Андроньевский монастырь в Москве

Подворье Патриарха Московского и всея Руси

города Москвы

Официальный сайт

Церковный календарь

Евангельские чтения дня

Еженедельная приходская стенгазета. Выпуск № 169

Вышел очередной номер Еженедельный приходской стенгазеты Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы. Выпуск № 49 (169), 20.10.2019.

Сб 19 октября 2019

К Празднику Покрова Пресвятой Богородицы.

Чт 10 октября 2019

Пополнение 8 в звуковом архиве

Сегодня на нашем сайте в разделе Знаменный распев / Звуковой архив выложен очередно.

Чт 10 октября 2019

Еженедельная приходская стенгазета. Выпуск № 168

Вышел очередной номер Еженедельный приходской стенгазеты Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы. Выпуск № 48 (168), 13.10.2019.

Вт 08 октября 2019

Еженедельная приходская стенгазета. Выпуск № 166

Вышел очередной номер Еженедельный приходской стенгазеты Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы. Выпуск № 46 (166), 29.09.2019.

Вт 24 сентября 2019

Расписание богослужений

понедельник 21 октября 2019

Вечерня. Утреня. Начало в 17.30.

вторник 22 октября 2019

Ап. Иакова Алфеева.

Литургия. Начало в 08.00.

пятница 25 октября 2019

Мчч. Прова, Тараха и Андроника.

Утреня. Литургия. Начало в 07.30.

суббота 26 октября 2019

Иверской иконы Божией Матери.

Литургия. Начало в 07.30. Всенощная в 17.30.

воскресенье 27 октября 2019

Неделя 19-я по Пятидесятнице. Память святых отцов 7-го Вселенского Собора.

Ранняя Литургия. Начало в 07.00. Поздняя Литургия. Начало в 09.30.

Спасо-Андроников монастырь

Фото Спасо-Андроникова монастыря

Спасо-Андроников монастырь — Москва, Андроньевская площадь, дом 10

Площадь Ильича, Римская

Одной из наиболее древних дошедших до наших дней московских обителей является возвышающийся на берегу р. Яузы Спасо-Андроников монастырь. Просуществовав более шести с половиной столетий, он видел многие исторические события и хранит немало тайн.

Сегодня в монастырских стенах расположен музей, а в Спасском соборе идут церковные службы. Если говорить о тайне, то до сих пор неизвестно доподлинное место захоронения иконописца Андрея Рублева. Ученым еще предстоит это выяснить. Предположительно, она находилась либо у стен Спасского собора, либо на месте уничтоженной колокольни или некрополя.

Основание обители и страницы ее истории

Появление Спасо-Андроникова монастыря неразрывно связано с именем московского митрополита Алексия. Дошедшее до наших дней предание повествует об эпизоде, сыгравшем важную роль в основании обители. На пути из Константинополя корабль, на котором пребывал владыка, попал в сильный шторм, святитель Алексий неустанно молился и дал обет воздвигнуть храм в честь святого, почитаемого церковью в тот день, когда корабль благополучным образом достигнет суши.

Митрополит не замедлил выполнить свой обет, и в 1360 году был основан монастырь, его настоятелем стал ученик Сергея Радонежского по имени Андроник. Для основания обители был выбран крутой берег Яузы у впадения в нее ручья Золотой Рожок, место, где проходили важные пути в Золотую Орду и Константинополь. Такое стратегическое положение сыграло немаловажную роль обители в исторических и военных событиях Руси.

Мимо ее стен двигались дружины Дмитрия Донского, дабы сразиться на Куликовом поле. Здесь же встречали ратников с поля боя. Тем же маршрутом шли воины под предводительством князя Василия Дмитриевича на бой с Тамерланом.

Обители пришлось пережить нашествие войск хана Тохтамыша и Девлет-Гирея, польских войск и не одно разорение. После набегов и разрушений монастырь вновь восстанавливался из пепла, рос, отстраивался.

В советское время обители грозил снос. Но вопреки всем перипетиям, виткам истории, а также благодаря стараниям архитектора и реставратора П. Барановского и художника И. Грабаря которые добивались сохранения Спасо-Андроникова монастыря, он уцелел. Хотя часть сооружений все-таки была разрушена. Эта участь постигла надвратную колокольню, ее разобрали в 30-е годы прошлого века, был уничтожен также некрополь, который являлся местом вечного упокоения многих известных дворянских родов.

Архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря

В 1947 году Спасо-Андроникова обитель обрела статус заповедника и в архитектурный ансамбль вошли сохранившиеся постройки:

  • Спасский собор, возведенный в 1420 году, он считается древнейшим каменным храмом за пределами тогдашней Москвы. В росписи собора принимал участие иконописец Андрей Рублев. Сегодня можно увидеть только небольшую часть уцелевших фрагментов травного орнамента в алтаре, остальные фрески погибли в разразившемся пожаре в 1812 году.
  • Трапезные палаты, которые построены на территории монастыря в царствование Ивана III.
  • Каменные стены и башни, датируемые XVII – XVIII столетиями.
  • Двухэтажное строение Настоятельских покоев.
  • Церковь, освящённая во имя Архистратига Михаила. По инициативе царицы Евдокии строительство трехъярусной церкви началось в 90-х годах XVII века. Однако опала и ссылка царицы сказались на приостановке работ, и только в 1739 году церковь была освящена. Храм реставрировали в 1960 году, в нем находится родовая усыпальница Лопухиных.
  • Здание братского корпуса 1763 года постройки.
  • В начале XIX века на территории монастыря было построено здание для духовного училища.

В 1960 году на территории монастыря открыт музей древнерусской культуры и искусства. Экспозиция размещена в отреставрированной части Трапезной и церкви Архангела Михаила. Настоятельский корпус отведен под выставочный зал.

Коллекция музея насчитывает тысячи произведений древнерусского и прикладного искусства. Это собрание иконописи, редчайшие экземпляры рукописных и старопечатных книг, предметы церковной утвари, копии росписей, принадлежащих Феофану Греку, Андрею Рублеву, Дионисию и многие другие раритеты.

Спасо-Андроников монастырь в Москве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Обитель, основанная учеником Сергия Радонежского; монастырь, хор которого приходил слушать Рахманинов, место, где держали под стражей протопопа Аввакума – все это о Андрониковом монастыре. Примечателен он не только этими фактами, но и красивой архитектурой. Считается, что когда-то здесь во дворе был колодец, который выкопал Сергий Радонежский. А Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря является древнейшим московским храмом, уцелевшим полностью. Сегодня на территории монастыря открыт и музей имени Андрея Рублева. Чем еще примечательна эта обитель?

Где находится Спасо-Андроников монастырь

Спасо-Андроников монастырь – как добраться

Если для паломников и туристов в составе тур групп, желающих побывать в Спасо-Андрониковом монастыре, адрес обители не настолько важен, то для индивидуальных путешественников стоит дать совет, как же сюда проще попасть.

Для этого сначала нужно доехать на метро до Площади Ильича (Калининско-Солнцевская линия), после чего сесть на автобусы 40, 237, 55, 152, 125 или же доехать троллейбусами 53, 45.

Посещение монастыря, режим работы

Поскольку монастырь на текущий момент не действует, посещать его можно в любое время. Желающим ознакомиться с архитектурой лучше приехать во время, когда в храмах монастыря нет богослужений, а вот паломникам стоит побывать здесь в праздничные дни.

Если вы хотите открыть для себя не только Спасо-Андроников монастырь, но и побывать в музее Андрея Рублева, обратите внимание:

  • по средам экспозиции и выставки не работают;
  • по вторникам и четвергам музей открыт с 14.00 до 21.00;
  • В остальные дни график работы выставок: 11.00-18.00.

Спасо-Андроников монастырь – расписание богослужений


При самом монастыре, как и при музее, нет гостиницы для паломников, однако можно остановиться при Покровском монастыре (женском) или Донском (мужском). Обе обители, как и Андроников монастырь, расположены в Центральном административном округе. Где остановиться паломникам

  • Гостиница при Донском монастыре предлагает от двух- до шестиместных номеров. На этаже есть горячая вода, туалеты, умывальники, душ. Заселение возможно до 21.00.
  • Гостиница при Покровском монастыре оборудована по современным стандартам и располагает разными по вместимости номерами.

История Спасо-Андроникова монастыря

  • Основал эту обитель митрополит Алексий. Считается, что он дал обет возвести собор в честь того праздника, в день которого он попадет на бухту Золотой Рог. Это произошло в 1354 году, в праздник Спаса Нерукотворного. Место для строительства выбирал сам митрополит – у слияния рек Яузы и Золотого Рожка. Здесь же перекрещивались дороги к приволжским городам и к Черному морю и Византии.
  • Относительно того, когда был возведен Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, исследователи расходятся во мнениях, называя даты от 1357 до 1427 годов. По одной из версий, освящали собор Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова монастыря иконой, привезенной митрополитом в 1356 году из Константинополя.

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Церковь Михаила Архангела – построена под патронатом жены Петра I, Евдокии Лопухиной (в монастыре был семейный некрополь этого рода). На нижнем ярусе была размещена семейная усыпальница этого рода. Сегодня церковь является музейной экспозицией.
  • Часовня «Проща» возведена на том месте, где преподобный Сергий Радонежский простился со своим учеником Андроником, первым игуменом Спасо-Андроникова монастыря.
  • Соборный храм Спаса Нерукотворного – первое каменное монастырское творение, одноглавый храм с подчеркнуто строгим интерьером. В первой трети прошлого века здесь проводили раскопки, в ходе которых нашли мощи святых и древний престол храма. Фрагменты фресок, которыми в середине XV века расписал Спасский собор Андрей Рублев, сохранились до сегодняшнего дня.
  • Трапезная палата – памятник, сохранившийся с XVI века, являлся одним из первых подобных строений российских зодчих. Ее своды поддерживаются единственным столбом. В Трапезной палате размещены музейные выставки.
  • Музей древнерусского искусства – уникальный музей, в фондах которого хранятся более десяти тысяч древнерусских произведений искусства, включая иконы, рукописные книги, церковную утварь, колокола. Сюда свозили ценности из закрываемых монастырей. Именно так попала не одна гробница-саркофаг XVIII века на территорию Спасо-Андроникова монастыря. Наиболее древней из них является плита Прасковьи Клешниной, а лучше всего сохранился памятник Марии Головиной. Что касается некрополя самого Андроникова монастыря, отреставрировали только две плиты: Федору Волкову, основателю русского театра, а также меценату Ивану Медведникову.
  • В 1967 году на территории монастыря установили и памятник Андрею Рублеву, который позже заменили другой скульптурой, которая находится здесь и сегодня.

Святыни Спасо-Андроникова монастыря в Москве

  • Образ Спаса Нерукотворного – это икона основания, которая является самой чтимой. Она долгое время считалась утерянной, но в 1999 году нашлась в Новодевичьем монастыре, в запасниках Исторического музея. В Спасском соборе есть список этой иконы.
  • Икона Андроника и Саввы, первых игуменов обители – эта святыня тоже считалась утерянной.
  • Мощи шести святых, которые обнаружили при раскопках у Спасского собора. Сохранились не только мощи, но и монашеские принадлежности.

Спасо-Андроников монастырь – фото

  • В прошлые века обитель восхищала своим архитектурным ансамблем.
  • Спасский храм называют древнейшим московским строением.
  • Памятник Андрею Рублеву, который, предположительно, был похоронен в этом монастыре.
  • В музее древнерусского искусства можно не только увидеть множество древних книг и церковной утвари, но и узнать, как зарождался Спасо-Андроников монастырь.
  • Обитель – украшение этой части Москвы.

Спасо-Андроников монастырь — видео

Обитель, в истории которой было немало трагических страниц и которая вновь и вновь возрождалась, сегодня все еще является музейной территорией. Хотя в Спасском соборе снова идут богослужения, однако здесь пока не слышно монашеского хора. И все же попасть сюда, приложиться к святыням, побывать на этом намоленном месте стремятся многие верующие.Приятного просмотра.

Подворье Патриарха Московского и Всея Руси храмов Андроникова монастыря, Спасо-Андроников монастырь

Андроников монастырь, Спасский собор, храмы Андроникова монастыря

Ап. Филиппа, единого от семи диаконов (I). Прп. Феофана исп., творца канонов, еп. Никейского (ок. 850). Прп. Льва Оптинского (1841). Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших1.

Прп. Феофана, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мцц. Зинаиды и Филониллы (I).

Сщмчч. Филарета Великанова и Александра Гривского пресвитеров (1918).

Флп., 238 зач., I, 20–27. Лк., 41 зач., IX, 7–11. Ап.: Деян., 20 зач., VIII, 26–39. Лк., 50 зач., X, 1–21.

Поделиться:

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Понедельник 21 октября 2019

Вечерня. Утреня. Начало в 17.30
Знаменный распев

Вторник 22 октября 2019
Ап. Иакова Алфеева

Литургия. Начало в 08.00
Знаменный распев

Пятница 25 октября 2019
Мчч. Прова, Тараха и Андроника

Утреня. Литургия. Начало в 07.30
Знаменный распев

Суббота 26 октября 2019
Иверской иконы Божией Матери

Литургия. Начало в 07.30

Всенощная в 17.30
Знаменный распев

Воскресенье 27 октября 2019
Неделя 19-я по Пятидесятнице. Память святых отцов 7-го Вселенского Собора.

Ранняя Литургия. Начало в 07.00
Многоголосное пение

Поздняя Литургия. Начало в 09.30
Знаменный распев

Спасо-Андроников монастырь

Фрески Андрея Рублева

У слияния Яузы с ручьем Золотой Рожок стоит Спасо-Андроников монастырь. Там содержали под стражей протопопа Аввакума. Сейчас в обители работает музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, а Спасский собор монастыря — самый древний из сохранившихся в Москве храмов.

Монастырь основал в середине XIV века митрополит Алексий. Обитель назвали по имени первого игумена — Андроника, ученика Сергия Радонежского.

По легенде, в 1354 году митрополит Киевский Алексий по пути в Константинополь попал в шторм. Он дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он доберется до бухты Золотой Рог. Этот день пришелся на празднование Спаса Нерукотворного. Митрополит выбрал для строительства монастыря высокий холм у слияния Яузы и тогда еще безымянного ручья. Его символично назвали Золотым Рожком. Места эти были красивыми, а еще важными в стратегическом отношении — там перекрещивались важные государственные дороги: одна вела на восток, в приволжские города, а другая на юго-восток, в Орду, и на юг, к Черному морю, в Византию.

В 1356 Алексий привез в Москву из Константинополя икону Спаса Нерукотворного. 16 августа 1357 года ей освятили Спасский собор. Эта икона стала особо почитаемой святыней Андроникова монастыря. При этом время строительства Спасского собора точно не установлено: называют как 1390-е года, так и 1425-1427.

Деньги на возведение колокольни Спасо-Андроникова монастыря по проекту Родиона Казакова пожертвовал купец С.П. Васильев. Он хотел сделать ее выше Ивана Великого, но посетивший Москву император Павел приказал уменьшить высоту звонницы. Строительство завершили в 1803 году. Высота колокольни достигла 72,5 метра, но это на 8,5 метров ниже, чем в Кремле.

Также в обители был святой колодец. По легенде, его выкопал Преподобный Сергий.

Спасо-Андроников монастырь закрыли в 1918 году. На его территории разместили один из первых лагерей ВЧК для политических преступников.

В 1922-1928 годах в монастыре была колония для беспризорников, а затем территорию обители передали в ведение завода «Серп и Молот». В монастырских зданиях и храмах устроили 200 комнат для рабочих. Также здесь разместились учреждения Наркомата обороны.

В 1932 колокольню Андроникова монастыря разрушили, а 13 сентября 1927 года уничтожили некрополь, где были похоронены Андрей Рублев, воины, погибшие во время Северной войны 1700-1721 годов и Отечественной войны 1812 года, основатель русского театра Ф.Г. Волков и представители многих дворянских родов (Лопухины, Толстые, Барятинские, Аладьины, Щербатовы).

Монастырь ветшал, но П.Д. Барановский не дал ему погибнуть. Его стараниями восстановили Спасский собор, трапезную 1504-1506 годов постройки, ступенчатую церковь в стиле нарышкинского барокко 1694 года постройки. Эту церковь с усыпальницей Лопухиных строили на вклады царицы Евдокии Лопухиной, первой жены царя Петра, после рождения царевича Алексея.

В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок 1428 года. Их написал Андрей Рублев, будучи иноком Андроникова монастыря. Есть версия, что иконописец умер 30 октября 1428 года во время морового поветрия, и его похоронили в некрополе обители, но не известно, где именно.

Сейчас на территории возрожденного Спасо-Андроникова монастыря работает Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, но ни одной иконы мастера там нет.

Спасо-Андроников монастырь

Фото Спасо-Андроникова монастыря

Спасо-Андроников монастырь — Москва, Андроньевская площадь, дом 10

Площадь Ильича, Римская

Одной из наиболее древних дошедших до наших дней московских обителей является возвышающийся на берегу р. Яузы Спасо-Андроников монастырь. Просуществовав более шести с половиной столетий, он видел многие исторические события и хранит немало тайн.

Сегодня в монастырских стенах расположен музей, а в Спасском соборе идут церковные службы. Если говорить о тайне, то до сих пор неизвестно доподлинное место захоронения иконописца Андрея Рублева. Ученым еще предстоит это выяснить. Предположительно, она находилась либо у стен Спасского собора, либо на месте уничтоженной колокольни или некрополя.

Основание обители и страницы ее истории

Появление Спасо-Андроникова монастыря неразрывно связано с именем московского митрополита Алексия. Дошедшее до наших дней предание повествует об эпизоде, сыгравшем важную роль в основании обители. На пути из Константинополя корабль, на котором пребывал владыка, попал в сильный шторм, святитель Алексий неустанно молился и дал обет воздвигнуть храм в честь святого, почитаемого церковью в тот день, когда корабль благополучным образом достигнет суши.

Митрополит не замедлил выполнить свой обет, и в 1360 году был основан монастырь, его настоятелем стал ученик Сергея Радонежского по имени Андроник. Для основания обители был выбран крутой берег Яузы у впадения в нее ручья Золотой Рожок, место, где проходили важные пути в Золотую Орду и Константинополь. Такое стратегическое положение сыграло немаловажную роль обители в исторических и военных событиях Руси.

Мимо ее стен двигались дружины Дмитрия Донского, дабы сразиться на Куликовом поле. Здесь же встречали ратников с поля боя. Тем же маршрутом шли воины под предводительством князя Василия Дмитриевича на бой с Тамерланом.

Обители пришлось пережить нашествие войск хана Тохтамыша и Девлет-Гирея, польских войск и не одно разорение. После набегов и разрушений монастырь вновь восстанавливался из пепла, рос, отстраивался.

В советское время обители грозил снос. Но вопреки всем перипетиям, виткам истории, а также благодаря стараниям архитектора и реставратора П. Барановского и художника И. Грабаря которые добивались сохранения Спасо-Андроникова монастыря, он уцелел. Хотя часть сооружений все-таки была разрушена. Эта участь постигла надвратную колокольню, ее разобрали в 30-е годы прошлого века, был уничтожен также некрополь, который являлся местом вечного упокоения многих известных дворянских родов.

Архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря

В 1947 году Спасо-Андроникова обитель обрела статус заповедника и в архитектурный ансамбль вошли сохранившиеся постройки:

  • Спасский собор, возведенный в 1420 году, он считается древнейшим каменным храмом за пределами тогдашней Москвы. В росписи собора принимал участие иконописец Андрей Рублев. Сегодня можно увидеть только небольшую часть уцелевших фрагментов травного орнамента в алтаре, остальные фрески погибли в разразившемся пожаре в 1812 году.
  • Трапезные палаты, которые построены на территории монастыря в царствование Ивана III.
  • Каменные стены и башни, датируемые XVII – XVIII столетиями.
  • Двухэтажное строение Настоятельских покоев.
  • Церковь, освящённая во имя Архистратига Михаила. По инициативе царицы Евдокии строительство трехъярусной церкви началось в 90-х годах XVII века. Однако опала и ссылка царицы сказались на приостановке работ, и только в 1739 году церковь была освящена. Храм реставрировали в 1960 году, в нем находится родовая усыпальница Лопухиных.
  • Здание братского корпуса 1763 года постройки.
  • В начале XIX века на территории монастыря было построено здание для духовного училища.

В 1960 году на территории монастыря открыт музей древнерусской культуры и искусства. Экспозиция размещена в отреставрированной части Трапезной и церкви Архангела Михаила. Настоятельский корпус отведен под выставочный зал.

Коллекция музея насчитывает тысячи произведений древнерусского и прикладного искусства. Это собрание иконописи, редчайшие экземпляры рукописных и старопечатных книг, предметы церковной утвари, копии росписей, принадлежащих Феофану Греку, Андрею Рублеву, Дионисию и многие другие раритеты.

Спасо-Андроников монастырь

Andronikov Monastery of the Saviour

Андроньевская площадь, 10; метро «Площадь Ильича» (670 м), Римская (720 м)

Спасо-Андроников монастырь — бывший мужской монастырь, расположенный на левом берегу реки Яузы. В настоящее время в его стенах находится Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. На территории монастыря находится Спасский собор — древнейший из сохранившихся вне Кремля московских соборов. Андроников монастырь — спокойное и уединенное, расположенное недалеко от центра Москвы место с богатой и драматичной историей.

Андроников монастырь был основан в XIV веке. По церковному преданию митрополит Алексий во время своего путешествия по Чёрному морю из Москвы в Константинополь попал в страшную бурю. Он молился о спасении и был спасен. Это случилось в день празднования Спаса Нерукотворного. В память о месте спасения — константинопольской (сейчас Стамбульской) бухте Золотой рог — был назван ручей, впадающий в Яузу (Золотой рожок). Впоследствии это название перешло к одной из улиц, которая стала называться Золоторожским валом. На месте впадения ручья в Яузу был поставлен Андроников монастырь. Митрополит привёз из Константинополя в Москву икону Спаса Нерукотворного Образа, с которой проводили освящение Спасского собора монастыря в 1357 году.

Первым настоятелем Спасо-Андроникова монастыря был игумен Андроник, ученик Сергия Радонежского. В честь него и был назван монастырь.

В 1368 году деревянный собор Андроникова монастыря сгорел, был выстроен новый каменный Спасский собор. В годах собор был перестроен, а белокаменный храм сохранился до наших дней. В наши дни Спасский собор представляет собой однокупольный четырехстолпный трехапсидный храм.

В 1428 году Спасский собор был расписан великим русским иконописцем Андреем Рублёвым и его сподвижником Даниилом. Оба они были иноками Андроникова монастыря. К сожалению, до нашего времени уцелели только небольшие фрагменты фресок на откосах окон алтаря, на них изображен растительный орнамент. Роспись Спасского собора была последней работой Андрея Рублёва, но, по рассказам очевидцев, это было «подписание чюдное». Около 1430 года Рублев умер и был похоронен на территории Андроникова монастыря.

В XIV — XVII веках на территории Андроникова монастыря работал один из центров переписи книг.

В 1653 году в монастыре находился под стражей протопоп Аввакум — видный общественный и церковный деятель XVII века, вначале бывший другом и соратником Патриарха Никона, а затем ставший главным борцом с его церковной реформой, идеологом и главным деятелем старообрядчества.

В XV веке при игумене Митрофане была построена трапезная. Над ней, по велению Евдокии Лопухиной, жены Петра I, в 1691 году была возведена Архангельская церковь. На нижнем ярусе была организована фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божьей Матери. Сейчас в этом здании помещена основная экспозиция Музея Древнерусской культуры и искусства.

В середине XVIII века стены монастыря были отстроены в камне. По проекту великого русского архитектора М. Казакова на месте старой колокольни над Святыми воротами была возведена новая колокольня высотой 73 метра.

Монастырь не раз был подвержен разорениям и пожарам. В середине XVIII века со стен Спасского храма были окончательно счищены бесценные росписи. С тех пор собор не расписывался.

В 1812 году монастырь был разорен французскими войсками. Был сожжён иконостас, обрушилась глава и барабан Спасского собора. В середине XIX века собор был частично переделан по проекту П. Герасимова. С юга и севера были пристроены приделы. Закомары и кокошники убрали под четырёхскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей.

В конце XIX и в начале XX века в Спасо-Андрониковом монастыре проходили службы на старинном знаменном распеве. Великий русский композитор Сергей Рахманинов очень любил песнопения, исполняемые монахами монастыря и часто приезжал их послушать.

После Октябрьской революции монастырь был закрыт. До 1922 года в его стенах был размещен один из первых лагерей ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем), в котором содержали офицеров и политических противников, а также производили массовые расстрелы. В годах в монастыре находилась колония для беспризорников. В 1928 году в зданиях монастыря были устроены комнаты для рабочих завода «Серп и Молот».

В годах была разрушена колокольня монастыря. В 1927 году уничтожен некрополь, где были похоронены Рублёв, основатель русского театра Фёдор Волков, герои Северной войны годов и Отечественной войны 1812 года, представители дворянских фамилий Лопухиных, Волконских, Толстых.

В 1934 году Спасо-Андроников монастырь хотели снести, но благодаря работе историков архитектуры и реставраторов монастырь был спасен. Перед предполагаемым сносом историк архитектуры Пётр Николаевич Максимов осуществил обмер памятника. В 1940 году он опубликовал работу на тему уникальности и архитектурной ценности Спасского собора. В 1947 году российский архитектор и реставратор памятников древнерусского зодчества Пётр Дмитриевич Барановский сделал доклад «О времени и месте погребения Андрея Рублёва» и выступил совместно с И. Э. Грабарём за сохранение частично разрушенного монастыря и создание на его месте Музея Древнерусского искусства.

Официально указ о создании Музея Древнерусской культуры и искусства был утвержден и подписан И. Сталиным в 1947 году в год празднования Москвы. С 1949 по 1960 года созданием Музея Древнерусской культуры и формированием коллекции руководил его первый директор Давид Ильич Арсенишвили. Музейная коллекция собиралась в атмосфере крайне негативного отношения советской власти к религиозному наследию. Директор музея ездил по регионам, собирал иконы у жителей. Он нашел, спас и вывез иконы из иконостаса Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, где они были разбросаны и использовались как доски в хозяйственных нуждах.

В годы хрущевской «оттепели» работы по созданию музея были приостановлены. Этот факт вынудил авторитетных специалистов по древнерусской культуре (М. В. Алпатова, Н. Н. Воронина, В. П. Адрианову-Перетц, Д. С. Лихачёва) выступить в октябре 1956 года с открытым письмом в газете «Правда».

В годах было реконструировано здание Спасского собора: ему вернули утраченные элементы, восстановлена изначальная форма главы, барабана и кокошников.

1960 год был объявлен ЮНЕСКО «годом русского иконописца Андрея Рублёва». 21 сентября 1960 года к со дня рождения художника был открыт музей. С 1985 года официальное название музея — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (ЦМиАР).

Сейчас в музее хранится и исследуется коллекция древнерусского искусства допетровского времени. Самый древний экспонат музея — ярославская икона Спаса Вседержителя, датируемая XIII веком, подаренная художником В. С. Ситниковым в 1976 году. Это произведение является редчайшим образцом русской иконописи, так как было создано до монгольского нашествия на Русь. Еще одна жемчужина музея — Икона «Богоматерь Владимирская-Волоколамская», написанная в 1572 году. Её заказчиком является Малюта Скуратов — любимый опричник Ивана Грозного. Икона была списана с иконы Богоматери Владимирской и вложена в Иосифо-Волоколамский монастырь после расправы над митрополитом Филиппом. С древних времен эта икона почитается как чудотворная.

Также к ценнейшим произведениям коллекции музея относятся иконы: «Спас Нерукотворный» XIV века, «Богоматерь Одигитрия — Никола» XV века, «Троица Ветхозаветная» XV века, созданная иконописцем Паисием, «Спас в Силах» XV века, «Иоанн Предтеча» XV века, «Успение Богоматери» XV века, «Сергий Радонежский в житии» XVI века и другие.

В музее находится комплекс иконостаса Спасского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале — выдающийся образец иконописи XVII века.

В 1989 году Спасский собор был освящён, в нём были возобновлены богослужения. На месте снесенной колокольни была построена небольшая деревянная звонница. Службы в соборе ведутся, как и до революции, на старинном русском распеве.

МОСКОВСКИЙ СПАСО-АНДРОНИКОВ МОНАСТЫРЬ

Спасо-Андроников монастырь в 1947 году, рисунок

Московский Спасо-Андроников мужской монастырь (недейств.)

  • Адрес: Россия, город Москва, Андроньевская площадь, дом 10.
  • Тел.: +7 495 911-45-02
  • Официальный сайт храма Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре: http://andronikovmon.ru
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    По преданию, в 1354 году митрополит Московский Алексий ездил в Константинополь для рукоположения в сан митрополита московского. На обратном пути на Черном море его корабль попал в сильный шторм. На корабле была икона Нерукотворного образа Спасителя, перед которой он молился. Митрополит дал клятву, что при благополучном возвращении на родину, он поставит в Москве храм во имя Нерукотворного образа Спасителя. Шторм постепенно затих и корабль благополучно причалил к берегу. И случилось это именно в тот день, когда праздновали церковный праздник – Спаса Нерукотворного.

    Спасо-Андроников монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа, 22 марта 2013

    В Москве Алексий обратился с просьбой к прп. Сергию Радонежскому отдать ему его ученика Андроника для создания нового монастыря с церковью Нерукотворного образа Спасителя. Место выбрали на дороге из Москвы в Орду, на берегу реки Яузы.

    По свидетельству жития свт. Алексия, прп. Андроник стал игуменом монастыря при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче, т. е. до 13 ноября 1359 г., когда великий князь скончался; т. о., основание монастыря можно отнести ко времени ок. 1357-1358 года. В 1360 году была построена церковь Нерукотворного образа Спаса.

    Стены монастыря первоначально были деревянными и выполняли оборонительную роль.

    При митрополите Фотии в 1420-1428 гг. собор был перестроен, стал белокаменным. Роспись собора выполняли Андрей Рублев и Даниил Черный. К сожалению, фрески, выполненные ими, были уничтожены в XVIII веке при реставрации собора, есть лишь небольшие фрагменты на откосах окон.

    В 1504 году рядом с западной стеной поставили каменную трехъярусную трапезную, в которой по желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 году в третьем ярусе учредили церковь святого Алексея митрополита. В среднем ярусе устроили церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла, который был упразднен в 1819 году, затем на его месте освятили придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Был также устроен еще один придел – во имя святого Александра Команского. На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери.

    В 1690 году около Святых ворот монастыря поставили настоятельский корпус, в этом же веке отстроили братские корпуса. В 1747-1756 гг. стены монастыря стали каменными. По проекту архитектора Казакова рядом со Спасским собором на месте старой колокольни, над святыми воротами, воздвигли новую высотой 73 м. В ней на средства купца С.П.Васильева основали церковь святого Симеона Богоприимца.

    Спасо-Андроников монастырь. Церковь Михаила Архангела, 22 марта 2013

    В середине XVII века рядом с монастырем рабочие люди образовали слободу, получившую название сначала Андроньевской, а затем Вороньей. У монастыря были приписные крестьяне в количестве 210 дворов на 1700 г. Андроников монастырь был одним из самых богатых: на 1790 г. за монастырем числилось 5,6 га земель под селением, сенокосных земель 4 га, неудобий 4,5 га.

    Монастырь использовался и как место заточения: в 1509 году здесь был заключен осужденный архиеп. Серапион I Новгородский, в 1666 году в монастырь в кандалах был привезен протопоп Аввакум Петров. Его продержали трое суток прикованным к стене в подвале, без воды и пищи, а затем отправили в Андреевский монастырь на Воробьевых горах.

    В 1812 году монастырь сильно пострадал от пожара и надругательства французов. Во время пожара купол собора обрушился, в 1813-1814 гг. он был восстановлен, а в 1840-х гг. интерьер собора был перестроен. Над ним подняли восьмигранный барабан с шатровым верхом. Кокошники и закомары убрали под четырехскатную крышу. К северной стене пристроили придел святого Андроника, к южной – Успения Божией Матери. В 1950-60 гг. реставраторы вернули собору прежний вид.

    При монастыре по традиции было кладбище. Здесь похоронен настоятель Андроник и, по некоторым предположениям, Андрей Рублев. Место могилы, к сожалению, неизвестно. Она уничтожена в советское время. Здесь же где-то покоился прах Симеона Гордого, сподвижника Ивана Калиты.

    В 1918 году монастырь был закрыт. До 1922 года на его территории находился один из первых лагерей ВЧК.

    В марте 1922 года в связи с изъятием серебряной раки в монастыре были вскрыты мощи преподобных Андроника и прп. Саввы.

    Затем на территории монастыря располагалось общежитие завода «Серп и Молот». 13 сентября 1927 года было ликвидировано монастырское кладбище, колокольню в 1930-х годах взорвали. С 1959 года в стенах монастыря находится музей Древнерусского искусства имени Андрея Рублева.

    В 1989 году собор Спаса Нерукотворного образа передан Церкви.

    Настоятели

    • прп. Андроник (ок. 1357 — ок. 1373)
    • прп. Савва (ок. 1373 — ок. 1410)
    • прп. Александр (ок. 1410 — после 1427)
    • Ефрем
    • Исаак
    • Иоанн (1474)
    • .
    • Митрофан (1504 — 1507)
    • Симеон (Стремоухов) (1507 — 21 августа 1509)
    • Сергий (1509 — 12 февраля 1517)
    • Игнатий (сентябрь 1519)
    • Ефрем (февраль 1525)
    • Зосима (1531 — 1534)
    • Авраамий I (1547 — 1548)
    • Иосиф I (февраль 1555 — 1566)
    • Феодосий (Вятка) (август 1566 — 1570)
    • Евфимий I (1571 — 1581)
    • Феодосий (? — 20 июля 1584)
    • Гурий (упом. май 1589)
    • Вассиан (1598)
    • Авраамий II (1606)
    • Сергий (1612 — 14)
    • Геннадий (1625 — 1626)
    • Евфимий II ( январь 1627 — 26 октября 1628)
    • Серапион 8 июля 1634)
    • Макарий (1635 — 1636)
    • Порфирий (1637 — 1640)
    • Иосиф II (1641 — 1648)
    • Сильвестр (1648 — 10 июля 1653)
    • N. N. ( сентябрь 1653 — 1654)
    • Гермоген (1654 — 1656)
    • Дионисий (1656 — 1660)
    • Пафнутий (1661 — 1668)
    • Пахомий I (упом. июнь 1669)
    • Никандр (1672)
    • Макарий (? — 29 августа 1674)
    • Симеон (Милюков) (14 сентября 1674 — 9 апреля 1676)
    • Никон (1676 — 1679)
    • Иосиф III (февраль 1681)
    • Никифор (1681 — 26 июня 1681)
    • Авраамий (Юхов) (1681 — 1684)
    • Пахомий II (1685)
    • Авраамий (? — 1687)
    • Арсений (Костюрин) (9 января 1687 — 12 января 1692)
    • Трифиллий (Инихов) (1692 — 4 мая 1695)
    • Феодосий (4 мая 1695 — 30 июля 1709)
    • Геннадий (Беляев) (1709 — 20 мая 1714)
    • Серапион (1714 — 1722)
    • Антоний (1722 — 12 апреля 1722)
    • Дионисий (1722 — 15 июня 1724)
    • Иосиф IV (Саввин) (1724 — 31 октября 1725)
    • Герасим (23 марта 1726 — ?)
    • Иларион (1728)
    • Клеоник (27 августа 1731 — октябрь 1732)
    • Киприан (Скрипицын) (18 января 1733 — 3 мая 1736)
    • Герман (Барутович) (1737 — 1743)
    • Иона (Лещинский) (18 апреля 1744 — 7 ноября 1761)
      • Варлаам (Гловацкий) (5 декабря 1760 — 7 ноября 1761) и.о.
    • Варлаам (Гловацкий) (7 ноября 1761 — 2 мая 1776)
    • Симон (2 мая 1776 — март 1785)
    • Иосиф V (Быков) (март 1785 — 22 февраля 1788)
    • Сильвестр (Страгородский) (22 февраля 1788 — 19 октября 1802)
    • Феофан (Некрасов) (1803 — 25 августа 1817)
    • Авраам (Шумилин) (20 декабря 1817 — 1818)
    • Гермоген (Сперанский) (19 августа 1818 — 18 июня 1845)
    • Гавриил (22 сентября 1845 — 13 августа 1848)
    • Платон (16 сентября 1848 — 28 января 1863)
    • Иннокентий (Орлов) (3 июня 1863 — 9 февраля 1870)
    • Модест (Куховский) (21 октября 1870 — ?)
    • Сергий (Спасский) (28 октября 1880 — 1882)
    • .
    • Григорий (Воинов) (1892 — 1 августа 1896)
    • Нафанаил (Соборов) (с 14 ноября 1896 — 29 апреля 1907)
    • Сильвестр (Братановский) (1907 — 1910)
    • Владимир (Соколовский-Автономов) (18 марта 1910 — 1918)

    Архитектура

    Храмы и часовни монастыря:

    • Собор Спаса Нерукотворного образа (1410 и 1425 и 1427)
    • Церковь Михаила Архангела (1691 и 1694)(1688-1690)
    • Часовня Димитрия Донского на бывшем монастырском кладбище (2005)
    • Часовня Троицы Живоначальной (2011)
    • Деревянная звонница

    Москва. Спасо-Андроников монастырь.


    Храмы и часовни монастыря:

    Другие постройки и объекты:

    6. Монастырская постройка
    7. Братский корпус(XVII-XVIII вв.)
    8. Монастырская постройка
    9. Настоятельский корпус(2-я пол. XVII века).
    10. Монастырская постройка
    11. Духовное училище(1810-1817 гг.)
    12. Святые ворота(XVII в., восстановлены в 1956-1961 гг.)
    13. Ограда(XVII-XVIII вв.)
    14. Юго-западная башня(XVII в.)
    15. Северо-западная башня(XVIII в.)
    16. Юго-восточная башня(XVII в.)
    17. Восточные ворота
    18. Выставка археологических экспонатов
    19. Кафе
    20. Территория бывшего монастырского кладбища

    Невдалеке от монастыря, на улице Сергия Радонежского, находится монастырская часовня «Проща»

    По преданию, в 1354 г. митрополит московский Алексий ездил в Константинополь для рукоположения в сан митрополита московского. На обратном пути его корабль попал в сильный шторм на Черном море. На корабле была икона Нерукотворного образа Спасителя, ей-то он и молился. Митрополит дал клятву, что при благополучном возвращении на родину, он поставит в Москве храм во имя Нерукотворного образа Спасителя. Шторм постепенно затих и корабль благополучно причалил к берегу. И случилось это именно в тот день, когда праздновали церковный праздник – Спаса Нерукотворного. В Москве Алексий обратился с просьбой к Сергию Радонежскому отдать ему его ученика Андроника, которому он поручил построить церковь Нерукотворного образа Спасителя. Место выбрали на дороге из Москвы в Орду, на берегу реки Яузы. В 1360 г. и была построена церковь Нерукотворного образа Спаса. Через некоторое время при церкви образовался монастырь, первым настоятелем которого стал Андроник. Стены монастыря первоначально были деревянными и выполняли оборонительную роль.

    При митрополите Фотии в 1420-1428 гг. собор был перестроен, стал белокаменным. Роспись собора выполняли Андрей Рублев и Даниил Черный. К сожалению, фрески, выполненные ими, были уничтожены в XVIII в. при реставрации собора, есть лишь небольшие фрагменты на откосах окон. В 1812 г. во время пожара купол собора обрушился, в 1813-1814 гг. он был восстановлен, а в 1840-х гг. интерьер собора был перестроен. Над ним подняли восьмигранный барабан с шатровым верхом. Кокошники и закомары убрали под четырехскатную крышу. К северной стене пристроили придел святого Андроника, к южной – Успения Божией Матери. Первоначальный вид был утрачен. Но в 1950-60 гг. реставраторы вернули ему прежний вид.

    В 1504 г. рядом с западной стеной поставили каменную трехъярусную трапезную, в которой по желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 г. в третьем ярусе учредили церковь святого Алексея-митрополита. В среднем ярусе устроили церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла, который был упразднен в 1819 г., затем на его месте освятили придел в честь иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи. Был также устроен еще один придел – во имя святого Александра Команского. На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери. В 1690 гг. около Святых ворот монастыря поставили настоятельский корпус, в этом же веке отстроили братские корпуса. В 1747-1756 гг. стены монастыря стали каменными. По проекту архитектора Казакова рядом со Спасским собором на месте старой колокольни, над святыми воротами, воздвигли новую высотой 73 м. В ней на средства купца С.П. Васильева основали церковь святого Симеона Богоприимца.

    В середине XVII в. рядом с монастырем рабочие люди образовали слободу, получившую название сначала Андроньевской, а затем Вороньей. У монастыря были приписные крестьяне в количестве 210 дворов на 1700 г. Андроников монастырь был одним из самых богатых: на 1790 г. за монастырем числилось 5,6 га земель под селением, сенокосных земель 4 га, неудобий 4,5 га.

    Святая обитель использовалась и как место заточения: сюда в 1666 г. в кандалах был привезен проповедник старообрядчества протопоп Аввакум Петров. Его продержали трое суток прикованным к стене в подвале, без воды и пищи, а затем отправили в Андреевский монастырь на Воробьевых горах. В 1812 г. монастырь сильно пострадал от пожара и надругательства французов. При монастыре по традиции было кладбище. Здесь похоронен настоятель Андроник и, по некоторым предположениям, Андрей Рублев. Место могилы, к сожалению, неизвестно. Она уничтожена в советское время. Здесь же где-то покоился прах Симеона Гордого, сподвижника Ивана Калиты.

    В советское время монастырь был закрыт, было общежитие завода «Серп и Молот». 13 сентября 1927 г. было ликвидировано монастырское кладбище, колокольню в 1930-х гг. взорвали. С 1959 г. в стенах монастыря находится музей Древнерусского искусства имени Андрея Рублева. В 1989 г. собор Спаса Нерукотворного образа передан Церкви.

    Спасо-Андроников монастырь — один из древнейших монастырей Москвы.

    В августе 1356 года митрополит Московский Алексий (Елевферий Фёдорович Бяконт) (1292-1305 — 1378) возвращался из Константинополя и попал на море в сильную бурю. Обратившись с мольбой к Богу, он дал обет возвести храм во имя того праздника, который церковь будет праздновать в день, когда корабль благополучно достигнет пристани. 16 августа, в день Нерукотворного Образа Спаса, корабль причалил к берегу. Так родилась мысль устроить в Москве монастырь во имя Всемилостивого Спаса. Эту мысль одобрил преподобный Сергий Радонежский (Варфоломей) (1314 или 1322-1392). По просьбе митрополита, он дал ему для устроения монастыря своего ученика Андроника.

    Для строительства обетного монастыря Алексий избрал холм в четырёх верстах к востоку от Кремля, на высоком берегу Яузы у слияния с ручьём Золотой Рожок. Так в 1359 году был основан Спасо-Андроников монастырь. В 1360 году была освящена первая церковь новой обители, в которой Алексий поставил образ Спаса Нерукотворного, сопровождавшего его в пути из Константинополя. Ученик Сергия Радонежского, преподобный Андроник (1320-е — 1373), свято соблюдал заповеди своего учителя.

    Между 1410 и 1427 годами, при игумене Александре, на месте деревянной церкви, срубленной Андроником, на вклад купеческого семейства Ермолиных был сооружён каменный Спасский собор. Это самый древний из ныне существующих памятников Москвы вне Кремля. Собор, созданный при участии Андрея Рублёва (ок. 1360-1428), поражает своим неповторимым обликом. «Зело красен» — таким было общее мнение современников. Сложенный из белого камня собор в целом повторяет тип традиционного владимиро-суздальского храма. Это — памятник эпохи русского национального Возрождения. Собор устремлён ввысь, в этом в застывшем каменном движении, кажется, навеки запечатлён тот взлёт русской духовной жизни на рубеже 14-15 веков, что связан с именами Сергия Радонежского, Дмитрия Донского (1350-1389), Андрея Рублёва, Епифания Премудрого (ум. около 1420), Феофана Грека.

    Спасский собор Андронникова монастыря является самым значительным и ярким произведением раннемосковской школы зодчества. Композиция собора очень напоминает композицию Пятницкой церкви в Чернигове, созданную Петром Милонегом на рубеже 12-13 веков. В Спасском соборе покоились мощи св. Андроника и его приемника, второго игумена монастыря св. Саввы. Здесь же хранилась главная святыня монастыря — образ Спаса Нерукотворного, привезённый митрополитом Алексием из Константинополя. Внутри собор был украшен фресками Андрея Рублёва, но от них уцелели только крохотные фрагменты. Преподобный Андрей Рублёв, бывший монахом Спасо-Андроникова монастыря, жил здесь, скончался в 1428 году и здесь же был погребён.

    Могилу Андрея Рублёва пытался отыскать известный учёный-реставратор Пётр Дмитриевич Барановский (1892-1984). По архивным источникам удалось установить, что Андрей Рублёв был похоронен под старой соборной колокольней, до наших дней не сохранившейся. Однажды во время прокладки траншеи рабочие наткнулись на старинную могильную плиту. Уже темнело, и Барановский успел только скопировать с помощью угля и бумаги полустёртую надпись на плите. За ночь ему удалось установить, что перед ним — памятник первой трети 15 века. Место находки также указывало на то, что это могла быть надгробная плита с могилы Андрея Рублёва. Поспешив наутро к бесценной находке, Барановский с ужасом узнал, что рабочие, с типично советским отношением к истории, разбили плиту на щёбёнку и посыпали ею раскисшую в дождь и слякоть дорожку.

    За шесть столетий своего существования Спасский собор много претерпел. Наиболее жестокому разгрому от подвергся во время нашествия европейских варваров в 1812 году. Пламя пожара, охватившего собор, было такой силы, что от жара рухнула глава храма. В стенах собора до сих пор можно видеть обгоревшие, закопчённые камни — следы пожара 1812 года. После изгнания французов собор был восстановлен, причём к нему пристроили приделы и изменили завершение. Храм был восстановлен в первоначальных формах в 1950-1960-х годах.

    В 1504 году в монастыре была возведена небольшая каменная трапезная на подклете — одна из немногих сохранившихся в Москве построек 16 века. В 1691-1694 годах к ней была пристроена трёхярусная церковь в стиле московского барокко. В её нижнем ярусе располагается престол во имя Знамения Богоматери, во втором — престол во имя св. Архангела Михаила, в третьем — престол во имя св. митрополита Алексия. Эту трёхэтажную церковь называют посто церковью Михаила Архангела. Её строила царица Евдокия Фёдоровна Лопухина (Прасковья Илларионовна) (1669-1731), первая жена Петра I Алексеевича (1672-1725), а поводом для постройки стало рождения наследника престола царевича Алексея (1690-1718). Радостная мать, горя желанием возблагодарить Пресвятую Богородицу, поспешила пожертвовать средства на сооружение церкви в память об этом событии — недаром один из её престолов освящён во имя св. Алексия. Практически завершённая к 1694 году, она после ссылки Евдокии в монастырь 45 лет простояла не освящённой, «без пения», и была освящена только в 1739 году. Надвратная церковь Рождества Богородицы, стены и башни монастыря построены во второй половине 17 века. Тогда же были построены настоятельские покои.

    В подклете церкви Михаила Архангела находится фамильная усыпальница рода Лопухиных. Здесь погребены отец царицы Евдокии, боярин Илларион (Фёдор) Абрамович Лопухин (1638-1713), а также генерал-аншеф Василий Абрамович Лопухин (1711-1757).

    В 1653 году в Спасо-Андрониковом монастыре в течение четырёх недель содержался в заточении вожак старообрядчества, протопоа Аввакум (Петров) (1620-1681). При Петре I при монастыре было устроено училище для незаконнорожденных детей, а с 1810 года — духовное училище.

    В 1795 году на средства купца первой гильдии Семёна Прокофьевича Васильева в Спасо-Андрониковом монастыре началось строительство огромнейшей колокольни. «По ндраву своему» купец пожелал, чтобы его сооружение было выше колокольни Ивана Великого. Но пыл купца охладил император Павел I Петрович (1754-1801), приказавший уменьшить высоту строившейся колокольни. Её возведение было завершено в 1803 году. Высота колокольни составила 72,5 метра, что на 8,5 метра ниже Ивана Великого. Автором проекта, как считают, был известный московский зодчий Родион Родионович Казаков (1758-1803). В 1930-1931 годах колокольня Спасо-Андроникова монастыря была разобрана.

    В некрополе Спасо-Андроникова монастыря были погребены Фёдор Григорьевич Волков (1729-1763) — основатель первого русского театра, Павел Григорьевич Демидов (1738-1821) — основатель знаменитого Демидовского лицея в Ярославле, Абрам Андреевич Баратынский (1767-1810) — отец знаменитого поэта Евгения Абрамовича Баратынского (1800-1844), князь Николай Сергеевич Волконский (1753-1821) — дед Льва Николаевича Толстого (1828-1910), а также Загряжские, Головины и представители других древних русских родов.

    С 1960 года в Спасо-Андрониковом монастыре находится Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва.

    Из кн. А.Ю. Низовского «Самые знаменитые монастыри и храмы России». 2000. Вече.

    Церковь Рождества Пресвятой Богородицы над южными воротами

    Построена в XVI в. Построена неизвестно когда, обновлена в 1747-1756 гг., а также в 1864 г. В 1756 г. настоятель монастыря объявил, что церковь над Св. воротами возобновлена по словесному приказанию покойного архиепископа Московского Платона из прежде бывшей ветхой; просил дозволения освятить и получил его 15 ноября. К юго-восточному углу храма пристроена была ризница; сам он имел вид, указывающий на середину XVIII в. Письменных известий о существовании храма до 1756 г. нет. В новом храме устроена ризничная палатка.

    Храм находился над Св. вратами позади колокольни XVIII (в которой также был свой храм, его можно видеть на гравюре Ф. Кампорези XVIII в., выполненной до возведения колокольни).

    Церковь сломана, по-видимому, вместе с колокольней в 1930-е гг. Ныне над вратами надстроена палатка об одном этаже, на ней охранная доска: «Святые ворота сооружены в XVII в. Фрагментарно реставрированы в 1959-1960 гг. При реставрации церковь Рождества не была восстановлена.

    Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 326, 328; Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 419-422; Рукопись Александровского, № 536 — церковь Рождества Богородицы; Путеводитель Машкова. С. 151-152; Александровский, № 29.

    Существовавшая ранее часовня Спасо-Андроникова монастыря находилась у Рогожской заставы на том месте, где, по преданию, преп. Сергий прощался с преп. Андроником, когда шел в Нижний Новгород. Часовня эта значится в списке 1722 г., составленном по случаю закрытия всех часовен в Москве, всего числом сорока. Сохранить старые часовни разрешено 25 июня 1727 г. С тех пор Андрониковская часовня не раз переделывалась и обновлялась.

    Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

    Ранее существовала церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Андрониковом монастыре над вторыми воротами. Ворота относятся к XVI в., тогда же, вероятно, построена была и церковь над ними.

    Церковь нынешняя сооружена в 1756 г. Она довольно типична для середины XVIII в.: удлиненная, со скошенными углами алтаря, с восьмиугольной широкой шеей главы. Обновление было в 1864 г.

    Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

    МОСКОВСКИЙ СПАСО-АНДРОНИКОВ МОНАСТЫРЬ

    Спасо-Андроников монастырь в 1947 году, рисунок

    Московский Спасо-Андроников мужской монастырь (недейств.)

    • Адрес: Россия, город Москва, Андроньевская площадь, дом 10.
    • Тел.: +7 495 911-45-02
    • Официальный сайт храма Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре: http://andronikovmon.ru
    • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

      По преданию, в 1354 году митрополит Московский Алексий ездил в Константинополь для рукоположения в сан митрополита московского. На обратном пути на Черном море его корабль попал в сильный шторм. На корабле была икона Нерукотворного образа Спасителя, перед которой он молился. Митрополит дал клятву, что при благополучном возвращении на родину, он поставит в Москве храм во имя Нерукотворного образа Спасителя. Шторм постепенно затих и корабль благополучно причалил к берегу. И случилось это именно в тот день, когда праздновали церковный праздник – Спаса Нерукотворного.

      Спасо-Андроников монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа, 22 марта 2013

      В Москве Алексий обратился с просьбой к прп. Сергию Радонежскому отдать ему его ученика Андроника для создания нового монастыря с церковью Нерукотворного образа Спасителя. Место выбрали на дороге из Москвы в Орду, на берегу реки Яузы.

      По свидетельству жития свт. Алексия, прп. Андроник стал игуменом монастыря при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче, т. е. до 13 ноября 1359 г., когда великий князь скончался; т. о., основание монастыря можно отнести ко времени ок. 1357-1358 года. В 1360 году была построена церковь Нерукотворного образа Спаса.

      Стены монастыря первоначально были деревянными и выполняли оборонительную роль.

      При митрополите Фотии в 1420-1428 гг. собор был перестроен, стал белокаменным. Роспись собора выполняли Андрей Рублев и Даниил Черный. К сожалению, фрески, выполненные ими, были уничтожены в XVIII веке при реставрации собора, есть лишь небольшие фрагменты на откосах окон.

      В 1504 году рядом с западной стеной поставили каменную трехъярусную трапезную, в которой по желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 году в третьем ярусе учредили церковь святого Алексея митрополита. В среднем ярусе устроили церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла, который был упразднен в 1819 году, затем на его месте освятили придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Был также устроен еще один придел – во имя святого Александра Команского. На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери.

      В 1690 году около Святых ворот монастыря поставили настоятельский корпус, в этом же веке отстроили братские корпуса. В 1747-1756 гг. стены монастыря стали каменными. По проекту архитектора Казакова рядом со Спасским собором на месте старой колокольни, над святыми воротами, воздвигли новую высотой 73 м. В ней на средства купца С.П.Васильева основали церковь святого Симеона Богоприимца.

      Спасо-Андроников монастырь. Церковь Михаила Архангела, 22 марта 2013

      В середине XVII века рядом с монастырем рабочие люди образовали слободу, получившую название сначала Андроньевской, а затем Вороньей. У монастыря были приписные крестьяне в количестве 210 дворов на 1700 г. Андроников монастырь был одним из самых богатых: на 1790 г. за монастырем числилось 5,6 га земель под селением, сенокосных земель 4 га, неудобий 4,5 га.

      Монастырь использовался и как место заточения: в 1509 году здесь был заключен осужденный архиеп. Серапион I Новгородский, в 1666 году в монастырь в кандалах был привезен протопоп Аввакум Петров. Его продержали трое суток прикованным к стене в подвале, без воды и пищи, а затем отправили в Андреевский монастырь на Воробьевых горах.

      В 1812 году монастырь сильно пострадал от пожара и надругательства французов. Во время пожара купол собора обрушился, в 1813-1814 гг. он был восстановлен, а в 1840-х гг. интерьер собора был перестроен. Над ним подняли восьмигранный барабан с шатровым верхом. Кокошники и закомары убрали под четырехскатную крышу. К северной стене пристроили придел святого Андроника, к южной – Успения Божией Матери. В 1950-60 гг. реставраторы вернули собору прежний вид.

      При монастыре по традиции было кладбище. Здесь похоронен настоятель Андроник и, по некоторым предположениям, Андрей Рублев. Место могилы, к сожалению, неизвестно. Она уничтожена в советское время. Здесь же где-то покоился прах Симеона Гордого, сподвижника Ивана Калиты.

      В 1918 году монастырь был закрыт. До 1922 года на его территории находился один из первых лагерей ВЧК.

      В марте 1922 года в связи с изъятием серебряной раки в монастыре были вскрыты мощи преподобных Андроника и прп. Саввы.

      Затем на территории монастыря располагалось общежитие завода «Серп и Молот». 13 сентября 1927 года было ликвидировано монастырское кладбище, колокольню в 1930-х годах взорвали. С 1959 года в стенах монастыря находится музей Древнерусского искусства имени Андрея Рублева.

      В 1989 году собор Спаса Нерукотворного образа передан Церкви.

      Настоятели

      • прп. Андроник (ок. 1357 — ок. 1373)
      • прп. Савва (ок. 1373 — ок. 1410)
      • прп. Александр (ок. 1410 — после 1427)
      • Ефрем
      • Исаак
      • Иоанн (1474)
      • .
      • Митрофан (1504 — 1507)
      • Симеон (Стремоухов) (1507 — 21 августа 1509)
      • Сергий (1509 — 12 февраля 1517)
      • Игнатий (сентябрь 1519)
      • Ефрем (февраль 1525)
      • Зосима (1531 — 1534)
      • Авраамий I (1547 — 1548)
      • Иосиф I (февраль 1555 — 1566)
      • Феодосий (Вятка) (август 1566 — 1570)
      • Евфимий I (1571 — 1581)
      • Феодосий (? — 20 июля 1584)
      • Гурий (упом. май 1589)
      • Вассиан (1598)
      • Авраамий II (1606)
      • Сергий (1612 — 14)
      • Геннадий (1625 — 1626)
      • Евфимий II ( январь 1627 — 26 октября 1628)
      • Серапион 8 июля 1634)
      • Макарий (1635 — 1636)
      • Порфирий (1637 — 1640)
      • Иосиф II (1641 — 1648)
      • Сильвестр (1648 — 10 июля 1653)
      • N. N. ( сентябрь 1653 — 1654)
      • Гермоген (1654 — 1656)
      • Дионисий (1656 — 1660)
      • Пафнутий (1661 — 1668)
      • Пахомий I (упом. июнь 1669)
      • Никандр (1672)
      • Макарий (? — 29 августа 1674)
      • Симеон (Милюков) (14 сентября 1674 — 9 апреля 1676)
      • Никон (1676 — 1679)
      • Иосиф III (февраль 1681)
      • Никифор (1681 — 26 июня 1681)
      • Авраамий (Юхов) (1681 — 1684)
      • Пахомий II (1685)
      • Авраамий (? — 1687)
      • Арсений (Костюрин) (9 января 1687 — 12 января 1692)
      • Трифиллий (Инихов) (1692 — 4 мая 1695)
      • Феодосий (4 мая 1695 — 30 июля 1709)
      • Геннадий (Беляев) (1709 — 20 мая 1714)
      • Серапион (1714 — 1722)
      • Антоний (1722 — 12 апреля 1722)
      • Дионисий (1722 — 15 июня 1724)
      • Иосиф IV (Саввин) (1724 — 31 октября 1725)
      • Герасим (23 марта 1726 — ?)
      • Иларион (1728)
      • Клеоник (27 августа 1731 — октябрь 1732)
      • Киприан (Скрипицын) (18 января 1733 — 3 мая 1736)
      • Герман (Барутович) (1737 — 1743)
      • Иона (Лещинский) (18 апреля 1744 — 7 ноября 1761)
        • Варлаам (Гловацкий) (5 декабря 1760 — 7 ноября 1761) и.о.
      • Варлаам (Гловацкий) (7 ноября 1761 — 2 мая 1776)
      • Симон (2 мая 1776 — март 1785)
      • Иосиф V (Быков) (март 1785 — 22 февраля 1788)
      • Сильвестр (Страгородский) (22 февраля 1788 — 19 октября 1802)
      • Феофан (Некрасов) (1803 — 25 августа 1817)
      • Авраам (Шумилин) (20 декабря 1817 — 1818)
      • Гермоген (Сперанский) (19 августа 1818 — 18 июня 1845)
      • Гавриил (22 сентября 1845 — 13 августа 1848)
      • Платон (16 сентября 1848 — 28 января 1863)
      • Иннокентий (Орлов) (3 июня 1863 — 9 февраля 1870)
      • Модест (Куховский) (21 октября 1870 — ?)
      • Сергий (Спасский) (28 октября 1880 — 1882)
      • .
      • Григорий (Воинов) (1892 — 1 августа 1896)
      • Нафанаил (Соборов) (с 14 ноября 1896 — 29 апреля 1907)
      • Сильвестр (Братановский) (1907 — 1910)
      • Владимир (Соколовский-Автономов) (18 марта 1910 — 1918)

      Архитектура

      Храмы и часовни монастыря:

      • Собор Спаса Нерукотворного образа (1410 и 1425 и 1427)
      • Церковь Михаила Архангела (1691 и 1694)(1688-1690)
      • Часовня Димитрия Донского на бывшем монастырском кладбище (2005)
      • Часовня Троицы Живоначальной (2011)
      • Деревянная звонница
Ссылка на основную публикацию