Анастасьинский монастырь в костроме

Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь

Официальный приходской сайт

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь

Святыни монастыря:
— чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы;
— чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери;
— святые мощи преподобного Никиты Костромского (почивают под спудом в подклете Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора);
— святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского;
— крест-мощевик с частицами мощей 278 святых (из бывшего Богородицкого Игрицкого мужского монастыря);
— складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря).

Храмы монастыря:
1. Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор
2. Собор Богоявления Господня
3. Церковь Смоленской иконы Божией Матери
4. Колокольня

Проезд (по г. Костроме): троллейбус № 2 и 7, автобус № 1 до остановки «Улица Пятницкая», автобус № 2 до остановки «Фабрика-кухня».

История:
Точная дата основания его неизвестна, но упоминания в сотной выписи (выписках из писцовой книги) 1596/97 г. несудимой грамоты, данной мон-рю в 1417 г. Вел. кн. московским Василием I Димитриевичем, позволяют полагать, что монастырь возник на рубеже XIV-XV вв., став первой женской обителью Костромского края. По предположению некоторых историков, его основательницей была княгиня Анастасия Димитриевна, дочь св. блгв. кн. Димитрия Донского и сестра Вел. кн. Василия Димитриевича. Монастырь находился на левом берегу р. Сулы (левый приток Волги), близ Костромского кремля. Первоначально именовался Анастасииным Ризоположенским — по главному храму, освященному в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. В сер. XVI в. монастырю покровительствовала Царица Анастасия Романовна. Мон-рь обладал рядом вотчин в Костромском уезде, пожалованных, как сказано в грамоте царя Михаила Феодоровича 1623 г., «прежними государями». В дек. 1608 г. Анастасиин монастырь был разорен польск. войсками, вотчинные и тарханные грамоты сгорели.

В 1764 г. Анастасиин монастырь был упразднен, насельницы переведены в Крестовоздвиженский жен. мон-рь, находившийся в бывшем Костромском кремле, а в помещениях Ризоположенской обители устроено архиерейское подворье. Однако, поскольку в 1773 г. Крестовоздвиженский мон-рь был уничтожен пожаром, Анастасиин монастырь вновь был возобновлен на прежнем месте под названием Анастасиина Крестовоздвиженского.

Как и большинство женских обителей, Анастасиин монастырь с основания являлся особножительным. В 1817 г. по инициативе казначеи Софии (Лизуновой), в 1829 г. ставшей настоятельницей, в монастыре было введено общежитие. В период настоятельства игум. Софии (1829-1847) в обители велось активное строительство. В нач. 30-х гг. XIX в. были построены каменные двухэтажный корпус келий, трапезная с кухней, деревянные хлебные амбары, квасоварня, прачечная, красильня, ткацкая, к сев. стене ограды пристроен скотный двор с сеновалами и погребами. В 1831 г. был разобран тесный придел Ризоположенского храма в честь Входа Господня в Иерусалим и на его месте построены 2 новых теплых придела: с сев. стороны — в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Собора арх. Михаила, с юж. стороны — в честь Входа Господня в Иерусалим и мц. Анастасии (оба придела освящены в 1832). С введением общежития число насельниц возросло: в 1835 г. их было менее 100, в кон. 40-х гг.- до 200, в 1862 г.- 250. В 1863 г. настоятельница А. м. (1863-1889) игум. Мария (Давыдова) обратилась к еп. Костромскому и Галичскому Платону (Фивейскому) с просьбой передать обители находившийся неподалеку сгоревший и упраздненный в 1847 г. Богоявленский мужской монастырь, основанный в нач. XV в. В дек. 1863 г. Святейший Синод разрешил объединение 2 обителей, с этого времени мон-рь стал называться Анастасииным Богоявленским.

В ходе возрождения бывшего Богоявленского монастыря большая часть инокинь была переведена в него, а бывший Анастасиин монастырь, который после объединения стали называть «старый монастырь», игуменья Мария предназначила «для учебно-благотворительных учреждений». В 1864 г. здесь было открыто училище для девиц бедных родителей, преимущественно духовного звания (до открытия в Костроме в 1901 епархиального жен. Дух.Училища оно фактически выполняло его функции). Позже в старом мон-ре открылся ряд медицинских и благотворительных учреждений: в 1873 г.- лечебница для сельского населения на 9 коек, во время русско-тур. войны 1877-1878 гг.- госпиталь для раненых на 60 коек, в 1878 г.- фельдшерские курсы (в 1886 преобразованные в курсы сестер милосердия Красного Креста), во время первой мировой войны, в 1914-1917 гг.,- лазарет для раненых на 60 коек. Здесь же размещалась и богадельня для престарелых монахинь на 25 чел.

К 1917 г. в Анастасиином монастыре проживали 53 монахини и 323 послушницы.
В начале 1919 г. обитель закрыли, на территории старого монастыря был устроен рабочий пос. Советский. Последняя настоятельница — игум. Сусанна (Мельникова) эмигрировала в Польшу, сестры разошлись. Ризоположенский и Сретенский храмы монастыря действовали еще год как приходские, однако в февр. 1920 г. власти, несмотря на протесты верующих, жаловавшихся даже в Совнарком, закрыли храмы. В 1920 г. в Сретенской церкви разместился губернский музейный фонд, в 1926 г.- биологическая станция Костромского научного об-ва. В Ризоположенском храме в 1926 г. был устроен городской клуб строителей. В кон. 20-х гг. на территории старого мон-ря решили возвести первые в Костроме 5-этажные жилые дома для рабочих. В связи с этим в 1928 г. были разобраны юж. стена ограды с 2 угловыми башенками и Сретенская церковь, и на их месте на рубеже 20-30-х гг. построили жилые дома. В сер. 30-х гг., во время сооружения в Костроме льнокомбината им. И. Д. Зворыкина, была разрушена «на щебень» Ризоположенская церковь. В 40-50-х гг. XX в. территория Анастасиинского монастыря была застроена многоэтажными жилыми домами. От ансамбля обители до наших дней сохранились только 2 каменных корпуса келий, сооруженных в 1829 и 1847 годах.

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь Епархиальный женский монастырь

Богоявленский мужской монастырь, крупнейший в Костроме, был основан в день Богоявления Господня в 1426 г. на реке Суле, неподалёку от центральной части города – Костромского кремля. Его «строителем» и первым игуменом летопись называет Преподобного Никиту – «сродника и ученика» Преподобного Сергия Радонежского.

Долгое время монастырь оставался деревянным, Его первым каменным зданием стал пятиглавый Богоявленскийсобор,построенныйв1559-1565 годах, при царе Иоанне IV, Грозном, по благословению святителя Макария – митрополита Московского. Собор возведён был артелью каменщиков, прибывших в Кострому, как предполагают, из Ростова Великого. За образец строители взяли Успенский собор Московского Кремля.

На протяжении своей многовековой истории знал монастырь сей и годы расцвета и годы полного запустения. Грамоты, данные в разное время его настоятелям, показывают, что пользовался он покровительством и поддержкой и Великих князей и Государей наших. Любила посещать его первая супруга царя Иоанна Грозного – Анастасия. Здесь уместно вспомнить: о том, что она будет царицей, предрёк ей Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский. И сам её царственный супруг не оставлял Богоявленский монастырь своей милостью. Впрочем, помнит наша древняя обитель и страшные дни гнева его, когда за почести, оказанные царскому племяннику, направлявшемуся через Кострому из Первопрестольной в Нижний Новгород, жестоко пострадали многие и сам игумен её. Скорый на гнев и расправу, Государь постарался затем искупить свой грех пред обителью, одарив её многими дарами и милостями, ноте страшные дни остались в истории обители и в истории града нашего запечатлёнными навсегда.

Страшные дни. Богоявленский монастырь помнит их немало. Все тяжкие испытания, все грозные удары времени монастырь встречал и превозмогал достойно. В годы Смутного времени, например, иноки его явили пример, достойный благодарной памяти потомков, пример верности вере своей православной и Отечеству. В конце декабря 1608 года, когда Кострома оказалась в руках польских интервентов, иноки Богоявленского монастыря решили скорее пожертвовать своей жизнью, но не покориться захватчикам. Лишь после осады н штурма монастырь бью охвачен и разграблен. Одиннадцать его иноков приняли мученическую смерть. Имена сих преподобных мученников сохранились до наших дней. Память их 12 января по новому стилю. Их мощи, как и основателя монастыря – преподобного Никиты, покоятся в усыпальнице собора.

О том, насколько известным и значительным был Богоявленский монастырь в России того времени, говорит хотя бы тот факт, что при избрании на царство Михаила Фёдоровича Романова в феврале 1613 года на Московском Земском Соборе присутствовал и подписался под избирательной грамотой, в числе других выборных, и настоятель этого монастыря игумен Арсений.

ХVII век для Богоявленского монастыря стал временем каменного строительства. Деньги на строительство прислали многие, но главными жертвователями были: бояре Салтыковы, мать царя Михаила – инокиня Марфа, его отец – Патриарх Филарет и другие патриархи Московские и всея Руси.

В 1610 году била воздвигнута каменная церковь во имя св. Иоанна Богослова, которую освятил сам патриарх Гермаген – будущий священномученик.

В начале того же столетия к Богоявленскому собору были пристроены каменные галереи, затем воздвигнуты Трехсвятительская и Сретенская церковь, звонница с приделом честь Преподобного Сергия Радонежского – в нижнем её ярусе, и церковь в честь святителем Михаила, Петра и Ионы – над святыми вратами обители.

Особенно благоукрасился монастырь при измене Герасиме. С 1542 по 1672 год, без какого-либо перерыва, возводил он, одно за другим, каменные здания. В первые шесть лет этого тридцатилетнего срока монастырь был обнесён каменной стеной семиметровой высоты. Монастырь приобрёл вид крепости. Шесть башен возвышались над стеной: четыре – угловых и две – надвратных. В 1678 году Багоявленский собор был расписан «на иждивение» боярина Петра Михайловича Салтыкова. К этому же времени относится и написание на стене юго-западной башни иконы Богаматери Смоленской, чудесно сохранившейся во время пожара 1773 года, после чего и началось её особое почитание. Здесь сначала была построена деревянная часовня, а в 1824 году, алтайским миссионером, архимандритом этой святой обители Маканием Глухаревым, на средства костромского гражданина Ф.М. Обрядчикова возведена небольшая церковь, названная в народе «Смоленской часовнями».

В ХVIII веке и в первой половине ХIХ века Богоявленский монастырь переживал пору своего упадка. Навое строительство в нём почти не ведётся. лишь в 1758-1760 годах на средства генеральши Екатерины Михайловны Салтыковой в монастыре была выстроена церковь его имя Святится Христова Николая – над гробом супруга её Михаила Петровича Салтыкова. Сокращалось число братии, здания пустовали. С 1779 года Сюда были помещены все присутственные места города, которые находись здесь до 1809 года. В 1814 году в монастырь была переведена духовная семинария.

Пожар, истребивший в сентябре 1847 года почти половину Костромы, не пощадил и Богоявленский монастырь, превратив его в развалины. О восстановлении монастыря в те годы не могло быть и речи: город, посещённый столь страшной бедой, не имел возможности оказать опустошённому и разрушенному пожаром монастырю хоть какую-то помощь. Монастырь был закрыт. Городские власти в течение 16 лет продали кирпич разбираемых его Развалин для строительства частных здании, щебень же отдавали бесплатно – для мощения улиц. Были разобраны, таким образом, Сретенская и Трехсвятительская церкви, паперти Богоявленского собора, звонница, почти все жилые и хозяйственные постройки, часть стен. К 1864 году монастырь перестал существовать.

Богоявленский собор не был разобран, поскольку император Николай Павлович повелел сохранить его как памятник древности. Скорее всего, остался бы он, со временем, и памятником самому исчезнувшему монастырю, если бы не Божия воля, явленная через игумению Марию, в 1863 году вступившую в управление женским Анастасииным Крестовоздвиженским монастырём. В том году подала она прошение о передаче ей бывшего Богоявленского монастыря под условием его восстановления.

Начинается новая страница истории древней костромской обители. Монастырь становится девичьим. Изменилось и его название: к прежнему названию добавилось слово Анастасиин, Воистину символическое добавление. «Анастасия» – с древнегреческого – означает воскресение. Именно воскрешённым, а не просто обновившимся становится монастырь, и воскресение это связано с новым его расцветом.

Начав трудный подвиг возрождения монастыря, игумения Мария фактически отстроила его заново. Прежде всего она позаботилась о расширении Богоявленского собора. К нему были сделаны три новые пристройки – с западной, южной и северной стороны, сам же древний собор был превращён в алтарь. Просторный, обновлённый, с большим вкусом украшенный, собор был торжественно освящён 28 декабря 1869 года. Позднее его новые стены были расписаны и внутри и снаружи. Обновлена была усыпальница под алтарём, устроена каменная галерея, соединившая собор со святыми вратами под колокольней. В 1867 году в усыпальнице была устроена небольшая церковь во имя св. великомученика Никиты и Преподобного Сергия Радонежского. Возрождён был и Никольский храм.

После пожара 1847 года чудотворная икона Смоленской Божией Матери вновь дивным образом сохранилась без повреждения, хотя сама Смоленская церковь и выгорела дотла. После этого почитание сей святыни ещё более усилилось. Вскоре же после пожара Смоленскую церковь начали восстанавливать. Возобновлена она была на средства Платона Васильевича Голубкова, уроженца Костромы. Богослужения в ней постоянно совершались и в годы полного упадка монастыря. Трудами и заботами игумении Марии была восстановлена, почти полностью местами разрушенная, монастырская стена. Западная башня над святыми вратами была перестроена в звонницу.

Над юго-западными въездными вратами во время пожара уцелела часть стены с древним изображением лика Св. Николая, чудесно уцелели фонарь и верёвка, на которой фонарь висел перед образом. Когда хотели приступить к разборке этих врат, каменщик, поднявшийся наверх, неожиданно упали сильно ушибся. После, на исповеди, он поведал священнику, что был сброшен какой-то неведомой силой. Разборка врат была приостановлена, образ св. Николая с тех пор стал почитаться особо. В 1871 году к уцелевшему остатку стены с изображением лика св. Николая была пристроена деревянная часовня. Она осталась невредимой при следующем страшном пожаре, посетившем Кострому в 1887 году. В 1892 году была заменена каменной, более просторной.

Во время пожара 1887 года вновь остался невредимым в полностью выгоревшем храме чудотворный образ Смоленской Божией Матери. Храм этот также был значительно перестроен в 1892 году.

В восстанавливаемом игуменией Марией монастыре были возведены три жилых корпуса для сестёр и настоятельский корпус, а также – двухэтажный, с подвалом – Трапезный корпус, в котором, помимо трапезной палаты, разместились хозяйственные помещения, живописная и швейная мастерская. Несколько позже к западной стене Смоленской церкви были пристроены два корпуса – казначейский и больничный. В подвале больничного корпуса устроили резервуар, в который поступала самотёком речная вода Сулы для потребностей монастыря.

Все вновь построенные здания были отмечены печатью высокого архитектурного вкуса. Одновременно производился ремонт старых зданий и велось строительство новых в Анастасиино-Крестовоздвиженском монастыре, находившемся на территории Костромского кремля. Монастырь этот игумения Мария предназначила для учебно-благотворительных целей, переместив большую часть инокинь в Богоявленско-Анастасиин монастырь. Прежде всего она устроила здесь училище для девочек, из которых в нём готовили сельских учительниц.

В 1873 году в Анастасиино-Крестовоздвиженском монастыре была устроена первая лечебница для народа, а в его училище стали готовить ещё и сестёр милосердия. Позднее были организованы такие же лечебницы для сельского населения в трёх вотчинах обители, где крестьяне до того не имели никакой врачебной помощи .Сёстры милосердия – воспитанницы монастыря – участвовали в борьбе с эпидемиями, лечили больных и раненых во время войн. Деятельность народных лечебниц и курсов сестёр милосердия принесла монастырю заслуженную известность и получила высокую оценку государства. Выл издан указ об открытии подобных лечебниц и курсов при других девичьих и женских обителях страны.

Игумения Мария стремилась распространить свет Православия и в иноверческой среде. Для этой цели в 1888 году несколько сестёр Вогоявленско-Анастасиина монастыря, во главе с монахиней Варварой, основали в 1891 г. в Эстонии монастырь с благотворительными учреждениями при нём – бесплатной лечебницей, аптекой и приютом для девочек-сирот. Монахиня Варвара стала первой игуменией основанного ими Пюхтицкого монастыря, который стал крупным центром распространения Православия в Эстонии.

В 1887 году упомянутый выше пожар в очередной раз причинил большой урон монастырю. Игумения Мария вновь восстановила его, Однако силы её оказались подорванными, вскоре она заболела и умерла. День смерти её – 29 января 1889 года. В дальнейшем монастырём управляли, последовательно, ещё три игумении – Игумения Евпраксия, Игумения Анна и Игумения Сусанна.

После революции Богоявленско-Анастасиин монастырь был закрыт. Казалось, что – навсегда. Началось великое его разорение. Богоявленский собор, Смоленская церковь и звонница были отданы под хранилища архива. Костромской государственный архив располагался в соборе до пожара, случившегося 16 августа 1982 года. В огне того пожара погибли дивные фрески собора, исполненные знаменитыми костромскими изографами Гурием Никитиным и Силой Савиным, расписавшими Успенский собор Московского Кремля, Ильинскую церковь в Ярославле, Троицкий собор в Ипатьевском монастыре и другие храмы древних и славных городов русских.

Богоявленско-Анастасиин монастырь был закрыт в начале 1919 года, в его зданиях расположились жилые квартиры и учреждения, а древний собор заняли под архив. Монастырский некрополь, где покоились члены многих знатных русских родов, был полностью уничтожен.

В 1982 году пожар уничтожил и архив, и бесценные фрески.

20 июля 1990 года, на первом заседании Священного Синода Русской Православной Церкви по избрании патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было принято решение о возрождении монастыря. Первыми насельницами в нем стали монахини эстонского Пюхтицкого монастыря, который около ста лет назад был основан монахинями Богоявленско-Анастасииной обители.

Церкви и здания монастыря были отреставрированы, при обители открыты детский приют и богадельня.

Монастырь стал духовным центром Костромской епархии, его собор стал кафедральным, в монастыре размещается епархиальное управление и духовная семинария.

В 2002 году у стены кафедрального собора был установлен бронзовый памятник небесному покровителю Костромы – Георгию Победоносцу.

Богоявленский-Анастасиин женский монастырь в Костроме

Обитель просуществовала 600 лет. За шесть веков на ее долю выпали и периоды подъема, и годы упадка. После советской разрухи, монастырь полностью восстановлен и радует своим великолепием, украшая городскую панораму.

История постройки обители

Датой основания Богоявленско-Анастасииного женского монастыря считается 1426 год. Согласно историческим сведениям, его учредителем был преподобный старец Никита, родственник Сергия Радонежского и великий русский подвижник. Он пришел в эти края уже на склоне лет и подарил костромской земле новую обитель.

  • С самого начала монастырь был опорной точкой защиты города. Все его сооружения были деревянными и защищали подступы к Костроме от неприятельских набегов. Возведение первого каменного храма пришлось на 1559 год. Немало времени потребовалась инокам, чтобы собрать достаточно средств и получить разрешение от митрополита на постройку. Руководил работой по строительству пятиглавого Богоявленского собора игумен Исайя.
  • Возведение продолжалось шесть лет, после чего церковь освятили. Чин освящения состоялся в 1565 году. Большую материальную поддержку в этом деле монахам оказывал двоюродный брат царя Иоанна Грозного — удельный русский князь Владимир Старицкий.
  • Когда через четыре года Старицкий с дружиной отправился в освободительный поход на Астрахань, он посетил и Кострому. В обители князю оказали теплый радушный прием. Это сыграло роковую роль в дальнейшей судьбе монастыря. Кто-то из приближенных к царю людей оклеветали Владимира Старицкого. Царь отдал распоряжение убить своего брата. Убийство произошло в том же году в Александровской слободе.

Не обошел стороной царский гнев и насельников Богоявленско-Анастасииного монастыря. Многих казнили, в том числе и настоятеля. Игумена похоронили в подклете Богоявленского собора.

Но прошло время и обитель начала стремительно развиваться, усиливая свое влияние с каждым годом. Впоследствии, к монастырю приписали еще две женских обители — Крестовоздвиженскую и Анастасиину. Последнюю основала дочь великого князя Дмитрия Донского, которую звали Анастасией.

Смутное время и возрождение

С приходом эпохи Смутного времени, которое наступило в начале XVII века, начались неприятности и у монастыря. Поляки и литовцы осадили обитель. Насельники какое-то время сдерживали врагов, но в конце-концов вражеские войска ворвались на территорию и нанесли ей множество разрушений. Монахи и крестьяне, которые не пожелали присягать на верность чужакам, были убиты.

Когда все беды оказались позади, Кострома начала возрождаться, а вместе с ней и разоренный монастырь. Во дворе появились новые постройки — два храма, возвели звонницу и каменное ограждение вокруг территории монастыря. К Богоявленскому собору пристроили еще один придел.

В 1660-1670-е годы главный храм обители украшала артель известных мастеров Гурия Никитина и Силы Савина. На стенах появились прекрасные фрески, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней. Тогда же была украшена ликом Пресвятой Богородицы и юго-западная башня.

Во времена правления Петра I и Екатерины II, в результате реформаторской политики монархов, жизнь монастыря стала скромнее. На постройку новых храмов не хватало денег, количество иноков тоже уменьшилось.

Важно! В середине XVIII столетия на средства вдовы Е. М. Салтыковой был сооружен Никольский храм. Таким образом, женщина пожелала увековечить светлую память о своем супруге.

Пожары и фреска Богородицы

В 1779 году город охватил сильный пожар. Пострадала и обитель. Но икона-фреска Богоматери осталась невредимой. С этого момента костромские жители уверовали в ее чудодейственность, началось всеобщее почитание.

Начиная с XIX века, в стенах Богоявленско-Анастасииного монастыря осваивали богословие ученики Духовной семинарии. Настоятели обители считались ее ректорами. Стараниями одного из них башня на монастырской ограде была преобразована в храм. Освятили его в честь иконы Смоленской Богоматери.

В 1847 году новый пожар практически полностью уничтожил все здания монастыря. Обитель пришлось закрыть. Ее насельники перешли в Богородицкий Игрицкий мужской монастырь.

Прошло 16 лет и монастырь было решено восстановить. В 1863 году обитель вновь открыли и назвали Богоявленско-Анастасииной. Теперь она стала женской. Игуменья Мария Давыдова начала заниматься вопросами возобновления построек и налаживания жизни монахинь.

Отреставрировать старые постройки и возвести новые удалось по прошествии почти двадцати лет. Местные жители считали монастырь местом христианского служения. Здесь организовали курсы для сестер милосердия. Также в обители действовала первая в стране больница, оказывающая помощь сельскому населению.

Советское время

Время шло, наступил 1918 год. Новые советские власти приняли решение закрыть монастырь. Богоявленский собор некоторое время работал, как приходская церковь. Но через шесть лет и его закрыли. Священника Василия Разумова арестовали, а затем вынесли ему смертный приговор через расстрел.

С 1925 года в помещении храма размещался архивный областной центр. На территории монастыря снесли ограду, разобрали часовню и Никольскую церковь. Уцелевшие здания стремительно ветшали и разрушались. В 1982 году архив подожгли. Пожар продолжался два дня. Все древние фрески были уничтожены огнем, так и не изученные современниками.

Возрождение древнего монастыря началось после распада Советского Союза, в 1990 году. Первые насельницы появились здесь уже в 1991 году.

Богоявленский собор объявили кафедральным. Сюда прислали образ Феодоровской иконы Божией Матери, которая является родовой реликвией дома Романовых.

Через десятилетие во дворе обители появился памятник Федору Стратилату. Этот святой считается покровителем города Костромы.

Описание архитектуры

Облик монастырского комплекса претерпевал много изменений на своем веку. Его двор напоминает вытянутую трапецию. Самое старое здание, дошедшее до нашего времени — Богоявленский кафедральный собор. Он отличается сдержанностью внешнего вида.

Крыша храма увенчана луковичными золотыми главками. Внизу имеется подклет.

В настоящее время на территории обители имеется еще колокольня, церковь Смоленской иконы Божьей Матери и собор Богоявления. До революции здесь была Никольская церковь в стиле барокко, собор св. Иоанна Богослова и Трехсвятительская церковь.

Деятельность прихода

Богоявленско-Анастасиин монастырь сегодня действует. В нем проживают около ста монахинь. В обители разместилась Духовная семинария и управление Костромской епархией.

Для пожилых одиноких людей открыли богадельню. Также учрежден приют для девочек-сирот, которые там проживают и получают образование.

Паломники и туристы не имеют права посещать внутреннюю территорию обители. Допускается вход только в наружные двери собора и часовен. Желающие могут остановиться в двух гостиницах, которые специально построили для паломнических групп и священнослужителей, приехавших посетить монастырь.

Праздники и чтимые даты

В монастыре хранится много святынь и чудотворных икон:

  • чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы;
  • чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери;
  • святые мощи преподобного Никиты Костромского;
  • святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского;
  • крест-мощевик с частицами мощей 278 святых;
  • складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы.

Престольными праздниками являются:

  • Богоявление (Крещение Господне) — 19 января;
  • 11 ноября — преподобномученицы Анастасии Римляныни;
  • 12 января — преподобномучеников Богоявленских (местн.);
  • 19 января Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;
  • 3 февраля — преподобного Тимона, старца Надеевского (местн.);
  • 5 февраля — Собор Костромских святых;
  • 27 марта и 29 августа — Феодоровской иконы Божией Матери;
  • 18 июля и 8 октября — преподобного Сергия, игумена Радонежского;
  • 10 августа — Смоленской-Костромской иконы-фрески Божией Матери;
  • 28 сентября — преподобного Никиты Костромского (местн.)

Божественные службы проводятся регулярно. В будние дни утренняя молитва начинается в 7:30. По воскресеньям и в большие праздники — в 9:00. Вечерняя служба начинается в 18:00. В 7:30 проходит Божественная Литургия.

Как добраться

Адрес Богоявленско-Анастасииной обители: г. Кострома, ул. Симановского, д. 26.

Доехать сюда можно несколькими способами:

  • на своем авто из Москвы можно добраться за 4-5 часов по Ярославскому шоссе и трассе М8. В самом городе необходимо переехать на левый берег Волги по мосту. Далее следовать по Советской улице до Сусанинской площади. От площади к монастырю ведет улица Симановского;
  • на поезде, отправляющемся с Ярославского вокзала в Москве, дорога займет чуть больше — до 6 часов;
  • с центрального автовокзала возле станции метро «Щелковская» отправляются рейсовые автобусы. Количество рейсов — 7 в день.

Кострома — город сравнительно небольшой, поэтому добраться до места назначения не составит особого труда. До обители следуют автобусы № 1 и 2. Есть и троллейбусы — № 2 и 7.

Связаться с монастырем можно по телефону и электронной почте:

Телефон: (4942) 31-34-86, 31-47-07

Электронная почта: is-ke@yandex.ru

В настоящее время настоятельницей женской обители в Костроме является игумения Иннокентия Травина.

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь — это православный духовный центр города со многими почитаемыми святынями и особой атмосферой. Сюда приезжают тысячи паломников, чтобы приложиться к чудотворным иконам и святым мощам.

Богоявленский Анастасиин монастырь в Костроме

Женский Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костромской области — место хранения знаменитой чудотворной Феодоровской иконы Богоматери, покровительствующей семейным ценностям. Обитель, первоначально бывшая мужской, за свою историю несколько раз перестраивалась. Храм закрыт для посещения мирянами, зайти можно только в часовни и Богоявленский собор — древнейшее уцелевшее каменное здание.

Первый деревянный Богоявленский монастырь основал ученик Сергия Радонежского преподобный Никита еще в 15 веке. Спустя век началось возведение каменных построек, в том числе главного собора. Вскоре к мужскому монастырю приписали и два женских — Крестовоздвиженский и Анастасиин. Во времена Смуты обитель разграбили половцы. В 17 веке она была обнесена каменными стенами с башнями и пополнилась новыми собором Св. апостола Иоанна Богослова, Трехсвятительской церковью, звонницей с храмом. Уцелели из них только перестроенный Богоявленский собор и корпус для трапез.

Еще один собор — Никольская церковь, возведенный в барочном стиле в 18 веке, был разрушен в советское время.

Что посмотреть

Сегодня в монастыре действуют 4 храма — помимо Богоявленского кафедрального собора, это церковь Смоленской иконы Богоматери, Собор Богоявления и колокольня. В 2002 г. в обители появился памятник покровителю христианского воинства Феодору Стратилату. Бывшее здание трапезной занимают теперь управление Костромской епархии и духовная семинария. Кроме того, здесь есть детский приют и богадельня для престарелых. Вход в монастырь открыт только для священнослужителей и паломников по предварительной договоренности. Для них там построены два гостевых дома.

В Богоявленский собор можно пройти сразу с улицы. Это величественный светлый храм с голубыми сводами и старинными иконами в золотых окладах. На нижнем этаже расположены надгробья 15-17 веков, в том числе, мощи святых.

К главной святыне монастыря — Феодоровской чудотворной иконе, почти всегда стоит небольшая очередь. Образ, считающийся творением Луки, относится к 12 веку. На его обратной стороне нанесено изображение мученицы Параскевы. Икона покровительствует невестам, рождению детей. Именно этой святыней отец Александра Невского Ярослав благословил брак своего сына. Образ, который хранился в Городце, пропал во время татаро-монгольского нашествия, а затем, согласно преданию, был обретен вновь на месте, где теперь построен храм. Икона также связана с родом Романовых.

Среди других святынь монастыря — Смоленская-Костромская фреска с изображением Богоматери, мощи Никиты Костромского и страца Тимона, крест с частичками мощей, хранившийся раньше в Игрицком мужсом монастыре, а также складень-мощевик с частью риз Иисуса Христа и Богородицы.

Практическая информация

Адрес: Кострома, ул. Симановского, 26.

До монастыря можно добраться троллейбусами №№ 2 и 7 и автобусами №№ 1 и 2 (остановка «Улица Пятницкая» либо «Фабрика-кухня»).

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь в Костроме

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь – это действующая обитель и центр духовной жизни Костромы. На территории монастыря расположен Богоявленский Кафедральный собор. Каждый день сюда приходят сотни верующих и паломников со всей России, чтобы поклониться главной его святыне — чудотворной Федоровской иконе Божьей матери.

Во время Второй Мировой войны самолет с Федоровской иконой Божьей матери облетел Москву, в 2001 году для защиты города, с разрешения патриарха Алексия II, тот же ритуал был совершен над Костромой. Федоровская святыня издавна является покровительницей детей и семьи.

Обитель расположена недалеко от главных достопримечательностей Костромы, в историческом центре города, и осмотреть ее непременно стоит. Правила посещения самой обители очень строги и часто вход на ее территорию закрыт. Вместе с тем, внутреннее и внешнее убранство Богоявленского собора предстанет перед Вами во всем своем великолепии.

На монастырской территории, кроме кафедрального собора, находятся собор Богоявления Господня, церковь Смоленской иконы Божией Матери и колокольня.

Из истории

История обители очень интересна, а временами и трагична – она связана с тремя древними монастырями.

Согласно преданию, в конце XIV – начале XV века княгиня Анастасия Димитриевна, дочь князя Дмитрия Донского основала женскую обитель, получившую имя Анастасиин монастырь. Обитель находилась недалеко от первого костромского Кремля, на берегу реки Сулы, притока Волги (в настоящее время реку Сулу Вы не увидите: она течет в трубе под Пятницкой улицей).

Первоначально монастырь был особножительным, или идиоритмическим, (по уставу такой обители, каждый монах сам ведет свое хозяйство и сам питается). Число монахинь и послушниц в монастыре было немногочисленным и в 1764 году его упразднили, а монахинь перевели в расположенный в Кремле Крестовоздвиженский монастырь.

Однако, через десять лет Крестовоздвиженская обитель была уничтожена пожаром и Анастасиин монастырь был восстановлен на прежнем своем месте под названием Крестовоздвиженского Анастасиина.

Богоявленский мужской монастырь был основан старцем Никитой, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского в 1420-х годах. В 1559-1565 годах в обители был возведен Богоявленский собор, ставший кафедральным храмом Костромы. В 1847 году обитель была упразднена.

К тому времени в Ангастасиином монастыре было введено общежитие, и число монахинь значительно возросло. В 1863 году Анастасиин и Богоявленский монастыри объединяются под именем Богоявленско- Анастасииного женского монастыря.

В истории обители много трагических событий — Смутное время и пожар середины XIX века, полная разруха и опустение XX века. Но монастырь вновь отстраивается и возрождается.

В 1991 году впервые после 1925 года в соборе была проведена церковная служба, а через несколько месяцев в храм внесли выдающуюся костромскую святыню — Федоровскую икону Божией Матери. Вскоре возобновились службы в Смоленской церкви, а в 2006 году восстановлен храм в подклете собора (освященный во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Никиты Костромского).

Летом 2010 года началось восстановление колокольни Кафедрального собора. Интересно, что с началом работ на хмуром небе неожиданно появилась радуга, красовавшаяся в течение 10 минут, что свидетельствовало о том, что в обители начато благое дело.

Многие годы работы проходили на всей территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря. За время забвения монастырские постройки ушли в землю и их стены стали разрушаться. Строители сняли грунт и углубили коммуникации. Заново выполнена планировка территории, устроены дорожки и отмостки, построена пешеходно-транспортная сеть.

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь вновь стал одним из духовных центров не только Костромы, но и всей России! Это самая древняя женская обитель в Костромском крае.

Богоявленско-Анастасиин монастырь – хранитель святыни рода Романовых

Адрес: Россия, Кострома, ул. Симановского (Богоявленская), 26
Основан: XV век
Координаты: 57°46′23.08″N 40°55′30.34″E
Основные достопримечательности: Богоявленский собор (построен в 1559 году), Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор, церковь Смоленской иконы Божией Матери, колокодьня
Святыни монастыря: чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери, святые мощи преподобного Никиты Костромского, святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского, крест-мощевик с частицами мощей 278 святых, складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы

Старинный костромской монастырь имеет почти 600-летнюю историю и был основан преподобным старцем Никитой. Эти столетия вместили немало радостных и трагических событий. Сегодня духовный центр Костромских земель полностью восстановлен и отреставрирован. И приезжающие в старинный русский город туристы и паломники стремятся увидеть хранящуюся здесь чудотворную икону Федоровской Божией Матери, известную всем православным христианам.

Богоявленско-Анастасиин монастырь с высоты птичьего полёта

История обители в XV-XVIII веках

Самый первый монастырь на окраине Костромы был мужским. Его создал один из учеников Сергея Радонежского и его родственник Никита, который, уже будучи старцем, пришел на костромскую землю из Боровска. Произошло это в 1426 году. Точная дата смерти этого христианского подвижника не сохранилась, но известно, что погребли уважаемого Никиту Костромского в самом первом соборе созданной им обители.

Поначалу все постройки в монастыре делали из дерева, и мощные монастырские стены защищали Кострому от набегов неприятелей. Только в 1559 году братия собрала нужные средства и получила от Московского митрополита Макария разрешение возвести первый каменный храм. Пятиглавый Богоявленский сбор строили под руководством игумена Исайи (Шапошникова) шесть лет и освятили в 1565 году. Его главным жертвователем стал двоюродный брат российского царя Иоанна IV, предпоследний удельный русский князь — Владимир Старицкий.

Спустя 4 года Старицкий с войском отправился на защиту Астрахани и по пути заехал в костромскую обитель. Монахи и настоятель оказали родственнику государя теплый прием, который, однако, стал поводом для придворной интриги. Окружение царя оговорило Старицкого, и по приказу Иоанна Грозного его убили в том же году в Александровской слободе. Монастырь тоже оказался в страшной опале. В 1570 году большую часть насельников и игумена Исайю казнили, похоронив последнего в подклете каменного собора на монастырской территории.

Богоявленский собор с золотыми куполами

Однако время шло, и, несмотря на непростые испытания, монастырь рос и влияние его усиливалось. Поэтому в XVI веке к мужской обители приписали две женских – Крестовоздвиженскую и Анастасиину, названную в честь основательницы — дочери Дмитрия Донского.

Начало XVII века обернулось для Руси очень трудным и разорительным Смутным временем. В последние дни 1608 года войска Лжедмитрия II, руководимые Александром Лисовским, вошли в город, прорвали оборону и заняли монастырь. За то, что монахи и монастырские крестьяне оказались верны присяге, данной русскому царю Василию IV, их убили, а саму обитель разграбили. Имена погибших насельников и костромичей и сегодня почитаются прихожанами.

Позже, когда беды миновали, по всему городу началось большое строительство. Появились два новых монастырских храма и придел к Богоявленскому собору, построили звонницу и каменную монастырскую ограду с башнями, которая сделала обитель настоящей крепостью.

Богоявленский собор с золотыми куполами, Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор с тёмными куполами

В 60-70-е годы XVII века артель изографов, под началом знаменитых иконописцев Силы Савина и Гурия Никитина, украсила главный монастырский храм фресками. Но, к сожалению, эти настенные росписи не сохранились. Тогда же на юго-западной башне каменной монастырской стены была создана знаменитая икона-фреска с ликом Богоматери.

В начале следующего, XVIII века прошла целая череда петровских преобразований, и темп монастырской жизни замедлился. Денег на строительство новых зданий не было, и число монахов уменьшилось. Лишь только в 1752-1760 гг. на средства Е.М. Салтыковой здесь построили новый одноглавый Никольский («Салтыковский») храм. Так скорбящая вдова пожелала увековечить могилу мужа — генерал-майора М.П. Салтыкова.

С 1779 года началось всенародное почитание иконы-фрески Богоматери. Причиной этого послужил большой пожар, охвативший весь город и нанесший немалый ущерб обители. Многие постройки тогда сгорели в огне, но Смоленская икона-фреска совершенно не пострадала. С этого времени жители Костромы уверовали в ее чудодейственные свойства.

Церковь Смоленской иконы Богоматери. На заднем плане: слева колокольня, справа Богоявленский собор

Жизнь обители в XIX-XX веках

С 1814 года на протяжении 33 лет в обители жили и получали образование ученики Духовной семинарии, а настоятели монастыря считались ее ректорами. В эти годы стараниями архимандрита Макария (Глухарева) одну из башен монастырской ограды перестроили в красивый одноглавый храм, который посвятили Смоленской иконе Богоматери.

Осенью 1847 года насельников обители ждало непростое испытание – очередной большой пожар, который практически полностью уничтожил все монастырские постройки. Ущерб был огромен, обитель пришлось закрыть, а монахов – перевести в Богородицкий Игрицкий мужской монастырь, расположенный неподалеку от Костромы. И лишь в 1863 году, спустя 16 лет, монастырь решили восстановить, но уже как женский. Он получил название Богоявленско-Анастасиина, а его первой настоятельницей назначили игуменью Марию (Давыдову), под руководством которой и началось восстановление уничтоженной при пожаре обители.

Это непростая работа заняла около полутора десятков лет, и монастырь отстроился только к 1880-м годам. На его территории были отреставрированы старые здания и возведены новые. А обитель прославилась среди местных жителей как центр христианского служения. В начале XX века в ней работали курсы для сестер милосердия и самая первая в России больница, помогающая сельским жителям.

В 1918 году новое советское государство закрыло монастырь, а его главный храм — Богоявленский собор еще шесть лет оставался приходской церковью. В эти непростые годы священником здесь был Василий Разумов. Позже его арестовали, осудили, а в 1937 году – расстреляли.

В 1925 году в бывшем соборе разместили костромские областные архивы. За последующие несколько десятков лет стены обители были уничтожены, а Никольскую церковь и часовню вообще разобрали. Собор без должного ухода и ремонтных работ ветшал и разрушался. Но самый сильный урон ему был нанесен пожаром, который случился в областном архиве в 1982 году. Тогда огонь уничтожил последние фрески XVII века.

Решение о возрождении обители было принято в 1990 году, и уже на следующий год сюда приехали первые монахини из Эстонии. Тогда же произошло освящение собора, и ему в епархии был придан статус кафедрального. Чуть позже в этот храм перенесли одну из главных православных святынь – иконописный образ Федоровской Божией Матери, считающийся родовой святыней царской династии Романовых. А в начале 2000-х годов на монастырской территории установили памятник покровителю города Кострома – Федору Стратилату.

Архитектурные памятники на территории обители

Величественный пятиглавый Богоявленский собор – самое древнее каменное здание в Костроме, сохранившееся до наших дней (1565 г.). Исследователи считают, что в его строительстве принимали участие московские мастера. Этот четырехстолпный храм отличает величие форм и пропорций, а его фасады завершают изящные килевидные закомары. Правда, в более позднее время подзакомарное покрытие было заменено на практичное четырехскатное. На протяжении долгой истории к собору сделали несколько пристроек, и самые крупные строительные работы проходили 1864-1869 гг. Сейчас собор имеет четыре престола, и именно в нем хранится знаменитый образ Федоровской Божией Матери.

Кроме того, на монастырской территории расположена одноглавая церковь, посвященная Смоленской иконе Богоматери (1825 г.). Та самая, которую перестроили из башни на каменной стене. В свое время ее возвели на деньги, выделенные богатым костромским купцом Ф.М. Обрядчиковым, а руководил строительством городской архитектор П.И. Фурсов. Первоначально храм построили в стиле классицизма, но после пожара, произошедшего в 1887 году, его перестроили в русско-византийском стиле.

Особо выделяется на монастырской территории высокая живописная колокольня (1864 г.). Она имеет шатровое завершение с изящной золоченой главкой и часы в одном из проемов для звонов.

Купола Богоявленского собора (золотые куполами), Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор (тёмные купола)

Современное состояние и режим посещения

Монастырь действующий. В нем постоянно проживают более ста насельниц и настоятельница, а также ежедневно совершаются церковные богослужения. На монастырской территории находятся Духовная семинария и управление Костромской епархией. Помимо этого, в монастыре открыта богадельня для пожилых женщин и приют, где живут и обучаются девочки-сироты.

Проход на монастырскую территорию для посторонних запрещен. Паломники и туристы могут посетить только часовни и наружные входы Богоявленского собора.

Как доехать до монастыря

Монастырь расположен на ул. Симановского (Богоявленской), 26.

На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги, повернуть на ул. Советская и по ней доехать до Сусанинской площади. От площади к монастырю ведет улица Симановского.

Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. По городу до монастыря ходят автобус № 1 и троллейбусы № 2, 7 (остановка «Ул. Пятницкая»), а также автобус № 2 (остановка «Фабрика-кухня»).

Богоявленско-Анастаcиин монастырь

Кострома: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Костромы
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (28)
    • Музеи (8)
    • Храмы, соборы, мечети (9)
    • Автовокзалы (1)
    • Заповедники (1)
    • ЖД вокзалы (1)
    • Зоопарки (1)
    • Рынки (1)
    • Площади (1)
    • Театры (3)
    • Парки (2)
    • Аэропорты (1)
    • Рестораны и кафе (2)
  • Забронировать отель в Костроме
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Костромы
  • Экскурсии в Костроме

Автобус № 2 Остановка «Богоявленско-Анастасиин Кафедральный собор»
Маршрутное такси № 19, 2, 50 Остановка «Богоявленско-Анастасиин Кафедральный собор»

Большинство гостей города и туристов стремятся посетить эту костромскую достопримечательность. Женский монастырь притягивает к себе людей не только своей обворожительной архитектурой, но и следами древности, которые он хранит. Здесь находится икона Федоровской Богородицы, которая считается чудотворной. Эта редкая икона покровительствует семье и детям, а люди, молящиеся ей, чаще всего просят ее об излечении от недугов.

Эта чудотворная реликвия во времена Великой Отечественной Войны облетела на самолете всю столицу. А спустя более полувека, с согласия патриарха Алексия Второго Федоровская Богородица облетела и Кострому.

Создателем священного предмета является апостол Лука. Именно ею было освящен брак между Александром Невским и Параксевой. Ее брали с собой князья, когда совершали набеги на татаро-монгол, а затем икона пропала. Она была найдена в 1263 году и передана младшему брату Александра Невского. Случилось это на берегу реки Запрудни, как раз там, где сейчас стоит обитель. В одной из местных легенд говорится, что когда реликвия была возвращена, произошло явление Федора Стратилата, святомученника, который очень почитаем русским народом.

Кроме того, эта реликвия считается святыней для царского дома Романовых. Стоит отметить то, что невесты всех Романовых, приезжая в Россию и принимая православие, выбирали отчество Федоровна.

Богоявленско-Анастасиин монастырь

Богоявленско-Анастасин женский монастырь в Костроме находится в пяти минутах от центра города и главных достопримечательностей. Основан около 1426 года учеником и «сродником» преподобного Сергия Радонежского преподобным Никитой Костромским. До середины 16 века все строения Богоявленского монастыря были деревянными. В 1559-1565 гг. в Костромском монастыре возвели каменный Богоявленский собор — пятиглавый, четырехстолпный, трехабсидный, на высоком подклете (в начале 17 века собор с пяти сторон обнесли галереей, с севера пристроили Никольский придел).

В Смутное время во время захвата Костромы поляками 30 декабря 1608 года Богоявленско-Анастасиин монастырь был разорен, 11 иноков во главе с архимандритом Варлаамом (Наумовым) были убиты. В 1619 году вo время своего пребывания в Костроме монастырь посетил царь М. Ф. Романов. В 16-18 вв. Костромской монастырь находился под покровительством знатного рода Салтыковых, многочисленные представители которого погребены в подклете Богоявленского собора. В течение 17 века в основном на средства Салтыковых в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре Костромы был построен ряд каменных строений: в 1607-1618 гг. — Трехсвятительская (позднее – Сретенская) церковь, в 1620-е гг. — столпообразная звонница с приделом преподобного Сергия Радонежского в нижнем ярусе, в 1642-1648 гг. — мощные стены и шесть башен (на средства патриарха Иосифа и М.М. и П.М. Салтыковых), жилые и хозяйственные постройки. В 1667-1672 гг. Богоявленский собор расписала артель живописцев во главе с Г. Никитиным и С. Савиным. К концу 17 века архитектурный ансамбль монастыря достиг своего расцвета, представляя собой выдающийся памятник русского зодчества. В 50-е гг. 18 века в Богоявленском монастыре Костромы была построена Никольская («Салтыковская») церковь — блестящий образец стиля барокко — сооруженная над гробницей генерал -майора М.П. Салтыкова его вдовой Е.М. Салтыковой, освященная в 1760 году.

В 1814-1847 гг. в стенах Богоявленского женского монастыря размещалась Костромская духовная семинария. В начале 20-х гг. 19 века, юго-западная угловая башня Костромского монастыря по инициативе ректора семинарии архимандрита Макария (Глухарева) была перестроена в церковь Смоленской иконы Божией Матери.

В результате опустошительного пожара в сентябре 1847 года монастырь Костромы очень сильно пострадал и вскоре был упразднен. В 1850-е-начале 1860-х гг. были разобраны или взорваны звонница, Сретенская церковь 17 века, началась разборка Богоявленского собора (были разрушены его галерея и Никольский придел). К счастью, протесты костромичей и личное вмешательство наследника престола Николая Александровича спасли другую обитель от полного уничтожения. В 1863 г. Богоявленский монастырь объединили с Анастасииным женским монастырём, в единый Богоявленско-Анастасииин женский монастярь, который возглавила игумения Мария (Давыдова). В 60-70 гг. 18 века в Костромской монастыре были проведены большие строительные работы: в 1864-1869 гг. к Богоявленскому собору пристроили так называемый «новый собор», в котором храм 16 века стал служить алтарем, в 1865 году проездную башню ограды перестроили в колокольню, в 1860-е гг. возвели ряд жилых корпусов (больничный, рабочий) и др. постройки.

Во второй половине 19 века начале 20 вв. Богоявленский монастырь неоднократно посещали представители династии Романовых: в 1863 году его посетил наследник престола Николай Александрович, в 1866 г. — наследник престола Александр Александрович (будущий император Александр III), в 1881 году – император Александр III с императрицей Марией Федоровной и наследником Николаем Александровичем (будущим императором Николаем II), в 1913 г. во время торжеств в связи с 300-летием романовской династии Костромской монастырь посетили императрица Александра Федоровна с наследником Алексеем Николаевичем и четырьмя великими княжнами. В1913 и 1916 гг. Богоявленско –Анастасиин женский монастырь Костромы посещала великая княгиня Елизавета Федоровна, в 1897 и 1902 гг. — отец Иоанн Кронштадтский.

Костромской Богоявленский монастырь закрыли в 1919 году, в его стенах был устроен рабочий поселок, вскоре получивший название «Безбожник». В 1925 г. был закрыт Богоявленский собор, в котором вскоре разместился губернаторский архив, В 20-30-е гг. 20 века ансамбль монастыря понес страшный урон: в 1928 году разобрали его стены и башни (из полученного кирпича по бывшей линии стен были построены 2 трехэтажных жилых дома), в середине 1930-х гг. разрушили Никольскую («Салтыкосвскую») церковь Костромы, уничтожили монастырское кладбище, засыпали монастырский пруд.

В 1982 г. в результате пожара, вспыхнувшего в находящемся в Богоявленском соборе архиве, был нанесен огромный ущерб и архиву, и зданию собора. В 80-е гг. 20 века проходила реставрация собора (автор проекта архитектор А. П. Чернов), в котором предполагалось устроить зал органной музыки. В 1990 г. собор передали епархии, тогда же в нескольких уцелевших, возле него строениях был возрожден Богоявленско — Анастасиин женский монастырь, первой настоятельницей которого стала игуменья Иннокентия (Травина). 17 августа 1991 года собор был освящен епископом Александром (Могилевым) и стал кафедральным собором.

На следующий день крестным ходом сюда перенесли главную святыню края — Феодоровскую икону Божией Матери. С 1991 году в трапезном корпусе монастыря размещаются Костромское духовное училище (с 1996 г. — Костромская духовная семинария) и епархиальное управление.

7-8 мая 1993 г. во время своего пребывания в Кострому Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II провел службы в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы, 8 мая он посетил духовное училище. Вновь посетив Кострому в связи 250-летием Костромской епархии, Патриарх Алексий II служил в соборе 23-24 июля 1994 года.

Святыни Богоявленского монастыря:

  • чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы;
  • чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери;
  • святые мощи преподобного Никиты Костромского (почивают под спудом в подклете Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора);
  • святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского;
  • крест-мощевик с частицами мощей 278 святых (из бывшего Богородицкого Игрицкого мужского монастыря);
  • складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря).

Месторасположение:

Адрес: г. Кострома, Симановского, 26
Телефон: (4942) 31-83-94

Как добраться:
Проезд (по г. Костроме): троллейбус № 2 и 7, автобус № 1 до остановки «Улица Пятницкая», автобус № 2 до остановки «Фабрика-кухня».

КОСТРОМСКОЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Костромской Богоявленско-Анастасиин монастырь, 2005 год. Фото Павла и Елены Каллиниковы с сайта sobory.ru

Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь (Костромская епархия)

  • Адрес: Россия, 156000, г. Кострома, ул. Богоявленская (Симановского), 26
  • Проезд: автобусом №2 до остановки «Кафедральный собор» или троллейбусом №2 и 7 до остановки «улица Пятницкая»
  • Телефон: (4942) 31-34-86
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Монастырь совмещает в себе три обители, существовавшие некогда отдельно: Богоявленский мужской монастырь, Крестовоздвиженский и Анастасиин женские монастыри.

    Мужской Богоявленский монастырь основан в 1426 году преподобным Никитой, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского [1].

    В 1559 г. по образцу московского Успенского был выстроен большой каменный собор. Строителем его был игумен Исаия, а освящал его в 1565 г. ростовский архиепископ Никандр.

    Вскоре после освящения царь Иоанн Грозный дал в монастырь вклад — рукописный сборник в лист и милостыню по несчастным жертвам своего гнева, приказав их поминать ежегодно 4-го января. Кроме жертв Грозного, в синодике записаны иноки монастыря, убиенные в 1608 г. поляками отряда Лисовского, которые разграбили и обитель.

    Вскоре после литовского разорения монастырь начал быстро богатеть и распространяться. Салтыковы были постоянными из рода в род благодетелями Богоявленского монастыря. Жертвы их бесчисленны. Они строили храмы, кельи для игуменов и целые корпуса для братии, ими же расписаны церкви и паперти «альфресковым письмом», сделаны св. иконы, оклады, ризница и проч. Фамилия Салтыковых и погребалась под сводами Богоявленского храма в особой усыпальнице. Известный художник В. В. Верещагин в 1889 году написал эффектную картину, изображающую целый ряд Салтыковских гробниц, находящихся в вышеупомянутой усыпальнице, где позднее была построена церковь.

    В 1764 году последовал указ об отобрании крестьян, и монастырь оставлен второклассным, с содержанием в 2592 рубля ассигнациями. До этого времени у него было, как видно из описи, более 22000 руб. дохода и 4981 душа крестьян. Удачное местоположение монастыря и особенное расположение богомольцев, по-видимому, легко бы повлияли на экономическое положение обители, но громадный пожар, испепеливший 13 мая 1779 г. большую часть Костромы, сильно коснулся и монастыря. Юго-западная башня и часть стены, на штукатурке которой была изображена Смоленская икона Божией Матери, были в сильном пламени, и, несмотря на это, как икона, так и деревянный киот на ней остались невредимы.

    В этом же 1779 г. по учреждении в Костроме наместничества все монастырские здания, исключая келии, были обращены в присутственные места, которые и помещались тут до 1809 г., а с 1814 г. стала помещаться духовная семинария. После перевода последней древние храмы, приходившие в ветхость, почти не поправлялись, но в 1824 г. в той башне, где чудно уцелел образ Божией Матери, была устроена церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери.

    Упразднение монастыря и возрождение как женской обители

    В ночь на 6 сентября 1847 г. Кострома сгорела. Погоревшая обитель была упразднена, оставшиеся здания и имущество разрушались и расхищались.

    В 1863 г. было утверждено определение Святейшего Синода о восстановлении этого монастыря и передаче его девичьему Анастасиину Крестовоздвиженскому монастырю, с этого времени монастырь стал женским и называется Анастасииным Богоявленским. 12 мая 1864 г. была совершена закладка нового храма, а вскоре был реставрирован и древний собор, однако далеко не в прежнем виде.

    Закрытие монастыря в советский период

    Богоявленско-Анастасиин монастырь был закрыт в начале 1919 года, в его зданиях расположились жилые квартиры и учреждения, а древний собор заняли под архив. Монастырский некрополь, где покоились члены многих знатных русских родов, был полностью уничтожен.

    В 1982 году пожар уничтожил и архив, и бесценные фрески.

    Возрождение монастыря

    20 июля 1990 года, на первом заседании Священного Синода Русской Православной Церкви по избрании патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было принято решение о возрождении монастыря. Первыми насельницами в нем стали монахини эстонского Пюхтицкого монастыря, который около ста лет назад был основан монахинями Богоявленско-Анастасииной обители.

    Церкви и здания монастыря были отреставрированы, при обители открыты детский приют и богадельня.

    Монастырь стал духовным центром Костромской епархии, его собор стал кафедральным, в монастыре размещается епархиальное управление и духовная семинария.

    В 2002 году у стены кафедрального собора был установлен бронзовый памятник небесному покровителю Костромы – Георгию Победоносцу.

    Настоятели

    «Богоявленско-Анастасиин монастырь». Фильм телекомпании «Кадр», 2013 год.

    Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме

    Сегодня Богоявленско-Анастасиин монастырь располагается в самом центре Костромы, вблизи основных достопримечательностей. Основан он был еще в далеком 1426 году. Тогда он находился на самой окраине города. Никита Костромской, будучи учеником и последователем самого Сергия Радонежского, считается основателем обители. Сегодня монастырь представляет огромную ценность для православного мира.

    Предыстория

    Тяжелое время предшествовало основанию обители. В 15 веке Русь постоянно подвергалась набегам монголо-татар. Князья воевали между собой. Изначально все строения монастыря были из дерева. Он состоял из двух соборов: основного Богоявленского и Николаевского. В 16 веке игумен обители принял решение заменить Богоявленский собор каменным. На это дал согласие митрополит Московский и всея Руси Макарий. В 1559 году началось строительство нового храма благодаря щедрым пожертвованиям двоюродного брата Ивана Грозного Владимира Старицкого.

    На строительство собора ушло шесть лет. Строили его мастера из Ростова. Освятили обитель в 1565 году. На то время это было одно из самых величественных и красивых строений в городе.

    Судьба нового собора

    Через какое-то время после строительства нового собора Старицкий вместе со служителями монастыря попал под царскую расправу. Старицкого, игумена Исайю и нескольких других служителей монастыря убили по царскому приказу. В подклете собора до сих пор находится могила Исайи. Беды не оставляли монастырь ни на минуту. Он несколько раз подвергался нападкам и грабежу польских интервентов, которые не только грабили, но и убивали обитателей монастыря. Со временем всех захватчиков изгнали из России. Костромской Богоявленско-Анастасиин монастырь начали восстанавливать и расширять. В 17 веке его территория состояла уже из нескольких каменных построек.

    Богоявленский собор расширяется

    В 1618 году на территории собора возвели Трехсвятительскую крепость. Строительство началось еще в 1607 году. В здании крепости разместили трапезную, хлебопекарню, ризничную палату и складские помещения. В 1613 году Богоявленско-Анастасиин монастырь обнесли галереей и соединили с Трехсвятительской крепостью и Никольским храмом каменным перешейком. В 17 веке в честь Сергия Радонежского возвели звонницу и построили еще несколько хозяйственных помещений. Вокруг обители была деревянная ограда, которую также заменили каменной.

    Гурий Никитин и Сила Савин руководили украшением монастыря настенными росписями. Сегодня несколько фресок декорируют стены соседних обителей. Например, роспись с изображением Смоленской иконы Божией матери находится сегодня в Смоленской церкви. Более того, это главная ее святыня.

    Сложные времена

    18 век для Богоявленской обители был непростым. Монастырь пришел в упадок. В новых храмах и постройках не было необходимости. Служителей храма постепенно отстраняли за ненадобностью. Так, из нескольких сотен осталось всего 17 человек. В это время увидела свет лишь маленькая Никольская церковь, построенная вблизи могилы М. П. Салтыкова на средства его жены. Все принадлежавшие монастырю вотчины также отобрали.

    В начале 19 века в монастыре организовали Костромскую духовную семинарию. В 1924 году одну из башен, украшенную фреской иконы Смоленской Божией матери, перестроили в Смоленскую церковь, которая функционирует и сегодня.

    В 1847 году на монастырь вновь обрушились несчастья. Большой пожар практически полностью поглотил весь город. Богоявленский монастырь также сильно пострадал. Стены остались целыми, но внутри все полностью сгорело. Деревянные постройки рухнули. В 1848 году монастырь решили закрыть, а на его месте организовать духовную семинарию. Служителям предложили перейти в другой монастырь, расположенный недалеко от Костромы.

    В последующие десятилетия монастырские постройки разбирались по кирпичикам. Трехсвятительская церковь была полностью уничтожена. Такая же участь постигла и звонницу, и галерею, и Никольский храм. Собор тоже должны были уничтожить. Но местные граждане встали на его защиту, и храм сохранили.

    Восстановление собора

    Богоявленский монастырь решили объединить с Анастасиинским Крестовоздвиженким. С тех пор собор начали называть так: Костромской Богоявленско-Анастасиин монастырь. Епископ Платон, который в то время возглавлял Костромскую кафедру, и игуменья Мария, настоятельница Анастасиинского женского монастыря, принимали активное участие в слиянии двух обителей. В 1864 году в новом монастыре провели первое богослужение.

    Восстановление древнего собора не обошлось без его расширения. В старом храме решили расположить алтарь. В 1869 году новый Богоявленско-Анастасиин монастырь был открыт. В нем провели первое торжественное богослужение. В новом соборе расположились два престола, посвященных Богоявлению Господнему и великомученице Анастасии.

    Другие монастырские постройки также постепенно восстанавливали. Из западной башни построили колокольню. Восстановили и Никольскую церковь. И даже построили несколько жилых корпусов для служителей монастыря.

    Кое-что из жизни монастыря

    В 1887 году снова пострадал от пожара г. Кострома. Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, к счастью, практически не пострадал. В 1889 году ушла из жизни верная настоятельница обители — Мария. Ее усыпальница находится на территории собора.

    Храм часто посещали члены императорской семьи. В 1913 году здесь отпраздновали 300-летие династии Романовых. В военное время стены монастыря служили госпиталем. В 1919 году монастырь пришлось закрыть. На его месте вырос рабочий поселок, но главный собор продолжал работать еще 6 лет. В 1925 году его передали государственному архиву Костромы.

    Новая жизнь монастыря

    В 1990 году монастырь начали возрождать. В 1991 году ему передали чудотворную Феодоровскую икону Божьей Матери. Территория обители быстро преображалась. На ней построили новые корпуса, восстановили монастырскую стену и даже построили несколько гостиниц для служителей и частых посетителей обители. Открыли детский приют. Богоявленский Анастасиин женский монастырь в Костроме вновь наполнился жизнью. Сотни паломников, туристов и просто жителей города приходили в его стены за Божьей благодатью. Это поистине святое место, наполненное духовным блаженством. Посетив Кострому, обязательно нужно осмотреть и монастырь. Заряд духовной энергии обеспечен надолго.

    Святыни Богоявленско-Анастасиина монастыря

    За все время существования монастыря в его стенах оказалось несколько удивительных святынь. Здесь находится фреска — икона Смоленской Божьей Матери. Особую милость можно получить, прикоснувшись к святым мощам преподобного Никиты Костромского. Здесь же находятся мощи преподобного Тимона, Надеевского старца. Частицы мощей 278 святых переданы Богородицким Игрицким мужским монастырем и покоятся сегодня в обители. Здесь же хранятся частицы Господней Ризы, пояса и одеяний Пресвятой Богородицы, переданные из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря. Главная святыня — Феодоровская икона Божьей Матери.

    Богоявленско-Анастасиин монастырь (Кострома) находится на ул. Симановского, 26. Из общественного транспорта туда ходят троллейбусы №№ 2 и 7 и автобусы №№ 1 и 2. Остановки — «Улица Пятницкая» или «Фабрика-кухня».

    Ссылка на основную публикацию