Авраамиев монастырь ростов великий

Авраамиев Богоявленский женский монастырь Епархиальный женский монастырь

Богоявленский Авраамиев монастырь, что в Ростове Великом, является одним из древнейших монастыре не только Ярославской епархии, но и вообще России. Его основание совпадает с основанием древних обителей Киева и Великого Новгорода и относится к эпохе распространения христианской веры и благочестия на Руси. В те времена само место монастыря называлось «Чудским концом». Там стоял идол «Велес», почитавшийся местными язычниками за покровителя торговли и богатства. Много было трудов положено проповедниками веры христианской в Ростовском крае, но Чудской конец упорно продолжал поклоняться своему идолу, и просветителем этой стороны явился преп. Авраамий.

Преподобный Авраамий родился в начале Х века и в молодых летах, оставив родительский дом и мирскую суету, принял иночество. Со скорбью смотрел Преподобный на то, как некоторые ростовцы пребывают еще в идольском соблазне. Преподобный со слезами молил Бога дать ему силу и благодать Святого Духа на разорение злокозненного идола Велеса. Получив откровение о том, что для его свержения требуется идти в Царьград, в дом св. ап. Иоанна Богослова, преподобный Авраамий отправился в путь, который был чудесно сокращен, поскольку сам апостол явился Авраамию на берегу реки Ишни, пересекающей дорогу из Ростова в Москву при своем впадении в озеро Неро, близ самого города Ростова. При встрече св. апостол Иоанн благословил преподобного и дал ему камышовую трость, которой преподобный сокрушил истукана.
На месте разрушенного идола преподобный построил храм, в котором «крестились от мала до велика» бывшие язычники, который был освящен ростовским епископом в честь праздника Богоявления Господня. Рядом с храмом преп. Авраамий «келии устроил и монахи собрав, бысть им наставник и сотвори обитель свою общею». Так из числа новообращенных возник первый в Ростове монастырь. Святые мощи Преподобного были обретены и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III, сыне Юрия Долгорукого.

Обитель прославилась и другими подвижниками из сонма святых Русской Церкви. В годину монголо-татарского ига из ее стен вышел на святительское служение епископ Игнатий, Ростовский чудотворец. Из жития преподобного Иринарха, затворника Ростовского известно, что он провел несколько лет в Авраамиевом монастыре в конце XVI века. В те же годы в обители подвизался преподобный Пимен затворник. Жития его не сохранилось.

В Авраамиевом Богоявленском монастыре три храма. Первый и главный храм в честь Богоявления Господня был построен еще преподобным Авраамием и был первоначально деревянным. Каменным же он стал со времен царя Ивана Грозного, который в 1553 году, отправляясь на покорение Казани, взял с собой трость Иоанна Богослова, «да тако и бысть взята Казань». После победы повелением царя была заложена «церковь камена с четырьмя приделами», в посвящении приделов которой отразилась история чудотворной трости. Один из приделов посвящен преподобному Авраамию Ростовскому, другой — апостолу Иоанну Богослову, а третий покровителю самого царя — святому пророку Иоанну Предтече. Второй монастырский храм в честь праздника Введения во храм Божией Матери связан с именем архимандрита Ионы Сысоевича, впоследствии Ростовского митрополита, местоблюстителя Патриаршего престола и строителя Ростовского кремля. Им был построен русский храм-трапезная с покрытием на два скала и главкой посередине. В том же XVII веке был выстроен вкладом ростовских помещиков Мещериновых и третий надвратный храм монастыря в честь святителя Николая Чудотворца, в котором сейчас проходят богослужения.

В XVII веке в связи с канонизацией Димитрия Ростовского и возвышением Спасо-Яковлевского монастыря Богоявленский монастырь остался в тени, так что в XIX веке один из его настоятелей писал: «Недоумевал я, с чего начать дело, и за что прежде взяться, так как все, что я ни видел, требовало устроения и обновления». В таком положении оказался монастырь после длительного ряда номинальных настоятелей. Впрочем, обитель была восстановлена, и в ней особое внимание паломников привлекали мощи преподобного Авраамия. В 1915 году братия обители была переведена из Авраамиева монастыря в Спасо-Яковлевский. На их место приехали сестры Полоцкого монастыря с мощами основательницы этой обители прп. Евфросинии. С 1917 года наступили трудные времена для всей Русской Церкви. В 1918 году была проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение обители. В 1920 году были осквернены мощи прп. Авраамия, а затем переданы в музей. В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей. За волной государственного грабежа пошли волны местных грабежей монастырских могил и самих храмов. Положение ухудшалось, собор требовал реставрации, во многих монастырских кельях жили рабочие. Несмотря на это, монастырь продолжал существовать, называя себя «Авраамиево-Богоявленское религиозное общество». В 1929 году по распоряжению советских властей прекратились богослужения в монастырских храмах. Часть монастырской общины и служители присоединились к общине ростовского Успенского собора, многие из монастырской братии были в последствии арестованы. В 1930 году стали разрушаться стены монастыря. В Богоявленском соборе сделали зерносклад, в Введенском храме — последовательно детский сад, санаторий, медвытрезвитель. В Никольском храме размещались воинская часть, квартиры. И хотя храмы время от времени реставрировались, к нашему времени постройки обители оказались разорены и требуют значительного ремонта.

В 1991 году мощи прп. Авраамия были возвращены Церкви, и сейчас почивают в Никольском храме Авраамиева Богоявленского монастыря. В 1994 году в бывшем монастыре было учреждено подворье святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В том же году освящен Никольский храм и возобновлена его жизнь в качестве прихода Русской Православной Церкви.

В 2004 году по благословению Священного Синода РПЦ под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии. Для организации монашеской жизни настоятельницей монастыря была назначена игумения Миропия (Юрченкова). Многое было сделано силами настоятельницы и сестер монастыря, но еще и многое предстоит, чтобы жизнь обители благоукрашалась и дальше.

Авраамиев Богоявленский монастырь в Ростове Великом — одна из старейших обителей Русского Залесья

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. Желябовского, д. 32
Первое упоминание: 1261 год
Основные достопримечательности: собор Богоявления Господня, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь Николая Чудотворца
Координаты: 57°11’46.0″N 39°27’04.8″E

Очень красив со стороны озера Неро один из древнейших на Ростовской земле – Богоявленский Авраамиев монастырь. Точных данных о времени его основания не сохранилось. Предполагают, что это произошло в конце XII века на древнем языческом капище, а в летописях монастырь впервые упоминается в 1261 году. Стоящий здесь с середины XVI века Богоявленский собор словно сошел со страниц народных сказок. Удивительно, но это непростое по композиции многоглавое величественное здание возведено на едином фундаменте.

Авраамиев Богоявленский монастырь с высоты птичьего полёта

История Авраамиева Богоявленского монастыря

Основателем монастыря считают ростовского святителя преподобного Авраамия. Предание о создании обители описано в Житии этого святого. Там сказано, что на берегу Неро издавна стоял каменный идол, посвященный языческому богу Велесу. Местные жители почитали его как помощника в сельскохозяйственных работах, а также как бога мудрости и обрядовых песнопений. Согласно христианскому тексту, явившийся Авраамию Апостол Богослов вручил ему жезл, увенчанный крестом, с помощью которого и был сокрушен языческий идол. А на его месте построили деревянный храм в честь Апостола Богослова, и вокруг него стала собираться братия.

Позже Авраамия посвятили в сан архимандрита устроенной им мужской монашеской обители. Преподобный Авраамий был очень почитаем верующими как проповедник, прожил долгую жизнь и был погребен в Богоявленском храме. В XV веке он был канонизирован православной церковью.

Мужская обитель выполняла двоякую функцию. Она была центром распространения христианской веры среди местного языческого населения и одновременно играла роль крепости, защищая подходы к Ростову. Примечательно, что в середине XVI века, перед военным походом на Казань монастырь посетил царь Иван Грозный. Он увидел жезл Авраамия и взял его с собой на поле битвы, оставив крест в обители. После победы над татарами царь выделил средства для строительства нового кирпичного Богоявленского собора, посвященного взятию Казани, а позже переслал в дар возведенному храму ценные книги и иконы.

Слева направо: Собор Богоявления Господня, церковь Николая Чудотворца

Во время польско-литовского нашествия, которое произошло в начале XVII века, монастырь, как и весь Ростов, сильно пострадал. И почти полвека обитель восстанавливалась и собирала средства на новое каменное строительство. Известно, что значительные денежные вклады для ремонта монастыря были сделаны царем Федором Михайловичем и членами его семьи.

В середине XVIII века после канонизации Дмитрия Ростовского в городе возвысился Спасо-Яковлевский монастырь. А выстроенный на окраине Авраамиев отошел на второй план, хотя его продолжали навещать члены царской семьи. Здесь бывали также Иоанн Кронштадтский и патриарх Тихон.

В 1914 году закончилась многовековая история мужского монастыря. Немногих оставшихся монахов переселили с Спасо-Яковлевскую обитель. А территорию передали монашкам Ефросиниевого Полоцкого монастыря и Витебскому епархиальному училищу, перевезенным из Белоруссии. Но они пробыли на территории обители недолго.

Собор Богоявления Господня

С наступлением советской власти началась череда гонений на монастырь. В 1918 году у монашек отобрали весь сельскохозяйственный инвентарь. Потом была изъята вся ценная богослужебная утварь, а часть монашеских келий стали использовать под служебное жилье. В июле 1929 года окончательно запретили проводить церковные службы, разобрали монастырскую ограду и снесли некрополь. Мощи преподобного Авраамия переместили в местный музей. Оставшиеся насельники подверглись арестам и репрессиям. Богоявленский храм использовали под зерновой склад. Введенскую церковь – для детского сада, санатория и вытрезвителя. А трапезную настоятельского корпуса – под разнообразные жилищные конторы Ростова.

Передача монастырских строений церкви произошла в 1994 году. К этому времени большинство из них находилось в плачевном состоянии. И потребовалось много сил и времени для восстановления храмов и территории. Активные реставрационные работы в монастыре ведутся и в настоящее время.

Архитектурные памятники на территории монастыря

До середины XVI века все монастырские строения были сделаны из дерева. Первый каменный храм – Богоявленский собор сохранился до наших дней. Он ровесник знаменитого храма Василия Блаженного, который находится на Красной площади Московского кремля, и построен в 1553-1554 годах.

Собор Богоявления Господня

Собор получился поистине величественным. Высокое четырехстолпное квадратное в плане основание увенчано пятью главами. С южной стороны здание значительно расширено пристроенной галереей, в углу которой возведена стройная шатровая колокольня. Храм с тремя абсидами стоит на высоком подклете. Все строение не имеет строгой симметрии, но выглядит очень гармонично и живописно. Здание собора многократно перестраивалось. Исследователи считают, что его колокольню и барабаны, поддерживающие главки со временем надстроили. Кроме того, сложное подзакомарное перекрытие крыши было заменено на более практичное четырехскатное.

В соборе освящены три предела. С архитектурной точки зрения наиболее красив восточный, посвященный основателю монастыря, преподобному Авраамию. Этот придел венчает живописный шатер.

Второе каменное строение, сохранившееся в монастыре, – Введенская церковь. Она появилась здесь в 1769 году, когда обитель оправилась наконец от разорения, принесенного Смутными временами. Это произошло во время настоятеля монастыря Ионы, который впоследствии стал ростовским митрополитом Ионой III. В новом однокупольном храме обустроили два прихода. Один из них посвятили Введению во храм Пресвятой Богородицы, а другой – соловецким чудотворцам Зосиме и Савватию. Храм построили из крупного кирпича в классическом стиле и покрыли восьмискатной кровлей. Под его алтарной частью сохранилось место, где был погребен отец митрополита Ионы III схимонах Сысой. Первоначально из Введенской церкви по переходу можно было попасть в Богоявленский собор. Но со временем этот переход разобрали.

Церковь Николая Чудотворца

В 80-е годы XVII века в обители появилась новый каменный надвратный Никольский храм с двумя башнями по краям. Его возвели над западным входом в монастырь на средства, выделенные боярами Мещериновыми. Спустя время, после пожара, произошедшего в 1730 году, и удара молнии в 1826 году церковь значительно перестроили. Руководил этими работами известный ярославский зодчий Петр Яковлевич Паньков, превративший церковь в храм-колокольню. И сегодня мы видим Никольскую церковь значительно измененной и отличной от первоначальной задумки архитекторов, за исключением сохраненного декоративного убранства фасада. Сейчас в церкви находится рака с мощами преподобного Авраамия.

До наших дней дошло также здание настоятельского корпуса, построенного в 1837 году, и невысокая, в один этаж, трапезная, которую возвели в 1892 году. А от старой монастырской каменной ограды не осталось и следов. Сейчас вместо нее вокруг территории установлена металлическая решетка.

Из несохранившихся архитектурных памятников нужно отметить также часовню, построенную в конце XVIII века на средства городского головы купца Н.А. Хлебникова. Часовня была разобрана в 1930 году. Она стояла над местами погребений почитаемых в Ростове старца Пимена и юродивого Стахия (Афанасия). По дошедшему до нас преданию, поводом для возведения часовни было исцеление Хлебникова от сильной головной боли, благодаря молитвам Пимена.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Современное состояние и режим посещения Авраамиева Богоявленского монастыря

В 2004 году на территории обители образовали женский монастырь, который относится к Ярославской епархии. Попасть на территорию обители могут все желающие. Здесь оборудована собственная трапезная, работают керамическая мастерская, а также производство по пошиву церковных облачений. Парадный вход в монастырь расположен на улице Желябовской. Он обрамлен хорошо отреставрированной надвратной Никольской церковью. А от самого монастыря открывается прекрасный вид на озерную гладь Неро.

Как добраться до Авраамиева Богоявленского монастыря

Обитель расположена по адресу: улица Желябовская, 32. Это место находится с северо-востока от Ростовского кремля, в районе Петровской Слободы.

На автомобиле. В Ростов ведет федеральная автотрасса М8, связывающая Москву и Архангельск. От столицы до города — 220 км, а от Ярославля – 55 км. Доехав до ж/д вокзала, нужно свернуть к городскому центру. Отсюда, следуя по улице Луначарского, не доезжая Ростовского кремля, по улицам Окружной, Бабеля и Рабочей можно подъехать к территории монастыря. Перед входом в обитель расположена небольшая парковка на 10-15 машин.

Церковь Николая Чудотворца

Своим ходом на поезде и автобусе. Из столицы до Ростова удобно доехать на Ярославских экспрессах. Они отправляются дважды в день – в 8.20 и в 16.20. До Ростова поезд идет порядка трех часов. А из центра Ростова к монастырю можно подъехать на рейсовых автобусах или маршрутках.

Авраамиев Богоявленский монастырь

Ростов Великий: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Ростова
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (18)
    • Храмы, соборы, мечети (10)
    • Музеи (4)
    • Озера (1)
    • Рестораны и кафе (2)
  • Забронировать отель в Ростове
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Ростова

Автострада Монастырь находится в дальнем конце города. Необходимо объехать Ростовский кремль по дуге и дальше двигаться практически до выезда из него по указателям. Монастырь находится с правой стороны от дороги по направлению вашего движения. Ориентиром может служить небольшая площадка перед проходной местной фабрики. В этом месте поверните направо в сторону озера Неро
Поезд На поезде с Ярославского вокзала Москвы электропоездами до станции «Ростов», далее от автостанции на маршрутных такси №№ 1, 3 до магазина «Лобаз»

Ростов. Авраамиевский Богоявленский монастырь.

Храмы монастыря:

Другие постройки

В восточной части города сохранилась часть сооружений одного из самых древних монастырей северо-восточной Руси — Авраамиевского, основанного более восьми веков назад, в конце ХI века. Монастырь выполнял с одной стороны функцию крепости, а с другой — функцию идеологического центра, способствуя в начальный период своей истории распространению и укреплению христианской религии. По преданию, он был построен на месте капища идола Велеса. Монастырь сначала был построен для борьбы с идолопоклонством и выстроен для обороны города, затем он превратился в центр распространения христианства и оплот монашеского образа жизни.

С незапамятных времён в монастыре хранился жезл, данный, по преданию, учеником Христа Иоанном Авраамию, который и сокрушил жезлом идола Велеса. Иван Грозный, собираясь в очередной поход на Казанское ханство, заехал в Ростов и взял с собой жезл из Авраамиевского монастыря, расчитывая на его чудодейственную силу. Осенью 1552 года он осадил Казань — столицу ханства. После продолжительной осады, упорных боёв Казань пала. В те времена в честь важнейших событий в политической жизни государства строили церкви. Известно, что таким памятником в Москве, построенным по велению Ивана IV после взятия Казани, стал храм Василия Блаженного на Красной площади. Но мало кому известно, что в Ростове тогда же появился его «младший брат» — Богоявленский собор, построенный также по велению Грозного в 1553-1554 годах на средства государевой казны в Авраамиевском монастыре. Это была царская благодарность обители за её «чудесный» жезл, способствовавший покорению «неверных». Хотя прямых доказательств нет, но учёные на основании исследований и сравнений предполагают, что Богоявленский собор строил Андрей Малой. Храм поставлен в середине монастырского двора и призван играть роль главного храма — собора. Это определило его конструкцию.

Квадратный в плане, массивный, четырёхстолпный, с тремя апсидами, он стоит на подклете, а завершается мощным пятиглавием. К его трём углам примыкают два придела и шатровая колокольня — тоже стоящие на подклетах. Они соединены с собором переходами, галереей, общим крыльцом и представляют собой единую группу, лишённую симметрии, но живописную и оригинальную. Монастырь сильно пострадал при польско-литовской интервенции и долго не мог вести сколь-нибудь значительного строительства. Лишь в середине XVII века, когда архимандритом (настоятелем) монастыря был назначен Иона Сысоевич, построили каменную Введенскую, а позднее (в конце века) над западными воротами надвратную Никольскую церковь. Под церковью Введения похоронен отец Ионы Сысоевича, сам же он похоронен в Успенском соборе.

Введенский храм одно время был соединён с Богоявленским крытой галереей, которую впоследствии разобрали. Введенская и особенно Никольская церкви подвергались различным переделкам, за последнее время значительно разрушились. Поэтому сейчас трудно судить об их архитектурных и художественных особенностях. Утратив ряд сооружений, особенно стены, Авраамиевский монастырь потерял прежний облик монастыря-крепости. В 1990-е годы Богоявленский Авраамиев монастырь был возвращён Русской Православной Церкви и приписан к Патриархии. Ныне является действующим.

Авраамиев-Богоявленский монастырь, 2 класса, в городе Ростове, на берегу озера Неро. Основан преподобным Авраамием (см. 29 октября). Монастырский соборный храм во имя Богоявления Господня построен Иоанном Грозном. Здесь находится Корсунская икона Божией Матери — дар Иоанна Грозного. Мощи преподобного Авраамия почивают в придельном храме его имени в серебряной раке, устроенной в 1857 — 1860 годах; у ног лежит его архимандритская шапка; в отдельном киоте на стене хранится крест от жезла Авраамиева — медный, шестиконечный, с изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. За алтарем собора стоит каменная часовня над могилами двух живших в XVII веке старцев-подвижников, Пимена затворника и Стахия юродивого; в ней хранятся принадлежавшие им железный камзол в 59 фунтов весом и 2 железные кувшинообразные гири, по 4 пуда каждая, с длинными цепями; усердные богомольцы возлагают эти тяжелые вещи на себя и троекратно обходят с ними часовню. В первое воскресенье Петрова поста совершается крестный ход вокруг города и 29 октября из городских церквей в монастырь.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

По дороге на Ярославль в двух километрах от Ростова расположен один из древнейших русских монастырей — Богоявленский Авраамиев. Богоявленский Авраамиев монастырь занимает площадь около 2,5 гектаров. В центральной части монастыря расположен Богоявленский собор, рядом с ним в западной части — Введенская церковь, у входа в монастырь — Никольская. В северной части монастыря расположен двухэтажный настоятельский корпус (перестроен П.Я. Паньковым в 30-е г.г. XIX в.), с пристроеной к нему в 1892 г. трапезной. Монастырь был основан на рубеже XI-XII в.в., по легенде — на месте сокрушения архимандритом Авраамием идола Велеса. Вскоре после основания сделался одним из оплотов христианской колонизации на северо-востоке Руси. Монастырь сильно пострадал от нашествия Батыя и в Смутное время от поляков. Известно, что Иван IV, отправляясь на покорение Казани, заехал в Ростов и взял с собой жезл Авраамия, хранившийся в монастыре.

До середины XVI в. все его сооружения были деревянными. В 1553-1554 г.г. по повелению Ивана Грозного в центре монастыря возводиться каменный Богоявленский собор «На победу и одоление Казанского царства». По мнению некоторых исследователей, его строителем был государев мастер Андрей Малой. Пятиглавый четырехстолпный собор стоит на подклете, окруженный тремя разновеликими приделами, западным притвором, галереей с юга. Сложная и живописная в своей асимметрии объемно-пространственная композиция ростовского памятника напоминает собор Покрова на рву (Василия Блаженного) в Москве, также созданного в честь победы над Казанью. Все перечисленные качества ставят собор Авраамиева монастыря в один ряд с крупнейшими произведениями древнерусского зодчества XVI в.

Большой ростовский пожар, случившийся 5 июля 1730 г., истребил драгоценную утварь и архивы древнейшего монастыря Ростова. Первоначальное убранство Богоявленского собора, построенного Иваном Грозным и освященного в его присутствии, остается загадкой. В 1730-е г.г интерьер собора был восстановлен на пожертвования императрицы Анны Иоанновны и ее матери Прасковьи Федоровны. В нем выделяется резной барочный иконостас, прекрасный памятник декоративно-прикладного искусства ростовских мастеров. На северной стороне Авраамиевского придела собора находились мощи преподобного Аврамия, обретенные при великом князе Всеволоде III.

В 1736 г. при архимандрите Гаврииле интерьер Богоявленского собора расписали жители Авраамиевой подмонастырской слободы Егор и Иван Алексеевы дети Пахоловы. Настенная роспись собора сильно пострадала от позднейших поновлений конца XIX в., проведенных на пожертвования генерал-адъютанта Н.В. Воейкова, ростовского крестьянина И.А. Рулева, петербургских купцов В.П. и Г.П. Мельниковых и оренбургского купца А.П. Веснина. Поновления, сделанные клеевой техникой в грубой лубочной манере, изменили не только цветовую гамму, но и композицию многих сцен. В целом система росписи плохо увязана с архитектоникой собора. Клейма отличаются разномасштабностью и не всегда следуют сложившейся в древнерусском храме композиционной схеме.

В центральном куполе помещен «Бог Саваоф», благословляющий двумя руками, в барабане 8 праотцев в круглых медальонах, на парусах — евангелисты. Евангельские сцены заходят также на столбы и подпружные арки, представленные на северном и южном сводах. В нижней части столбов — изображения Христа и Богоматери, сидящих на тронах. Интересные изображения в некоторых люнетах стен. В северо-восточном люнете — «Древо Иессеево», в юго-западном «Единородный Сыне», в северо-западном «Живоносный источник». В люнетах восточной стены «Троица Ветхозаветная», «София Премудрость Божия» с предстоящими Иоанном Богословом и Авраамием и «Воздвижение креста».

Северная и южная стена разбиты на 4 яруса. В двух верхних ярусах южной стены написаны евангельские сцены и притчи, заходящие на оконные откосы, в третьем ярусе «Дела милосердия», в четвертом «Чудеса Богоматери Тихвинской». На северной стене в трех ярусах сцены из Евангелия, в четвертом святые в рост, среди них Алексей Человек Божий, Никита Воин, Александр Невский, Исидор Блаженный, Иринарх Затворник, Иоанн Власатый, преп. Сергий Радонежский. В конхе центрального алтаря «Троица Новозаветная», в апсиде ростовские чудотворцы, вселенские и московские святители. В конхе жертвенника «Поклонение жертве», ниже — дьяконы. В конхе дьяконника «Сошествие святого Духа», на стенах сцены из жития Авраамия. На южной паперти помещены иллюстрации к Апокалипсису, на западной «Дни творения» и сцены из жизни Адама и Евы.

Резной 4-ярусный иконостас в стиле барокко сооружен в середине XVIII в. крестьянином подмонастырской слободы Авраамом Гавриловым. В настоящее время колонны из виноградной лозы и часть резьбы в иконостасе, а также иконы и утварь собора утрачены.

В середине XVII столетия архимандритом Авраамиева монастыря был Иона Сысоевич, построивший, как считают, Введенскую церковь. Под алтарем ее был похоронен отец Ионы — схимник Сысой. Оригинальным было покрытие одноглавого, квадратного в плане храма восьмискатной кровлей. Церковь была соединена с Богоявленским собором не сохранившейся до наших дней галереей. Надвратная Никольская церковь с двумя башнями по сторонам была сооружена в 1691 г. мастерами Ионы Сысоевича. В 1826-1837 г.г. здание было перестроено губернским архитектором П.Я. Паньковым, была возведена колокольня и к западному фасаду пристроен классический портик. Церковь представляет собой оригинальный надвратный храм ростовского типа.

Монастырь со времени основания был мужским. В 1914 г., после начала мировой войны, на территорию обители были временно переведены Евфросиниев полоцкий женский монастырь, Витебское епархиальное училище; насельники же переселились в ростовский Спасо-Яковлевский монастырь.

3 марта 1926 г. здания монастыря были официально переданы Ростовскому музею древностей, однако община верующих продолжала существовать до 16 июля 1929 г., когда постановлением Президиума ВЦИК она была ликвидирована.

В 1993 г. в монастыре было учреждено подворье храма Нерукотворного образа Спасителя московского Андроникова монастыря, преобразованное в 1994 в Патриаршее подворье. В 2004 г. по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии.

По материалам сайта Ярославский край

Богоявленский Авраамиев женский монастырь в Ростове Великом

Богоявленский Авраамиев женский монастырь

Адрес Авраамиева монастыря: Ярославская область, г. Ростов Великий, Желябовская ул., д. 32
Фотоальбом.
Рассказ о поездке в Ростов, и в том числе в Авраамиев монастырь.

Оглавление:

1. Начало монастыря.

Богоявленский Авраамиев монастырь, что в Ростове Великом, является одним из древнейших монастырей не только Ярославской епархии, но и вообще России. Его основание совпадает с основанием древних обителей Киева и Великого Новгорода и относится к эпохе распространения христианской веры и благочестия на Руси. История местоположения монастыря неразрывно связана с его возникновением и играла немалую роль в общей истории Ростова. В те времена здесь находились слободки: Петровская, Богоявленская. Квасоварная. Как раз, на месте Богоявленской слободки потомок святого царевича Петра — Игнатий Юрьевич в 1332 г. делал пир войскам татарского хана Ахмыла дабы тем избавить Ростов и монастырь от разорения. Само место монастыря называлось в древности «Чудским концом».

Древнейшими коренными обитателями его, как и всего города были финно-угорские племена меря и весь. Они были язычниками и поклонялись идолам. Самым страшным, по тем понятиям, являлся стоявший на Чудском конце идол «Велеса», почитавшийся местными язычниками за покровителя торговли и богатства. По свидетельству летописей, в идоле Велесе «сосредотачивалась вся сила и все обольщение демонское». Корни представлений о Велесе восходят к медвежьему культу, распространенному у мери. По сути, этот идол сходен образу демона Ваала из ведийской мифологии — пожирателя скота. В Ростове долго, вплоть до XIX века, сохранялась поговорка: «Он зол, как идол Велес». По преданию идол был сделан из дуба, на большом каменном подножии. Внутри идола была лестница, по которой жрец входил в пустую его голову и жег там разные смолистые вещества, отчего изо рта, ушей и глаз шел дым. Идол этот пользоваться популярностью и среди славянского населения, обитавшего в этом регионе. Много трудов было положено проповедниками веры христианской в Ростовском крае, но здешние язычники оказались крайне упорными к восприятию учения Христова.

Доказательством тому служит то обстоятельство, что первые два греческих епископа Феодор и Илларион не добились здесь почти никакого результата. Что касается первого, то о нем говорится, что он хотя и построил Церковь во имя пресвятой Богородицы, но самих ростовцев не смог «в совершенное привести богопознание и благоверие христианское, досады же и гонения от них не стерпев, бежа во греки паки». Ушел за ним по той же причине и его преемник еп. Илларион. Третий же епископ св. Леонтий принял от язычников мученическую кончину. Впрочем, его труды не оказались напрасными. Благодаря ему и его преемнику св. Исайи многие ростовцы обратились к вере истинной. Но вот Чудской конец упорно продолжал поклоняться своему идолу, и просветителем этой стороны явился преп. Авраамий.

Образ преподобного Авраамия Ростовского.

Дошедшие до нас списки жития преподобного Авраамия делятся на три варианта, из которых наиболее достоверным является первый, написанный до XIV века. Впоследствии это древнее житие преподобного дважды дополнялось, главным образом в начальной своей части, где рассказывается о жизни Авраамия до пришествия его в Ростов. В первичном дополнении сообщается, что Авраамий родился в пределах Галицких, в городе Чухломе (Костромской области), и отправился в Новгородские пределы для ознакомления с иноческим подвижничеством в тамошних обителях и принял пострижение в Валаамском монастыре на Ладожском озере. Во вторичном дополнении говорится, что родители Авраамия в Чухломе были еще язычники, и Авраамий назывался сначала Иверик. До семнадцати лет он лежал на одре болезни в расслаблении и не мог ходить. Первые начатки христианского учения сообщили ему новгородские захожие купцы. Иверик после глубокого размышления уверовал во Христа, внезапно получил исцеление от болезни, отправился в Новогородские пределы и на Валааме принял крещение с именем Аверкия, а потом и пострижение в иноки с именем Авраамия.

Второй и третий варианты жития написаны, вероятно, под влиянием жития преп. Авраамия Чухломского. Если согласиться с тем, что преп. Авраамий родился в Чухломе, то в таком случае является сомнительным указание того же жития, относящее кончину Авраамия Ростовского к началу XII века (1110г.), ибо в исторических документах Чухлома упоминается только с половины XIV века. Даже если согласиться с тем, что преподобный Авраамий родился в Чухломе, то произошло это не раннее XIV столетия, но это представляется совершенно невозможным, ибо просвещение Чудского конца в этом случае является поздним, тогда как язычество в Ростове пало к концу XII века.

Итак, преподобный Авраамий родился в начале X века и в молодых летах, оставив родительский дом и мирскую суету, принял иночество. Со скорбью смотрел Преподобный на то, как некоторые ростовцы пребывают еще в идольском соблазне. Особенно Чудской конец усердно поклонялся каменному идолу. Преподобный со слезами молил Бога дать ему силу и благодать Святого Духа на разорение злокозненного идола. Получив откровение о том, что для его свержения требуется идти в Царьград, в дом св. ап. Иоанна Богослова, преподобный Авраамий отправился в путь, который был чудесно сокращен, поскольку сам апостол явился Авраамию на берегу реки Ишни, пересекающей дорогу из Ростова в Москву при своем впадении в озеро Неро, близ самого города Ростова. При встрече св. апостол Иоанн благословил преподобного и дал ему не какое-либо тяжелое орудие, но легкую камышовую трость и велел без боязни вооружиться на идола Велеса. Преподобный Авраамий, вооруженный тростью Богослова и крестным знамением, сокрушил истукана, «и абие идол Велес в прах бысть». На месте разрушенного идола преподобный построил храм, в котором «крестились от мала и до велика» бывшие язычники. С того времени просвещенные светом Христовым, обращаясь к Преподобному, воспевают в сердцах словами кондака: «Иго Христово прием Авраамие, и Того крест на рамо взем, последовал еси Ему, насажден быв в дому Господни, и процвел еси яко финике, и яко кедр иже в Ливане, умножил еси чада твоя, муж желаний духовных: от возлюбленнаго же Апостола Иоанна Богослова благодать восприм, жезлом сокрушил еси идола, и разсыпал еси его яко прах, и чудотворец убо велий явился еси преподобие, темже Христа Бога моли непрестанно о всех нас».

Преподобный Авраамий Ростовский.

Храм, в котором крестилось много обращенных, был освящен ростовским епископом в честь праздника Богоявления Господня. Рядом с храмом преп. Авраамий «келий устроил и монахи собрав, бысть им наставник и сотвори обитель свою общею». Так из числа новообращенных возник первый в Ростове монастырь.

Святые мощи Преподобного были обретены и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III, сыне Юрия Долгорукова (1176 — 1212) и тогда же установлено было праздновать память его 29 октября. Считается, что служба преподобному Авраамию составлена была только в XV веке на основе службы преподобному Сергию, игумену радонежскому. Так случилось, что вопреки хронологии, преп. Сергий (первый преподобный Московской земли) оказал влияние на почитание преп. Араамия (первого преподобного Ростовской земли), в монастырь которого сам ходил еще будучи ребенком. Очевидно, служба преподобному Авраамию, составленная на основе службы преподобному Сергию, оказала влияние и на иконографию Ростовского архимандрита. Согласно иконографическому описанию в иконописных подлинниках у преп. Авраамия «власы наджелты, брада Сергиева, ризы преподобнические». Одно из ранних изображений преподобного Авраамия сохранилось в центральной апсиде Благовещенского собора Московского Кремля и датируется XVI веком. С этого времени во всех иконах избранных Ростовских чудотворцев можно видеть образ преподобного Авраамия.

Сохранились и две житийные иконы Преподобного, находящиеся ныне в Ростовском музее. В житийной иконе середины XVII века в среднике преподобный представлен как попирающий крестом беса, а состав клейм соответствует тексту Жития первой редакции. На иконе первой трети XVIII века сюжеты клейм и надписи на них восходят к Житию третьей редакции. В Ростовском кремле, в церкви св. Иоанна Богослова, сохранились настенные росписи со сценами жития преподобного Авраамия, выполненные в 1683 году ярославскими мастерами. Впрочем, изображения преп. Авраамия в лицевом шитье несколько отличаются от его иконных образов. Надгробные покровы с изображением святого часто свидетельствуют о том, что здесь сохраняются некоторые портретные черты праведника. Известны три надгробных покрова преподобного Авраамия. Покров, созданный в середине XVI века в мастерской царицы Анастасии Романовны, был вложен на молитвенную память царем Иоанном Грозным в Авраамиеву обитель; покров 1642-1649 годов выполнен в Строгановских мастерских и является вкладом Андрея Строганова, принявшего иноческий постриг с именем Авраамий. Эти два покрова экспонируются в Ростовском музее. Покров 1592 года, выполненный в Годуновских мастерских, в начале XX века хранился во Флоренции. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Преподобный Авраамий Ростовский в житии. Икона XVII века.

Если говорить о времени основания монастыря, то датируется это время 1080 годом, так как преп. Авраамий прожил в обители примерно 30 лет, а преставился около 1110 года. О состоянии обители и ее насельниках вплоть до времени царствования Иоанна Грозного почти ничего не известно. Можно только предполагать, что первый и единственный в то время в Ростове и Ростовском крае монастырь, расположенный на месте прежнего любимого и чтимого народом Велесова капища, должен был встретить со стороны язычников озлобление и ненависть. В житии преп. Авраамия упоминается о том, что ростовцы не раз намеревались разорить и сжечь обитель и только молитвы основателя и насельников монастыря, да благодать Божия сохраняли обитель в безопасности.

Явление ап. и ев. Иоанна Борослова прп. Авраамию Ростовскому с житием прп. Авраамия. Икона начала XVIII века из храма Иоанна Богослова на Ишне.

Своей благоустроенностью обитель могла привлекать и различных лихих людей, живших разбоем и за чужой счет. До наших дней дошло довольно интересное в этом отношении предание, связанное с именем архимандрита Прохора, преемника преп. Авраамия. В одной из монастырских рукописей говорится, что в 1118 году случилось нападение на монастырь «новгородских ушкуйников». Иноки, разбуженные среди ночи раздавшимся внезапно шумом, увидали приближающуюся к обители шайку грабителей и донесли архимандриту. Тот приказал идти в церковь и стать на молитву. На утро жители Ростова увидели перед стенами Монастыря человек 30, которые стоят на одном месте, быстро двигая ногами как бы спешно куда-то идут. При этом они смотрели только на монастырь и вокруг ничего не замечали. Вышел архим. Прохор с крестом в руках, сопровождаемый братией и, осенив крестом разбойников, спросил у них о причине их прихода. Те с прерывающимся от страха голосом рассказали, что они шли к монастырю с целью грабежа и перед стенами вдруг на них нашло какое-то ослепление, так что, видя стены монастыря, не могли к ним приблизиться, несмотря на то, что шли очень быстро. Когда им рассказали, что они шли, стоя на одном месте, те смутились и стали на коленях умолять настоятеля о прощении. Покаявшись, они поселились близ монастыря и, предавшись мирным занятиям, сделались впоследствии монастырскими и городскими квасоварами.

Нет сомнения, что жизнь обители тесно была связана с жизнью города и всей страны. Она вместе с ними благоденствовала во дни благополучия и тишины гражданской и разделяла горькую участь в несчастные эпохи пожаров, войн и других общественных бедствий. Так же, как и к городу, к монастырю не раз подходили вражеские войска, а так как он находился на окраине, то, как правило, первый и встречал врагов. Известно, что в 1237 году Ростов был разграблен полчищами Батыя и частью сожжен, а значит и Авраамиев монастырь тоже пострадал от них. Известны также частые и жестокие битвы ростовцев с суздальцами и другими соседями, опустошавшими иногда весь Ростов со всеми его окрестностями. А пожаров, которые случались в те времена в Ростове, и вовсе не счесть.

Но не только нападкам со стороны упорных язычников и безрассудных грабителей подвергался Богоявленский монастырь. Одновременно с этим он пользовался и многой любовью со стороны боголюбивых христиан. Еще при жизни преп. Авраамия число приходящих братии выросло настолько, что он вынужден был расширять пределы своего духовного вертограда. На месте малой церкви в честь Богоявления Господня, он создал новый и больший размерами храм, украсив его иконами и учредив в нем стройное пение. Легко понять, какое высокое утешение находили в Богослужении посещавшие святую обитель, так боголепно устроенную. Вместе с верой в обители получали и книжное образование, что давало возможность упражняться не только в благочестии, но и в чтении Свящ. Писания. Ростовские князья, видя на деле пользу устроенной преподобным Авраамием обители, давали многие вклады на монастырское строение и жалованные грамоты на владение в разных местах селами и землями. К сожалению, ни одна из древних грамот, данных монастырю, не сохранились до нашего времени, но что такие грамоты были дарованы о том, кроме жития, есть указания в официальных свитках XVI-XVII веков. Именно с этого времени встречаются уже более определенные и достоверные сведения об истории монастыря. Одной из причин отсутствия архивных данных о монастыре является случившийся в 1730 году пожар. Он возник в городе, в самом его центре, но распространился настолько, что пострадал не только Кремль, но и огромное количество церквей и дворов за городом. В огне сгорели почти все без остатка бумаги, указы и летописные записи Богоявленского монастыря.

В начале XVII века, в период смутного времени, к городу подходили поляки, литовцы. Как и в других городах нашлись среди горожан такие, которые присоединились ко врагам и такие, которые убежали спасаться в Ярославль. Лишь немногие остались с Ростовским митрополитом Филаретом (родоначальником династии Романовых). Вследствие предательства предан огню и мечу почти весь город, начиная с западной его окраины и до Кремля. Но что удивительно Богоявленский монастырь, стоящий на восточной окраине, по счастливому стечению обстоятельств практически не пострадал, И лишь позже он был разграблен воеводой Матвеемя Плещеевым, присланным Сапегой в Ростов. Но, обладая к тому времени значительными земельными владениями, монастырь скоро оправился, отстроив вновь свои храмы и жилые корпуса. К тому времени в Авраамиево-Богоявленском монастыре было уже два храма.

Богоявленский Авраамиев женский монастырь


Ростов Великий достопримечательности

Монастырь со стороны озера Неро

Богоявленский собор и сохранившаяся часть кладбища

На берегу озера Неро примерно в трех километрах к северо-востоку от Ростовского Кремля находится Авраамиев Богоявленский женский монастырь .
Вот какая информация о нем помещена на табличке прикрепленной к его ограде.

Богоявленский Авраамиев монастырь — один из древнейших монастырей России. Основан в 1080 в период создания древних обителей Киева и Великого Новгорода преподобным Авраамием Ростовским на месте поклонения языческому идолу Beлесу.
В 1553 году по повелению царя Ивана Грозного первый деревянный Богоявленский храм был перестроен в камне и расписан. Богоявленский собор — одно из высших достижений ростовской школы зодчества XV-XVI веков. Ансамбль монастыря также включает: надвратный храм Николая Чудотворца (1690-е годы), церковь Введения с трапезной, братский и настоятельский корпуса, трапезную, башни, парк. С возведения Введенского храма архимандритом Ионой Сысоевичем в 1650 году началось возрождение каменного строительства в Ростове после смуты начала XVI века.

1918 году была проведена национализация церковного имущества. Здания монастыря использовались под жилье рабочих фабрики «Рольма», для детских яслей, склада зерна, медвытрезвителя, стены монастыря разбираются местными жителями и организациями на различные нужды.
С 3 марта 1926 г. все постройки Авраамиева монастыря передаются Ростовскому музею.
К концу XX века постройки монастыря оказались разорены и нуждаются в значительном ремонте.
В декабре 2003 года по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии был возрожден.

Первоначально монастырь создавался как мужская обитель, но после того, как был канонизирован Димитрий Ростовский, из ростовских монастырей наиболее популярным стал Спасо-Яковлевский, а о стоящем на отшибе Авраамиевом монастыре стали забывать, в 1915 году сильно сократившуюся братию монастыря перевели в Спасо-Яковлевский, а в здания бывшей мужской обители въехали сестры Полоцкого монастыря (из Белоруссии), которые привезли с собой мощи основательницы своей обители, игуменьи Евфросинии. Позже монахини возвратились в Полоцк.

Богоявленский собор со стороны колокольни (снимок 2014г.), действительно: «постройки монастыря нуждаются в значительном ремонте». И странно, в Москве просто вакханалия с постройкой храмов — запланировано 200, а церковники требуют больше. Пытаются воткнуть их везде, даже в парках, несмотря на протесты местных жителей . А здесь, «один из древнейших монастырей России» находится в таком запустении и тишина.

Надвратная церковь Николая Мирликийского (Никольская) была построена в 1691 году на средства бояр Мещериновых В середине XIX века церковь была значительно перестроена. Сохранились две башни, обрамляющие церковь, похожие башни украшают входы в Ростовский Кремль.
Ну, этот храм все-таки привели в порядок, может и до Богоявленского дойдет.

Красивый цветник — много самых разнообразных цветов и растений, справа стена Богоявленского собора

Матушки-монахини Авраамиева монастыря.

Кошкам цветник тоже нравится

Кроме цветов, овощей и кошек, в монастыре разводят гусей. Они стайкой бродят по всей территории монастыря и очень похожи на группу, привезенных в автобусе туристов, в сопровождении экскурсовода.

Развалины старого погоста

Сразу за стенами монастыря раскинулось озеро Неро, и девственный, нетронутый цивилизацией, его берег. Настоящая русская широта.

И на противоположном берегу — далекая церковь

Ростов Великий. Богоявленский Авраамиев монастырь

Богоявленский Авраамиев монастырь (Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, Желябовская ул., д. 32)

Без Авраамиева монастыря архитектурная летопись древнего Ростова Великого была бы неполной. Я наконец закрываю этот пробел данного авторского ресурса и привожу статью Б. Ясюнаса из его замечательной книги. «С востока и запада Ростов охраняли два крупных монастыря, которые, как и кремль, выходили к озеру Неро.
По дороге на Ярославль расположен один из древнейших русских монастырей – Авраамиев. Он был основан на рубеже XI–XII веков, по легенде – на месте сокрушения архимандритом Авраамием идола Велеса. До середины XVI века все его сооружения были деревянными.
Иван IV, отправляясь в поход на покорение Казани, заехал в Ростов и взял с собой жезл Авраамия, хранившийся в монастыре. В 1553 году по повелению царя в центре монастыря возводится Богоявленский собор “на победу и одоление Казанского царства”. По мнению некоторых исследователей, его строителем был государев мастер Андрей Малой. Сегодня судить о художественных достоинствах памятника сложно из-за многочисленных перестроек.
За свою долгую историю обитель претерпела много бедствий, но особенно сильно пострадала от нашествия Батыя и в Смутное время.

Описание Авраамиева монастыря в Ростове Великом

В настоящее время Авраамиев монастырь, расположенный в 2 километрах восточнее центра города Ростова, занимает площадь около 2,5 гектара. В центральной части монастыря стоит Богоявленский собор – пятиглавый четырехстолпный храм с шатровой колокольней. Рядом (южнее) – Введенская церковь трапезного типа на подклете. В западной части (вход в монастырь) – Никольская церковь – оригинальный надвратный храм ростовского типа с галереей и двумя фланкирующими башнями. Настоятельский двухэтажный корпус (в северной части) перестроен П. Я. Паньковым в 1837 году, одноэтажная трапеза пристроена к нему в 1892 году и соединена галереей с Никольской надвратной церковью.
Наиболее ценные старовозрастные насаждения размещены на территории монастыря следующим образом. Тополево-липовый ряд вдоль южной границы (от юго-западного угла до Введенской церкви) – 3 тополя и 3 липы. Прекрасная раздвоенная липа сохранилась между Богоявленским собором и Введенской церковью (перед западной стеной). Ценные группы старых лип и тополей – перед северным и восточным фасадами Богоявленского собора (между настоятельским корпусом и северной стеной Введенской церкви). Возраст этих старых деревьев, которых осталось на территории монастыря 27, – около 160 лет. Тополя достигают метра в диаметре, 18 метров высотой; липы диаметром 60–80 см, высотой – 20 м.

Богоявленский Авраамиев монастырь в Ростове

Богоявленский Авраамиев монастырь находится в Ростове Великом. Это одна из самых старых обителей Ярославской области. Авраамиева обитель была известна на Руси, в разные годы в ней подвизались такие святые как Ростовский чудотворец епископ Игнатий, Пимен Затворник, поэтому совершить паломничество в этот монастырь стремились многие, и простые люди, и знатные персоны. Известно, что в обители бывали святой праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Тихон, Великая княгиня Елизавета Федоровна.

История Богоявленского Авраамиева монастыря

Точное время ее основания неизвестно (обычно исследователи говорят о конце X века), однако в летописи второй половины XIII столетия она уже упоминается.

По преданию, монастырь был построен на месте языческого капища: отшельник Авраамий уничтожил идола бога Велеса и основал на месте, где стоял истукан, обитель.

Обитель росла и процветала несколько столетий , однако в XVII веке, когда был канонизирован Димитрий Ростовский, интерес паломников переключился на расположенный с противоположной стороны от кремля Спасо-Яковлевский монастырь (где был погребен этот святой).

На рубеже XIX-XX веков обитель решили реформировать: монахов перевели в Спасо-Яковлевский монастырь, а их место заняли сестры из Полоцкого монастыря.

Однако вскоре после революции в 1918 году имущество обители национализировали, еще через несколько лет церковные ценности изъяли и передали в музей. В 1929 году власти окончательно запретили проводить в монастырских храмах богослужения и приказали разрушить ограду. Затем в древних церквях открылись зерносклад детский сад, вытрезвитель, воинская часть и другие светские учреждения.

В 1991 году начинается возрождение монастыря, храмы начали реставрировать. В 1994 году был освящен надвратный храм Николая Чудотворца. Сейчас процесс реконструкции продолжается: он идет очень медленно, так как монастырь нуждается в деньгах.

Храмы Богоявленского Авраамиева монастыря

В монастыре три храма. Строгий и величественный пятиглавный Богоявленский собор построен в 1553-м году на месте деревянной церкви, заложенной еще самим Авраамием. Ему и посвящен один из пределов, над которым воздвигнут характерный для зодчества XVI века шатер. Еще один предел этого храма, посвященный Иоанну Предтече, отмечен кокошниками. А над третим пределом — Иоанна Богослова — уже в XIX веке построили звонницу.

Церковь Введения во храм Божией Матери — типичный древнерусский храм-трапезная. Он был построен в XVII веке по приказу архимандрита Ионы Сысоевича (благодаря которому были сооружены и большинство церквей Ростовского кремля).

Третий храм Богоявленского Авраамиева монастыря — надвратная церковь Николай Чудотворца. Сейчас службы совершаются именно в этой церкви.

Посетить этот монастырь будет интересно прежде всего верующим: к сожалению, постройки обители находятся еще в очень плачевном состоянии, что разочарует простых туристов, интересующихся архитектурой и искусством.

Для проголодавшихся паломников с монастыре продается очень вкусная выпечка.

Авраамиев Богоявленский монастырь

тел.: +48 (53) 36 37 12

игумения Миропия (Юрченкова)

Богоявленский Авраамиев монастырь считается одним из древнейших в Северо-Восточной Руси и самым древним в Ростове Великом, по одной из версий заложен в 990 году, однако точных исторических сведений о дате оснований обители нет. Впервые упоминается в Лаврентьевской летописи в записи от 1261 года.

По преданию, описанному в Житии Авраамия Ростовского, на месте монастыря стояло капище языческого бога Велеса. Сокрушить Велеса отшельнику помог посох, данный Авраамию после молитвы Иоанном Богословом. Одолев идола, святой построил здесь деревянный храм во имя Святого Богоявления Господня, а затем и мужской монастырь.

Изначально монастырь был окружен крепостными стенами, на настоящий момент не сохранившимися.

В 1210 году в монастыре были обретены мощи Авраама Ростовского.

Также в монастыре в разное время жили епископ Игнатий, Ростовский чудотворец, преподобные Иринарх Ростовский и Пимен Затворник.

В 1555 году по повелению Ивана Грозного на месте старого Богоявленского храма построен новый, каменный.

Обитель пострадала от нашествия польских войск в Смутное время, но был восстановлена.

В 1915 году на территорию монастыря был временно переведен Евфросиниев Полоцкий женский монастырь с мощами основательницы этой обители, преподобной Евфросинии, и Витебское епархиальное училище, а монахи Авраамиева монастыря переселились в ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.

Согласно историческим источникам обитель посещали Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский и святитель Тихон, будущий Патриарх Всероссийский.

26 апреля 1920 года мощи преподобного Авраамия Ростовского были осквернены и переданы в музей.

В 1922 году были изъяты ценности, хранившиеся в обители, также разграблены храмы и монастырские могилы.

В 1926 году здания монастыря передали музею древностей, обитель была закрыта. Окончательно богослужения в храмах монастыря (продолжавшего существовать как «Авраамиево-Богоявленское религиозное общество») прекратились в 1929 году. Часть монахинь подверглась репрессиям.

Восстановление монастыря началось в 1990 годы. В 1993 году в монастыре было учреждено подворье храма Нерукотворного образа Спасителя московского Андроникова монастыря, позже — Патриаршее подворье.

В 2004 году Патриаршее подворье было преобразовано в Богоявленский Авраамиев женский монастырь Ярославской епархии.

В настоящий момент на территории три храма — Богоявленский, в честь Введения во храм Божией матери и надвратный храм в честь святителя Николая Чудотворца. В двух последних проводятся богослужения.

Интересные факты о Богоявленском Авраамиевом женском монастыре

Перед походом на Казань царь Иоанн Васильевич Грозный посетил Богоявленскую обитель и забрал с собой жезл, которым Авраамий разбил языческого идола Велеса. Медный крест, венчавший жезл, сохранился до наших дней и хранится в Ростовском музее.

РОСТОВСКИЙ АВРААМИЕВ БОГОЯВЛЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Ростовский Авраамиев Богоявленский монастырь, 2 августа 2007 года. Фотография Елены Громаковой с сайта sobory.ru

Женский Авраамиев монастырь в честь Богоявления Ярославской епархии

  • Адрес: Россия, 152100, Ярославская обл., г. Ростов Великий, ул. Пролетарская
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Согласно житию прп. Авраамия Ростовского, мужской монастырь был основан святым на месте языческого капища.

    Первое документальное свидетельство о существовании монастыря относится к 1261 году, под которым обитель упоминается в Лаврентьевской летописи. Сведения об основании монастыряря и о его постройках существуют с XVI века. Со времени основания в монастыре было введено архимандритское правление.

    Архимандрития была сохранена и после введения штатов в 1764 году, по которым необщежительный Аврамиев монастырь был отнесен ко 2-му классу.

    Монастырь пострадал от нашествия польских войск в Смутное время, однако благодаря вкладам царя Михаила Феодоровича и членов царской семьи в XVII — XVIII веках наблюдался рост его экономического благосостояния.

    Согласно писцовым книгам 1626 и 1627 годов, к обители были приписаны близлежащие вотчины: Денисова, Боброва и Локтева пустоши, Манатьин стан. Межевые книги 1674 и 1677 годов свидетельствуют о принадлежности монастырю земель в Сотемском, Холмецком, Себинском, Никитском станах Епифанского и Переславского уездов. Накануне реформы 1764 года по описи 1744 года, к обители был приписан 291 двор, число монастырских крестьян составляло 1430 чел.

    В 1914 году на территорию монастыря были временно переведены Евфросиниев Полоцкий женский монастырь с мощами основательницы этой обители, преподобной Евфросинии, и Витебское епархиальное училище, а насельники Авраамиева монастыря переселились в Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь.

    После революции

    В 1918 году была проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение обители.

    В 1923 году в монастыре прихожане окрестных слобод организовали религиозную общину (ок. 100 чел.), первым настоятелем которой стал архимандрит Неофит (Коробов). Согласно уставу общины, она создавалась «на началах сохранения догматической целости и чистоты Вселенской православной Церкви, возглавляемой преемственной от св. апостолов иерархиею» [1].

    3 марта 1926 года здания монастыря были официально переданы Ростовскому музею древностей, однако община продолжала существовать до 16 июля 1929 года, когда постановлением Президиума ВЦИК она была ликвидирована [2]. После ее закрытия духовенство, окормлявшее членов общины,- архимандрит Сергий (Озеров), иеромонах Павел (Баляба), диакон Онисим Слинько — служило в Успенском соборе Ростова. Дальнейшая их судьба неизвестна.

    По воспоминаниям современников, после прекращения богослужений в монастыре остались лишь монахини Маргарита, Елена, Агафия и Трифена (насельницы Полоцкого Евфросиниева монастыря), духовно окормлявшиеся архимандритом Симеоном (Филипповым) из Ростовского Петровского монастыря. Монахия Маргарита прожила в бывшем монастыре до конца XX века, остальные сестры были репрессированы.

    С 1919 года помещения настоятельского, братского корпусов и 1-го этажа Введенского храма, а с 1925 года — трапезной, пристроенной к настоятельскому корпусу, занимали разнообразные жилищные конторы Ростова. В некоторых зданиях были устроены жилые помещения для работников фабрики «Рольма», в настоятельском корпусе недолгое время размещалась тюрьма.

    В 1929 году была разобрана монастырская ограда, снесено кладбище, на месте которого планировалось разбить сквер.

    Новейшая история

    В 1993 году в монастыре было учреждено подворье храма Нерукотворного образа Спасителя Московского Андроникова монастыря, преобразованное в 1994 году в патриаршее подворье.

    В 2000 году храмы и корпуса монастыря находились на балансе департамента по туризму и культуре Ярославской области и были переданы Патриаршему подворью в безвозмездное пользование.

    В 1996 году началось восстановление братского корпуса и других зданий, монастырского хозяйства, кладбища, огородов и садов.

    26 декабря 2003 года патриаршее подворье указом Св. Синода было преобразовано в женский монастырь.

    Богоявленский собор

    Богоявленский собор Ростовского Авраамиевского монастыря, 17 мая 2008 года. Фотография Сидорова Григория с сайта sobory.ru

    Храм, созданный, согласно описи начала XVII века, около 1554 — 1555 годов, может считаться одним из наиболее ранних памятников обетного строительства, предпринятого царем Иоанном Грозным после взятия Казани.

    Является одним из первых многопрестольных храмов середины XVI века, в которых программа посвящений получает выражение в устройстве придельных церквей. К пятиглавому четырехстолпному собору, стоящему на высоком подклете, примыкают объемы приделов: у юго-восточного угла собора шатровый храм прп. Авраамия Ростовского; у юго-западного — церковь-колокольня ап. Иоанна Богослова (построена в 1828 году), у северо-западного — бесстолпный одноглавый храм во имя Иоанна Предтечи, небесного покровителя Иоанна Грозного.

    Композиционное построение памятника связано с тенденциями, присущими столичному зодчеству, однако характер декора, особенности конструкции ставят его в ряд произведений ростовской школы середины XVI века. Высокие барабаны, горизонтальные пояса, разделяющие фасады на регистры, говорят о влиянии архитектурных черт Успенского собора в Ростове. Богоявленский собор связан также со строительством храмов над мощами «новых» чудотворцев, канонизированных на Соборах 1547 — 1549 годов.

    В 1967 — 1988 годах здание собора занимал Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» (ГМЗРК).

    В 1995 года трудами насельников подворья началось восстановление собора.

    Введенский храм

    Каменный храм был построен в 1650 году. В первой трети XIX века был перестроен.

    В 1920-х годах был реквизирован для использования под детские ясли.

    По инвентарной книге бюро технической инвентаризации, 2-й этаж Введенского храма в 1961 году занимал санаторий отдела здравоохранения Ростовского горисполкома. Согласно той же книге, в 1967 — 1988 годах здание храма занимал ГМЗРК .

    Никольский надвратный храм

    Святые врата с надвратной церковью свт. Николая Чудотворца были построены в 1655 году. В первой трети XIX века были перестроены.

    16 декабря 1994 года состоялось малое освящение Никольского надвратного храма, в котором начались регулярные богослужения.

    С XVIII века в монастыре почиталась память Афанасия (Стахия), юродивого Ростовского, и старца Пимена Затворника, подвизавшихся в обители в XVII веке. В конце XVIII века над их могилами ростовским купцом Н. Хлебниковым была воздвигнута часовня, в которой с середины XIX века совершались ежедневные панихиды и находились иконные изображения подвижников. В этой часовне хранились и вериги старцев — железный камзол и две гири, современное местонахождение которых неизвестно. Часовня была разобрана к 1930 году.

    Иоанно-Богословский храм в селе Богослов

    В селе Богослов на р. Ишне, на месте чудесного явления ап. Иоанна Богослова прп. Авраамию, в 1689 году была выстроена деревянная церковь во имя ап. Иоанна Богослова, в которой служила монастырская братия.

    Храм, а также иконы из его иконостаса, в 2000 году принадлежали ГМЗРК.

    Статистика

    • ок. 1907 — 13 монахов, 10 послушников [3].
    • Мощи прп. Авраамия Ростовского. Находились до закрытия монастыря на севеврной стороне Авраамиевского придела, а на начало XXI века находятся в Спасо-Яковлевском Димитриевском мужском монастыре. Рядом с мощами хранилась древняя святыня обители — крест прп. Авраамия, который, как полагают, служил навершием трости, принадлежавшей преподобному.
    • иконы Спас на убрусе и Одигитрия, находились в монастыре со времен Ивана Грозного. Упоминаются в нач. XX века.

    Настоятели

    • прп. Авраамий Ростовский
    • Дионисий (упом. 1238)
    • свт. Игнатий (? — 19 сентября 1262)
    • Стефан (упом. 1288)
    • Григорий Пельшемский (нач. XV века)
    • Корнилий (упом. 1546)
    • Иоаким (упом. 1552)
    • Иона (упом. 1563 — 1564)
    • Феодорит (упом. 1571)
    • Иосиф (упом. 1589)
    • Феодосий (упом. 1598)
    • Иосиф (упом. 1613 — 1618)
    • Симон (упом. 1629- упом. 1633)
    • Пимен (упом. 1636)
    • Гермоген (? — 1640) [4]
    • Иона (Сысоевич) (упом. февр. 1646 — 22 августа 1652)
    • Варлаам (24 декабря 1652 — ?)
    • Дионисий (упом. 1655 — упом. 1667)
    • Антоний (упом. 1668)
    • Нифонт (упом. 1677)
    • Герасим (1680 — 1688)
    • Иоасаф (упом. 1701)
    • Адриан (1706 — 1723)
    • Гавриил (1727 — 1742)
    • Георгий (18 июля 1742 — 1743) [5]
    • Иосиф (3 сентября 1743 — 27 марта 1775) [6]
    • Авраамий (Флоринский) (27 марта 1775 — 9 февраля 1786)
    • Ювеналий (Смирнов) (18 мая 1786 — 16 мая 1793)
    • Иосиф (Быков) (23 мая 1793 — 9 января 1798)
    • Никон (10 мая 1798 — 30 ноября 1799) [7]
    • Иоасаф (Сретенский) (1 марта 1800 — 24 октября 1808)
    • Анатолий (Ставицкий) (1 ноября 1808 — 6 февраля 1820)
    • Неофит (Докучаев-Платонов) (6 февраль 1820 — 15 августа 1821)
    • Нафанаил (Павловский) (26 июля 1821 — 1830)
    • Макарий (Зимин) (9 октября 1830 — 9 апреля 1836)
    • Николай (Доброхотов) (9 апреля 1836 — ?)
    • Афанасий (Дроздов) (24 апреля 1841 — 8 августа 1842)
    • Иоасаф (Покровский) (21 сентября 1842 — 24 августа 1844)
    • Софония (Сокольский) (август 1844 — 1847)
    • Иоанникий (Горский) (29 июня 1847 — 3 февраля 1850)
    • Никодим (Казанцев) (3 апреля 1850 — 1854)
    • Антоний (Радонежский)[8] (6 мая 1854 — 15 июня 1858)
    • Иустин (Охотин) (26 мая 1858 — 6 августа 1871)
    • Нафанаил (Леандров) (1873 — 1878)
    • Феодосий (Рождественский) (23 августа 1878 — 31 марта 1881)
    • .
    • Миропия (Юрченкова) (с 26 марта 2004), игум. [9]

    Литература

    • Иустин (Охотин), архим. Описание ростовского Богоявленского Авраамиева мужского второклассного монастыря Ярославской епархии. Ярославль, 1862
    • Титов А. А. Ростовский Богоявленский Авраамиев мужской монастырь Ярославской епархии. Серг. П., 1894
    • Орешников А. В. Шитый покров на мощи св. Авраамия Ростовского, находящийся во Флоренции // Археологические известия и заметки ИМАО. М., 1894. Т. 2. С. 44-47
    • Баниге В. С., Милорадович А. Н. Памятник Казанской победы в Ростове (Богоявленский собор Авраамиева монастыря XVI века) // КСИА. Л., 1974. Вып. 139. С. 118-126
    • Баталов А. Л. Богоявленский собор ростовского Авраамиева монастыря и многопридельные храмы Северо-Восточной Руси второй половины XVI в. // История и культура Ростовской земли: Тез. докл. науч. конф. Ростов, 1991. С. 21-23
    • Баталов А. Л. Идея многопрестольности в московском каменном зодчестве середины — второй половины XVI в. // Русское искусство позднего средневековья: Образ и смысл: Сб. М., 1993. С. 103-141
    • Мельник А. Г. К вопросу о первоначальном облике Богоявленского собора ростовского Авраамиева монастыря // История и культура Ростовской земли. Ростов, 1992. С. 174-198
    • Мельник А. Г. Первоначальный интерьер Богоявленского собора ростовского Авраамиева монастыря // Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1992. Вып. 2. С. 71-79
    • Пуцко В. Г. Крест прп. Авраамия Ростовского // История и культура Ростовской земли, 1994. Ростов, 1995. С. 96-104
    • Вахрина А. П. Шитые надгробные покровы Авраамия Ростовского // Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1995. Вып. 8. С. 113-128
    • Третьякова А. Крест Авраамия Ростовского // Пластические искусства: Исслед. молодых: Сб. М., 1997. С. 153-163.

    Использованные материалы

    • Баталов А. Л. Авраамиев Ростовский монастырь // Православная энциклопедия, М., 2000, сс. 163-165
      • http://www.pravenc.ru/text/62894.html
    • Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и двух иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин, Москва, 1908, с. 925 — 926
    • Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви, СПб., 1877, сс. 339-341

    [1] РФ ГАЯО. Ф. Р-148. Оп. 1. № 41. Л. 2-4

    [2] РФ ГАЯО. Ф. Р-6. Оп. 1. № 53. Л. 63

    [3] Денисов Л.И. Указ. соч., с. 926

    [4] Уволен на покой

    [6] Уволен на покой. Скончался 21 мая 1776 года

    [7] Переведен из Толгского монастыря, скончался 30 ноября 1799

    [8] У Строева — Антоний Рождоственский

    [9] Определение Священного Синода от 2004.03.26 // ЖМП, 2004, № 4

Ссылка на основную публикацию