Амвросиев николаевский дудин монастырь

Амвросиев николаевский дудин монастырь

Дудин Амвросиев Николаевский монастырь находится в Богородском районе Нижегородской области, недалеко от села Дуденево, рядом с деревней Тетерюгино. Монастырь стоит на крутом высоком берегу Оки, напротив поселка Желнино.

Как доехать в Дудин монастырь из Нижнего Новгорода

На автомобиле:

От Нижнего Новгорода нужно повернуть на Богородск. В центр Богородска ехать не нужно, а на въезде повернуть к д. Швариха, далее около д. Трестьяны повернуть налево, проехать Подъяблонное. Везде есть указатели. Доехать до ворот, около которых есть небольшая площадка, где можно оставить машину. От ворот нужно пройти пешком метров 200, а затем спуститься по лестнице вниз к монастырю.

Расстояние от Нижнего Новгорода до Дудина монастыря – около 55 км.

В летний период к монастырю можно совершить речную прогулку с противоположного берега Оки, от загородного отеля «Чайка» в п.Желнино. Расписание прогулок и стоимость уточняйте по телефонам отеля.

Схема проезда Нижний Новгород — Дудин монастырь

История Дудина монастыря

Название монастыря, по одной из версий, произошло от близлежащего села Дуденева, а Амвросиевым он был назван по имени основателя и первого настоятеля — монаха Амвросия. В русских летописях Дудин монастырь впервые упоминается в 1445 году.

Первоначально все строения в монастыре были деревянными. Но уже в 16 веке, после неоднократных разорений и пожара, монастырь был отстроен из камня. Наступило самое благоприятное время для развития обители, монастырь стал расширяться и богатеть. В конце 16 века ему стали принадлежать земли нескольких близлежащих деревень. Сам монастырский комплекс был значительно укреплен и стал защитной крепостью для Нижнего Новгорода, держа контроль над подступами к нему от набегов по Оке и с востока. Именно тогда Дудин монастырь стал одним из богатейших и стратегически важных в Нижегородском крае.

Но ход истории не изменить. При Петре Первом начался период закрытия монастырей и конфискации ценностей. Поначалу эта участь обошла стороной Дудин монастырь. Но уже в 1764 году при Екатерине Второй монастырь был ликвидирован и лишился всех своих приобретений, накопленных за долгие годы. Хотя Успенская церковь продолжала работать вплоть до Октябрьской революции.

В годы Советской власти монастырь, как и многие другие монастыри и храмы, был окончательно разрушен. Успенская церковь была закрыта и с течением лет разграблена местными жителями. Долгое время от обители оставались лишь руины.

Восстановление монастыря началось в 2000 году. А с 2007 года в монастыре возобновилась монашеская жизнь.

Дудин монастырь сегодня

В настоящее время (2015 год) монастырь восстановлен почти полностью. Вход на территорию свободный. У входа есть охрана, которая следит за порядком, в том числе за внешним видом входящих, и просит соблюдать правила. Согласно правилам православного монастыря, недопустим вход в открытой одежде (в шортах и майках), а также с непокрытой головой и в брюках (для женщин).

Рядом с монастырем, на берегу Оки, установлен большой крест. С высокого берега открываются потрясающие виды на Оку, на живописные луга и на Желнино.

На территории монастыря есть источник, можно набрать святой воды.

А еще на территории монастыря хозяйничают кошки! Степенные коты, ухоженные кошечки и шаловливые котята встречают вас на входе в монастырь. Всем этим милым созданиям находится здесь место.

Дудин Амвросиев Николаевский Монастырь

Адрес: Нижегородская область, Богородский район, Тетерюгино, правый берег Оки

Телефон паломнического центра Дудина монастыря в г.Дзержинске: +7 (8313) 28-00-16

Проезд: от г. Богородск в с. Подъяблонное, затем до д. Тетерюгино по грунтовой дороге и пешком по тропе вниз к Оке.

Выше по Оке от Нижнего Новгорода, на правом высоком и лесистом берегу Оки находятся село Дуденево, а недалеко от него, Дудин Амвросиев Николаевский Монастырь, как раз примерно напротив города Дзержинска.

Название обители пошло от расположенного поблизости селения Дуденево, которое на время основания монастыря называлась деревня Дудино. Следующая часть названия – Амвросиев – дана в честь основателя монастыря монаха Амвросия, который выбрал место для будущей обители и стал первым поселенцем на этом месте. Он с товарищами возвел первую деревянную церковь во имя Николы Чудотворца. Село Дуденево живет и в настоящее время, но многие дома в нем используются как дачи, а владельцы их живут в основном в Дзержинске.

Дудин монастырь был одним из богатейших обителей Нижегородского края. Но долгое время от него оставались лишь руины. Прекрасный когда-то Собор Успения Богородицы зиял пустыми проемами окон, без дверей и пола. Аккуратные каменные стены, еще сохранившиеся фигурные кованые решетки в проемах окон даже через века свидетельствуют о добротности построек и добросовестности строителей. Монастырь был богат, имел возможность пригласить отличных мастеров каменного дела и щедро оплатить их труд.

В кремлевском Спасо-Преображенскм соборе Нижнего Новгорода сохранилось Евангелие с записью 1408 года о вкладе его в Дудин монастырь «по приказанию преподобного Сергия Радонежского чудотворца». Сергий Радонежский скончался в 1391 года, следовательно, монастырь к тому времени уже существовал.

В русских летописях Дудин монастырь, как давно существующий, упоминается в 1445 году. Он был расположен на главных путях из Волжского Понизовья в центр России и переживал, как и прочие районы края, неоднократные разорения от отрядов казанцев и ногаев.

Предания говорят, что его дважды посетил Сергий Радонежский. В монастыре делал остановку в трагическое для себя время великий князь московский Василий Васильевич Рюрикович (Василий Темный). Незадолго до этого татары разбили под Суздалем русские полки, захватили в плен московского князя Василия и увезли его в ставку хана. Заплатив за себя огромный выкуп, в сопровождении ханских князей, вынужденно отдав татарскому царевичу город Касимов, подавленный выпавшими на его жизнь неудачами, князь остановился в Дудине монастыре.

Бедствия России времен Смуты начала XVII века также коснулись и Дудина монастыря, тут неоднократно появлялись довольно агрессивные отряды тушинцев, литовцев, а то и восставших местных крестьян. Но после воцарения в 1613 году династии Романовых, Дудин монастырь был восстановлен, хотя и был снова деревянным.

В 1552 году Иван IV Грозный присоединил Казанское и Астраханского ханства, и военные угрозы с их стороны прекратились. Дудин монастырь стал быстро восстанавливаться, расширяться и богатеть. В 16 веке монастырю уже принадлежали земли деревни Тетерюгина (существует до сих пор), Болотец, Польцо, Дубенки, Тредворцы, Чернцово и другие поселения. А 1606 году упомянуто как собственность монастыря село Черное, на левом берегу Оки (теперь это город Дзержинск).

В конце 16 века князь Никита Иванович Одоевский сделал богатый денежный вклад в развитие монастыря, и после этого началось большое строительство и обновление всего монастырского комплекса.

Вот что говорит опись монастыря 1621 года:

«В Березопольском стану (это территория западнее Оки в Нижегородском крае), на берегу Оки реки, под увалом, в полугоре Амвросиев Дудин монастырь, а в монастыре церковь Успение пречистые Богородицы, древяна. Да на монастыре ж храм святого великочудотворца Николы, древянной. На колоколнице 6 (шесть) колоколов да часы боевые, стоят над святыми воротами, да колокол Благовестник, а в нем 44 (сорок четыре) пуда. Да под монастырем на берегу Оки храм древян Ильи Пророка. В монастыре около Никольского храма с просторной трапезной пристрой, в нем 12 (двенадцать) рубленых братских келий, далее шла высокая ограда в «заметь».

Из ворот к берегу Оки были выложены бревенчатые настилы спуска, а Святые ворота монастыря выглядели мощной крепостной башней с флюгером над кровлей в виде трубящего ангела. Дудин монастырь был также и защитной крепостью для Нижнего Нового града, держал контроль над подступами к нему от набегов по Оке и с востока.

Село Дуденево появилось раньше, чем монастырь. На правом высоком правом берегу Оки около села, до сих пор находятся горизонтальные пласты, где были залежи ценного каменистого белого минерала, который когда-то был очень востребован в строительстве. Эти пласты на окском берегу назывались дудами или дудками, отсюда возникло и название села. Дуденево состоит из двух частей селения, Верхнее Дуденево и Нижнее. На холме в начале села стоит большая каменная церковь.

Другая часть села находится ниже по берегу, между обеими частями находится заросший пустырь, говорят, в старину тут были удалые народные гулянья. К пустырю, справа от него, от Оки идет большая, прорытая через береговую линию, искусственная широкая дорога. Стороны вдоль дороги в Дуденеве очень высокие, глинистые. Далее вдоль по берегу есть пристань, которая называется не «Дуденево», а «Дудин монастырь».

На территории монастыря долгое время было запустение, лишь сохранились остатки отличного качества строений. Кладка зданий и монастырской стены кажется удивительной. Темно-красный небольшой кирпич безукоризненно подогнан, и ровная белая полоска скрепляющего раствора безупречна. Перед Успенским собором, или тем, что от него оставалось, сохранилось кладбище, где хоронили обитателей монастыря и его прихожан. На кладбище много старинных белого мрамора саркофагов с надписями славянской витиеватой вязью, надписи хорошо видны, их можно прочитать. Местность по высокому берегу Оки вокруг Дудина монастыря потрясающе красива и восхищает в любое время года.

В 80-х годах прошлого века силами энтузиастов специальная комиссия выехала на место развалин, чтоб сделать вывод, что вести восстановительные работы тут не возможно, так как мягкий грунт, который находится вокруг монастыря, под влиянием непогоды, обвалился и съехал, и теперь монастырь находится в недоступном для ведения строительных работ месте.

Но, не смотря на это, чьими-то молитвами, с начала 2000-го года началось и идет успешное восстановление Дудина монастыря силами Нижегородской епархии. А с июля 2007 года по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия в монастыре началась монашеская жизнь. Раз в неделю в обитель приезжает иеромонах Мстислав из Нижегородского Благовещенского монастыря, чтобы совершить молебны и поминальные службы.

Летом 2007 года у стен монастыря установлен самый большой в Нижегородской области православный крест. Его высота девять метров, а весит он более тонны. В наши дни Амвросиев Дудин монастырь является объектом культурного наследия регионального значения и собственностью Нижегородской епархии.

ДУДИН АМВРОСИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

По преданию, Д. м. основан на месте явления иконы свт. Николая Чудотворца, на берегу Оки. Архим. Макарий (Миролюбов) полагал, что Амвросиевым мон-рь назван по имени основателя, а Дудиным — от близлежащего с. Дуденёва.

В 1599 г. указом царя Бориса Феодоровича Годунова к Д. м. был приписан находившийся в Березопольском стане Троицкий мон-рь. Ок. 1606 г. на монастырских землях у р. Узола была основана Скоробогатовская Благовещенская пуст. Указом царя Михаила Феодоровича Романова в 1614 г. к Д. м. приписан Матюшевский Воскресенский мон-рь, к-рый ранее Д. м. приобрел с землями и угодьями за 200 р. и 245 четв. ржи. В 1-й пол. 70-х гг. XVII в. уже сам Д. м. был приписан к Патриаршему дому. Впервые упоминание о том, что Д. м. стал патриаршей домовой обителью, содержится в описи обители от 1 марта 1672 г., а указ о приписке Д. м. к Патриаршему дому последовал 20 нояб. 1676 г. Мотивом приписки указывается обмен — вместо изъятого у патриарха самарского Преображенского муж. мон-ря. После учреждения Святейшего Синода Д. м. стал синодальным домовым, с 1744 г. находился в ведении Коллегии экономии, с 1749 г.- епархиального начальства (кроме вотчин, денежных и хлебных доходов). В 1764 г. Д. м. «за неимением средств к содержанию» упразднен, монастырская церковь стала приходской с. Подъяблонного Горбатовского у.

Храмы и другие постройки

К 1-й пол. XVII в. в Д. м. был деревянный шатровый храм в честь Успения Пресв. Богородицы «на подклетях. о двунатцати стенах». «На передних стенах» Успенской ц. был освящен придел во имя прп. Сергия Радонежского. У церкви имелась паперть. В описях 70-х гг. XVII в. деревянный Успенский храм уже не упоминается. Согласно надписи на иконе Успения Божией Матери, присланной в Д. м. патриархом Московским Иоакимом, летний каменный Успенский собор с теплым приделом свт. Николая Чудотворца был построен на месте обветшавшей деревянной церкви и освящен 2 февр. 1677 г. В описании архим. Макария (Миролюбова) указываются размеры каменной Успенской ц.: «В длину 5 саж. 3 четверти аршина, в ширину 5 саж. 1 аршин с четвертью; алтарь длиною в 2 саж., а в приделе в 6 саж. с небольшим». У храма имелось 2 крыльца-паперти. В руинированном состоянии он пребывал с 1938 до 2007 г.

В описях Д. м. 20-70-х гг. XVII в. значится и др. теплая деревянная (с 1672 соборная) ц. во имя свт. Николая Чудотворца с трапезной. На берегу Оки «под монастырем» стояла шатровая на подклете теплая ц. во имя прор. Илии с приделом во имя блж. Василия Московского. С 1672 г. и в течение 1-й пол. XVIII в. на деревянных св. вратах Д. м. находилась ц. в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

Начиная с архим. Макария (Миролюбова) в нижегородской краеведческой лит-ре сложилась неверная датировка постройки каменной колокольни Д. м.- кон. XVI в. В качестве доказательства архим. Макарий приводил текст надписи, высеченной на ее вост. стене: «Лета 7101 (1593) году достроена колокольня при игумене Евфимии». Однако, судя по описям XVII в., каменной колокольни в Д. м. тогда еще не существовало. С 20-х гг. XVII в. «колокольница» с 6 колоколами и «часы боевые» находились над св. вратами. Каменная колокольня, вероятно, была возведена вместе с Успенским собором в 1677 г., при игум. Евфимии II (а не Евфимии I).

К 1764 г. на монастырском дворе стояли каменные архимандричьи кельи «под одну крышу» с кладовой, келарской, хлебопекарней, поварней и келейные постройки. Вне стен Д. м. располагались различные службы, нек-рые, преимущественно деревянные, по распоряжению Нижегородского архиерея в 1753 г., еще до упразднения мон-ря, были перенесены в Н. Новгород, др. проданы или обветшали.

В XVII в. ограда Д. м. была деревянной, «в замет» и «в забор». Впосл. построили каменную ограду толщиной 1,5 аршина, высотой 4 аршина, длиной 103 саж. В XVIII в. для входа в Д. м. возвели двое каменных ворот и деревянные св. врата.

Настоятели и братия

Д. м. управлялся строителями, игуменами, с сер. XVIII в.- архимандритами. Игум. Евфимий I (с 1592/93) участвовал в 1596 г. в освидетельствовании мощей насельника нижегородского Печерского мон-ря схим. Иоасафа. В 1610 г., уже будучи архимандритом Новоспасского московского мон-ря, Евфимий вместе с Филаретом Никитичем и мон. Авраамием (Палицыным) был членом посольства к польск. кор. Сигизмунду III. Настоятельствовавший с 1617 г. игум. Пафнутий 17 февр. 1620 г. был хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского, игум. Палладий (Юрьев) 18 июня 1758 г. был хиротонисан во епископа Рязанского. В 1628 г. по доносу пребывавшего в Москве митр. Веррийского Аверкия в Д. м. были сосланы архим. Синадского митрополита Григорий и его двоюродный брат белец Косма. Вскоре за них заступился находившийся в столице Фессалоникийский митр. Паисий (Ɨ 1632), и после расследования сосланные были возвращены.

В 1638 г. указом царя Михаила Феодоровича в Д. м. были поселены монахи, бежавшие из-за гонений в Литовской земле.

Состав и численность насельников Д. м. известна с XVII в. В 20-х гг. XVII в. кроме игумена в 12 кельях проживало 33 чел., в 1672 г. в 10 кельях — 34 чел., в т. ч. конюший, житник, подкеларник, чашник, черный поп, 4 клиросных, рядовой, будильщик, хлебный, хлебодар, огородник, неводной, солодовенный, пономарь, повар, «горняго дворца», «черновского дворца», «матюшевской», «кишенской» и др. В 1742 г. Д. м. управлял строитель, в обители проживало 8 монахов, а также 21 белец: поп, 3 клиросных, слуга, повар, огородник, сторож, «часовод», подьячий, 2 дворника и др.

Материальное обеспечение

Д. м. в ранний период тесно связано с его хозяйственной деятельностью в вотчинах. В XIV-XV вв. мон-рь получил от нижегородских князей рыбные ловли в непосредственной близости, на Оке и ее притоках, а также оброчные бортные угодья в Березополье, Стрелице и Коршевской вол. С XVI в., а возможно и ранее, Д. м. владел населенными деревнями с пашенной землей в Березопольской, Гороховецкой и Стрелицкой волостях Нижегородского у. Эти пожалования царями Иоанном IV Васильевичем и Феодором Иоанновичем населенных оброчных земель или пустошей были крайне незначительны по размерам. Расширение земельных владений Д. м. происходило в связи с припиской к нему др. обителей. В 1599 г. ему была пожалована безоброчно мельница на р. Гнилице, а в 1606 г. мон-рь приобрел в Балахне соляную варницу «Базар». Одновременно путем покупки и по вкладам мон-рь стал владельцем дворовых мест и лавок в Н. Новгороде. Согласно сотной грамоте 1630 г., в Нижегородском кремле был монастырский двор с деревянной ц. в честь Зачатия св. Иоанна Предтечи на подклетях, с папертью. Рядом был др. двор, для приезда крестьян. Вне кремля, подле городской стены,- двор и лавки. 4-й двор, с садом, находился у старого острога близ Варварских ворот, а у гостиного двора имелись монастырские лавки и амбары.

Амвросиев николаевский дудин монастырь

Амвросиев Николаевский Дудин мужской монастырь расположен на правом крутом берегу Оки. С деревней Подъяблонное монастырь связывает грунтовая дорога длиною 2 км, а перед деревней Тетерюгино начинается лестница, ведущая к монастырю. Некогда очень богатый и сильный монастырь, владеющий большими земельными, лесными и водными наделами до недавнего времени находился в плачевном состоянии, но сейчас идет восстановление монастыря. Точная дата основания монастыря неизвестна.

Полное название монастыря – Амвросиев Николаевский Дудин монастырь. Амвросиевым он назван от имени его основателя и первого строителя Амвросия, Николаевским – от явленной чудотворной иконы святого Николая Чудотворца, которая была обретена на берегу реки Оки. От этой чудотворной иконы было много исцелений.

Есть много легенд и преданий о создании монастыря и его названии «Дудин». Скорее всего, этот монастырь был основан после того, как Андрей Боголюбский (1169 – 1174 гг.) «ходил на Волгу из Булгар» и разбил их. После этого он, как сказано в Лаврентьевской летописи, основал на Волге и Оке крепости и монастыри в честь Богородицы. Они назывались грады Богородицы, потому что в это время особо почиталась икона Божией Матери «Владимирская». От иконы было много чудес, поэтому в Дудином монастыре один храм по описи 1629 года назван Владимирским, а большой храм сразу был назван в честь Успения Божией Матери.

Впервые упоминания о монастыре было в летописи 1445 года в связи с освобождением великого князя Василия Васильевича Темного из плена. Дьяк князя Дмитрия Шемяки — Федор Дубенский и мурза Бигич плыли по Оке от Мурома к Нижнему Новгороду. Узнав об освобождении великого князя они возвратились от Дудина монастыря в Муром, где Бигич был взят под стражу наместниками князя Василия Ивановича. Из надписи на Евангелии, писанном на пергаменте и принадлежавшем Дудину монастырю, видно, что в 1408 году монастырь был уже обустроен и имел настоятелем игумена. Основание монастыря приписывают Ивану Грозному который родился в 1530 году, но по всей видимости основание обители относится к XIV-XV векам, когда в Нижнем уже действовали Печерский, Благовещенский и Зачатьевский монастыри.

Архимандрит Макарий, описавший историю монастыря в позапрошлом веке, так объяснил название: Амвросиевым — по имени его основателя и первого строителя Амвросия, Николаевским — от явленной чудотворной иконы святого Николая Чудотворца, которая обретена была на берегу реки Оки, в этом месте в честь этого события собственно и был возведен монастырь, Дудин произошло от близлежащего села Дуденева, в котором ранее жили некие богачи Дуденевы, во многом помогавшие строительству обители.

В XV — XVI веках монастырь владел обширными вотчинами на обоих берегах Оки. На левом берегу земли принадлежали вплоть до Пырского озера и реки Ржавки около Нижнего Новгорода. На правом берегу — до реки Ворсмы и деревни Швариха в Богородском районе. В монастыре до упразднения его в 1764 году хранились грамоты царя Ивана Васильевича Грозного на владение деревней Ченцово (1560), три грамоты царя Федора Иоанновича о деревне Польцо, рыбных ловлях на Оке с озерами и урочищами (1585), две грамоты о варницах в Балахне (1586), другие грамоты на владение Скоробогатовской пустынью, Гнилицкой мельницей, две грамоты Василия Шуйского на всю вотчину Нижегородскую и Владимирскую со всеми угодьями в 3685 сажен. По второй ревизии Дудину монастырю предоставлены во владение такие селения, как Подъяблонное, Тетерюгино, Каликино, Ченцово, Швариха, Дубенки, Желнино с крестьянами, землей пахотной и лесами 1176 четвертей, сена 6331 копна и 775 сажен дровяного леса. Всех крестьян за монастырем числилось по первой ревизии 1201 душа, по второй — 1306 душ, 326 крестьян находились на пашне и монастырской работе, а остальные — на рублевом оброке.

В 70-х годах XVI века во времена «черемисской войны» монастырь запустел. К концу столетия вновь оправился, окреп, обновился постройками. В XVIII веке за каменной монастырской оградой толщиной более метра и высотой почти в три возвышалось центральное сооружение — каменная соборная Успенская церковь с теплым приделом во имя Николая Чудотворца, построенная в 1677 году взамен деревянной. Остатки этого храма сохранились на месте бывшего монастыря. В XVIII веке была еще одна церковь над святыми воротами, холодная, построенная в честь Владимирской иконы Богородицы. К Успенской церкви примыкало самое древнее каменное строение — колокольня, устроенная в 1593 году при игумене Евфимии. Надворные постройки XVIII века состояли из каменных архимандричьих келий под одну крышу с кладовой, келарской, хлебопекарней, поварней; из трех каменных выходов с четырьмя кельями над ними, а также двух братских двойных пятиместных келий. Вне стен монастыря располагались разные службы.

Пять веков простояла обитель над Окою, переживая вместе с Русью все ее радости и печали. Стала широко известна благодаря тому, что во время хождения в Нижний Новгород останавливался здесь Сергий Радонежский, и в обители хранилось Евангелие, написанное по его распоряжению. С 1677 года по грамоте царя Федора Алексеевича монастырь был причислен к патриаршему дому, а при учреждении Святейшего Синода стал именоваться Синодальным домовым монастырем. В последние годы своего существования он подчинялся епархиальному начальству. В 1764 году во времена царствования Екатерины II монастырь упразднили «за неимением средств на содержание».

Состояние монастыря в 2005 году было руинизированное или вернее его просто не было. Кладбище, на котором еще лет тридцать-сорок назад было примерно около ста мраморных и гранитных надгробий, со слов местного жителя, богатых купцов из расположенного на другом берегу Оки села Жёлнино, заросло. Памятники бесследно исчезли или растащены. На церкви или вернее что от неё осталось, а также на трапезной небыло кровли, свод трапезной местами обвалился, в своде четверика угрожающие трещины. Хотя в целом формы и даже декор храма сохранились, на стенах и трех апсидах цела штукатурка. Рядом с храмом — железная будка с табличкой «Дудин монастырь». В самом храме висят таблички с названиями алтарей, информацией о храме, стоят свечи, иконки и проч.

В 2008 году состояние монастыря отличалось тем, что не было колокольни, главы храма и ограда уже появились. Прочие строения на территории монастыря восстанавливаются.

На территории Амвросиева Никольского Дудина монастыря находятся почитаемые святые источники. Несколько действующих источников, в том числе – Иверской иконы Божией Матери — с более чем десяти вековой историей, Николая Угодника и Сергия Радонежского отмеченный ещё на плане XVII века. По преданию один источник освятил сам преподобный Сергий Радонежский.

Как добраться: сначала до села Тетерюгино, далее до монастыря только пешком, по лестнице, что спускается к Оке от села или поднявшись по тропинке вдоль Оки от нижних ворот усадьбы Приклонских в селе Подвязье.

Координаты: N56° 10.930′ E43° 23.090′

Амвросиев Николаевский Дудин мужской монастырь

Амвросиев Николаевский Дудин монастырь основан не позднее начала XV века. Принадлежит Нижегородской и Арзамасской епархии Русской Православной Церкви. Престольные праздники: свт. Николая Чудотворца — 22 мая (перенесение мощей святого), 11 августа (рождество святого) и 19 декабря.

Содержание

Первое упоминание о Дудине монастыре относится к 1408 году. По некоторым сведениям, его посещал преподобный Сергий Радонежский по дороге из Нижнего Новгорода. В 1535 году заложена колокольня, ставшая первым каменным сооружением.

В 1620-х годах в монастыре кроме каменной колокольни насчитывалось три деревянных храма: рубленный Успенский собор, Никольская церковь и на берегу Оки церковь Илии Пророка.

С 1676 года монастырь по грамоте царя Феодора Алексеевича передан в ведение Патриарха и стал именоваться Патриаршим домовым монастырём. 2 февраля 1677 года по указу Патриарха Иоакима заложен Успенский храм — единственный частично сохранившийся. В 1785 году при Екатерине II монастырь был упразднён и стал приходским храмом села Подъяблонного.

В 1920-е годы была утрачена чтимая чудотворная икона Николая Чудотворца. А в 1939 году был закрыт и приходской храм.

Современное состояние

Приходской совет Успенской церкви образован в октябре 2000 года. 2 августа 2001 года благочинный Богородского округа священник Святослав Кутковец отслужил молебен Илье-пророку, и до 2006 года молитва священника в этих древних стенах не звучала.

В 2006 году через неделю после первого посещения крестным ходом с Владимирской-Оранской иконой Божией Матери разрушенного монастыря в приход был назначен священник Василий Кривченков, возобновились молебны, службы, начались восстановительные работы.

В феврале 2007 года на первом заседании комиссии по вопросам передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения было принято решение рекомендовать Правительству Нижегородской области передать ансамбль Амвросиева Дудина монастыря в безвозмездное пользование.

25 июня 2007 года около монастыря был установлен самый большой в Нижегородской области 9-метровый поклонный крест, весом 2 тонны, который был доставлен вертолётом.

По данным озвученным старостой приходской общины Андреем Болдыревым к марту 2008 года была подведена автомобильная дорога, обитель обнесена 400-метровым деревянным забором, подведено электричество, построен дом для насельников монастыря, началось строительство фундамента колокольни, оформлены монастырские земли. 9 марта владыкой Георгием была освящена молельная комната.

7 мая 2008 года состоялась первая Божественная Литургия, проведённая после многолетнего запустения.

23 мая 2008 года в монастыре появились первые насельники.

30 декабря 2008 года освящены и установлены колокола и купол с крестом для колокольни, а 23 февраля 2009 года — купол и крест восстанавливающегося Успенского храма.

23 августа 2009 года был освящён главный придел Успенского храма. После освящения главного придела усилия были направлены на отделку придела в честь святителя Николая Чудотворца. 6 июня 2015 года митрополит Георгий освятил Никольский придел.

Из-под горы бьют два святых источника — Николая Угодника и Сергия Радонежского. Источник во имя Сергия Радонежского отмечен ещё на плане XVII века.


Как добраться

Проезд: Монастырь расположен на правом крутом берегу Оки. С деревней Подъяблонное монастырь связывает грунтовая дорога длиною 2 км, а перед деревней Тетерюгино начинается лестница, ведущая к монастырю. Расстояние до Богородска — 11 км. Ехать от г. Богородск в с. Подъяблонное, затем до д. Тетерюгино по грунтовой дороге и пешком по тропе вниз к Оке.

Адрес: 607615, Нижегородская область, Богородицкий район, деревня Тетерюгино

Амвросиев Николаевский Дудин мужской монастырь – древнейшая нижегородская жемчужина

Амвросиев Николаевский монастырь, стоящий на скрещении деревенских путей из Дуденево в Тетерюгино на противоположном от поселка Желнино правом берегу Оки, более всего известен под названием Дудин. Он будто плывет над окрестными деревеньками, взирая на них с головокружительной высоты одного из приокских полухолмий. До последнего времени обитель считалась почти полностью разрушенной и заброшенной, – ан нет, нашлись охотники вернуть ее к жизни!

Что-где-когда и на чем ехать: общие сведения

Добираться на автомобиле до церковных строений из областного центра удобно по маршруту Богородск-Швариха-Трестьяны-Подъяблонное. От деревни Подъяблонное по 2-километрой грунтовой дороге идут пешком: на финишной линии путников ожидает лестница, ведущая на монастырское подворье. От Богородска (ныне районный центр) Дудин-монастырь удален на 11км, от Нижнего Новгорода – на 55км. Вокруг, по обе стороны от реки, разбросаны Дзержинск (ранее селение Растяпино), Подвязье, Оленино – до боли привычная русскому уху россыпь из больших и малых городков, сел, хуторов.

Сегодня среди них – он, красавец-монастырь под лазурно-малахитового оттенка кровлей, с золочеными луковками во главе двух башен – побольше и поменьше размером. Радующий взор чистотой и строгостью белоснежных углов, аккуратностью бойниц и сиянием уносящихся ввысь святых крестов. Со своей, уводящей вглубь веков славной хронологией, правдивой и обросшей предположениями, домыслами, легендами – светлыми, темными и «в полосочку». Как жизнь народа.

Дудин монастырь: история рождения, падений, забвения и возрождения

Первое упоминание о возникшей в Березополье над устьем Зуевки (окского притока) церквушке на холме относят к 1408 году. Возможно, закладка состоялась раньше – это неизвестно. По некоторым данным, строение успел посетить даже преподобный Сергий Радонежский, покидая Нижний Новгород. А этот славный игумен, как известно, умер еще в XIV веке. Цитадель попрочнее – каменную угловую колокольню – заложили в 1535г, но до возведения по соседству трех деревянных зданий прошло с тех пор лет восемьдесят.

В 1620-е годы на нешироком пятачке насчитывалось уже четыре объекта: бревенчатый Успенский собор с Никольской церковью и башней-колокольней внутри двора и церковь Ильи Пророка на прибрежной круче. Имен у комплекса было несколько – одним из них он обязан монаху Амвросию, первоотцу-настоятелю. Дудиным монастырь стали именовать в русских летописных источниках по топонимическому признаку: поселение Дудино (позже Дуденево) тут обосновалось с древности. Происхождение корня дуд- восточнославянское. Откуда оно взялось?

Имена: истоки и связи

Наиболее достоверное объяснение – существование на обрывистом берегу-круче горизонтальных залежей каменистых пород пластами наружу. Их шахтеры добывали для строительных нужд из дуд или дудок, пока запасы не истощились. Занятие ушло в небытие, и связь топонима с белыми пластинами минералов забылась. Но аналогия родственных дудень-темень-бредень-складень сохраняется по сей день. Славяне в краю этом поначалу не были коренным народом: они заселили его в XI веке, при Юрии Долгоруком. А до того тут обитала мордва и марийцы.

Функции, значение и трудная судьба монастыря-крепости

Немногочисленная группка церковно-монастырских зданий заняла прихолмье годков через пять после появления нижегородского Печерского монастыря и вместе с ним выполняла роль важного культурного центра Нижегородско-Суздальского княжества. В подобных заведениях отроки получали прекрасное для того времени образование, становясь впоследствии известными деятелями культуры: учеными, священниками, иконописцами и авторами исторических сводов.

Лаврентьевская летопись, уникальный по степени достоверности изложения памятник письменности, именно в стенах этого монастырского созвездия и создавалась. Написал ее монах близлежащей Печерской обители, которую постигла трагедия в виде разрушительного оползня, поглотившего большую часть пустыни. Перенесенный вскоре на новое место Печерский храм стал, наряду с Дудиным, защитой для земель вокруг Нижнего Новгорода. Первый – от камских булгар и золотоордынцев, второй – от набегов завоевателей из-за Оки.

События-эпохи-революции

Трагических минут на дудино-амвросиемо святилище выпало немало. Это и смерть московского великого князя Василия Васильевича, и оборона от тушинцев, литовцев и отрядов восставших крестьян во времена Смуты XVII столетия, и конфискация нелегко нажитых ценностей Петром Первым, и закрытие монастыря с полной ликвидаций его прав и земельных приобретений при царице Екатерине. Успенская церковь, правда, работала вплоть до Октября 1017 года, но в целом монастыршее хозяйство неуклонно приходило в упадок.

В советский период, как и сотни других храмов, монастырь пережил окончательное, казалось бы, разрушение. Церковно-соборные помещения были закрыты, разграблены местными жителями и разбиты практически до основания. От когда-то величественных стен остались жалкие развалины, церковные книги и грамоты Ивана Грозного утоплены комсомольцами в Оке, святыни вывезены или уничтожены – в их числе икона Николая Чудотворца в драгоценном кованом окладе. От многоместных братских келий уцелели местами лишь ступени. Устоял красавец-колодец в центре: уж очень добротной была кладка.

Фрагменты векового темно-красного монолита из надежно скрепленных беловатой каймой кирпичей позволяли отдаленно судить о красоте и качестве элементов когда-то роскошного двенадцатистенного храма-шатра в честь Успения Богородицы с теплым Сергиевским приделом и папертью о двух крыльцах. Келейный ряд был хорошо обустроенным, каменным, под единой крышей. С кладовой хлебопекарней и служебными пристройками. Картину довершала плотно сбитая ограда «в замет».

Предстояло возродить все это, по сути, из руин и пепла. Используя документальные описания, фотографии и то, что уцелело от некогда великолепной архитектурной композиции в лаконичном российском стиле. Внутренность – рукописные и печатные Евангелия, пергаментные библиотечные свитки – вернуть вряд ли когда удастся, как и архимандричий посох, старинные кресла, золотую и серебряную кухонную утварь. Но внешние черты воссоздать современным зодчим было под силу.

Обновление

В 2000 году решено было образовать заново приходской совет храма Успения. В 2001– отслужен молебен, обращенный к Илье Пророку о благочинных намерениях вернуть церкви ее значимость, а облику Амвросиева Николаевского Дудина монастыря, единственного в своем роде памятника отечественного зодчества этих мест с почти шестисотлетней историей – утраченную красоту и целостность. Из памяток старины равен ему по возрасту был только Нижегородский Кремль. Подготовка к реставрации растянулась на пятилетие.

Осенью 2006 года разрушенный монастырь посетил крестный ход с иконой Богоматери Владимирской-Оранской. Неделю спустя приход официально получил священника – Василия Кривченкова. Вновь зазвучали у будущего алтаря молитвы и составлено было временное расписание служб. После десятилетий забвенья дело сдвинулось наконец с мертвой точки. Развернулась восстановительная эпопея, работы двигались быстро. 2007 год ознаменовался повторным крестным ходом и визитом высшего духовного лица.

Это был архиепископ Георгий – Нижегородский и Арзамасский. Он благословил статусное решение заполнить пустующие пока покои монахами-мужчинами. В том же году за ансамблем были закреплены права мужского монастыря со строгим уставом, а 25 июня у не вполне достроенных стен установили двухтонный 9-метровый поклонный крест – крупнейший в области. Доставил символ христианской веры к участку в 400 кв. метров вертолет. Вслед за этим двор-квадрат начали обносить высоким деревянным ограждением взамен 3-метрового забора-предшественника из камня.

Следующим приятным для обитателей и прихожан новшеством стала по-домашнему уютная широкая лестница-мостик (вместо гранитного ступенчатого подъема), облегчившая восхождение на 150-метровый склон. Вплотную к вратам подвели автомобильную дорогу, протянули электрокабель и выстроили дом для насельников. Оборудовали молельную комнату, расширили и укрепили фундамент белокаменной колоколенки, официально оформили прилегающие к платформе на возвышенности земельные угодья. Святыня ожила.

Что осмотреть и послушать?

Если вы – гость, который пришел на Стрелку (точку слияния Оки и матушки-Волги) с мыслью ощутить себя в тиши удаленной от мирской суеты площадки, то поступили правильно. На обширной полугоре действительно тихо, покойно и царит дух благоденствия.

Круговая панорама великолепна, вне зависимости от сезона и погоды. Извивистая речная полоса ширится, змеясь и уводя взор к горизонту, в бесконечную даль. Укрытые бархатными лесами берега живописны и откровенно напрашиваются на полотна художников…

В сентябре-октябре здесь особенно красиво. Перед вами – осенние пейзажи Левитана вживую, во всей красе. Багрец и золото, водная синь и белизна фасадов, прощальное птичье курлыканье и милый сердцу колокольный перезвон умиротворяют. И посредине этой акварельной благости – чистенький, изящный, рассекающий шпилями небо монастырь-сказка. Как праздничная пасочка или набор детских кубиков в бирюзово-белых тонах. Осенью на фоне буйства красок, зимой под искристой снежной шапкой. Кра-со-та. Сильно искушение забыться и подольше не возвращаться в урбо-мир – суетливый, нестабильный и порой безжалостный.

Безмятежная аура убаюкивает и к тому располагает. Однако это кажущаяся расслабленность. С 2008-2009 здесь все непрерывно движется: в монастыре живут насельники-монахи, проводятся богослужения, неединожды прозвучала Божественная литургия. Освящен в присутствии мирян главный придел храма Успения. Ряды верующих пополняются тысячами юных лиц. Дети и молодежь сюда захаживают с удовольствием. Монастырский ансамбль лишен налета модернизма, и его заслуженно называют памятником архитектуры с «родным», узнаваемым обличьем. Проектировщик и строитель храма Никон Ивашков с недавних пор рукоположен в иеромонахи.

От прошлого – к настоящему

Нынешнее, приближающееся к идеальному состояние монастыря вселяет надежду: добрые намерения и труд – верный путь ко всеобщей гармонии. В сказанном убеждает все: от дивной природы куда ни кинь оком до внутримонастырской обстановки, ровной и замиряющей. Свободный вход на территорию, дружелюбная, но внимательно следящая за порядком охрана, толерантность в общении и …обилие сытых кошек на аллейках. Довольных и ухоженных. Со степенными котами и игривыми котятами. Это ли не доказательство всеобщей любви и согласия в мире?

Немного об условностях, позитиве и совместных планах

Одежда и поведение, согласно православным канонам, требуют соблюдения кое-каких правил. Шорты-майки – одеяние неприличное, как и брюки на девушках. Голову женщине придется покрыть: иначе косых взглядов и замечаний не избежать. Требования нестрогие, посетительницы подчиняются им охотно.

Невдалеке от комплекса есть целебные ключи. Это два источника, бьющие из-под горы: святых Сергия Радонежского и Николая угодника. Лечат они множество заболеваний, но прежде всего – желудочно-кишечные. Так что советуем запастись емкостями под лечебную водичку с букетом полезных свойств – для себя, родни и друзей.

Дополнительные выгоды обеспечивает возможность присоединиться к экскурсии как наиболее комфортному способу посетить интересующий вас монастырь. Традиционных пунктов отправки два:

  • дальний – из Н.Новгорода (со сбором на площади Ленина);
  • ближний – из Дзержинска (от ДК Химиков).

Оба автобусных рейса стартуют утром – в 7.00 и 8.00. Транспорт комфортабельный, сопровождаемый опытным гидом. Заказ чая и кофе в салон – услуга гарантированная. Можно побывать на утренней службе, помолиться, позавтракать в трапезной, а при желании – исповедаться и причаститься.

Налажена практика бесед со священнослужителями по поводу сложных ситуаций, жизненных планов, участия в благотворительной деятельности. Психологическая поддержка и реальная помощь в критических случаях, с немощными, отчаявшимися и оступившимися также возможна. Все обсуждается в подробностях и оговаривается – приглашаем к общению.

Добро пожаловать в гостеприимный Дудин монастырь! Здесь вас ждут, вам всегда рады и готовы посоветовать, разделить тревоги и заботы, снять беспокойство и уменьшить боль, помогая молитвой, разумным словом и делом. Обращайтесь – и обязательно найдете отклик. Давайте объединим усилия и справимся с бедой сообща.

Амвросиев николаевский дудин монастырь

Первое упоминание о Дудине монастыре относится к 1408 году. [2] По некоторым сведениям, его посещал преподобный Сергий Радонежский по дороге из Нижнего Новгорода. В 1535 году заложена колокольня, ставшая первым каменным сооружением. [1]

В 1620-х годах в монастыре кроме каменной каменной колокольни насчитывалось три деревянных храма: рубленный Успенский собор, Никольская церковь и на берегу Оки церковь Илии Пророка.

С 1676 года монастырь по грамоте царя Феодора Алексеевича передан в ведение Патриарха и стал именоваться Патриаршим домовым монастырём. 2 февраля 1677 года по указу Патриарха Иоакима заложен Успенский храм — единственный частично сохранившийся [1] .

В 1785 году при Екатерине II монастырь был упразднён и стал приходским храмом села Подъяблонного. [1]

В 1920-е годы была утрачена чтимая чудотворная икона Николая Чудотворца. [1] . А в 1939 году был закрыт и приходской храм.

Восстановление монастыря

Приходской совет Успенской церкви образован в октябре 2000 года. [1] [3] 2 августа 2001 года благочинный Богородского округа священник Святослав Кутковец отслужил молебен Илье-пророку, и до 2006 года молитва священника в этих древних стенах не звучала. [1]

В 2006 году через неделю [1] после первого посещения крестным ходом с Владимирской-Оранской иконой Божией Матери разрушенного монастыря в приход был назначен священник Василий Кривченков, возобновились молебны, службы, начались восстановительные работы. [3] [4] [5] В 2007 году монастырь вновь посетил крестный ход с Владимирской-Оранской иконой Божией Матери, а вскоре после этого с визитом приехал архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, который благословил восстанавливать здесь мужской монастырь со строгим уставом. [1]

В феврале 2007 года на первом заседании комиссии по вопросам передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения было принято решение рекомендовать Правительству Нижегородской области передать ансамбль Амвросиева Дудина монастыря в безвозмездное пользование. [6] 25 мая организован попечительский совет, главой которого назначен генеральный директор ЗАО «Пирс» Александр Иванович Шкилев. [7]

25 июня 2007 года около монастыря был установлен самый большой в Нижегородской области 9-метровый поклонный крест, весом 2 тонны, который был доставлен вертолётом. [1] [8] [9] После установки креста территорию монастыря площадью около 400 квадратных метров начали обносить деревянным забором по аналогии с бывшем здесь ранее трехметровым каменным. [1] В 2007—2008 годах на 150 метровом склоне обустроена лестница. [3] [10]

По данным озвученным старостой приходской общины Андреем Болдыревым к марту 2008 года была подведена автомобильная дорога, обитель обнесена 400-метровым [11] деревянным забором, подведено электричество, построен дом для насельников монастыря, началось строительство фундамента колокольни, оформлены монастырские земли. [12] 9 марта владыкой Георгием была освящена молельная комната. [12]

7 мая 2008 года состоялась первая Божественная литургия, проведённая после многолетнего запустения. [13] После литургии архиепископ Георгий сказал:

Это место святое и намоленное. Наши предки освятили эту землю постом, бдением и молитвой, а сегодня в нашей жизни это оскудело. И нам надо не столько создавать новое, сколько вернуться к корням, к тем местам, где в веках совершалась молитва, потому что мы с вами совершенно немощны не столько телом, сколько духом.

В нашей жизни нам нужны подпорки и костыли, дабы нам не споткнуться. А здесь люди подвизались в молитве, как адаманты веры. И заботы о том, чтобы эти святыни возрождались, нужны именно нам. Когда мы очищаем их, мы ощущаем и видим, какая идет благодатная и живительная влага из этих источников. Мы к ним притекаем, чтобы пить воду живую, воду для жизни вечной — врачевать свои души и тела, трезвиться умом и возгораться сердцем ко Господу. [13]

23 мая 2008 года в монастыре появились первые насельники: отец Серафим (Сокольщик) и послушник Василий Стегура, а Владыка совершил молебен святителю Николаю. [14] 26 мая через монастырь прошёл крестный ход с чудотворной Оранской иконой Божией матери. [15]

30 декабря 2008 года освящены и установлены колокола и купол с крестом для колокольни [16] , а 23 февраля 2009 года — купол и крест восстанавливающегося Успенского храма. [2]

6 мая 2009 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий вместе с архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом и епископом Брянским и Севским Феофилактом совершил Божественную литургию в Успенском храме. [17] К этому времени к подсобным работам по восстановлению монастыря были привлечено 20 студентов Нижегородской духовной семинарии. [18]

23 августа 2009 года был освящён главный придел Успенского храма. [19] Перед совершением чина освящения архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий обратился к собравшимся в храме:

Во время службы состоялась хиротония — строитель монастыря иеродиакон Никон (Ивашков) был рукоположён в иеромонаха. [19]

После освящения главного придела усилия рабочих планируется направить на отделку придела в честь святителя Николая Чудотворца. [19]

Святые источники

Из-под горы бьют два святых источника — Николая Угодника и Сергия Радонежского. [1] Источник во имя Сергия Радонежского отмечен ещё на плане XVII века. [1]

Настоятели

Этот раздел не завершён.
  • 10 июля2006 года[20] — 19 февраля 2008 года [21] — иерей Василий Алексеевич Кривченков до назначения был штатным клирикомКрестовоздвиженского женского монастыря[20] далее — назначен штатным клириком Николаевского Георгиевского женского монастыря. [21]
  • 19 февраля2008 года[22] — протоиерей Игорь Николаевич Покровский с 31 июля2007 года был настоятелем Спасо-Преображенской церкви. [23]
  • 26 мая2009 года строителем восстанавливаемого монастыря был назначен иеродиаконНикон (Ивашков)[24] .

Примечания

Внешние изображения
Дудин монастырь
  1. 12345678910111213141516Еще одна ожившая святыня, Нижегородские епархиальные ведомости, Номер 19 (112) за 2007 год
  2. 123На главный храм возрождающегося Амвросиева Николаевского Дудина монастыря установлен купол и крест, nne.ru, 23 февраля 2009 года
  3. 123Дудин монастырь: второе рождение святыни, nne.ru, 10 мая 2007 года
  4. Благочинный монастырей Нижегородской епархии посетил древний Николо-Амвросиев Дудин монастырь, pecherskiy.nne.ru, 23.10.06
  5. Архимандрит Тихон (Затёкин) в Дудином монастыре, pecherskiy.nne.ru, 07.06.07
  6. Современные подходы Правительства Нижегородской области к сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия религиозного значения, government.nnov.ru, 2007
  7. Распоряжение № 56 от 25 мая 2007 года, Нижегородская епархия
  8. В Дудином монастыре установлен поклонный крест, Нижегородские епархиальные ведомости, № 12 (105) за 2007 год
  9. Молебен в Дудине и на острове в Ворсме, pechory.nne.ru, 28.06.07
  10. Спуск к Дудину монастырю, фото Б. Поварова, nne.ru
  11. В Дудином монастыре заканчивается строительство зимнего домика, Нижегородская епархия, 18 сентября 2007 года
  12. 12Владыка Георгий совершил освящение молельной комнаты в Дудином монастыре, Нижегородская епархия, 9 марта 2008 года
  13. 12Божественная литургия в Дудином монастыре в день тезоименитства владыки Георгия, фото Б. Поварова, 7 мая 2008 года ; Видео
  14. В Амвросиевом Николаевском Дудином монастыре появились первые насельники (фото, видео), Нижегородская епархия, 23 мая 2008 года
  15. Начался крестный ход с чудотворной Владимирской Оранской иконой Божией матери, Нижегородская епархия, 12 мая 2008 года
  16. Архиепископ Георгий освятил колокола в Николаевском Амвросиевом Дудином монастыре, nne.ru, 30 декабря 2008 года
  17. В день своего тезоименитства архиепископ Георгий совершил Божественную литургию в Дудином монастыре, 6 мая 2009 года
  18. Дудин монастырь. Нижегородская духовная семинария (5 мая 2009). Архивировано из первоисточника 27 марта 2012.Проверено 14 января 2010.
  19. 1234Состоялось освящение главного придела Успенского храма Дудина монастыря, Нижегородская епархия, 23 августа 2009 года
  20. 12Указ № 157 от 10 июля 2006 года, nne.ru
  21. 12Указ № 57 от 19 февраля 2008 года, nne.ru
  22. Указ № 58 от 19 февраля 2008 года, nne.ru
  23. Указ № 301 от 31 июля 2007 года, nne.ru
  24. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский ГеоргийУказ № 126 от 26 мая 2009 года. Нижегородская епархия. Архивировано из первоисточника 27 марта 2012.Проверено 28 января 2010.

Литература

О. В. Дёгтева (директор церковно-археологического музея Нижегородской епархии) Амвросиев Николаевский Дудин монастырь. Серия «Святыни Нижегородской епархии». — Издательский отдел Нижегородской Епархии. — 2008. — 112 с. — 2000 экз. В декабре 2009 года переиздана в дополненном варианте с современными материалами о восстановлении монастыря.

  • Благочинный монастырей Нижегородской епархии посетил древний Николо-Амвросиев Дудин монастырь, pecherskiy.nne.ru, фото, 23 октября 2006 года
  • Дудин монастырь, nne.ru, фото Т. Фалиной, 10 мая 2007 года
  • Архипастырский визит владыки Георгия в восстанавливающийся Дудин монастырь, nne.ru, фото Б. Поварова, 6 июня 2007 года
  • Установка поклонного креста в Дудином монастыре, nne.ru, фото Т. Фалиной, Б. Поварова, 25 июня 2007 года
  • Божественная литургия в Дудином монастыре в день тезоименитства владыки Георгия, фото Б. Поварова, 7 мая 2008 года ; Видео
  • В Амвросиевом Николаевском Дудином монастыре появились первые насельники (фото, видео), Нижегородская епархия, 23 мая 2008 года
  • Освящение колоколов в Дудином монастыре, фото Б. Поварова, 30 декабря 2008 года; Видео
  • Освящение купола и накупольного креста для Успенского храма Амвросиева Николаевского Дудина монастыря, nne.ru, фото Б. Поварова, 23 февраля 2009 года; Видео
  • В день своего тезоименитства архиепископ Георгий совершил Божественную литургию в Дудином монастыре (фото Б. Поварова; видео), Нижегородская епархия, 6 мая 2009 года
  • Состоялось освящение главного придела Успенского храма Дудина монастыря (фото Б. Поварова; видео), Нижегородская епархия, 23 августа 2009 года
  • Дудин монастырь, фото

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Амвросиев Николаевский Дудин монастырь» в других словарях:

Дудин монастырь — Монастырь Амвросиев Николаевский Дудин монастырь Страна Россия Район Богородский район Нижегородской области … Википедия

Нижегородская и Арзамасская епархия — Русская православная церковь … Википедия

Нижегородская епархия — Нижегородская и Арзамасская епархия Русская Православная Церковь Основная информация Страна Россия Епархиальный центр Нижний Новгород Ос … Википедия

Монастыри Нижегородской области — Нижегородская и Арзамасская епархия Русская Православная Церковь Основная информация Страна Россия Епархиальный центр Нижний Новгород Ос … Википедия

Нижегородские монастыри — Нижегородская и Арзамасская епархия Русская Православная Церковь Основная информация Страна Россия Епархиальный центр Нижний Новгород Ос … Википедия

Храмы в честь Святителя Николая Нижегородской епархии — В Нижегородской и Арзамасской епархии насчитывается 50 действующих храма в честь Святителя Николая. В том числе домовая церковь в Высоковском Успенском монастыре и часовня в Нижнем Новгороде. Каждый десятый храм в епархии освящён в честь Николая… … Википедия

Храмы в честь Святителя Николая Нижегородской митрополии — В Нижегородской митрополии насчитывается 50 действующих храма в честь Святителя Николая. В том числе домовая церковь в Высоковском Успенском монастыре и часовня в Нижнем Новгороде. Каждый десятый храм в митрополии освящён в честь Николая… … Википедия

Богородский район Нижегородской области — Богородский район Страна Россия Статус муниципальный район Входит в Нижегородскую область Официальный язык русски … Википедия

Богородский район (Нижегородская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Богородский район. Богородский район Страна Россия Статус муниципальный район Входит в Нижегородскую область … Википедия

Дуденево (Нижегородская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дуденево. Село Дуденево Страна РоссияРоссия … Википедия

anvtr

НИКОЛАЕВСКИЙ АМВРОСИЕВ ДУДИН МОНАСТЫРЬ

Нет точной даты основания монастыря. О нем упоминается впервые в летописи 1445 года в связи с освобождением великого князя Василия Васильевича Темного из плена. Дьяк князя Дмитрия Шемяки Федор Дубенский и мурза Бигич плыли по Оке от Мурома к Нижнему Новгороду. Услышали они об освобождении великого князя и возвратились от Дудина монастыря в Муром, где Бигич был взят под стражу наместниками князя Василия Ивановича. Из надписи на Евангелии, писанном на пергаменте и принадлежавшем Дудину монастырю, видно, что в 1408 году монастырь был уже обустроен и имел настоятелем игумена. Иван Грозный, которому предания приписывают его основание, родился в 1530 году. Можно предположить, что основание обители относится к XIV-XV векам, когда в Нижнем уже действовали Печерский, Благовещенский и Зачатейский монастыри.

Архимандрит Макарий, составивший историю монастыря в прошлом веке, объясняет его название. Амвросиевым он назван по имени его основателя и первого строителя Амвросия, Николаевским — от явленной чудотворной иконы святого Николая Чудотворца, которая обретена была на берегу реки Оки, в том месте, где в честь этого события и возведен монастырь. Название же Дудин произошло от близлежащего села Дуденева, в котором ранее жили некие богачи Дуденевы, во многом содействовавшие строительству обители.

В XV — XVI веках монастырь владел обширными вотчинами по обоим берегам Оки. По левому земли его тянулись до Пырского озера и реки Ржавки (Нижний Новгород). По правому берегу — до реки Ворсмы и деревни Швариха (Богородский район). В монастыре до упразднения его в 1764 году хранились грамоты царя Ивана Васильевича Грозного на владение деревней Ченцово (1560), три грамоты царя Федора Иоанновича о деревне Польцо, рыбных ловлях на Оке с озерами и урочищами (1585), две грамоты о варницах в Балахне (1586), другие грамоты на владение Скоробогатовской пустынью, Гнилицкой мельницей, две грамоты Василия Шуйского на всю вотчину Нижегородскую, а также Владимирскую со всеми угодьями в 3685 сажен. По второй ревизии Дудину монастырю предоставлены во владение такие селения, как Подъяблонное, Тетерю-шево, Каликино, Ченцово, Швариха, Дубенки, Желнино с крестьянами, землей пахотной и лесами 1176 четвертей, сена 6331 копна и 775 сажен дровяного леса. Всех крестьян за монастырем числилось по первой ревизии 1201 душа, по второй — 1306 душ, 326 крестьян находились на пашне и монастырской работе, а остальные — на рублевом оброке.

Балыки, икра, мед, воск, пушнина и в те времена считались ценными товарами. Их в изобилии поставляли для торговли монахи Дудина монастыря. Землепашцы с монастырских земель изгонялись. До сих пор в бывших владениях, в окрестностях Желнина, Дубенах, Арапове сохранились высокоствольные сосны, могучие дубы — остатки бортных владений.

В 70-х годах XVI века во времена «черемисской войны» монастырь запустел. К концу столетия вновь оправился, окреп, обновился постройками. В XVIII веке за каменной монастырской оградой толщиной более метра и высотой почти в три возвышалось центральное сооружение — каменная соборная Успенская церковь с теплым приделом во имя Николая Чудотворца, построенная в 1677 году взамен деревянной. Остатки этого храма сохранились на месте бывшего монастыря. В XVIII веке была еще одна церковь над святыми воротами, холодная, построенная в честь Владимирской иконы Божьей Матери. К Успенской церкви примыкало самое древнее каменное строение — колокольня, устроенная в 1593 году при игумене Евфимии. Надворные постройки XVIII века состояли из каменных архимандричьих келий под одну крышу с кладовой, келарской, хлебопекарней, поварней; из трех каменных выходов с четырьмя кельями над ними, а также двух братских двойных пятиместных келий. Вне стен монастыря располагались разные службы.

Дудину монастырю принадлежали строения в Нижнем. По сотной грамоте, составленной при царе Михаиле Федоровиче в 1630 году, в Нижегородском кремле «стоял двор, а на дворе келья и городьба, строения того же монастыря». Неподалеку располагался еще один монастырский двор для приезда крестьян. Вне кремля возле городских стен раскинулся другой двор с торговыми лавками у Дмитровских ворот. Четвертый двор, с фруктовым садом, находился у Варварских ворот. В монастыре на Оке всей братии в разное время числилось от 15 до 30 человек. В монастырской слободке жили крестьяне, получавшие жалование: стряпчий, кузнец, мельник, плотник, каменщик, штукатур, рыбак, иконописец.
В 1761 году обитали в монастыре по именным указам один капитан и семь человек отставных солдат.
Пять веков простояла обитель над Окою, переживая вместе с Русью все ее радости и печали. Стала широко известна благодаря тому, что во время хождения в Нижний Новгород останавливался здесь Сергий Радонежский и в обители хранилось Евангелие, написанное по его распоряжению. С 1677 года по грамоте царя Федора Алексеевича монастырь был причислен к патриаршему дому, а при учреждении Святейшего Синода стал именоваться Синодальным домовым монастырем. В последние годы своего существования он подчинялся епархиальному начальству. В 1764 году во времена царствования Екатерины II монастырь упразднили «за неимением средств на содержание».

Часть имущества, построек переходят в распоряжение нижегородских монастырей и церквей. Теряет обитель ценные дары-вклады: старинные богато украшенные иконы, церковную утварь. В бывшей монастырской церкви остаются немногие из святынь, наиболее ценные реликвии, среди которых явленная икона святого Николая Чудотворца. Долгое время хранили прихожане рукописное свидетельство о чудесном исцелении этой иконой крестьянина Курмышского уезда Петра Алексеева и сына его Федора, которые в 1755 году при архимандрите Аароне приходили в обитель «для молебного благодарственного пения перед образом». Икона признавалась не только явленной, но и чудотворной, исцеляющей от болезней и предохраняющей от бед. На своем месте оставлена икона Успения Божьей Матери, вложенная патриархом Иоакимом в 1677 году, украшенная серебряной ризой, искусной позолотой чеканной работы; старинные евангелия, напрестольный крест с двадцатью тремя частями святых мощей, а также архимандричий посох и кресло деревянной работы, обтянутое кожей.

Первым настоятелем Дудина мужского монастыря значился Амвросий, за всю же историю обители известны имена более двадцати настоятелей. Интересна судьба одного из них — игумена Евфимия родом из Нижнего Новгорода, управлявшего обителью с 1593-го по 1596 год. Его имя становится известным с 1610 года. В этом году он, будучи архимандритом московского Новоспасского монастыря, сопутствовал Филарету (отцу будущего царя Михаила Федоровича) и Амвросию Палицыну в составе посольства от патриарха Гермогена и бояр к польскому королю Сигизмунду III с предложением об избрании Владислава на русский престол. Евфимий и Палицын по настоянию польского короля отправились в Москву, чтобы «привести московских людей к крестному целованию на королевское имя». По свидетельству, проникнув в коварные планы поляков, они не выполнили в Москве поручения короля. После этого Евфимий в 1612 году подписал под грамотой князя Дмитрия Пожарского: «Отстоять Москву или положить за нее живот». Но в 1613 году, вероятно за самовольное сношение с польским королем и разногласия с остальными послами, он переведен из Новоспасского монастыря настоятелем в прежний Дудин, где и умер в 1615 году.

В печальное время управления Нижегородской епархией епископом Исаею (1699 — 1708), сосланным позже в Кирило-Белозерский монастырь, цветущая Дудина обитель пришла в запустение и упадок. Братия в то время, по словам летописца, была «пьющая и часто переменная». Да и начальство в обители не отличалось добродетелями, так что в 1700 — 1713 годах переменилось пять настоятелей. Для исправления братии нижегородским преосвященным Селиверстом был послан иеромонах Печерского монастыря Иоасаф (Иосиф), произведенный 19 мая 1713 года в дудинские игумены. Ему удалось наладить порядок в обители и восстановить ее былую славу. Не уцелел Дудин монастырь и его соборный Успенский храм. Но даже камни способны пробудить человеческую память, оживить воображение и воскресить жизнь наших предков, напомнить о наших корнях.

И современные фото монастыря:

Вид с острова на Оке

Вид с Тетерюгинского залива

Слева-колокольня, белое здание — сам храм, на переднем плане — остатки дореволюционного монастыря

Амвросиев Николаевский Дудин монастырь

Страна Россия Район Богородский район Нижегородской области Конфессия Православие Епархия Нижегородская и Арзамасская Тип Мужской [1] Первое упоминание 1408 [2] Дата упразднения 1785 [1] Статус действует приход Успенской церкви; подворье Благовещенского монастыря [1] Состояние восстанавливается единственное сохранившееся здание Успенской церкви Амвросиев Николаевский Дудин монастырь на Викискладе

Ошибка скрипта

Амвросиев Николаевский Дудин монастырь — расположен на правом крутом берегу Оки. С деревней Подъяблонное монастырь связывает грунтовая дорога длиною 2 км, [1] а перед деревней Тетерюгино начинается лестница , ведущая к монастырю. Расстояние до Богородска — 11 км.

История Править

Первое упоминание о Дудине монастыре относится к 1408 году. [2] По некоторым сведениям, его посещал преподобный Сергий Радонежский по дороге из Нижнего Новгорода. В 1535 году заложена колокольня, ставшая первым каменным сооружением. [1] В 1620-х годах в монастыре кроме каменной каменной колокольни насчитывалось три деревянных храма: рубленный Успенский собор, Никольская церковь и на берегу Оки церковь Илии Пророка.

С 1676 года монастырь по грамоте царя Феодора Алексеевича передан в ведение Патриарха и стал именоваться Синодальным домовым монастырем. 2 февраля 1677 года по указу Патриарха Иоакима заложен Успенский храм — единственный частично сохранившийся [1] . В 1785 году при Екатерине II монастырь был упразднен и стал приходским храмом села Подъяблонного. [1]

В 1920-е годы была утрачена чтимая чудотворная икона Николая Чудотворца. [1]

Восстановление монастыря Править

Приходской совет Успенской церкви образован в октябре 2000 года. [1] [3] 2 августа 2001 года благочинный Богородского округа священник Святослав Кутковец отслужил молебен Илье-пророку, и до 2006 года молитва священника в этих древних стенах не звучала. [1]

В 2006 году через неделю [1] после первого посещения крестным ходом с Владимирской-Оранской иконой Божией Матери разрушенного монастыря в приход был назначен священник Василий Кривченков, возобновились молебны, службы, начались восстановительные работы. [3] [4] [5] В 2007 году монастырь вновь посетил крестный ход с Владимирской-Оранской иконой Божией Матери, а вскоре после этого с визитом приехал архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, который благословил восстанавливать здесь мужской монастырь со строгим уставом. [1]

В феврале 2007 года на первом заседании комиссии по вопросам передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения было принято решение рекомендовать Правительству Нижегородской области передать ансамбль Амвросиева Дудина монастыря в безвозмездное пользование. [6] 25 мая организован попечительский совет, главой которого назначен генеральный директор ЗАО «Пирс» Александр Иванович Шкилев. [7]

25 июня 2007 года около монастыря был установлен самый большой в Нижегородской области 9-метровый поклонный крест, весом 2 тонны, который был доставлен вертолётом. [1] [8] [9] После установки креста территорию монастыря площадью около 400 квадратных метров начали обносить деревянным забором по аналогии с бывшем здесь ранее трехметровым каменным. [1] В 2007—2008 годах на 150 метровом склоне обустроена лестница. [3] [10]

По данным озвученным старостой приходской общины Андреем Болдыревым к марту 2008 года была подведена автомобильная дорога, обитель обнесена 400-метровым [11] деревянным забором, подведено электричество, построен дом для насельников монастыря, в началось строительство фундамента колокольни, оформлены монастырские земли. [12] 9 марта владыкой Георгием была освящена молельная комната. [12]

7 мая 2008 года состоялась первая Божественная литургия, проведённая после многолетнего запустения. [13] После литургии архиепископ Георгий сказал:

Это место святое и намоленное. Наши предки освятили эту землю постом, бдением и молитвой, а сегодня в нашей жизни это оскудело. И нам надо не столько создавать новое, сколько вернуться к корням, к тем местам, где в веках совершалась молитва, потому что мы с вами совершенно немощны не столько телом, сколько духом.

В нашей жизни нам нужны подпорки и костыли, дабы нам не споткнуться. А здесь люди подвизались в молитве, как адаманты веры. И заботы о том, чтобы эти святыни возрождались, нужны именно нам. Когда мы очищаем их, мы ощущаем и видим, какая идет благодатная и живительная влага из этих источников. Мы к ним притекаем, чтобы пить воду живую, воду для жизни вечной — врачевать свои души и тела, трезвиться умом и возгораться сердцем ко Господу. [13]

23 мая 2008 года в монастыре появились первые насельники: отец Серафим (Сокольщик) и послушник Василий Стегура, а Владыка совершил молебен святителю Николаю. [14] 26 мая через монастырь прошёл крестный ход с чудотворной Оранской иконой Божией матери. [15]

30 декабря 2008 года освящены и установлены колокола и купол с крестом для колокольни [16] , а 23 февраля 2009 года — купол и крест восстанавливающегося Успенского храма. [2]

6 мая 2009 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий вместе с архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом и епископ Брянский и Севский Феофилактом совершил Божественную литургию в Успенском храме. [17] К этому времени к подсобным работам по восстановлению монастыря были привлечено 20 студентов Нижегородской духовной семинарии. [18]

23 августа 2009 года был освящён главный придел Успенского храма. [19] Перед совершением чина освящения архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий обратился к собравшимся в храме:

Во время службы состоялась хиротония — строитель монастыря иеродиакон Никон (Ивашков) был рукоположен в иеромонаха. [19]

После освящения главного придела усилия рабочих планируется направить на отделку придела в честь святителя Николая Чудотворца. [19]

Святые источники Править

Из-под горы бьют два святых источника — Николая Угодника и Сергия Радонежского. [1] Источник во имя Сергия Радонежского отмечен ещё на плане XVII века. [1]

Настоятели Править

Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
  • 10 июля2006 года[20] — 19 февраля 2008 года [21] — иерей Василий Алексеевич Кривченков до назначения был штатным клирикомКрестовоздвиженского женского монастыря[20] далее — назначен штатным клириком Николаевского Георгиевского женского монастыря. [21]
  • 19 февраля2008 года[22] — протоиерей Игорь Николаевич Покровский с 31 июля2007 года был настоятелем Спасо-Преображенской церкви. [23]
  • 26 мая2009 года строителем восстанавливаемого монастыря был назначен иеродиакон Никон (Ивашков). [24]

Примечания Править

30px Внешние изображения
16px Дудин монастырь
  1. ↑ 1,001,011,021,031,041,051,061,071,081,091,101,111,12Еще одна ожившая святыня, Нижегородские епархиальные ведомости, Номер 19 (112) за 2007 год
  2. ↑ Ошибка цитирования Неверный тег ; для сносок .D0.A3.D1.81.D1.82.D0.B0.D0.BD.D0.BE.D0.B2.D0.BA.D0.B0_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B0 не указан текст
  3. ↑ 3,03,13,2Дудин монастырь: второе рождение святыни, nne.ru, 10 мая 2007 года
  4. ↑Благочинный монастырей Нижегородской епархии посетил древний Николо-Амвросиев Дудин монастырь, pecherskiy.nne.ru, 23.10.06
  5. ↑Архимандрит Тихон (Затёкин) в Дудином монастыре, pecherskiy.nne.ru, 07.06.07
  6. ↑Современные подходы Правительства Нижегородской области к сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия религиозного значения, government.nnov.ru, 2007
  7. ↑Распоряжение № 56 от 25 мая 2007 года, Нижегородская епархия
  8. ↑В Дудином монастыре установлен поклонный крест, Нижегородские епархиальные ведомости, № 12 (105) за 2007 год
  9. ↑Молебен в Дудине и на острове в Ворсме, pechory.nne.ru, 28.06.07
  10. ↑Спуск к Дудину монастырю, фото Б. Поварова, nne.ru
  11. ↑В Дудином монастыре заканчивается строительство зимнего домика, Нижегородская епархия, 18 сентября 2007 года
  12. ↑ 12,012,1Владыка Георгий совершил освящение молельной комнаты в Дудином монастыре, Нижегородская епархия, 9 марта 2008 года
  13. ↑ 13,013,1Божественная литургия в Дудином монастыре в день тезоименитства владыки Георгия, фото Б. Поварова, 7 мая 2008 года ; Видео
  14. ↑В Амвросиевом Николаевском Дудином монастыре появились первые насельники (фото, видео), Нижегородская епархия, 23 мая 2008 года
  15. ↑Начался крестный ход с чудотворной Владимирской Оранской иконой Божией матери, Нижегородская епархия, 12 мая 2008 года
  16. ↑Архиепископ Георгий освятил колокола в Николаевском Амвросиевом Дудином монастыре, nne.ru, 30 декабря 2008 года
  17. ↑В день своего тезоименитства архиепископ Георгий совершил Божественную литургию в Дудином монастыре, 6 мая 2009 года
  18. ↑Дудин монастырь. Нижегородская духовная семинария (5 мая 2009). Проверено 14 января 2010.
  19. ↑ 19,019,119,219,3Состоялось освящение главного придела Успенского храма Дудина монастыря, Нижегородская епархия, 23 августа 2009 года
  20. ↑ 20,020,1Указ № 157 от 10 июля 2006 года, nne.ru
  21. ↑ 21,021,1Указ № 57 от 19 февраля 2008 года, nne.ru
  22. ↑Указ № 58 от 19 февраля 2008 года, nne.ru
  23. ↑Указ № 301 от 31 июля 2007 года, nne.ru
  24. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский ГеоргийУказ № 126 от 26 мая 2009 года. Нижегородская епархия. Проверено 28 января 2010.

Литература Править

О. В. Дёгтева (директор церковно-археологического музея Нижегородской епархии) Амвросиев Николаевский Дудин монастырь. Серия «Святыни Нижегородской епархии». — Издательский отдел Нижегородской Епархии. — 2008. — 112 с. — 2000 экз . В декабре 2009 года переиздана в дополненном варианте с современными материалами о восстановлении монастыря.

Дудин монастырь

Дудин Николо-Амвросиев монастырь на Оке в Богородском районе

У пологого склона реки Оки расположилась самая древняя святая обитель в Нижегородской области — Дудин монастырь.

Путь к старому монастырю известен — проезжаем Богородск — это небольшой городок к юго-западу от Нижнего Новгорода, и едем в сторону д. Швариха и далее, мимо д. Трестьяны доезжаем до д. Подъяблонное, перед д. Тетерюгино наша дорога прерывается.

До места стоянки добраться нетрудно по асфальтированной дороге, стоят указатели. Оставляем машину и по деревянной лестнице спускаемся к нашему монастырю. Лестница имеет удобные ступени, даже, для пожилых людей спуск будет легким. На пути есть участки для отдыха, можно присесть и полюбоваться красивым пейзажем. На середине спуска откроется вид на реку Оку, зеленые луга, поодаль видны очертания Дзержинска и Желнино, а промеж тенистых ветвей показывается купол монастыря.

История Дудина монастыря

Дата основания храма не уточняется, а первое упоминание в летописи о Дудинском монастыре относится к 1408 году. Он назван Амвросиевым по имени его основателя или строителя Амвросия; Николаевским – по упоминанию первого деревянного храма Николая Чудотворца, который построил монах Амвросий; Дудин — по названию ближайшей деревни Дудино (сегодня с. Дуденево). По преданиям останавливался здесь святой преподобный Сергий Радонежский, заезжал великий князь московский Василий Васильевич (Василий Темный). К cожалению обитель долго находилась в запустении, подвергалась разрушениям, но сейчас здесь в полном объеме идут ремонтные и реставрационные работы, проводятся службы. Возле монастырской ограды установлен большой девятиметровый православный крест.

Из недр горы бьют ключевые источники. Первый родник освящен в честь Николая Угодника, второй несет имя святого Сергия Радонежского. Все желающие могут утолить жажду и прихватить с собой освященной воды.

Как доехать до Дудина монастыря?

Как ехать: Со стороны Нижнего Новгорода в Богородске ехать по Нижегородскому шоссе не сворачивая через переезд и свернуть на Швариху-Подъяблонное и далее ехать по главной дороге до монастыря. Машину можно оставить на площадке и далее спуститься по лестнице к монастырю.

Где находится и как доехать

Адрес: Нижегородская область, Богородский район, вблизи деревни Тетерюгино, правый берег Оки.

Как доехать: Нижний Новгород — Богородск — Швариха — Дудин Монастырь.

Дудин монастырь на карте

GPS координаты: 56.182349, 43.384548

Ссылка на основную публикацию