Ансамбль толгского монастыря сложившийся окончательно

Ансамбль толгского монастыря сложившийся окончательно

Ансамбль Толгского монастыря (XVII-XIX в.) находится в поселке Толга, в 6 км от центра Ярославля, вверх по течению р. Волги, на низком левом берегу, в устье речки Толгоболь.

Один из древнейших на Руси, Толгский мужской монастырь основан, согласно преданию, ростовским епископом Трифоном по случаю явления ему иконы Пресвятой Богородицы. День явления иконы — 8 августа 1314 г., стал торжественным праздником Толгской обители. Вскоре монастырь сгорел, но Чудотворная икона, по преданию, была найдена после пожара целой и невредимой на дереве.

Монастырь был восстановлен.

В древности — это далекий, загородный малоземельный монастырь с деревянными постройками. Однако он являлся оплотом православной церкви на Ярославской земле в ее политике объединения русских земель вокруг Москвы.

В XV в. развитию монастыря способствовало покровительство великого князя Василий Темного. Чудотворная икона Толгской Божьей Матери стала широко известна среди богомольцев. По преданию в 1553 г. здесь исцеляется от болезни ног сам Иван Грозный и в знак благодарности вкладывает средства в строительство каменного Введенского собора.

XVI век — время активного обустройства обители. В этот период игуменом Феодосием был заложен монастырский кедровый сад.

В1609 году во время осады Ярославля поляками монастырь был разграблен и сожжен (погибла большая часть иноков), но вскоре восстановлен. В 1612 году монастырь сыграл большую роль в духовном объединении ополчения Минина и Пожарского, поэтому был отмечен вниманием Дома Романовых. Богатые царские вклады позволили расширить владения и пополнить казну, обновлять постройки в камне. Заказчиками их выступали князья и богатые ярославские купцы.

В первой половине XVIII века складывается существующий архитектурный ансамбль монастыря: настоятельский корпус, где размещались жилые помещения, поварня, кладовые, трапезная; новый Введенский собор, расписанный в конце XVII века артелью ярославских мастеров во главе с Лаврентием Севастьяновым и Федором Федоровым; рядом с собором встала огромная стенообразная звонница; построены новые стены и башни, новая больничная палата со Спасской домовой церковью в стиле барокко. В этом же стиле перестраиваются и Святые ворота с Никольской церкви.

В первой половине XVIII века Толгский монастырь достиг расцвета, стал крупным духовным центром и настоятели монастыря получают титул архимандритов; возрождается священная кедровая роща; учреждается монастырская библиотека. В царствование Екатерины II монастырь располагал земельными и лесными угодьями и имел около 1500 крепостных душ, на Стрелке Ярославля подворье. В 1820г. монастырь стал первоклассным.

Толгская святая обитель связана с именами знатных людей земли Русской. Здесь принял в 1681г. обряд последнего причастия опальный патриарх Никон. В 1763г. Екатерина II совершила из Ярославля в обитель пешее паломничество. В 1914 году 600-летие Толгского монастыря было отмечено визитом царя Николай II с семьей. Здесь нашли упокоение представители древних княжеских родов — Голицыны, Вяземские, Троекуровы, Урусовы. В Спасской церкви погребены ярославский генерал-губернатор А. П. Мельгунов, герой Отечественной войны 1812 г., участник Бородинского сражения генерал-лейтенант Н.А. Тучков. Под собором погребен игумен Гордиан.

В I пол. XIX в. монастырский ансамбль пострадал от перестроек в стиле провинциального классицизма. Из новых построек XIXв.: Крестовоздвиженский корпус, за монастырем- странноприимный дом, гостинница, на Волге против Святых ворот, пристань с часовней. В монастырском саду устроены оранжерея , для смены устаревших кедров, почитавшихся в округе священными, питомник.

После революции 1917г. монастырь был упразднен. В его зданиях размещались разные учреждения (долгие годы детская колония), монастырь ветшал, разрушался. В канун 1000-летия Крещения Руси 1987г. местная власть передала комплекс быв. монастыря Русской Православной Церкви. По решению Священного Синода был учрежден женский монастырь. Так началось возрождение обители. Местные и центральные органы власти средствами и специалистами помогали восстанавливать монастырский ансамбль, налаживать в нем жизнь.

Сегодня в Толгском Свято — Введенском женском монастыре живет более 100 сестер, во главе с настоятельницей- игуменьей Варварой. Идет реставрация Крестовоздвиженского храма, создана библиотека, хор. У монастыря большое подсобное хозяйство, в аренде около 300 га пахотных угодий.

ЕГЭ по Русскому языку

Задание 16

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тогда (1) Сергий (2) взяв одного из иноков (3) спустился вниз от обители (4) расположившейся на склоне горы.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Уральцы (1) отрезанные от всего мира (2) с честью выдержав (3) казачью осаду (4) перешли в наступление

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Раздевшись (1) и прыгнув (2) в холодную крещенскую купель (3) молодой спортсмен испытал (4) неожиданный прилив сил и бодрость.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Книга для садоводов (1) может быть (2) полезной и интересной для всех, кто обзавёлся «шестью сотками».
Лес (3) казалось (4) жил своей, таинственной жизнью.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Виталий Александрович (1) покинув гостеприимный дом Соколовых (2) возведённый ещё в конце позапрошлого века (3) и окружённый со всех сторон величественными соснами и елями (4) предался размышлениям о вечном.

Ансамбль толгского монастыря сложившийся окончательно

(1)Днём и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики. (2)Они гонялись не только за буксирами, самоходками, но и за рыбацкими лодками, за маленькими плотиками — на них иногда переправляли раненых. (3)Но речники города и военные моряки Волжской флотилии, несмотря ни на что, доставляли грузы.

(4)Однажды был такой случай.

(6)Вызывают на командный пункт сержанта Смирнова и дают задание: добраться до того берега и передать начальнику тыла армии, что ночь ещё у центральной переправы войска продержатся, а утром отражать атаки противника будет нечем. (6)Нужно срочно доставить боеприпасы.

(7)Кое-как добрался сержант до начальника тыла, передал приказ командарма генерала Чуйкова.

(8)Быстро нагрузили бойцы большую баржу и стали ждать баркас. (9)Ждут и думают: «Подойдёт мощный буксир, подцепит баржу и быстренько через Волгу перебросит».

(10)Глядят бойцы — плюхает старый пароходишко, и назван-то он как-то неподходяще: «Ласточка». (11)Шум от него такой, что уши затыкай, а скорость как у черепахи. (12)«Ну, — думают, — на таком и до середины реки не добраться».

(13)Однако командир баржи постарался успокоить бойцов:

— (14)Не глядите, что пароходишко тихоходный. (15)Он таких барж, как наша, не одну перевёз. (16)Команда у «Ласточки» боевая.

(17)Подходит «Ласточка» к барже. (18)Смотрят бойцы, а команды-то на ней всего три человека: капитан, механик и девушка.

(19)Не успел пароходик к барже подойти, девушка, дочь механика Григорьева — Ирина — ловко зацепила крюк троса и кричит:

— (20)Давайте несколько человек на баркас, помогать будете от фашистов отбиваться!

(21)Сержант Смирнов и двое бойцов прыгнули на палубу, и «Ласточка» потащила баржу.

(22)Только вышли на плёс — закружили в воздухе немецкие самолёты-разведчики, над переправой повисли на парашютах ракеты. (23)Стало вокруг светло как днём. (24)3а разведчиками налетели бомбардировщики и начали пикировать то на баржу, то на баркас.

(25)Бойцы из винтовок бьют по самолётам, бомбардировщики чуть не задевают крыльями трубы, мачты баркаса. (26)Справа и слева по бортам столбы воды от взрывов бомб. (27)После каждого взрыва бойцы с тревогой оглядываются: «Неужели всё, попали?!» (28)Смотрят — баржа двигается к берегу.

(29)Капитан «Ласточки», Василий Иванович Крайнов, старый волгарь, знай рулевое колесо вправо-влево крутит, маневрирует — уводит баркас от прямых попаданий. (30)И всё — вперёд, к берегу.

(31)3аметили пароходик и баржу немецкие миномётчики и тоже начали обстреливать с берега. (32)Мины с воем пролетают, шмякаются в воду, свистят осколки.

(33)Одна мина попала на баржу. (34)Начался пожар. (З5)Пламя побежало по палубе.

(36)Что делать? (37)Перерубить трос? (38)Огонь вот-вот подберётся к ящикам со снарядами. (39)Но капитан баркаса круто повернул штурвал, и. «Ласточка» пошла на сближение с горящей баржей.

(40)Кое-как причалили к высокому борту, схватили багры, огнетушители, вёдра с песком — и на баржу. (41)Первой — Ирина, за ней — бойцы. (42)3асыпают огонь на палубе, сбивают его с ящиков. (43)И никто не думает, что каждое мгновение любой ящик может взорваться.

(44)Б ойцы поснимали шинели, бушлаты, накрывают ими языки пламени. (45)Огонь обжигает руки, лица. (46)Душно. (47)Дым. (48)Дышать трудно.

(49)Но бойцы и команда «Ласточки» оказались сильнее огня — боеприпасы были спасены и доставлены на берег.

(50)Таких рейсов у всех баркасов и катеров Волжской флотилии было столько, что не счесть. (51)Героические рейсы.

(По В. М. Богомолову)

Задание 20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Задача тихоходного парохода «Ласточка» заключалась в том, чтобы отбуксировать баржу, груженную боеприпасами, на другой берег Волги.

2) Пароход и баржу атаковали не только с воздуха, но и с берега.

3) Один из снарядов, сброшенных немецким самолётом-бомбардировщиком, уничтожил боеприпасы на барже.

4) Команда «Ласточки» состояла из десяти бойцов.

5) Вместо того чтобы перерубить трос и отсоединить горящую баржу, капитан парохода причалил к барже, чтобы тушить пожар.

Высказывание соответствует содержанию текста, если без искажений передает фактическую или смысловую информацию одного или нескольких предложений.

Чтобы выполнить это задание без ошибок, найдём в тексте подтверждение предложенным тезисам. В ответ выпишем предложения, которые не соответствуют содержанию текста.

1) Задача тихоходного парохода «Ласточка» заключалась в том, чтобы отбуксировать баржу, груженную боеприпасами, на другой берег Волги. – Соответствует содержанию, предложения 8-10.

2) Пароход и баржу атаковали не только с воздуха, но и с берега. – Соответствует содержанию, предложения 24,31.

3) Один из снарядов, сброшенных немецким самолётом-бомбардировщиком, уничтожил боеприпасы на барже. – неверно, предложение 49.

4) Команда «Ласточки» состояла из десяти бойцов. – неверно, предложения 17-18

5) Вместо того чтобы перерубить трос и отсоединить горящую баржу, капитан парохода причалил к барже, чтобы тушить пожар. – Соответствует содержанию, предложения 39-40.

Выбираем цифры, под которыми содержатся верные высказывания.

В ответ записываем цифрами без пробелов и запятых, в любом порядке.

Достопримечательность — Ансамбль Толгского монастыря

В 1987 г. архитектурные строения были переданы Русской православной церкви в целях организации Свято- Введенского Толстого женского монастыря.

Введенский собор и колокольня Толгского монастыря — это типичный храм Ярославля — пятиглавый и четырехстолпный, в нём имеется трехаспидный алтарь и высокий подклет в окружении галерей с приделами на юго-восточном конце и перед фасадом, выходящим на запад. Колокольня раньше была с открытыми арками третьего яруса, а позже они были заложены и надстроены ещё двумя ярусами.

Постройка Толгского монастыря связана с чудным явлением иконы Толгской Богоматери. В 1314 году местный властитель Трифон, во время осмотра свей епархии, решил заночевать на Волжском берегу, в месте, где было впадение реки Толги в неё, ныне этой реки не существует. Ночью его разбудил яркий свет на другом берегу, и он, проснувшись, увидел там сияние. И тут, откуда ни возьмись, к его ногам перекинулся мост через реку. Трифон перешёл мост и обнаружил, что свет идёт от облика Богоматери в кроне дерева. На следующее утро Трифон со своими спутниками начали постройку храма для Толгской иконы. Вот с этого и пошло начало истории монастыря. Икона, которая положила основу обители, и сейчас цела. Эта икона чудесным образом исцеляет людей, и этим сделала храм известным. Члены царской семьи часто приезжали в монастырь, а также жертвовали в его пользу деньги, а так же посещали языковой лагерь в финляндии и другие учреждения.

Ансамбль толгского монастыря сложившийся окончательно

(1)Днём и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики. (2)Они гонялись не только за буксирами, самоходками, но и за рыбацкими лодками, за маленькими плотиками — на них иногда переправляли раненых. (3)Но речники города и военные моряки Волжской флотилии, несмотря ни на что, доставляли грузы.

(4)Однажды был такой случай.

(6)Вызывают на командный пункт сержанта Смирнова и дают задание: добраться до того берега и передать начальнику тыла армии, что ночь ещё у центральной переправы войска продержатся, а утром отражать атаки противника будет нечем. (6)Нужно срочно доставить боеприпасы.

(7)Кое-как добрался сержант до начальника тыла, передал приказ командарма генерала Чуйкова.

(8)Быстро нагрузили бойцы большую баржу и стали ждать баркас. (9)Ждут и думают: «Подойдёт мощный буксир, подцепит баржу и быстренько через Волгу перебросит».

(10)Глядят бойцы — плюхает старый пароходишко, и назван-то он как-то неподходяще: «Ласточка». (11)Шум от него такой, что уши затыкай, а скорость как у черепахи. (12)«Ну, — думают, — на таком и до середины реки не добраться».

(13)Однако командир баржи постарался успокоить бойцов:

— (14)Не глядите, что пароходишко тихоходный. (15)Он таких барж, как наша, не одну перевёз. (16)Команда у «Ласточки» боевая.

(17)Подходит «Ласточка» к барже. (18)Смотрят бойцы, а команды-то на ней всего три человека: капитан, механик и девушка.

(19)Не успел пароходик к барже подойти, девушка, дочь механика Григорьева — Ирина — ловко зацепила крюк троса и кричит:

— (20)Давайте несколько человек на баркас, помогать будете от фашистов отбиваться!

(21)Сержант Смирнов и двое бойцов прыгнули на палубу, и «Ласточка» потащила баржу.

(22)Только вышли на плёс — закружили в воздухе немецкие самолёты-разведчики, над переправой повисли на парашютах ракеты. (23)Стало вокруг светло как днём. (24)3а разведчиками налетели бомбардировщики и начали пикировать то на баржу, то на баркас.

(25)Бойцы из винтовок бьют по самолётам, бомбардировщики чуть не задевают крыльями трубы, мачты баркаса. (26)Справа и слева по бортам столбы воды от взрывов бомб. (27)После каждого взрыва бойцы с тревогой оглядываются: «Неужели всё, попали?!» (28)Смотрят — баржа двигается к берегу.

(29)Капитан «Ласточки», Василий Иванович Крайнов, старый волгарь, знай рулевое колесо вправо-влево крутит, маневрирует — уводит баркас от прямых попаданий. (30)И всё — вперёд, к берегу.

(31)3аметили пароходик и баржу немецкие миномётчики и тоже начали обстреливать с берега. (32)Мины с воем пролетают, шмякаются в воду, свистят осколки.

(33)Одна мина попала на баржу. (34)Начался пожар. (З5)Пламя побежало по палубе.

(36)Что делать? (37)Перерубить трос? (38)Огонь вот-вот подберётся к ящикам со снарядами. (39)Но капитан баркаса круто повернул штурвал, и. «Ласточка» пошла на сближение с горящей баржей.

(40)Кое-как причалили к высокому борту, схватили багры, огнетушители, вёдра с песком — и на баржу. (41)Первой — Ирина, за ней — бойцы. (42)3асыпают огонь на палубе, сбивают его с ящиков. (43)И никто не думает, что каждое мгновение любой ящик может взорваться.

(44)Б ойцы поснимали шинели, бушлаты, накрывают ими языки пламени. (45)Огонь обжигает руки, лица. (46)Душно. (47)Дым. (48)Дышать трудно.

(49)Но бойцы и команда «Ласточки» оказались сильнее огня — боеприпасы были спасены и доставлены на берег.

(50)Таких рейсов у всех баркасов и катеров Волжской флотилии было столько, что не счесть. (51)Героические рейсы.

(По В. М. Богомолову)

Задание 20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Задача тихоходного парохода «Ласточка» заключалась в том, чтобы отбуксировать баржу, груженную боеприпасами, на другой берег Волги.

2) Пароход и баржу атаковали не только с воздуха, но и с берега.

3) Один из снарядов, сброшенных немецким самолётом-бомбардировщиком, уничтожил боеприпасы на барже.

4) Команда «Ласточки» состояла из десяти бойцов.

5) Вместо того чтобы перерубить трос и отсоединить горящую баржу, капитан парохода причалил к барже, чтобы тушить пожар.

Высказывание соответствует содержанию текста, если без искажений передает фактическую или смысловую информацию одного или нескольких предложений.

Чтобы выполнить это задание без ошибок, найдём в тексте подтверждение предложенным тезисам. В ответ выпишем предложения, которые не соответствуют содержанию текста.

1) Задача тихоходного парохода «Ласточка» заключалась в том, чтобы отбуксировать баржу, груженную боеприпасами, на другой берег Волги. – Соответствует содержанию, предложения 8-10.

2) Пароход и баржу атаковали не только с воздуха, но и с берега. – Соответствует содержанию, предложения 24,31.

3) Один из снарядов, сброшенных немецким самолётом-бомбардировщиком, уничтожил боеприпасы на барже. – неверно, предложение 49.

4) Команда «Ласточки» состояла из десяти бойцов. – неверно, предложения 17-18

5) Вместо того чтобы перерубить трос и отсоединить горящую баржу, капитан парохода причалил к барже, чтобы тушить пожар. – Соответствует содержанию, предложения 39-40.

Выбираем цифры, под которыми содержатся верные высказывания.

В ответ записываем цифрами без пробелов и запятых, в любом порядке.

Свято-Введенский Толгский монастырь

Свято-Введенский Толгский монастырь (Россия, Ярославская область, г. Ярославль, пос. Толга, 1)

Я ещё застала время, когда фотосъемка в стенах обители была категорически запрещена (это 1990-е гг., мобильники в то время только зарождались…). Данное обстоятельство надолго отбило у меня желание бывать в Толге. И вот я сподобилась, приоделась подобающим образом, взвалила на спину тяжелый фоторюкзак, и вошла в некое подобие проходной. Монахиня продала мне билет на съемку за 200 р., чему я была несказанно рада (к слову сказать, видео стоит 500 р.). Пустынь открыта для посещения в будни – с 7-20.00, в сб. и вск. С 7-21.00.
Действительно, увидеть ТАКОЕ, и не запечатлеть – крайне обидно — монастырь сказочно красив! Совершенство архитектурного ансамбля дополняет роскошное ландшафтное обрамление: декоративные кустарники, обилие цветов, водные затеи… «Первоклассный Толгский мужской монастырь находился в 9 верстах от Ярославля (ныне в границах города. – Прим. ред.), на реке Толге, которая, огибая монастырь с севера, впадала в Волгу. Основан монастырь при святом благоверном князе Давиде Феодоровиче в 1314 году епископом Ростовским Трифоном на месте явления ему чудотворной Толгской иконы Божией Матери.

Описание Толгской обители

А. П. Крылов в своем описании Толгского монастыря в 1860 году писал: «С южной стороны монастыря за архиерейским домом возвышается кедровая роща – это сад монастырский. Аллеи дерев во всей роскошной красоте своей, расстилающие густую тень по дорожкам, группы кедров, высящихся в своей дикой прелести, цветники, благоухающие ароматами, обширный пруд, в волнах своих, как в зеркале, отражающий перспективно предметы, – все это делает сад мирным и приветливым приютом… В предании сохранилось, что кедровая роща насаждена в XVI веке, в царствование Иоанна Васильевича Грозного… настоятелем Толгской обители игуменом Феодосием… Церкви, здания и сад Толгского монастыря окружаются каменной стеной с девятью башнями и двумя воротами».
Монастырь за свою историю претерпевал пожары и разорения, в 1609 году он был захвачен литовцами. (Соборный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы, величественной архитектуры, построен в 1681— 1683 гг. Здесь находилась главная святыня монастыря чудотворная Толгская икона Богоматери. – прим. Н. Бондарева) Издавна здесь существовала традиция высоких паломнических посещений. В 1553 году в Толге побывал царь Иван Грозный (получивший здесь чудесное исцеление), в 1681 году – патриарх Никон. В 1683 году Толгскую обитель посетил царь Федор Алексеевич с сестрами, а в 1763 году – императрица Екатерина II. «Государыня слушала здесь в соборном храме пред иконою Богоматери молебен, прикладывалась к ней и затем обозревала замечательный монастырский кедровый сад. 21 мая 1913 года «благополучно царствующий Государь Император, следуя благочестивым предкам, совершил из Ярославля со своим августейшим семейством паломничество в Толгский монастырь, где после молитвы перед святой иконою изволил гулять в кедровом саду».

Толгский Свято-Введенский монастырь – одна из крупнейших православных обителей России

Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, п. Толга
Дата основания: 1314 год
Основные достопримечательности: собор Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь Николая Чудотворца, церковь Спаса Нерукотворного Образа, церковь Воздвижения Креста Господня с трапезной палатой, колокольня, часовня на могиле убиенных иноков, Кедровая роща
Святыни: частица Ризы Господа нашего Иисуса Христа, мощи святителя Игнатия Брянчанинова, частица Гвоздя, которым был распят Господь наш Иисус Христос, частица Ризы Пресвятой Богородицы, частица Туринской плащаницы, частица Хитона Крестителя Господня Иоанна, явленная икона Толгской Богоматери
Координаты: 57°41’47.8″N 39°49’38.6″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

В 6 км от центра Ярославля, возле устья реки Толги стоит древняя обитель – одна из самых старых в России. Когда-то она находилась в стороне от шумного города, а сейчас входит в городскую черту разросшегося Ярославля. Благодаря древней чудодейственной иконе, монастырь пользуется большой популярностью у паломников. Многие также приезжают сюда полюбоваться старинными храмами и кедровой рощей, заложенной еще во времена Иоанна Грозного.

История Толгского Свято-Введенского монастыря

К сожалению, документальные сведения об истории монастыря отрывочны и скудны. О событиях, происходивших в его стенах, можно узнать по большей части в текстах, которые описывают чудесные явления знаменитой Толгской иконы.

Толгский Свято-Введенский монастырь со стороны пристани

С основанием обители связано старинное предание. В августе 1314 года епископ Ростова Трифон вместе с несколькими православными священниками путешествовали в Белозерье. Уже на пути к Ярославлю, они расположились на ночлег на правобережье Волги. Ночью епископ увидел чудесный сон о явлении иконы Божией Матери. По утру на другом берегу реки, в лесу слуги нашли чудесную икону.

Трифон не стал возвращаться в Ярославль. Он добился, чтобы в память о чуде построили деревянную церковь, которую освятили в честь Ведения Богоматери во Храм. Сюда и перенесли найденную икону. Постепенно вокруг нового храма образовалась обитель. Ее стали называть Тогской — по реке, впадающей в Волгу.

Известно, что в конце XIV века в монастыре произошел сильный пожар. Обгорели многие здания и ограда обители. Дотла сгорел и первый деревянный храм. Пламенем были уничтожены старинные книги и вся богослужебная утварь, но главную монастырскую икону удалось спасти. После пожара благотворители помогли отстроить обитель заново, и монастырская жизнь продолжилась. Сюда всегда приходило много паломников, а ярославские князья оказывали обители свое покровительство. Так, князь Федор Федорович пожаловал монастырю деревню Кукольцыно, а живших в ней крестьян освободили от всех княжеских повинностей и податей.

Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы (Введенский собор) с колокольней

1553 год отмечен в летописи монастыря особо. В обитель приехал царь Иоанн Грозный и долгими молитвами излечился от мучившей его болезни. После этого монастырь находился под постоянным царским покровительством. Иоанн Грозный сделал ему щедрые денежные подношения, а также подарил иконописный образ Спаса Нерукотворного. Кроме того, на средства царя в обители появился первый каменный храм.

Смутные времена, с которых начался XVII век, прокатились по всей Ярославской земле пожарами и грабежами. Монастырь у устья реки Толги не избежал печальной участи. 46 монахов, прятавшихся в одном из храмов, были захвачены отрядом неприятеля и убиты. Позже над их братской могилой установили памятную часовню.

К счастью, бесценную Толгскую икону удалось спрятать от захватчиков. И когда в 1612 году по Ярославщине пошла ужасная эпидемия моровой язвы, с иконой прошли крестным ходом вокруг города. И болезнь отступила.

Непростые обязанности по восстановлению разрушенной обители выпали на долю ее настоятеля – игумена Серапиона. В эти годы на деньги, выделенные государем Михаилом Федоровичем, была возведена теплая Кресто-Воздвиженская церковь. Сегодня она – самое старое из сохранившихся монастырских строений.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа

Обитель никогда не была обделена вниманием благотворителей. Ей жертвовали бояре из рода Вяземских и Троекуровых, Голицыных и Мельгуновых. Во многом монастырю помогли отстроиться состоятельные ярославские купцы братья Семен Матвеевич и Иван Матвеевич Сверчковы. Они пожертвовали обители не только очень крупные денежные суммы, но и одну тысячу пудов соли, стоящей в те времена очень дорого.

Кроме них, благотворителем обители был окольничий князь Никита Яковлевич Львов. На его средства для вновь построенной колокольни отлили огромный 200 пудовый колокол, а для богослужений приобрели расшитые жемчугом и драгоценными камнями одежды. Львов также построил для монахов каменные кельи.

Как выглядел монастырь в начале XX века, можно увидеть на сохранившихся фотографиях, автором которых является известный русский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский. В 1910 году им были отсняты общий вид на монастырь и его храмы, в том числе и с противоположной стороны Волги, монастырская пристань, старинная кедровая роща, а также фрески, которыми расписана галерея, окружающая Введенскую церковь.

В 1914 году обитель к празднованию 600-летнего юбилея тщательно отремонтировали. Однако, спустя три года, когда власть в государстве поменялась, монастырь упразднили. Церковные богослужения в нем перестали проводить с 1928 года, а через год обитель полностью закрыли.

Монастырский пруд, на заднем плане церковь Николая Чудотворца

В 30-е годы прошлого века на ее территории поселились специалисты и рабочие проектируемой правительством волжской гидроэлектростанции. Но спустя время стройку решили перенести в Рыбинск. А в монастыре остались жить те жители Ярославля, кто по разным причинам не имел собственных квартир. Кроме того, на несколько десятилетий здесь разместили детскую воспитательную колонию.

И хотя в 1947 году монастырь признали историко-архитектурным памятником, ситуация почти не изменилась. Реставраторы пришли в его стены только в 70-е годы прошлого века. А последних жителей выселили из монастыря перед самым его открытием, которое состоялось в 1987 году.

Последующие двадцать с лишним лет в обители велись масштабные реставрационно-восстановительные работы. И теперь белокаменные стены и красивейшие храмы Толгского монастыря по праву считаются одной из жемчужин «Золотого кольца» России.

Часовня на могиле убиенных иноков

Архитектурные памятники на монастырской территории

Величественный архитектурный ансамбль монастыря, который в основном сложился к концу XVII – началу XVIII века, сегодня считается одним из самых красивых на Волге. Самая старая из его построек – Кресто-Воздвиженская церковь с трапезной, была возведена в 1625 году. Церковные службы в ней совершаются в осенне-зимний период.

Центральное место обители занимает Введенский собор, построенный в начале 80-х годов XVII века. Он примечателен богатыми фресками, написанными в 1690 году. Богослужения в этом храме проходят только в летнее время.

Спасская церковь появилась в монастыре в самом начале XVIII века на месте обветшавшего деревянного храма. Ее строительство послужило напоминанием о даре царя Иоанна Грозного – старинной иконе Спаса Нерукотворного.

Кроме этого, из старых построек в обители сохранились очень красивый надвратный Никольский храм (1672 г.) и часовня, возведенная в конце XIX века в честь убитых в Смутные времена монахов.

Кедровая роща Толгского Свято-Введенского монастыря

В юго-восточной части монастырской территории расположена роща сибирского кедра. Большую часть из сохранившихся старых деревьев высадили в ней в 1810 году. Но согласно монастырским летописям первые кедровые саженцы были подарены монастырю царем Иоанном Грозным, и обустройство рощи началось еще в XVI веке. Однако, старые деревья не удалось сохранить из-за произошедших за последние четыре века пожаров, войн и междоусобиц.

В кедровнике стоит небольшая изящная часовенка, возведенная в память о чуде явления иконы Божией Матери епископу Трифону в начале XIV века. Территория рощи огорожена с севера от ветров высокой монастырской стеной. Попасть сюда можно только с экскурсией. Для всех желающих доступ в рощу открыт только один раз в год – 21 августа, в день празднования обретения иконы Божией Матери Толгской.

Современное состояние и режим посещения Толгского Свято-Введенского монастыря

Современный монастырь – действующая женская православная обитель, где проживает 120 монашек и игуменья. Попасть на территорию могут все желающие. Фотографирование внутри монастырских стен платное и стоит 200 руб., а видеосъемка – 500 руб.

Богослужения в храмах проходят ежедневно в 7.00 и 16.00 (летом – в 17.00). По воскресным и праздничным дням — в 8.00 и 16.00. Особо чтимыми монастырскими святынями считаются икона Божией Матери, частица Ризы Господней, а также мощи, принадлежащие святителю Игнатию Брянчанинову.

Северная воротная башня

Монастырская территория очень ухоженная, на ней высажено много цветов. В небольшом пруду живут черные лебеди, а в вольере содержат павлинов. Монахини усердно работают на собственном большом огороде. Для паломников и туристов проводятся экскурсии по территории и небольшому музею церковных ценностей. Кроме того, в монастыре можно пообедать в трапезной и при желании купить вкусный хлеб и пряники, которые выпекают в местной пекарне, и также березовый сок. Желающие, при предварительном бронировании, могут переночевать в комнатах паломнического корпуса.

Как доехать до Толгского Свято-Введенского монастыря

Обитель расположена в поселке Толга, на пологом левобережье Волги.

На автомобиле. Из столицы к Ярославлю ведет федеральная трасса М8. При подъезде к городу, нужно свернуть с нее на объездную дорогу и при движении ориентироваться на дорожные указатели к Вологде. Немного не доезжая до Вологодской трассы, сразу за автомобильным мостом, необходимо повернуть по указателю в сторону обители.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От ж/д вокзала в Ярославле на троллейбусе первого маршрута нужно подъехать до остановки «Красная площадь» и там сделать пересадку на автобус № 21 или маршрутки №№ 93, 96. Любой из этих видов общественного транспорта доезжает до остановки «ул.Железнодорожная села Толгоболь».

Оттуда к монастырю добираются пешком – около получаса. Летом от городской пристани до поселка Толга за 40-45 мин. можно подъехать на теплоходе. Кроме того, до обители удобно приехать на такси.

Толгский монастырь

Ансамбль Толгского монастыря (XVII-XIX в.) находится в поселке Толга, в 6 км от центра Ярославля, вверх по течению р. Волги, на низком левом берегу, в устье речки Толгоболь.

Один из древнейших на Руси, Толгский мужской монастырь основан, согласно преданию, ростовским епископом Трифоном по случаю явления ему иконы Пресвятой Богородицы. День явления иконы — 8 августа 1314 г., стал торжественным праздником Толгской обители. Вскоре монастырь сгорел, но Чудотворная икона, по преданию, была найдена после пожара целой и невредимой на дереве.

Монастырь был восстановлен.

В древности — это далекий, загородный малоземельный монастырь с деревянными постройками. Однако он являлся оплотом православной церкви на Ярославской земле в ее политике объединения русских земель вокруг Москвы.

В XV в. развитию монастыря способствовало покровительство великого князя Василий Темного. Чудотворная икона Толгской Божьей Матери стала широко известна среди богомольцев. По преданию в 1553 г. здесь исцеляется от болезни ног сам Иван Грозный и в знак благодарности вкладывает средства в строительство каменного Введенского собора.

XVI век — время активного обустройства обители. В этот период игуменом Феодосием был заложен монастырский кедровый сад.

В1609 году во время осады Ярославля поляками монастырь был разграблен и сожжен (погибла большая часть иноков), но вскоре восстановлен. В 1612 году монастырь сыграл большую роль в духовном объединении ополчения Минина и Пожарского, поэтому был отмечен вниманием Дома Романовых. Богатые царские вклады позволили расширить владения и пополнить казну, обновлять постройки в камне. Заказчиками их выступали князья и богатые ярославские купцы.

В первой половине XVIII века складывается существующий архитектурный ансамбль монастыря: настоятельский корпус, где размещались жилые помещения, поварня, кладовые, трапезная; новый Введенский собор, расписанный в конце XVII века артелью ярославских мастеров во главе с Лаврентием Севастьяновым и Федором Федоровым; рядом с собором встала огромная стенообразная звонница; построены новые стены и башни, новая больничная палата со Спасской домовой церковью в стиле барокко. В этом же стиле перестраиваются и Святые ворота с Никольской церкви.

В первой половине XVIII века Толгский монастырь достиг расцвета, стал крупным духовным центром и настоятели монастыря получают титул архимандритов; возрождается священная кедровая роща; учреждается монастырская библиотека. В царствование Екатерины II монастырь располагал земельными и лесными угодьями и имел около 1500 крепостных душ, на Стрелке Ярославля подворье. В 1820г. монастырь стал первоклассным.

Толгская святая обитель связана с именами знатных людей земли Русской. Здесь принял в 1681г. обряд последнего причастия опальный патриарх Никон. В 1763г. Екатерина II совершила из Ярославля в обитель пешее паломничество. В 1914 году 600-летие Толгского монастыря было отмечено визитом царя Николай II с семьей. Здесь нашли упокоение представители древних княжеских родов — Голицыны, Вяземские, Троекуровы, Урусовы. В Спасской церкви погребены ярославский генерал-губернатор А. П. Мельгунов, герой Отечественной войны 1812 г., участник Бородинского сражения генерал-лейтенант Н.А. Тучков. Под собором погребен игумен Гордиан.

В I пол. XIX в. монастырский ансамбль пострадал от перестроек в стиле провинциального классицизма. Из новых построек XIXв.: Крестовоздвиженский корпус, за монастырем- странноприимный дом, гостинница, на Волге против Святых ворот, пристань с часовней. В монастырском саду устроены оранжерея , для смены устаревших кедров, почитавшихся в округе священными, питомник.

После революции 1917г. монастырь был упразднен. В его зданиях размещались разные учреждения (долгие годы детская колония), монастырь ветшал, разрушался. В канун 1000-летия Крещения Руси 1987г. местная власть передала комплекс быв. монастыря Русской Православной Церкви. По решению Священного Синода был учрежден женский монастырь. Так началось возрождение обители. Местные и центральные органы власти средствами и специалистами помогали восстанавливать монастырский ансамбль, налаживать в нем жизнь.

Сегодня в Толгском Свято — Введенском женском монастыре живет более 100 сестер, во главе с настоятельницей- игуменьей Варварой. Идет реставрация Крестовоздвиженского храма, создана библиотека, хор. У монастыря большое подсобное хозяйство, в аренде около 300 га пахотных угодий.

Ярославль. Свято-Введенский Толгский монастырь

Толгский монастырь располагается на левом берегу Волги, в шести верстах от Ярославля. В древности это был сравнительно далекий пригородный монастырь. Он был основан в 1314 году в устье небольшой речки Толги.

В том году, как рассказывает предание, ростовский епископ Трифон совершал объезд своей епархии и ему чудесным образом явилась икона Богоматери, висящая на дереве. На месте явления иконы и был основан монастырь, получивший название Толгский.

Первоначально малоземельный и небогатый, на протяжении столетий Толгский монастырь в Ярославле имел только деревянные постройки. Первое каменное здание, Введенский собор, появилось здесь в XVI веке.

В Толгский монастырь неоднократно делали щедрые вклады русские цари. В 1553 году в монастыре побывал Иван Грозный, который исцелился от болезни ног перед иконой Толгской Богоматери. В 1683 году обитель посетил царь Федор Алексеевич, в 1763 году — императрица Екатерина II. Близ монастыря скончался возвращавшийся из заточения патриарх Никон.

В 1609 году Ярославский Толгский монастырь разграбили отряды тушинцев, погибли почти все монахи, а сам монастырь был предан огню и практически уничтожен. В 1612 году шедшее к Москве земское ополчение Минина и Пожарского совершало крестный ход вокруг монастыря.

В 1620-х годах древняя обитель была восстановлена. Его владения расширились, а казна пополнилась за счет богатых царских вкладов. В этот период была построена каменная трапезная палата с Крестовоздвиженской церковью — самая древняя из сохранившихся построек монастыря. В 1735 году к ней был пристроен придел Толгской Богоматери.

С начала 1670-х годов в монастыре развернулось большое строительство. В результате сложился существующий ансамбль монастыря, который по праву называют жемчужиной русской архитектуры.

В 1672 году на средства ярославских купцов братьев Сверчковых были возведены Святые ворота с надвратной Никольской церковью. Сводчатый проезд ворот был расписан фресками. К надвратной Никольской церкви примыкает настоятельский корпус, построенный в 1670-х — начале 1680-х годов.

В 1683 — 1685 годах на средства князя Никиты Львова рядом с собором была выстроена огромная звонница. Некогда на ней висело 14 колоколов. Один из них, весом в 200 пудов, был отлит в 1677 году в Москве мастером Федором Матори-ным — отцом колокольных дел мастера Ивана Маторина, того самого, что отлил знаменитый Царь-колокол. В 1826 году арки верхнего яруса были заложены, а звонница была надстроена в стиле провинциального классицизма.

В 1690-х годах вместо деревянной монастырской стены появились каменные стены и башни. Первоначально башни увенчивались высокими шатрами, наподобие башен Московского Кремля, Симонова и Иосифо-Волоколамского монастырей. Огромный шатер обращенной к Волге проездной башни заканчивался дозорной вышкой с висевшим на ней набатным колоколом. Позднее, в процессе неоднократных перестроек, башни монастыря утратили свой суровый крепостной характер.

В 1926 году Толгский монастырь был ликвидирован. Здесь был устроен детский дом для беспризорников, а затем воспитательно-трудовая колония МВД. В канун 1000-летия Крещения Руси Толгский монастырь был возрожден. Ныне это действующий женский Толгский монастырь.

Достопримечательность — Ансамбль Толгского монастыря

Город: Ярославль
Адрес: 150027, Ярославль, М. Толга
Телефоны администрации: +7 (4852) 38-00-55тел./факс
Толгский монастырь относится к лучшим ярославским ансамблям, построенным в конце 17 — начале 18 веков. Основан монастырь в 1314 г. в местности выше Ярославля, где река Толга впадает в Волгу. Этот монастырь прославил русское искусство иконой «Толгская богоматерь» первой половины 14 в. а также поздними её повторениями. Башни и стены выстроены в 1650-х гг. Святые ворота и надвратная Никольская церковь — в 1672 г., возведение Введенского собора произошло — в 1681-1683 годах, колокольни в 1683-1685 годах (она надстроена в 1826 г. по разработке Панькова П. Я.).

В 1987 г. архитектурные строения были переданы Русской православной церкви в целях организации Свято- Введенского Толстого женского монастыря.

Введенский собор и колокольня Толгского монастыря — это типичный храм Ярославля — пятиглавый и четырехстолпный, в нём имеется трехаспидный алтарь и высокий подклет в окружении галерей с приделами на юго-восточном конце и перед фасадом, выходящим на запад. Колокольня раньше была с открытыми арками третьего яруса, а позже они были заложены и надстроены ещё двумя ярусами.

Постройка Толгского монастыря связана с чудным явлением иконы Толгской Богоматери. В 1314 году местный властитель Трифон, во время осмотра свей епархии, решил заночевать на Волжском берегу, в месте, где было впадение реки Толги в неё, ныне этой реки не существует. Ночью его разбудил яркий свет на другом берегу, и он, проснувшись, увидел там сияние. И тут, откуда ни возьмись, к его ногам перекинулся мост через реку. Трифон перешёл мост и обнаружил, что свет идёт от облика Богоматери в кроне дерева. На следующее утро Трифон со своими спутниками начали постройку храма для Толгской иконы. Вот с этого и пошло начало истории монастыря. Икона, которая положила основу обители, и сейчас цела. Эта икона чудесным образом исцеляет людей, и этим сделала храм известным. Члены царской семьи часто приезжали в монастырь, а также жертвовали в его пользу деньги, а так же посещали языковой лагерь в финляндии и другие учреждения.

Толгский монастырь

Ансамбль Толгского монастыря расположен в 6 км от Стрелки вверх по течению Волги на левом ее берегу, в пределах современной городской черты Ярославля. Его живописные постройки вместе с уникальной вековой кедровой рощей прекрасно вписаны в окружающий равнинный пейзаж и полны лирического очарования.

112. Толгский монастырь. Гравюра А. Ростовцева. 1731 г. Фрагмент

Существующий ансамбль зданий сложился между 1670–1730 гг. Запечатленные впервые на гравюре Ростовцева (илл. 112), монастырские сооружения впоследствии утратили многие первоначальные формы. Но под поздними уродливыми наслоениями сохраняются великолепные памятники русского зодчества.

В древности это был сравнительно далекий загородный монастырь, основанный в 1314 г. в устье небольшой речки Толги. Малоземельный и небогатый, он имел на протяжении многих столетий только деревянные строения. Первое каменное здание, Введенский собор, появилось здесь в XVI в. В начале XVII в. монастырь был фактически уничтожен. Отряды интервентов, осаждавшие в 1609 г. Ярославский кремль, разграбили, предали огню и Толгский монастырь. В 1620-х гг. он был восстановлен, владения его расширились, а казна пополнилась за счет богатых царских вкладов «на строение церковное» и «на каменное колокольное строение». Памятником этого периода служит Крестовоздвиженская церковь с трапезной палатой — самое древнее сохранившееся здание ансамбля и одно из наиболее ранних ярославских сооружений XVII в. В 1735 г. к северному фасаду храма был пристроен придел Толгской богоматери. В XIX в. интерьеры и завершения церкви и трапезной были перестроены. Следы первоначальных наличников из тесаного кирпича и плоские пилястры на южном фасаде позволяют предположить, что древний облик Крестовоздвиженской церкви отличался крайне сдержанными формами внешнего декоративного убранства.

Вторым по времени сохранившимся сооружением, открывшим в монастыре период широких строительных работ, являются Святые ворота с Никольской церковью, возведенные в 1672 г. на средства ярославских купцов братьев Сверчковых. Композиция надвратной церкви с двумя фланкирующими башнями близка хорошо известным ростовским надвратным комплексам. Но здесь вся постройка меньше по размерам и лишена их торжественности и величия. Проезд ворот, украшенный тройной аркой с резными висячими гирьками, обрамляют вертикальные ряды одинаковых квадратных ширинок. Выше — цветной изразчатый фриз опоясывает фасады проезда и башен, зрительно объединяя их. Во второй период строительства в начале XVIII в. памятник получил дополнительное пышное барочное оформление — фронтон над проездной аркой и декор венчающей части надвратной церкви. Расписанный фресками сводчатый проезд Святых ворот в конце XIX в. был заложен.

Примерно в 1690-х гг. вместо деревянной монастырской ограды появились каменные стены и башни. Последние первоначально имели высокие шатровые кровли, увенчанные золочеными прапорцами. Огромный шатер обращенной к Волге проездной башни венчался дозорной вышкой с набатным колоколом. К сожалению, в процессе неоднократных перестроек большинство башен утратило первоначальный суровый крепостной характер.

113. Введенский собор Толгского монастыря

В центре монастырского двора высится главное сооружение ансамбля — Введенский собор (1681–1688). Он построен на месте старого собора, по преданию, возведенного в XVI в. на средства Ивана Грозного. Поражают прежде всего огромные размеры этого типичного для Ярославля пятиглавого храма на высоком подклете, окруженного с трех сторон галереями и крыльцами (илл. 113). Вместе с тем во внешнем облике этого памятника отсутствует свободная декоративная живописность, характерная для большинства современных ему ярославских храмов. В самом «слишком» четком построении объемов, размещении и форме окон, скупом и однообразном рисунке декора чувствуется некоторая линейная сухость. В древности фасады собора несколько оживлялись расписными полукружиями закомар, ныне срезанными поздней четырехскатной кровлей. Эта кровля вместе с пучинистыми главами появилась на памятнике в конце XVIII в. Наиболее нарядно западное домообразное крыльцо с высоким рундуком на массивных столбах, расчлененных кессонами (ширинками). Его проемы, украшенные двойной аркой с висячей гирькой, в сочетании с изразчатым декором составляют сложную, необычайно торжественную композицию. Закрытые переходы на арочных пролетах соединяли соборную галерею на севере со звонницей, на юге — с трапезной палатой (второй переход разобран). В подклете собора находились усыпальницы ярославских князей, в частности Жировых- Засекиных и Львовых — заказчиков многих строений монастыря.

114. Спасская церковь Толгского монастыря. Конец XVII — начало XVIII в.

115. Колокольня Толгского монастыря. Фрагмент

В 1690–1691 гг. интерьеры Введенского собора, южного придела и галереи были украшены стенописями работы ярославских художников, во главе которых, как предполагают, стояли Лаврентий Севастьянов и Федор Федоров. В 1839–1812 гг. во время большого ремонта древняя живопись была прописана. Однако она не потеряла своей ценности и сейчас, когда большие живописные фрагменты оказались полностью или частично утраченными. Росписи Введенского собора кроме своих незаурядных художественных достоинств обладают огромной познавательной ценностью. Это настоящая сокровищница сюжетов, посвященных местной истории, выполненная с поразительной конкретностью. В композициях, посвященных «обретению» чудотворной иконы или строительству Толгского монастыря, расположенных на южной и западной стенах, действие развертывается в обстановке, знакомой и близкой живописцам. Речные пейзажи, челноки, которые выволокли на берег бородатые, одетые в полукафтаны люди, плотники, закладывающие нижние венцы бревенчатых монастырских хором, лесорубы, энергично взмахивающие топорами в густом сосновом лесу, — эти маленькие картинки древнерусского быта необычайно жизненны и реалистичны.

Нередко фантазия художника объединяет отдельные композиции росписей в развернутое живописное повествование о наиболее знаменательных событиях, происходивших на территории Ярославской земли почти на глазах мастера. Это, например, крестный ход земского ополчения, происходивший в 1612 г. в Ярославле во главе с князем Д. Пожарским перед походом на Москву; наивные, но реалистические изображения царя Федора Алексеевича с многочисленной свитой, посетившего Толгский монастырь в 1683 г., и др.

В 1683–1685 гг. на средства князя Никиты Львова рядом с собором была выстроена «колокольница каменная» — огромная стенообразная звонница (илл. 115). Ее высокий прямоугольный массив расчленен ровными поэтажными рядами одинаково оформленных широких окон. В некогда раскрытых арках верхнего яруса висело 14 колоколов «больших и малых». Один из них весом 3200 кг был отлит в 1677 г. в Москве мастером Федором Моториным, отцом автора знаменитого московского царя-колокола Ивана Федоровича Моторина.

В 1826 г. арки верхнего яруса были заложены, и над древней звонницей выросла надстройка в формах позднего провинциального классицизма. Эту работу выполняли по проекту Панькова крепостные мастера под руководством И. Катышева из соседнего села Диево Городище. Несколько тяжеловесные формы нерасчлененного массива старой колокольни как бы воспроизводят древний тип звонницы, противоположный по своему облику легким и стройным вертикалям колоколен посадского Ярославля XVII в. В стремлении к утрированной величественности и геометричности форм Введенского собора и его звонницы отчетливо проступает влияние монастырского заказа, сковывавшего полнокровное жизнелюбие ярославских зодчих.

Из жилых корпусов, расположенных по периметру стен, наибольший интерес представляет настоятельский корпус, пристроенный с северной стороны к надвратной Никольской церкви в 1670-х — начале 1680-х гг. по заказу Н. Львова. На перестроенных в позднее время фасадах хорошо видны первоначальные элементы их оформления. Кроме жилых помещений здесь были поварня, кладовые, трапезная.

Расположенная в северной части монастырской территории Спасская церковь с больничными палатами выстроена в первые годы XVIII в. Это последнее древнее сооружение ансамбля.

Памятник отличает необычная сложная трактовка завершения. Восьмигранный купол служит основанием для ступенчатой композиции из двух уменьшающихся восьмигранников, увенчанных пучинистой главой. Монументальность форм здесь подчеркнута стройным хороводом миниатюрных глав на утонченных барабанах, как бы основанных на узорчатых наличниках, декорирующих параболические очертания нижнего купола.

116. Толгская богоматерь. Икона из Толгского монастыря. 1655. (Ярославль, Музей)

С запада к церкви примыкают одноэтажные протяженные больничные палаты (илл. 114). Декоративная обработка фасадов церкви и палат подчинена четкой, но своеобразно трактованной ордерной системе. Трехчетвертные спаренные колонны с причудливыми капителями акцентируют грани нижнего восьмерика, членят фасады первого яруса и обрамляют огромные окна больничных палат. Белокаменные раковины, украшающие наличники окон, тончайшие профили, изысканная резьба, покрывающая нижнюю часть полуколонн, говорят о том, что здесь работали высококвалифицированные мастера-резчики. Все это фантастически пышное европеизированное убранство фасадов необычно для Ярославля. Перед нами интереснейший памятник. В нем впервые в истории ярославского зодчества отчетливо проступает предельно декоративно насыщенный образ сооружения, столь характерный для стиля барокко.

031. Свято-Введенский Толгский монастырь, страница 18

Кедровая роща в Томском монастыре.

В юго-восточной части Толгского монастыря находится кедровая роща. Ее существованием обитель обязана, согласно преданию, Ивану Грозному, подарившему монастырю саженцы кедровых деревьев, столь редких в средней полосе России. В ветвях одного из кедров помещалась некогда часовенка со списком с Толгской иконы Божией Матери, напоминая о том чуде, что произошло на этом месте в 1314 году, когда икона Пресвятой Богородицы явилась святителю Трифону в сосняке. (Сейчас часовня в кедровнике тоже есть, но — «отдельностоящая», а не на дереве.) Были выкопаны в кедровнике и пруды. Благодаря высокой стене, защищавшей рощу от ветра, здесь всегда было тихо.

На протяжении нескольких веков насельники бережно ухаживали за кедровником. Посещали его многие

гости обители — в частности, семья последнего российского императора Николая II, побывавшего в монастыре в 1913 году.

После революции кедровник долгие годы пребывал в небрежении. Деревья стали сохнуть, еще немного — и мы потеряли бы уникальный природный памятник. Лишь с конца 1980-х годов, когда Толгский монастырь был возвращен Церкви, кедровая роща вновь получила надлежащий уход. К сожалению, свободного доступа в кедровник нет, он отделен стеной от монастырского двора, но эти ограничения — необходимое условие его сохранности.

В Толгин день (21 августа по новому стилю) после Божественной литургии совершается крестный ход в кедровник, к тому месту, где некогда была явлена чудотворная Толгская икона Божией Матери.

жнлые строения

В камне ансамбль Толгского монастыря складывался постепенно. Сначала из камня возводились храмы, а уж затем — жилые и хозяйственные постройки. Располагались они по периметру монастырского двора, как и заведено в большинстве обителей. Значительная

часть жилых и хозяйственных построек появилась в конце XVII столетия попечением игумена Гордиана.

Наибольший интерес с архитектурной точки зрения представляет корпус, примыкающий с севера к надвратной церкви во имя святителя Николая. Он

строился на деньги уже знакомого нам Никиты Яковлевича Львова, будущего инока Нила.

После возвращения монастыря Церкви многие здания пришлось даже не реставрировать, а отстраивать заново — настолько они были разрушены.

Жилые и хозяйственные корпуса расположены по периметру монастырского двора.

Свято-Введенский Толгский монастырь

Толгский монастырь.docx

Свято-Введенский Толгский монастырь.

Белокаменный красавец- монастырь, живописно расположившийся на левом берегу Волги, в нескольких километрах от Ярославля, основан в 1314 году епископом Ростовским Трифоном (до пострижения в схиму — Прохор). История возникновения обители освящается чудесным явлением иконы Божией Матери.

Как повествует житие, епископ Трифон, возвращаясь из поездки по северным районам обширной епархии, остановился на ночлег вблизи Ярославля. В полночь он увидел дивный яркий свет, озаривший небо. Выйдя из шатра со своим архиерейским посохом, святитель обнаружил неизвестно откуда взявшийся мост, по которому перешел через Волгу. В светящемся столпе его взору предстал образ Богородицы. Долго со слезами молился владыка перед чудным образом, а потом по тому же мосту перешел обратно к шатру.

По глубокому смирению он хотел утаить это чудо, но, собираясь в дорогу, путники не обнаружили архиерейского посоха. Уразумев Промысл Божий, Трифон рассказал о ночном событии своим спутникам. Все вместе на лодках они переправились через Волгу, так как чудесного моста уже не было, и увидели в лесу икону Божией Матери, а рядом с ней — святительский посох.

На этом месте за один день была построена церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, в который вечером святитель Трифон внес явленную икону. Икона получила название Толгской, по имени речушки Толги, впадающей в Волгу на месте устроения обители. С тех пор 21 августа празднуется явление иконы и основание Толгской обители, одного из старейших и наиболее почитаемых монастырей Ярославской земли.

В XIV веке обитель представляла собой три-четыре кельи, обнесенные оградой, и обыденную (то есть построенную за один день) церковь, хранившую чудотворную икону. Но в начале XV века разразился сильный пожар, уничтоживший все монастырские постройки, всю церковную утварь и скромное имущество иноков. Монахи с тоской глядели на бушующее пламя, полагая, что образ погиб в огне. Однако вскоре икона была обнаружена в монастырской роще, чудесным образом спасенная от пожара. На этом месте была устроена часовня с точным списком иконы.

Деньги на возведение каменной Введенской церкви взамен сгоревшей пожертвовал некий новгородец Василий, получивший от Толгской иконы полное исцеление от тяжкого недуга. Царь Иван Грозный, посетивший Толгу в 1553 году на обратном пути из Кириллова монастыря, приложившись к Толгской иконе, исцелился от болезни ног, мучившей его после взятия Казани. Он преподнес монастырю богатые дары, на его средства была высажена уникальная кедровая роща при монастыре.

В 1670 — 1730-е годы складывается существующий ансамбль монастыря: Никольская церковь со Святыми воротами, Настоятельский корпус, новый Введенский собор, стены и башни. В 1683 году возведен величественный Введенский собор, который становится главным сооружением монастырского ансамбля. Пятиглавый белокаменный собор сооружался по проекту искусного зодчего митрополита Ростовского Ионы (Сысоевича), управлявшего в это время епархией.

В первой половине XVIII века построена Спасская церковь с больничными палатами для отставных военных чинов. Впервые в ярославском зодчестве проступают черты декоративно-насыщенного стиля барокко. Церковь отличается своеобразным куполом, вокруг которого расположены восемь главок. Верх купола увенчан более крупной девятой главой. Спасская церковь — необычайно гармоничное, уравновешенное и в то же время нарядное сооружение.

Царствующие особы неоднократно посещали монастырь и делали ему богатые пожертвования. Здесь бывали императрица Анна Иоановна, Екатерина Вторая, Павел Первый. В 1913 году семья государя-императора Николая II на теплоходе прибыла в Толгский монастырь. Был отслужен молебен Пресвятой Богородице.

Толгская святая обитель связана с именами знатных людей земли Русской. Здесь принял в 1681 году последнее причастие опальный патриарх Никон, скончавшийся по пути в Москву из многолетней ссылки. Здесь нашли упокоение представители древних княжеских родов — Голицыны, Вяземские, Троекуровы, Урусовы, погребены ярославский генерал — губернатор А. П. Мельгунов, герой Отечественной войны 1812 года генерал Н. А. Тучков.

В 1917 году Толгский монастырь был упразднен. Во Введенском соборе службы совершались до 1928 года, когда и его закрыли. В 50-е годы на территории монастыря располагалась детская исправительно-трудовая колония. Почти все монастырские постройки лежали в руинах, уникальная кедровая роща стала сохнуть.

В канун 1000-летия Крещения Руси в 1987 году началось возрождение обители уже как женского монастыря. Сегодня, посетив Толгу, только на фотографии можно увидеть былую трагедию обители и понять, что совершен великий подвиг ее возрождения. Восстановлены монастырские храмы, игуменский дом, жилые корпуса, трапезная. В августе 1992 года был заново освящен Введенский собор. Это единственный храм в обители, в котором частично сохранились древние фрески. Неустанными трудами сестер-резчиков и иконописцев устраивается пятиярусный иконостас. Во Введенском соборе трижды совершал богослужения Святейший Патриарх Алексий II. Сейчас в обители 130 монахинь, часть из них живет на монастырском подворье в селе Введенское.

На сегодняшний день сохранилось немного кедров (около 30), но роща пополняется новыми деревьями. Туристам и посетителям сюда вход запрещен: только так можно уберечь сокровище от вытаптывания. Рощей можно полюбоваться только сквозь ограду. А каждый год, 21 августа, в Толгин день, в кедровую рощу совершается крестный ход с чудотворным образом Толгской иконы Божьей Матери.

Ссылка на основную публикацию