастыря – пещерный храм Александра Невского. Храм почти аскетичен, чистые белые стены, строгие линии, никаких архитектурных излишеств. Словно огромный айсберг, храм скрывает под собой свою главную тайну – хитросплетение коридоров и келий, ведущих на много метров под землю. Спускаясь метр за метром вниз, проникаешься уважением к людям, которые смогли из каменной глыбы вытесать себе прибежище для уединения и молитвенного подвига. Некоторые кельи сохранили на своих стенах элементы резьбы, части колонн, сводчатые потолки. Часть келий предусматривалось отапливать — в случае, если пожалуют монаршие особы — в стенах сохранились устройства дымоходов и ниши для печей. Пещеры еще до сих пор находятся на реставрации – из двух километров коридоров сумели найти и очистить от завалов чуть более 900 метров. Монахи и энтузиасты, помогавшие им, вывезли тонны камней, мусора, очистили стены от копоти и надписей, восстановили иконы, вырубленные прямо в стенах. Монахи могут много интересного поведать о храме, об истории возникновения пещер и о легендах, связанных с ними, но лучше приезжайте и сами услышите все это от них.

Еще до основания самостоятельной обители, в 1875 году, настоятелем Белогорского скита был назначен иеромонах Петр. Это был энергичный, строгий и вместе с тем расположенный к людям человек и хороший хозяин. При нем был заложен главный Воскресенский храм, укрепилось и расцвело крупное хозяйство, был основан приют для мальчиков — сирот и многое другое. Ходатайства о создании на месте Белогорских пещер самостоятельного монастыря получили ход. И в 1882 году указом Синода монастырь был учрежден. Уже сложились все формально необходимые условия: были пожертвованы крупные участки земли, пожертвования и продажа свечей обеспечивали до шести тысяч рублей годовых средств; хозяйство включало фруктовый сад, огород, сто ульев, десятки голов рогатого скота, кирпичный завод и небольшой рыбный промысел; действовали два наземных храма — Вознесенский и Воскресенский — и пещерный храм Александра Невского; двух-, трех- и одноэтажных корпусов для братии и паломников было около десяти.

География паломников значительно расширилась, а число составляло от трехсот человек в обычный день до трех тысяч в праздники и воскресные дни. Но главное — постепенно собиралась братия, которая, следуя традициям, заложенным жителями Белогорских пещер, находила в обители особый дух подвижничества. И как место это из глубин пещерных лабиринтов просвещалось трудами и молитвами, так и душа, стремившаяся сюда, очищалась и просвещалась живительными силами глубокого покаяния, обретая первозданную красоту.

К концу XIX столетия число братии составляло около двадцати, а сотрудников — около семидесяти человек. Последним настоятелем Воскресенского Белогорского монастыря был игумен Поликарп, который завершил строительство величественного Воскресенского храма, выполненного в византийском стиле губернским архитектором Афанасьевым и расписанного известным мастером Щукиным в 1916 году. Протяженность пещер к этому моменту значительно превышала два километра. Тогда же трудами братии и всех окрест живущих почитателей обители в меловой горе был вырыт колодец глубиною более восьмидесяти и диаметром более трех метров. Пять лет шла работа на вершине горы, и вот наконец чистая вода под давлением увенчала успехом почти безнадежное предприятие.

Представление о жизни Белогорской обители в первые ее годы дает книга Николая Креховецкого «Белогорские пещеры», выпущенная в 1878 году: «… Весна. День будничный. Заря: чуть брезжится свет. Взойдите и осмотрите в эту пору, что делается вокруг пещер. На горе там и сям, в разных положениях, в разных костюмах, покоятся странники-богомольцы. Не вместились они в пещерных гостиницах. Покоятся на открытом воздухе, отдыхая после долгого пути. Есть из далеких стран. Вот группа: мужчины и женщины. На них не наша обувь, не наш покров. Значит, не здешней губернии. По чертам лица, по одежде видно, что все эти поклонники из войска Донского. Их немало: вот еще точно такая же группа, еще и еще. Должно быть слава про Белогорские пещеры разнеслась по всему войску Донскому. Вот и другие группы — и черты лица не те, и покров не тот. Обувь сбита, лица загорелые: знать не близок им был путь. Там видны наши лица, наш покров. Тут малороссы, здесь великороссы. Спуститесь взором к Дону: стоят несколько барок. В путь пора: стоят, однако, дожидаются чего-то.

Вокруг тихое, светлое, радостное пробуждение. В воздухе какая-то прозрачная, живительная свежесть. В душе какой-то невыразимый восторг. Сама собою родится бесконечная любовь к жизни, природе, к Творцу. Осматриваешься вокруг, остановишься вниманием на этих странниках-тружениках и думаешь: » Боже Милосердный! Как чудно, как невыразимо прекрасны творения рук твоих! Можно ли не вдохновляться, не преклоняться пред их красотою и величием?». И однако житейские заботы совершенно извращают человека. Там, посреди постоянных хлопот он ко всему присматривается, со всем свыкается: и видит, да не замечает ничего, ничем не воодушевляется. Здесь, вдали от мира, от житейской суеты, совсем иное дело. Ваш ум ничем не занят, пред вами во всей красоте предстоит природа. Смотрите, дивитесь, и век вам не надивиться! Оглянитесь снова к странникам. Спят тихим, спокойным, но глубоким сном. Что влекло этих тружеников-богомольцев? Ужель одно праздное любопытство, ужель все эти люди — тунеядцы, бегающие от труда, как привык их легкомысленно обзывать нынешний век? Нет, тысячу раз нет. Это не праздность и не уклонение от труда. Напротив, это искание труда, жажда подвигов не из-за материальных выгод, а из-за внутренней потребности духовной жизни. Нынешний век, век материи, век экономических расчетов, не в силах понять, осмыслить всех потребностей внутренней духовной жизни. По себе он измеряет всех. Но есть лица, которые не поддаются общему духу времени. Хотите видеть такие лица? вот они, пред вами. Они рады, что в среде их открывалось святое место уединения, и все спешат сюда. Зачем? Ответ будет в описании самих их действий.

Звук колокола к утрене. Все приподнялись, засуетились и стали убираться. Каждый спешит стать поближе к пещерному входу, чтобы при службе занять поудобнее место. Отворились пещерные двери, прибыли служащие и начали отправлять утреннее богослужение. Напев не тот, что прежде. Поклонники заметно радостно поражены. Все с возбужденным вниманием вслушались в пение. Протяжное, умилительное, так и разливает духовно сладостное ощущение. Чтение тоже не прежнее. Протяжное, не заметно пропусков, не видно поспешности. Вся служба шла в строгом, благословейном порядке. Кончилась утреня, отдых.

Время отдыха между утренею и обеденею проходит в разных душеспасительных занятиях: там идет беседа о подвигах Марии и Иоанна, здесь — чтение какой-нибудь душеспасительной книги, в храме служатся молебны. Наконец снова слышен звук колокола — призыв к обедне. С еще большею радостию спешит народ отслушать в пещерном храме Литургию. Кончилось все утреннее богослужение. Пещерные подвижники пошли по своим кельям. Каждый принялся за свое дневное занятие: кто стал собираться по домам, кто в сопровождении пещерного жильца отправляется осматривать пещерные ходы.

Урочный час обеда. Звук колокола — призыв в трапезу. Туда же направился весь народ. В трапезе расставлены накрытые столы. В стороне от столов возвышение. Дивится простой народ: не знает, к чему и зачем оно приготовлено. Собрался весь народ, прибыл в трапезу отец иеромонах, благословил трапезу, и все сели за столы. В это время очередной чтец подходит к отцу иеромонаху, принимает благословение, идет к возвышению и начинается чтение святых отец. Как приятно был поражен слух благочестивых поклонников этим чтением. «Боже! Какое спасение! — думают они в своей простоте. — У нас не вспомнишь про Господа за столом, не перекрестившись берешься за кусок. Здесь-то какая благодать! Слава Тебе, Господи! Сподобил Господь увидать!»

Кончилась и трапеза. Небольшой отдых. Снова те же затем дневные занятия. Кто желает потомить себя — отправляется в пещеры и роет. Затем вечернее богослужение. Длится оно час, и два. После вечерни — обычное прощание служащего с братиею и всеми предстоящими. Наконец вечерняя трапеза, снова по призыву колокола, и тем завершается каждый день пещерной жизни. Эта продолжительность молитвы, этот пещерный порядок в каждом занятии необыкновенно поражают всех поклонников. Все они уходят, вознося искреннюю молитву за то, что Господь сподобил их побывать в пещерах…»

Помощь паломнику

Адрес: 396576, Воронежская область, Подгоренский район, село Белогорье, хутор Кирпичи, Воскресенский Белогорский мужской монастырь. Телефоны: подворье монастыря в хуторе Кирпичи (47394) 5-23-21, 8-920-469-47-47, Троицкий храм в селе Белогорье (47394) 5-26-00.

Богослужения в Александро-Невском пещерном храме совершаются с апреля по октябрь ежедневно. С октября по апрель богослужения совершаются на подворье монастыря в Троицком храме села Белогорье, (ул. Коминтерна, д. 33а.)

Традиционные крестные ходы:

12 сентября — в день престольного праздника, из монастыря к источнику св. блгв. кн. Александра Невского.

29 июля — 1 августа из монастыря в Костомаровский Спасский женский монастырь на престольный праздник преподобного Серафима Саровского. Маршрут: Воскресенский Белогорский мужской монастырь — Белогорье — Верхний Карабут (ночевка) — Колодежное (ночевка) — Костомарово. Протяженность — 40 км.

Гостиница/ночлег. В монастыре действует летняя трапезная для паломников. Возможность размещения на ночлег согласовывается заранее по телефону.

Как добраться до монастыря

На автотранспорте

Со стороны Воронежа по трассе М4, не доезжая Павловска около 15 км, поворот направо — на указатель Россошь, Белогорье, Бабка, — после поворота до Белогорья — 7 км.

В селе Белогорье обратиться в Троицкий храм, где вам подскажут, какая из дорог к монастырю будет наилучшей. От Белогорья до хутора Кирпичи, который находится ниже по течению р. Дон (в зависимости от маршрута движения), от 3 до 10 км.

Со стороны Острогожска, Россоши (т. е. по трассе Воронеж — Луганск) — доезжаем до поселка Подгоренский и далее, проехав через весь поселок к цементному заводу, поворачиваем в сторону Павловска, не доезжая 30 км. В селе Белогорье обратиться в Троицкий храм.

На пассажирском транспорте

На любом автобусе — до г. Павловска, здесь пересадка на автобусы в направлении Россоши, Ольховатки, Подгорного до села Белогорье. Оттуда до хутора Кирпичи пешком 3 км.

На поезде, электричке

Доезжаем до ст. Подгорное (поселок Подгоренский Воронежской области), пересаживаемся на любой автобус до г. Павловска и выходим, не доезжая Павловска, в селе Белогорье.

Водным транспортом — от г. Павловска

Пассажирским катером (по предварительным заказам) паломнические группы (до 50 человек) доставляются по реке Дон непосредственно к монастырю.

Заказы принимаются по тел.:

8-903-030-68-12;
8 (47362) 2-53-47;
8 (47362) 2-54-47 (станция юных техников, г. Павловск);
8 (47362) 7-13-63 (теплоход «Филин»).

настоятель
Воскресенского Белогорского Монастыря иеромонах Симон

Будем рады любой Вашей помощи, с уважением Игумен Симон. Белогорский мужской Монастырь. тел. +7 920 415 44 78

В Воронежской области есть всего несколько мест, которые не только поражают воображение, но и даже искушенного человека приводят в священный трепет. Одно их них – Воскресенский Белогорский мужской монастырь. В стометровой меловой горе у самого Дона руками человека создан уникальный комплекс пещер и культовых сооружений: 2 км 100 м – его изведанная протяженность. Мона шеские кельи, трапезные, усыпальницы и часовни венчают великолепный пещерный храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Семьдесят метров спускаешься под землю как в иной непостижимый мир. История мужской обители удивительным образом связана с судьбой женщины, которая стояла у основания белогорских пещер. И эта судьба впечатляет не меньше, чем сами пещеры.

Монастырь ныне возрождается. Красота и одухотворенность созданного Богом и людьми места наполняется содержанием: молитвой, аскезой, трудом и верой. С этой верой в небезразличие людей к возрождению порушенных святынь мы готовы нести лишения и трудиться не покладая рук. С этой верой в святость человеческой души, её жажду добра и справедливости, мы обращаемся к неравнодушным людям за помощью и поддержкой. И, хотя эта помощь никогда не иссякает, мы вновь и вновь говорим людям: Вы можете помочь, в первую очередь, самим себе. Любое пожертвование, даже самое скромное, сторицей возвратится к Вам духовным и телесным здоровьем, благополучием близких, успехами на жизненном пути и семейным счастьем. Для монастыря нет более важной задачи, чем добрая молитвенная память и попечение о наших благодетелях. Работы ещё очень и очень много: монастырь был разрушен до основания. И мы протягиваем Вам руку для сотрудничества в добром домостроительстве Божием.

В настоящий момент усилиями братии и благодетелей строится двухэтажная надвратная часть с храмом в честь святых преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских у входа в пещеры, наверху горы строится деревянный храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского, планируется возведение храмового комплекса (Спасо-Преображенский и Никольский храмы) на подворье монастыря в селе Белогорье.

Белогорье (пещеры, монастырь)

Фотографии и видео

Белогорье — самое крупное культовое подземелье искусственного происхождения в России. Белогорские пещеры расположены на трех уровнях. Общая глубина около 70 метров. Существует легенда, что в южном нижнем «этаже» пещер есть ход-коридор, который проходит под рекой на левый берег Дона. Общая протяженность пещер раньше составляла около 2,2 км, а к настоящему времени незасыпанными остались где то 900 м. Местные служители, а также сами служители монастыря расчищают заваленные проходы самостоятельно. Кстати, когда мы там были, батюшка как раз занимался расчисткой проходов, и мы напросились помочь )).

После революции 1917 года земля была конфискова на властями, а сам монастырь закрыли. В начале сороковых годов были разрушены практически все надземные постройки. Но местные жители не могли оставить святое место без внимания — по большим праздникам они собирались на земле монастыря для молитвы. В начале девяностых началось восстановление пещерного монастыря. И уже в 2003 году Белогорский Воскресенский мужской монастырь вновь стал действующим.

У подножия гор протекает река Дон. В принципе можно найти место для ночлега в палатках, можно искупаться. Пляж песчаный. Иногда присутствуют местные рыбаки.

Белогорье монастырь воронежская область

Поездка в Воскресенский Белогорский мужской монастырь

Продолжаю свой рассказ о путешествии по Ростовской и Воронежской области. В прошлой записи я поведал о посещении Прохоровских скал в Ростовской области. После них мы двинулись дальше на север по М4 и заехали в Воронежскую область. Она имеет много достопримечательностей. В этот раз мы решили посетить Белогорье, а именно Белогорский мужской монастырь. Примечателен он тем, что расположен в пещере, а пещера та вырыта в меловой горе. А мимо горы той течёт тихий Дон и берега его там живописны! Конечно же монастырь имеет и поломническое значение. Думаю многим, кто движется по трассе М4 будет интересно посетить попутно это удивительное место.
Исчерпывающую информацию о монастыре можно узнать здесь: www.vob.ru/monastery/voronezh/belogorie/i nd_belogor.htm
Координаты монастыря в Google Earth (примерные): 50’28’15.03»C 40’02’07.27»B
Как добраться до монастыря на автомобиле от трассы М4. Внимание на фото.

Если мы едем по М4 на юг от Воронежа, то надо не доезжая до Павловска перед посёлком Александровка-Донская свернуть направо там где будет указатель на посёлок Белогорье. Весь этот путь, указанный яркой жёлтой линией составляет 17-18 км. Дорога до посёлка хорошая да и виды неплохие: холмы, покрытые сосновыми посадками, да и меловые горы уже виднеются.

Въезжаете в посёлок по дороге вниз, поэтому он весь у вас как на ладони. Въехав движетесь прямо, пока не окажитесь на площадке у продовольственного магазина. Далее объезжаете магазин правее и по сельской улице прямёхонько. Но дальше, почти как в русских былинах придётся выбирать. Можно продолжать ехать прямо, так выехать из посёлка и по грунтовке выйти к Дону. Там вы увидите примерно такую картину.

Проехать ещё дальше и оказаться на просторном песочном пляже. Мы приехали туда в воскресенье и застали кучу народа, сложно было место для машины найти. В общем люди знают, ценят.
А вот чтобы попасть не на пляж, а к монастырю, надо доехав до края села свернуть направо (см фото 1). Свернув направо вы ещё движетесь по селу, но потом выезжаете из него по грунтовке белого с жёлтым оттенком цвета. Это уже мел.

Далее по пути к монастырю проезжаете вот такое строение.

Не проезжайте мимо, сразу или на обратном пути остановитесь и наберите здесь воды из святого источника. Вода чистая, вкусная и холоднючая. Желающие могут омыться, даже полностью (там всё приспособлено для этого).
Поехав дальше увидите главную гору Воронежского Белогорья.

На вершине что-то виднеется . но об этом позже. Пещера монастыря вырыта именно в этой горе, но чуть дальше.
Подъезжая к горе снова оказываетесь перед выбором. Можно свернуть налево и оказаться между горой и Доном. Место здесь спокойное и, я бы даже сказал, умиротворяющее. На берегу тоже стоят палатки (как и на пляже), но их значительно меньше. Кроме замечательной природы здесь две достопримечательности: ещё один источник, который называют святым и сама гора, на которую можно забраться по крутой белой тропе.

Как забрались мы на гору и открылись нам виды чудесные.

А это (фото снизу) с горы виден святой источник.

Вот то, что виднелось нам на вершине горы издалека. Это крест установленный на месте церкви. Церковь в своё время была разрушена большевиками.

Вот ещё более целостная картинка на видео.

Давайте ещё раз обсудим как нужно двигаться дальше. Внимание на следующую картинку.

Жёлтым цветом обозначена дорога, ведущая туда, где мы только что были, к берегу Дона. там мы взбирались на вершину с крестом и пили воду из святого источника. Голубым цветом обозначена дорога к монастырю, которая проходит через посёлок Кирпичи. А вот красным цветом я обрисовал маршрут по которому лучше не ехать. Это дорога, по которой можно добраться до той самой вершины, на которой мы были, но только уже на машине. Раз это дорога, то по ней кто то ездил, но мы не смогли, потому что она слишком круто идёт вверх. Если бы она была ровной, можно было бы, наверное, на первой скорости влететь, но дорога покрыта глубокими неровными колеями и предполагает только медленный подъём. Так что решайте сами . А голубая дорога ровнее, шире и тоже идёт на подъём, но не такой крутой. Но самое главное она ведёт напрямик к монастырю. А если вы заедете по красной дороге на вершину, то там, по-моему, до монастыря надо пешком идти.
И вот доехали мы до ворот монастыря. машину оставили у входа, ознакомились с правила пребывания. Весь список не вспомню, но было такое: нельзя громко разговаривать, есть чипсы и щёлкать семки, ходить женщинам в открытой одежде, распивать спиртные напитки и, неверное, вести съёмку в пещере (хотя видел, девушка фотографировала). От себя не советую брать животных и самое главное — настоятельно рекомендую летом, даже если очень жарко, прихватить кофту или что-то вроде того. В пещере, как сами понимаете, прохладно.
Заходим на территорию, никто не встречает, и без нас там дел предостаточно. Через некоторое время растерянных блужданий находим служителя, спрашиваем куда идти и приёмный ли вообще сегодня день для туристов. Он любезно ответил на наши вопросы и обрадовал, тем что в данный момент пещера открыта для посещения.
И вот мы идём и подходим к лестнице ведущей вниз.

Спустившись оказываемся на этой площадке.

Слева мы видим меловую стену, в которой и находится главный вход в монастырь, справа — места для созерцания прекрасных видов открывающихся с площадки. Даже не думайте по моим снимкам судить о прелести этих видов. Фотография не в состоянии передать эту красоту и особое возвышенное состояние души возникающее в этом месте. Но вы можете получить некоторое представление.

А вот вход в монастырь.

Этот вход, наверное, только ещё пробивает себе дорогу.

Сначала дверь в монастырь была закрыта, и мы подумали уже что не суждено нам . Но вскоре подошёл служитель открыл дверь и сказал, что экскурсия возможна, только надо подождать, чтобы набралась группа. Пока группа набиралась мы зашли в первую комнату, где можно было приобрести свечки, иконки выполненные на меловом камне и другие ритуальные товары.
Постепенно набралось нужное количество посетителей, пришёл батюшка который стал проводить экскурсию. Сначала он рассказывал об истории монастыря, о духовном подвиге пещерокопателей и о том, о чём нам нужно задуматься в стенах монастырских пещер.
Но вот, наконец, мы отправились в пещеру. Батюшка попросил использовать внутри не фонарики, а свечи. Это действительно имеет важный смысл для погружения в атмосферу монастыря.
Внутри особая атмосфера: с одной стороны ты погружаешься всё ниже и ниже под землю по узкому коридору и от этого не по себе, с другой — белые стены и пол, монотонный голос священника и освещённые дрожащим светом люди рядом с тобой внушают необыкновенное состояние умиротворения и надёжности мира в котором ты живёшь. Мы все, незнакомые люди случайно объединённые в экскурсионную группу, почувствовали здесь какую-то близость, теплоту общения, как будто вместе стали вдруг понимать что-то, что неведомо остальным. Не буду раскрывать всех моментов посещения, ведь это во многом таинство. Экскурсия по пещере не просто осмотр достопримечательности. Служители монастыря очень хорошо продумали её, превратив в настоящее погружение или проживание определённого опыта.
После Белогорья наш путь лежал на Воронеж.
В конце хочу сказать, что в Воронежской области есть ещё два места подобных Белогорью. Это Костомарово и Дивногорье. Там тоже есть меловые пещеры, церкви и монастыри в них. Но каждое имеет свою историю, поэтому я мечтаю посетить и их тоже когда-нибудь.

Ссылка на основную публикацию