Алексеевский монастырь Москва на красносельской

Алексеевский женский монастырь

Официальный приходской сайт

Алексеевский женский монастырь

Контактная информация

  • Ставропигия: да
  • Тип монастыря: женский
  • Статус: действующий
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Настоятельница: Настоятельница: игумения Ксения (Чернега)
  • Престольные праздники:
    • Алексия, человека Божия — Март 30 [по н.с.] (день преставления)
  • Краткая историческая справка: Дата создания: 1358 г.

    Свое начало Алексеевский монастырь ведет с середины XIV в., когда был основан по благословению святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Монастырь был посвящен святому Алексию, человеку Божию. За свою многовековую историю обитель не раз переносилась с места на место. В Красном селе она обосновалась по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, в 1837 году. С приходом к власти большевиков обитель была разорена и упразднена. В 1937-1938 гг. насельницы были арестованы и сосланы, некоторые приговорены к расстрелу. Послушницы Анна и Матрона (Макандины) и Евфросиния (Тимофеева) ныне причислены к лику новомучеников и исповедников Российских.

    Возрождение обители началось в 1991 г., когда при храме Всех святых в Красном селе г. Москвы был учрежден приход. В 2010 г. при нем было создано сестричество во имя святого Алексия, человека Божия. В 2012 г. оно было преобразовано в монашескую общину.

    Священный Синод на заседании 16 июля 2013 г. принял решение (журнал № 91) об открытии Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы.

    Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 21 ноября 2013 г. в целях духовного окормления насельниц Алексеевского ставропигиального монастыря и прихожан при храме свт. Тихона Задонского, расположенного по адресу: г. Москва, Майский просек, д. 5, ПКО «Сокольники», был учрежден Скит Алексеевского монастыря.

Алексеевский ставропигиальный

Московский Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

Адрес Алексеевского ставропигиального женского монастыря: 107140, г.Москва, 2-й Красносельский пер., д.7 (cт. м. «Красносельская», из метро налево до эстакады (идти по Краснопрудной ул. до Русаковской эстакады), перейти дорогу под эстакадой, повернуть налево и пройти до ограды из красного кирпича. По правую руку Вы увидите вход на территорию храма).
Телефон Алексеевского ставропигиального женского монастыря: (499) 264-11-70.
Сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря: http://www.hram-ks.ru

Алексеевский женский монастырь в Москве появился в 1358 году. История рассказывает о том, что Алексий, во имя которого был освящен монастырь, появился на свет во второй половине IV века в Риме в уважаемой христианской семье. Достигнув совершеннолетия, Алексий женился (будто бы для того, чтобы обеспечить материально свою невесту), после чего покинул родительский дом и отправился странствовать по свету. Все, что у него имелось, он роздал беднякам, и подобно им стал жить на паперти храма в городе Эдессе, питаясь благодаря подаяниям. Так Алексий прожил 17 лет. Молва о нем разошлась далеко за пределы Эдессы, и местному священнику дважды приснился сон, в котором Пресвятая Богородица указывала на нищего Алексия, как на Божьего человека – носителя Святого Духа. Последующие 17 лет своей жизни Алексий провел в своей семье, никем не узнанный, и скрывающий свое истинное имя. Лишь после его смерти чудесным образом открылась его семье правда, когда во время торжественной Литургии в храме Рима раздался голос: «Ищите человека Божия в доме Евфимиана, отходящего в Вечную жизнь». Вернувшиеся домой родные обнаружили усопшего. Лицо Алексия сияло, тело благоухало, а в руке он держал листок, на котором были изложены подробности о его жизни, подтверждающие сказанное в храме.

До возникновения монастыря в Москве существовали отдельные церкви и приделы во имя преподобного Алексия, человека Божия. Оны были построены большей частью в 14 веке в честь тезоименитства митрополита Алексия. Основан монастырь был по инициативе митрополита Алексеея, который являлся главным вдохновителем строительства стен Белого города. Вначале Алексеевский монастырь располагался между реками Остоженкой и Москвой, приблизительно там. Где сейчас находится Зачатьевский монастырь, также основанный митрополитом Алексием (по просьбе его сестер Евпраксии и Иулиании). Остоженская обитель с самого начала стала несчастливой – на нее обрушивались всевозможные беды. Монастырь пострадал и от нашествия Тохтамыша, не один раз горел при пожарах. И даже пережил землетрясение 1445 года. В 1472 году монастырь впервые упомянут в летописи как Алексеевский, с тех пор можно отсчитывать его историю, собственно, как Алексеевского.

В 1514 году деревянный монастырь сгорел, и великий князь Василий III приказал зодчему Алевизу Фрязину на этом месте выстроить каменную церковь с престолами во имя Алексия, человека Божия в честь святителя – митрополита Алексия. Очередной опустошительный пожар, разгоревшийся в 1547 году, стал причиной того, что по велению царя Ивана Грозного монастырь перенесли ближе к стенам Московского Кремля, приблизительно в район нынешнего месторасположения храма Христа Спасителя.

На новом места Алексеевский монастырь также не раз подвергался опасности. В период Великой Смуты в 1612 году его разорили поляки. К 1625 году Соборный храм монастыря восстановили, но он вновь сгорел при пожаре и заново его отстроили уже в 1634 году. Именно тогда был сооружен двухшатровый храм Алексеевского монастыря. Храм был построен по типу церкви Рождества Богородицы, расположенной в Путниках – она сохранилась до наших дней. Это была последняя церковь (1648 год), построенная с такими куполами. В последующем вышел указ патриарха Никона о запрете строить на Руси шатровые храмы, и о возвращении к старинному крестово-купольному строительству. Указ этот отменили лишь после смерти Никона.

В Алексеевском монастыре приняла под именем Таисии постриг жена будущего патриарха Никона, после чего он и сам принял пострижение. На монастырском кладбище покоятся многие знатные и известные жители Москвы того времени: князь А.Шаховской, князь Щербатов, братья Панины, сестра боярыни Морозовой Евдокия Урусова.

Алексеевскому монастырю преподносили дары самые высокопоставленные государственные особы. Перед образом святого Алексия висела лампадка, которую подарил храму первый царь династии Романовых – Михаил Федорович.

Здесь находились и дары, принесенные патриархом Филаретом, матерью Петра I, царицей Натальей Кирилловной, князем Ромодановским, а также многими неизвестными мирянами. К большим христианским праздниками и к именинам царей Алексея Михайловича, а затем Алексея Петровича для праздничной трапезы монахиням присылали провизию из Кремля. В его стенах хранилась икона Грузинской Божией Матери – ее день ежегодно отмечали 15 октября, в честь избавления Москвы от моровой язвы, которая случилась в 1655 году.

Война 1812 года причинила Алексеевскому монастырю значительный ущерб. Монахини самоотверженно спасали от врага ценное монастырское имущество. Они закопали драгоценности в землю, сверху поставили свои кровати, и лежали, изображая смертельно больных, покрытых ужасными язвами. Французские солдаты не осмелились даже приблизиться к монахиням, опасаясь заразиться.

Несмотря на отважное поведение монахинь, дальнейшая судьба Алексеевского монастыря почти трагична. В связи с тем, что на месте монастыря запланировали строить храм Христа Спасителя в память о подвиге русского народа в войне 1812 года и в честь Христа, император Николай I повелел переселить Алексеевский монастырь в Красное Село к Воздвиженской церкви (сейчас Верхняя Красносельская улица). Были снесены все монастырские постройки, включая и уникальный храм, который сохранился при пожаре 1812 года. В это время разобрали и Всехсвятскую церковь, высившуюся на Алексеевском холме. Восстановили эту церковь на новом месте только в конце XIX века.

С событиями этого периода связана история о проклятии игуменьи Алексеевского монастыря. После того, как 17 октября 1837 года в Алексеевском монастыре закончилось последнее богослужение и монахини были готовы к отъезду, настоятельница приказала приковать ее цепями к дубу, который рос во дворе, и отказалась покинуть обитель. Этот поступок был воспринят как бунт и настоятельницу насильно заставили покинуть монастырь, после чего она будто бы прокляла это место, сказав, что никакой храм здесь долго не простоит. Во время переезда Алексеевского монастыря в Красное Село оно уже находилось в городской черте. В 1692 году в этой местности была построена Крестовоздвиженская церковь, в которой первоначально был обустроен Алексеевский монастырь.

Архитектурный ансамбль нового Алексеевского монастыря формировался в течение XIX века. В 1853 году при монастыре по проекту архитектора М.Д. Быковского построили церковь Алексия-Божьего человека, а в 1879 году церковь Архангела Михаила. По чертежам Быковского была построена и стена с башнями, ограждавшая монастырь. При новом монастыре появился и новый погост. В начале 20 века при монастыре существовало 4 храма, больница и женское училище.

После Октябрьской революции Алексеевский монастырь упразднили, окружающие его стены с башнями снесли, а из монастырских храмов выстояли Всехсвятский и Алексеевский. Крестовоздвиженская церковь была превращена в гражданское сооружение, в котором разместилось научное учреждение. В канун своего столетия, в 1979 году была снесена больничная церковь Архангела Михаила, а на ее месте возвели жилой дом. Оставшиеся монастырские здания в советские годы использовались не по назначении. В Алексеевской церкви работал Дом пионеров, а кладбище превратили в пионерский парк. В разные годы в церкви «Всех святых» размещался архив бывшей земской управы, завод по производству зонтиков, и даже планировалось открытие казино. Территорию бывшего монастыря разделили надвое автомобильным шоссе, которое идет в Рижской заставе.

Возрождение обители началось в 1991 г., когда церковь Всех святых, что в Красном Селе возвратили верующим.

В 2010 г. при храме было создано сестричество во имя святого Алексия, человека Божия. В 2012 г. сестричество было преобразовано в монашескую общину.

Священный Синод на заседании 16 июля 2013 г. принял решение об открытии Алексеевского ставропигиального женского монастыря города Москвы (журнал № 91).

В храме пребывает чудотворная Ватопедская икона Богоматери с Афона (икона Всецарица).

Ново-Алексеевский монастырь — женская обитель в Красном Селе

Адрес: Россия, Москва, 2-й Красносельский переулок
Дата основания: 1837 год
Основные достопримечательности: церковь Всех Святых, церковь Алексия, человека Божия
Святыни (не полный список): чудотворный образ Пресвятой Богородицы, икона святого апостола Павла, образ святого Алексия, человека Божия
Координаты: 55°47’03.0″N 37°40’02.3″E

Хотя одна из женских обителей Москвы начала возрождаться всего несколько лет назад, ее история начинается в середине XIV века. Более 180 лет старинный монастырь существует в Красном Селе. Реставрационные работы здесь до конца не закончены, однако монастырские храмы каждый день открыты для паломников и туристов.

Входные ворота Ново-Алексеевского монастыря

История обители с момента основания до XIX века

Первый женский монастырь, посвященный Алексию, человеку Божьему, появился на месте, где теперь возвышается знаменитый Храм Христа Спасителя. В Средние века этот уголок города именовали Остожьем, потому что в пойме р. Москвы было много покосов, а вдоль речного берега ставили стога сена. Новую обитель основали в 1358 году при митрополите Киевском и Всея Руси Алексии, и первыми инокинями в ней стали его родные сестры.

Вначале в монастыре построили деревянную Алексеевскую церковь, а потом рядом с ней вырос деревянный собор, освященный в честь Зачатия праведной Анны. После этого монастырь называли Алексеевским или Зачатьевским. Когда стали возникать другие монастыри Москвы, к имени старинной обители начали добавлять «стародевичья».

После изгнания войск Наполеона российский император Александр I дал обет возвести большой православный храм, который бы ознаменовал победу русского оружия. В 30-е годы XIX века в Москве приступили к строительству грандиозного Храма Христа Спасителя. Чтобы освободить место, Алексеевский монастырь перенесли в Красное Село.

Территория монастыря от ворот

Сохранились сведения, что поселение на северо-восточной окраине города существовало еще в XII веке. Оно стояло на берегу большого пруда, который по площади равнялся Московскому Кремлю. За живописной местностью издавна закрепилось название «Красное Село». В XVI-XVII веках здесь простиралась территория Красносельской дворцовой слободы, где жили ремесленники и купцы.

В 1837 году, получив благословение митрополита Филарета, в Новоалексеевкую обитель перебрались инокини Старо-Алексеевского монастыря. Переезд проходил очень торжественно, и его сопровождали толпы народа. Монастырские святыни пронесли через весь город крестным ходом и поместили в Крестовоздвиженский храм.

Красивая церковь, украшавшая Красное Село еще с начала XVII века, стала первым храмом нового монастыря. После переезда всего за полгода в обители построили восемь двухэтажных корпусов, две башни, каменную ограду и Святые врата.

Церковь Всех Святых

Красное Село сильно отличалось от многолюдной Москвы. Вдалеке от шумного центра было тихо, и сестры не сразу привыкли к новому месту. В 1840 году возле монастыря появилось кладбище, где стали хоронить не только умерших насельниц, но и жителей окрестных сел. Со временем большое благоустроенное кладбище стало одним из лучших некрополей города.

Архитектурный ансамбль монастыря формировался на протяжении всего XIX столетия. В 1850-е годы в обители построили Алексеевскую церковь, проект для которой подготовил талантливый российский архитектор Михаил Доримедонтович Быковский. Потом дошла очередь до Крестовоздвиженского храма. В 1857 году старинную церковь полностью реконструировали и существенно расширили. В 1860-1870-е годы в обители появились богадельня, трапезный корпус, келейные корпуса и больничный храм Архангела Михаила.

Часовня иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»

Помимо чтения молитв и церковных служб, сестры работали на огородах, в золотошвейной, переплетной, живописной и чеканной мастерской. Кроме того, при монастыре существовало училище, где занимались девочки, приехавшие из южнославянских стран — Болгарии и Сербии. Они получали приют и образование, а потом уезжали учительствовать на родину.

Судьба Ново-Алексеевской обители в XX веке

К началу прошлого века в монастыре существовало 4 храма, 42 постройки, женское училище, богадельня и больница. Алексеевскую обитель населяло более 70 женщин разных возрастов.

Революция 1917 года кардинально изменила судьбу монастыря. В 1922 году из монастырских храмов изъяли церковные ценности, а через два года большинство насельниц выселили. Часть из них остались жить в московских квартирах, а другие перебрались в загород.

Потом городские власти закрыли все монастырские храмы и приступили к ликвидации старинного кладбища, территорию которого планировалась переделать под парк. Местные жители с горечью вспоминали, что родственникам запретили переносить прах умерших, а мраморные памятники и надгробные плиты распродали, как строительный материал.

В начале 1930-х годов в стране развернулась активная антирелигиозная кампания. Оставшихся монахинь арестовали, осудили и выслали в ссылку на территорию Казахстана и в северные области России. Потом репрессировали и тех сестер, которые проживали вне стен монастыря. Часть из них тоже отправили подальше от Москвы, а других расстреляли.

В годы советской власти внутри монастырских построек размещались Институт рыбного хозяйства, дом пионеров, архив и даже предприятие, на котором делали зонтики. В 1979 году был снесен больничный храм Архангела Михаила и вместо него вырос жилой многоквартирный дом. Потом по бывшему некрополю проложили автомобильную эстакаду Третьего транспортного кольца, которая разделила монастырские земли надвое.

Бывший Келейный корпус, ныне интернат для престарелых и церковь Цесаревича Алексея

Обитель в бывшем Красном Селе начала возрождаться в начале 1990-х годов. Потребовалось много времени и средств, чтобы привести в порядок здания и территорию, возобновить церковные службы и наладить жизнь монашеской общины.

Архитектурные памятники и святыни

В той части монастыря, которая расположена к северо-западу от Третьего транспортного кольца, стоит старинная церковь Всех Святых, возведенная в 1887 году, благодаря архитектору Александру Алексеевичу Никифорову. Живописный храм построен в стиле ретроспективизма и вобрал лучшие традиции русского зодчества XVI-XVII веков. Однокупольная церковь соединена с оригинальной трехкупольной колокольней. Краснокирпичные стены украшены небольшими вставками из белого камня и многоцветными мозаичными иконами.

Рядом возвышается прямоугольное здание, перестроенное из бывшего келейного корпуса. С 1994 года внутри пятиэтажной постройки находится интернат для престарелых и церковь Цесаревича Алексея. Здесь живут пожилые инокини и старые одинокие мирянки.

Церковь Алексия, человека Божия

С юга от краснокирпичной богадельни можно увидеть небольшую изящную часовню, построенную в 1995-2000-х годах. Она посвящена почитаемой иконе Божией Матери «Неувядаемый Цвет» и со всех сторон украшена мозаиками.

С другой стороны Третьего транспортного кольца, возле 2-го Красносельского переулка, находится главный Алексеевский храм. Это самая старая церковь монастыря, сохранившаяся до наших дней. Ее построили в 1853-1858 годах по проекту, подготовленному М. Д. Быковским. С восточной стороны прямоугольный храм завершается тремя полукруглыми абсидами, а широкий световой барабан венчает большой богато декорированный купол.

Монастырь сегодня

С 2013 года Алексеевская обитель — действующий женский монастырь. Кроме того, главный монастырский храм выполняет роль Патриаршего подворья. Богослужения проходят в церкви Всех Святых. Службы начинаются в 7.00 и 18.00 по будним дням, и в 9.00 и 17.00 по воскресеньям.

При монастыре существует частная школа. Здесь дети изучают обычные общеобразовательные предметы, посещают уроки церковнославянского языка, основ православной веры и церковного пения, а также ездят в паломнические поездки.

Ворота Мемориального комплекса «Аллея славы»

С 2012 года открыт музей монастыря. В нем выставлены материалы, рассказывающие об истории обители, старые книги, документы и личные вещи бывших насельниц. Отдельный раздел посвящен жизни игуменьи Антонии (Троилиной), благодаря которой монастырь процветал и расстраивался в XIX веке.

Как добраться

Территория монастыря находится во 2-м Красносельском переулке, 7. До обители нетрудно дойти пешком от станции метро «Красносельская». Вход в монастырь расположен от улицы Гаврикова — со стороны Третьего транспортного кольца.

Храм всех святых бывшего новоалексеевского монастыря cхема проезда на карте

Пешком от станции московского метрополитена «Красносельская» Сокольнической линии посетители доберутся до Храма Всех святых в Красном селе бывшего Ново-Алексеевского монастыря примерно за 9 минут: выйдя из метро, повернуть налево и идти вдоль Краснопрудной улицы, затем, перейдя дорогу под эстакадой, снова повернуть налево и немного пройти вдоль ТТК. Посетители на личном автотранспорте найдут церковь в районе пересечения Третьего транспортного кольца, внешняя сторона, с Русаковской улицей, на перекрестке улицы Гаврикова (ТТК) со 2-м Красносельским переулком.

Комсомольская (Сокольническая линия)

Комсомольская (Кольцевая линия)

Курская (Арбатско-Покровская линия)

Проспект Мира (Калужско-Рижская линия)

Проспект Мира (Кольцевая линия)

Похожие организации рядом с метро Бауманская

Православные храмы, церкви и организации рядом

Богоявленский кафедральный собор в Елохове

Москва, Басманный, Спартаковская улица, 15

Храм Ирины мученицы в покровском

Москва, Басманный, Фридриха Энгельса улица, 38

Со-действие

Москва, Басманный, Ирининский 2-й переулок, 2/1, стр. 2

Храм Покрова пресвятой богородицы в Красном Селе

Москва, Красносельский, Нижняя Красносельская улица, 12

Храм вознесения господня на гороховом Поле

Москва, Басманный, Радио улица, 2, стр. 1

Храм Архангела Рафаила

Москва, Басманный, Радио улица, 12, стр. 1

Воскресная школа

Москва, Басманный, Старая Басманная улица, 16

Храм великомученика Никиты

Москва, Басманный, Старая Басманная улица, 16

Храм святителя Николая мирликийского в Покровском

Москва, Басманный, Бакунинская улица, 100

Храм святых первоверховных Апостолов Петра и Павла на Новой басманной

Москва, Красносельский, Новая Басманная улица, 11

Православное братство святителя Филарета Московского

Москва, Красносельский, Красносельский 2-й переулок, 5, стр. 1

Храм Покрова пресвятой богородицы в рубцове

Москва, Басманный, Бакунинская улица, 83

Храм Преподобного Алексия человека Божия

Москва, Красносельский, Красносельский 2-й переулок, 3, стр. 1

Храм всех святых бывшего новоалексеевского монастыря

Москва, Красносельский, Красносельский 2-й переулок, 7

Колокольня бывшего храма усекновения главы Иоанна предтечи в казённой слободе

Москва, Басманный, Покровка улица, 50/2, стр. 8

Храм Святой Троицы

Москва, Сокольники, Рубцовско-Дворцовая улица, 1/3, стр. 21

Храм воскресения Христова в сокольниках

Москва, Сокольники, Сокольническая площадь, 6

Храм Святого апостола Иакова Заведеева в казённой слободе

Москва, Басманный, Яковоапостольский переулок, 6, стр. 1

Фонд святителя Иоанна Шанхайского и Сан-францисского чудотворца

Москва, Красносельский, Большой Балканский переулок, 13, к. 3

Храм введения во храм пресвятой богородицы в барашах

Москва, Басманный, Барашёвский переулок, 8/2, стр. 4

Храм Тихона Задонского

Москва, Сокольники, Майский просек, вл. 5

Храм Святого Илии пророка

Москва, Таганский, Воронцово Поле улица, 16, стр. 7

Храм живоначальной троицы в грязех

Москва, Басманный, Покровка улица, 13, стр. 1

Храм Спаса нерукотворного образа в андрониковом монастыре

Москва, Таганский, Андроньевская площадь, 10, к. 5

Храм Гавриила Архангела и Феодора Стратилата в антиохийском подворье

Москва, Басманный, Архангельский переулок, 15-А

Храм Святой живоначальной троицы в хохлах

Москва, Басманный, Хохловский переулок, 12

Москва, Таганский, Сергия Радонежского улица, 25

Во имя Всех святых

Москва, Басманный, Покровка улица, 3/7

Отдел по Церковной благотворительности и социальному служению

Москва, Таганский, Николоямская улица, 57, стр. 7

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе

Москва, Таганский, Николоямская улица, 59

Храм трёх святителей на кулишках

Москва, Басманный, Малый Трёхсвятительский переулок, 4/6

Православный приход храма Святой Троицы в листах

Москва, Мещанский, Сретенка улица, 27/29, стр. 8

Храм святых бессеребреников Космы и Дамиана

Москва, Басманный, Маросейка улица, 14/2, стр. 3

Ново-Алексеевский монастырь в Красном селе

Красное село – одно из старинных подмосковных поселений, существовавших уже с XII – XIII веков, размещавшихся у древней дороги на Суздаль, возле, возможно, самого большого в Москве пруда, размеры которого равнялись площади Кремля. За дивную красоту местной природы село было названо Красным, а пруд – Великим, но потом тоже был переименован в Красный – по селу.

Этот пруд располагался в месте между современными Ярославским вокзалом и Верхней Красносельской улицей. Он был засыпан в начале XX века, но оставил имя Краснопрудной улице. Пруд этот снискал недобрую славу. Возле него проходили «русальные гулянья», оставшиеся с языческих времен. И само Красное Село было каким-то тревожным местом, где периодически происходили разные непонятные события.

Красное Село стало великокняжеским владением не позднее первой четверти XV века. Впервые оно упоминается в духовной грамоте Василия I 1423 года, где он завещает «селце у города у Москвы над Великим прудом» своему сыну Василию, будущему великому князю Василию Темному, а тот, в свою очередь, оставил село во владение сыну Ивану – великому государю Иоанну III.

Здесь в грозном августе 1480 года ему довелось пережить страшные дни. Хан Ахмет двинулся на Москву, Иоанн опасался принять битву, желая отступить на север. Он оставил войско и в раздумьях укрылся в далеком Красном Селе от разгневанных москвичей.

Две недели архиепископ Ростовский Вассиан увещевал Иоанна III не бояться вступить в бой. Иоанн Васильевич отправился на Угру, где было суждено кончиться монгольскому игу на Руси. Сражения так и не было – татарское войско ушло без боя.

Во времена Бориса Годунова через Красное Село пролегла дорога в первую Немецкую слободу на Кукуе, уничтоженную в Смутное время. Жители Красного Села тогда покрыли себя бесславием, первыми в Москве перейдя на сторону Лжедмитрия I. Посланников самозванца они встретили хлебом-солью и сами повели их в город, уговаривая москвичей присоединиться к ним.

Федор Годунов выслал против них стрельцов, но те не захотели действовать против безоружного народа. Так гонцы самозванца с помощью красносельцев добрались до Красной площади и на Лобном месте зачитали народу грамоту Лжедмитрия, а через несколько дней в Москву пожаловал и самозванец.

Один старинный историк вопрошал: а как сложилась бы русская история, если бы красносельцы не приняли бы тогда сторону Лжедмитрия? Впрочем, кара обрушилась на изменников: в 1609 году Красное Село было сожжено тушинцами – приверженцами второго самозванца.

Алексеевский монастырь в Москве был заложен еще в 1360 году. По праву он считается старейшей женской обителью Первопрестольной. Основан монастырь был по инициативе митрополита Алексия, который являлся главным вдохновителем строительства стен Белого города. Вначале Алексеевский монастырь располагался между реками Остоженкой и Москвой, на том месте, где сейчас находится Зачатьевский монастырь, также основанный митрополитом Алексием.

Остоженская обитель с самого начала стала несчастливой – на нее обрушивались всевозможные беды. Монастырь пострадал и от нашествия Тохтамыша, не один раз горел при пожарах, и даже пережил землетрясение 1445 года. В 1472 году монастырь впервые упомянут в летописи как Алексеевский, с тех пор можно отсчитывать его историю, собственно, как Алексеевского.

В 1514 году деревянный монастырь сгорел, и великий князь Василий III приказывает зодчему Алевизу Фрязину на этом месте выстроить каменную церковь с престолами во имя Алексия, человека Божия в честь святителя – митрополита Алексия. Очередной опустошительный пожар, разгоревшийся в 1547 году, стал причиной того, что по велению царя Ивана Грозного монастырь перенесли ближе к стенам Кремля, приблизительно в район нынешнего месторасположения храма Христа Спасителя.

На новом места Алексеевский монастырь также не раз подвергался опасности. В период Великой Смуты в 1612 году его разорили поляки. К 1625 году Соборный храм монастыря восстановили, но он вновь сгорел при пожаре, и заново его отстроили уже в 1634 году. Именно тогда был сооружен двухшатровый храм Алексеевского монастыря.

В Алексеевском монастыре приняла под именем Таисии постриг жена будущего патриарха Никона, после чего он и сам принял пострижение. На монастырском кладбище покоятся многие знатные и известные жители Москвы того времени: князь А. Шаховской, князь Щербатов, братья Панины, сестра боярыни Морозовой Евдокия Урусова.

Алексеевскому монастырю преподносили дары самые высокопоставленные государственные особы. Перед образом святого Алексия висела лампадка, которую подарил храму первый царь династии Романовых – Михаил Федорович. Здесь находились и дары, принесенные патриархом Филаретом, матерью Петра I, царицей Натальей Кирилловной, князем Ромодановским, а также многими неизвестными мирянами.

Война 1812 года причинила Алексеевскому монастырю значительный ущерб. Монахини самоотверженно спасали от врага ценное монастырское имущество. Они закопали драгоценности в землю, сверху поставили свои кровати, и лежали, изображая смертельно больных, покрытых ужасными язвами. Французские солдаты не осмелились даже приблизиться к монахиням, опасаясь заразиться.

Несмотря на отважное поведение монахинь, дальнейшая судьба Алексеевского монастыря почти трагична. В связи с тем, что на месте монастыря запланировали строить храм Христа Спасителя в память о подвиге русского народа в войне 1812 года и в честь Христа, император Николай I повелел переселить Алексеевский монастырь в Красное Село к Воздвиженской церкви (сейчас Верхняя Красносельская улица). Были снесены все монастырские постройки, включая и уникальный храм, который сохранился при пожаре 1812 года.

С событиями этого периода связана история о проклятии игуменьи Алексеевского монастыря. После того, как 17 октября 1837 года в Алексеевском монастыре закончилось последнее богослужение и монахини были готовы к отъезду, настоятельница приказала приковать ее цепями к дубу, который рос во дворе, и отказалась покинуть обитель. Этот поступок был воспринят как бунт и настоятельницу насильно заставили покинуть монастырь, после чего она прокляла это место, сказав, что никакой храм здесь долго не простоит. Что потом случилось с Храмом Христа Спасителя, мы знаем.

Архитектурный ансамбль нового Алексеевского монастыря формировался в течение 19 века. В 1853 году при монастыре по проекту архитектора М.Д. Быковского построили церковь Алексия-Божьего человека, а в 1879 году церковь Архангела Михаила. По чертежам Быковского была построена и стена с башнями, ограждавшая монастырь. В начале 20 века при монастыре существовало 4 храма, больница и женское училище.

После Октябрьской революции судьбу Алексеевского монастыря решил Генеральный план социалистической реконструкции Москвы 1935 года. Согласно плану, через эту местность прокладывался парадный проспект Ильича, тянувшийся от Измайлова до Ленинских гор. Но вместо проспекта Ильича получилась автомагистраль, разрезавшая пополам территорию бывшей обители. Тем не менее, Алексеевский монастырь упразднили, окружающие его стены с башнями снесли, а из монастырских храмов выстояли только два — Всехсвятский и Алексеевский. Теперь они стоят друг против друга, рассеченные 3-им транспортным кольцом.

Более неудачное для монастыря место трудно себе представить. Он буквально зажат с трех сторон Третьим транспортным кольцом, железной дорогой и огромным магазином «Ашан». Грохот, пыль и грязь не прекращаются здесь ни днем, ни ночью.

Я недавно писал о трёх моих самых любимых монастырях Москвы и Подмосковья. Но у меня есть и тройка самых нелюбимых. В этой тройке Новоалексеевский монастырь, пожалуй, занимает самое первое место.

Монастырь находится по адресу: Красносельский 2-й пер. 5-7 (м. «Красносельская»)

Fais se que dois adviegne que peut.

Алексеевский монастырь Москва на красносельской

Постр. в 1887—91 (арх. А.А.Никифоров) вместе с колокольней (в восточной части кладбища Ново-Алексеевского женского монастыря), с главным престолом Всех Святых и правым приделом Казанской иконы Божией Матери. Иконостас из белого резного мрамора по рис. Н.И.Чичагова. Живописные работы иконописцев Свято-Троице-Сергиевой Лавры. В подклете — усыпальница. Храм вмещал до 1 тыс. прихожан.

Алексеевский женский монастырь первоначально был основан в 1358 году святителем Алексием, митрополитом Московским на Остоженке (ныне территория Московского Зачатьевского монастыря). Монастырь был сожжен и разграблен татарами в 1451 году. Большой пожар в 1547 году. В 1571 году перенесен в урочище Чертолье (Белый город), около Кремля. После пожара 1626 года восстановлен в 1634 году. В 1812 году монастырь терпит общую участь с Москвой. В 1837, по решению императора Николая I, в связи со строительством на его месте Храма Христа Спасителя монастырь был разобран и переведен в Красное село, около Красного пруда, к храму Воздвижения Креста Господня (1692, перестр. в 1841 и 1857). В монастырь перенесли местночтимые иконы Божией Матери Грузинскую и «Целительницу».

Обитель славилась благочестием и высокими монашескими добродетелями насельниц. Алексеевский монастырь был любим богомольцами всех званий и сословий.

В 1841 году с разрешения святителя Филарета (Дроздова) на территории монастыря было открыто кладбище. Здесь находились могилы историков П.И.Бартенева и А.А.Шахова, публициста и издателя М.Н.Каткова, поэта А.М.Жемчужникова (одного из создателей Козьмы Пруткова), мемуариста Ф.Ф.Вигеля, архитектора А.С,Каминского, художников С.К.Зарянко и И.М.Прянишникова, физика П.Н.Лебедева, основателя Народного университета А.А.Шанявского, мецената Надежды фон Мекк. На кладбище стояли усыпальницы купцов Котовых (работы В.М.Васнецова) и Алексеевых, родителей К.С.Станиславского. Получая значительные вклады доброхотов и попечителей, имея золотошвейную, иконописную, рукодельную мастерские, монастырь возводит храмы, обновляет и строит новые здания для келий, ограждает свою территорию каменными башнями.В 1902 году было уже 42 строения, в том числе, четыре храма: Крестовоздвиженский храм, Храм преподобного Алексия Человека Божия с приделами в честь Грузинской иконы Божией Матери и преподобного Павла Латрийского, Храм Всех Святых с приделом Казанской иконы Божией Матери и больничный храм в честь Архистратига Михаила. В 1871 году при монастыре открылось первое в России женское училище для выходцев из южнославянских стран. Спустя несколько лет учредили училище-приют для воспитанниц-сирот из бедных. К 1907 году в обители проживали 51 монахиня и 24 послушницы.

Монастырь и храм окончательно закрыты в 1926. Снесены больничный храм архангела Михаила, трапезная, настоятельские покои и другие монастырские здания. Храм Воздвижения Креста Господня разрушен, фрагменты его здания включены в стены пятиэтажного дома. Через монастырь проведена дорога к Рижской эстакаде. На месте кладбища разбит детский парк. В храме Всех Святых размещались архив, заводские помещения, кооператив районного управления народного образования. Внутри частично сохранились росписи. Возвращен РПЦ в 1991. 25 ноября 2002 года на праздник Милостивой иконы Божией Матери состоялось освящение левого придела в храме преподобного Алексия человека Божия. Придел Казанской иконы Божией Матери перенесен в нижний храм как центральный.

Святыни — чудотворная икона Божией Матери «Всецарица», частицы мощей святителя Филарета Московского, мученицы Татианы и преподобного Серафима Саровского.

При храме — воскресная и церковно-приходская школы, братство свт. Филарета,
митрополита Московского, иконописная мастерская, издательский отдел, благотворительный фонд, православный центр «Православное видео», богадельня.

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь в Москве

Алексеевский монастырь в Москве — первая женская московская обитель, основанная митрополитом Алексием в XIV веке, поистине возрожденная из пепла, трижды меняющая свое место существования, восстановленная в XXI веке.

Красно-каменное строение церкви Всех Святых величаво возвышается на холме Красного Села, являясь духовной святыней Москвы с уникальной историей.

История возникновения и возрождения женского монастыря

Ново-Алексеевская женская обитель является современным шедевром архитектуры, уходящей корнями истории в XIV век. По воле или превратностям судьбы духовный родник православия Руси за время своего существования трижды менял место нахождения.

Алексеевский монастырь был основан по благословению митрополита Алексия в 1360 году (по некоторым записям в 1358) его сестрами Евпраксией и Иулианией.

Другие монастыри в Москве:

Тихое и благодатное место для женской обители располагало к молитве и поклонению Творцу.

Первым на монастырской территории был возведен храм св. Алексия, а затем собор Зачатия преподобной Анны, благодаря которому первый женский монастырь в этих землях известен, как Зачатьевский.

Первая игуменья преп. Иулиания славилась строгостью и умением держать обитель в благочестии.

Много испытаний выпало на долю Алексеевской обители.

  • В 1441 году ее разорили татары во время набегов, пожар 1514 года довершил дело варваров. От прекрасных построек осталось пепелище храм восстановили, но снова огонь в 1547 году, который сжег практически город.
  • По велению царя Василия Третьего было решено перенести место нахождения женской обители в черту города, построив новый храм на живописном валу под защитой стен крепости города.
  • Царем Федором Михайловичем на месте старых монастырских построек была возобновлена Зачатьевская обитель, в которой царская семья молила Бога о даровании наследника. Новопостроенный Алексеевский храмовый комплекс процветал под патронажем царских особ. Царь Михаил Федорович своего наследника, дарованного в 1629 году, назвал в честь человека Божьего Алексия.
  • И снова огненные языки в этом же году истребили храмовые постройки, по велению царя последствия пожара ликвидировали за 5 лет. В 1934 году знаменитыми мастерами Антипом Константиновым и Трефилом Шарутиным, которые спроектировали Теремный дворец, было закончено возведение великолепного двухшатрового собора в честь дня появления на свет царского наследника.

Новый храм, жемчужина зодчества, положил начало строительства многошатровых церквей.

Этот стиль возведения храмовых построек лег в основу строительства церкви Рождества Пресвятой Божьей Матери, сооруженной в Путинках, вскоре после этого патриарх Никон наложил запрет на возведение шатровых строений.

Расцвет монастыря и перенос комплекса в Красное Село

Алексеевский храмовый комплекс достигает апогея своего расцвета благодаря покровительству царя, который постоянно отмечал в нем именины.

Паломники стекались со всех уголков Руси, богатые вклады, деньги, пожалования текли рекой от царских особ и к ним приближенным.

Хранительницами женской обители и покровительницами царского рода считались иконы Божьей Матери «Казанская», «Федоровская», «Знамение».

Благодаря чудотворной силе Грузинской иконы Богородицы, найденной в стенной нише по указанию монаха, получила исцеление от моровой язвы в 1654 году умирающая инокиня.

Столица из Москвы была перенесена в Петербург, и расцвет женского храмового комплекса прекратился.

Война с французами, разорившими обитель, довершили уничтожение святыни. По благословению Божьему и мудрости сестер святыни и основные ценности монастыря были спрятаны в подвале под полом, над покрытием которого поставили кровати с больными стариками. Французы побоялись заразы и не тронули больных.

После победы над французами под благословением архиепископа московского преосвященного Августина монастырь вновь восстал из разрухи, однако, вскоре его решено было перенести в Красное Село.

Другие монастыри в Москве:

Последней игуменьей на прежнем месте монастыря стала Клавдия, бывшая настоятельница Зачатьевской обители сменила игуменью Назарету, ушедшую на покой. Игуменье Клавдии пришлось поднимать новый Алексеевский монастырь в Красном Селе.

По пожеланию царя Николая І архитектура церкви Христа Спасителя вторила архитектуре Кремля.

За переселением монастырских насельниц со святынями обители в 1837 году съехалось наблюдать множество народа. Ведь крестный ход длиной в 7 км возглавил сам святитель Филарет. Первая Божественная литургия была проведена около Крестовоздвиженского храма.

Верующие города и окраинных земель постоянно приходили на монастырские богослужения. Несмотря на бедственное положение, Ново-Алексеевский храмовый комплекс привлекал богомольцев, имея во владении холодную церковь и огороды.

Возрождение монастыря

Благодаря личному покровительству митрополита Филарета, взявшего обитель под свою опеку, бедствующий монастырь снова восстает из бедности и бедствий.

В 1841 году по разрешению святителя Филарета около монастырских стен обустроили кладбище, оно стало приносить хороший доход, благодаря которому стало возможным новое строительство храма.

1853 год — по проекту архитектора М. Быковского возводится Алексеевская церковь, имеющая два предела, церковь Грузинской иконы Богородицы и храм Павла Латрийского, ставший копией церкви Христа Спасителя.

В это время у святыни Крестовоздвиженской церкви иконы св. Кирика и Иулитты начались чудотворения и исцеления, что вызвало новый наплыв паломников.

Монастырский погост постоянно украшен букетами цветов, на нем строятся прекрасные часовни, на этом кладбище хоронят самых известных людей города.

В 1879 освящается новый храм Архангела Михаила.

В 1891 году в храме Всех Святых достраивается придел Казанского иконы Богородицы и трехглавая колокольня.

Под новым храмом имелся подклет, в котором желающие могли приобрести семейные склепы.

В Ново-Алексеевском монастыре в 1871 году было организовано училище, готовящее учительниц для южнославянских народов.

Насельницы часто выполняли работу медсестер в годы русско-турецкой войны. Неплохой доход имел приход от работы разнообразных мастерских, в которых:

  • вышивали золотом;
  • занимались иконописью;
  • переплетали книги;
  • стегали одеяла;
  • шили одежду.

Интересно! Руками инокинь в 1913 году было расшито облачение для патриарших мощей Гермогена.

Послереволюционная судьба монастыря в Красном Селе

В 1919 году революционные власти закрыли монастырское кладбище, а к 1924 году разогнали монахинь и передали храмы в управление городскому совету. В церкви Всех Святых обосновывается городской архив, в Алексеевском храме устроили клуб.

В 1935 году, согласно генеральному плану реконструкции столицы, решено было построить проспект Ленина, который должен был пройти через монастырское кладбище.

Прекрасную Крестовоздвиженскую церковь переделали под стандартное советское здание, а в церкви Всех Святых основали мастерскую, изготавливающую зонты. Снесли даже монастырские стены.

Многие монахини претерпели много страданий в лагерях, некоторые были расстреляны. Причислена к лику святых преп. Евфросиния, которую после пыток расстреляли в 1942 году.

Строительство задуманного проспекта Ленина превратилось в обыкновенную автотрассу, которая разделили монастырские уцелевшие части на 2 части, с одной стоит храм Всех Святых, с другой — церковь святого Алексия.

Современное состояние

1991 год изменил планы городского совета Москвы открыть в храме Всех Святых казино, церковь восстановили и освятили в престольный праздник святого человека Божьего Алексея.

Указ Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго от марта 2006 года гласит об основании на территории монастыря Патриаршего Подворья.

Святыни и престольные праздники

Современный Алексеевский женский монастырь, официально возрожденный в 2013 году, славится множеством чудотворных икон, святых мощей, благодаря которым в обители происходят чудотворения и чудеса исцелений.

Восстановленная церковь была освящена чудотворным списком Богородицы «Всецарица», который был привезен с горы Афон. Ныне поклониться святому образу приходят прихожане и паломники.

В этой же обители хранятся части мощей св. Филарета, мученицы Татьяны, прп. Серафима Саровского и многих других святых.

Чудом можно назвать возвращение в храм Алексия, освященным в 2002 году, иконы человека Божьего. Ее принес простой незнакомец, который увлекался коллекционированием старины. Он нашел святой образ около ограды одной из станций метро и решил передать в Алексеевский монастырь, услышав об его открытии.

На заметку! 30 марта, на престольный праздник Алексеевского монастыря в Москве собираются тысячи прихожан, чтобы поклониться и почтить память святого человека Божьего Алексия.

По великой милости Господней на монастырской территории построен приют для престарелых, где работают насельницы.

Вновь возобновили работы прежние мастерские, заработала церковная лавка, появился музей истории обители, работают воскресные школы для взрослых и детей.

В помощь паломникам

Попасть на 2-ой Красносельский переулок, 7 проще всего на метро. Доехав до остановки «Красносельская» следует идти по улице Краснопрудной до эстакады Русаковской, под ней перейти автотрассу, свернуть налево и идти прямо, пока перед вами не появится краснокирпичная ограда.

На заметку! Каждый храм имеет свое расписание богослужений на каждый день, уточнить его можно на сайте монастыря.

Алексеевский монастырь Москва на красносельской

Новоалексеевский монастырь, Храм Всех Святых

Использованы только собственные фотографии — дата съемки 01.09.2011

Адрес: Москва, Красносельский 2-й пер. 5-7 (м. «Красносельская»). т.8-499-264-11-70

В 1837 г. Алексеевский монастырь переведен в Красное Село (район современной Верхней Красносельской улицы) к церкви Воздвижения Креста Господня, построенной в 1692 г.
В 1853 г. в монастыре была построена церковь Алексия-Божьего человека (архитектор М.Д.Быковский), в 1879 г. — церковь Архангела Михаила. Территория монастыря была обнесена стеной.
За монастырем находилось кладбище. В 1891 г. на кладбище была построена церковь Всех святых (архитектор А.А.Никифоров). К началу XX в. в монастыре было 4 храма, больница, женское училище.
После Октябрьской революции Алексеевский монастырь был упразднен. В 1930-х годах большинство построек монастыря было снесено, в храмах разместились различные учреждения. Было уничтожено и монастырское кладбище. В дальнейшем церковь Архангела Михаила была снесена, здание церкви Воздвижения Креста Господня было перестроено до неузнаваемости, но церкви Алексия-Божьего человека и Всех Святых сохранились.
В довершение всего, в середине 1980-х годов территорию бывшего монастыря рассекла пополам ставшая оживленной автомагистралью улица Гаврикова, после чего стало трудно даже представить весь бывший Алексеевский монастырь как единое целое.
В настоящее время церковь Всех святых возвращена верующим. В находящихся рядом зданиях бывших монастырских келий открылся Новоалексеевский монастырь.
Церковь Алексия-Божьего человека находится по адресу Верхняя Красносельская ул., дом 15а.
В здании бывшей церкви Воздвижения Креста Господня в настоящее время размещается ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии. Его адрес Верхняя Красносельская ул., дом 17. Правда, теперь уже просто невозможно представить, что когда-то это здание было главным храмом Алексеевского монастыря.
Святыни:
Чудотворная икона Божией Матери «Всецарица».
Частица мощей свт. Филарета Московского.
Частица мощей мц. Татианы.
Частица мощей прп. Серафима Саровского.


Река Чечера, Красный пруд и Алексеевский монастырь на карте 1843 г.

Ново-Алексеевский женский монастырь

Церковь Всех Святых

Ново-Алексеевский женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский переулок, 7.метро Красносельская.Архитектурный стиль: Ретроспективизм
Год постройки: Между 1887 и 1891.
Архитектор: А. А. Никифоров
Вместе с колокольней (в восточной части кладбища Ново-Алексеевского женского монастыря), с главным престолом Всех Святых и правым приделом Казанской иконы Божией Матери. Иконостас из белого резного мрамора по рис. Н.И.Чичагова. Живописные работы иконописцев Свято-Троице-Сергиевой Лавры. В подклете — усыпальница. Храм вмещал до 1 тыс. прихожан.
Храм Всех Святых бывшего Алексеевского монастыря был построен в 1891 году по проекту архитектора А.А.Никифорова. Главный престол посвящен всем святым; правый придел храма, ранее освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, в настоящее время перенесен в нижний храм, где распологалась усыпальница.
.История Храма Всех Святых неотделима от истории Алексеевского монастыря, созданного около 1360 года на Остожье и перенесенного в середине XVI века в черту Белого города. В связи с тем, что на место, где распологался Алексеевский монастырь, было решено возвести храм Христа Спасителя, обитель была перемещена в Красное село. В середине 20-х годов ХХ века в связи с упразднением Алексеевского монастыря, храм Всех Святых был закрыт.
В 1990 году храм Всех Святых был возвращен верующим. Освящение храма состоялось в Лазареву субботу, в 1991 году. Примечательно, что этот день совпал с празднованием памяти преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя монастыря. Главной достопримечательностью храма является чудотворный образ Божией Матери «Всецарица».
По воскресеньям, с 16-30, перед иконой совершаются молебны об исцелении страждущих от онкологических заболеваний.


Святые врата
Москва, 2-й Красносельский переулок, 5-7
В 1837 г. Алексеевский монастырь переведен в Красное Село (район современной Верхней Красносельской улицы) к церкви Воздвижения Креста Господня, построенной в 1692 г.
В 1853 г. в монастыре была построена церковь Алексия-Божьего человека (архитектор М.Д.Быковский), в 1879 г. — церковь Архангела Михаила. Территория монастыря была обнесена стеной.
За монастырем находилось кладбище. В 1891 г. на кладбище была построена церковь Всех святых (архитектор А.А.Никифоров). К началу XX в. в монастыре было 4 храма, больница, женское училище.
После Октябрьской революции Алексеевский монастырь был упразднен. В 1930-х годах большинство построек монастыря было снесено, в храмах разместились различные учреждения. Было уничтожено и монастырское кладбище. В дальнейшем церковь Архангела Михаила была снесена, здание церкви Воздвижения Креста Господня было перестроено до неузнаваемости, но церкви Алексия-Божьего человека и Всех Святых сохранились.
В довершение всего, в середине 1980-х годов территорию бывшего монастыря рассекла пополам ставшая оживленной автомагистралью улица Гаврикова, после чего стало трудно даже представить весь бывший Алексеевский монастырь как единое целое.
В настоящее время церковь Всех святых возвращена верующим. В находящихся рядом зданиях бывших монастырских келий открылся Новоалексеевский монастырь.
Церковь Алексия-Божьего человека находится по адресу Верхняя Красносельская ул., дом 15а.
В здании бывшей церкви Воздвижения Креста Господня в настоящее время размещается ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии адрес Верхняя Красносельская ул., дом 17.

Святыни:
Чудотворная икона Божией Матери «Всецарица».
Частица мощей свт. Филарета Московского.
Частица мощей мц. Татианы.
Частица мощей прп. Серафима Саровского.
«Так или иначе, но пришлось переселяться. Переход монахинь — это был действительно переход, всю многоверстную дорогу на далекую глухую окраину Москвы шли пешком — совершился 16 октября 1837 г., и с того времени Алексеевский монастырь начал отстраиваться на новом месте. Старую приходскую Воздвиженскую церковь расширили и заново отделали по проекту М. Д. Быковского в 1841 и 1857 гг. (в ней похоронены известные московские благотворители муж и жена Ф. Ф. и М. В. Набилковы); по его же проекту в 1853 г. выстроили в центре монастырской территории церковь Алексия Человека Божьего с приделами иконы Грузинской Богоматери и св. Павла Латрского; в 1879 г. построили больничный храм Архангела Михаила и последней в 1887 — 1891 гг. высокую Всехсвятскую церковь на новом кладбище по проекту архитектора А. А. Никифорова (она была освящена 30 июня 1891 г.). В этой церкви славился беломраморный иконостас, а расписана она была иконописцами Троице-Сергиевой лавры.На кладбище Алексеевского монастыря были похоронены художник И. М. Прянишников, писатели А. Ф. Вельтман и С. А. Юрьев, публицист М. Н. Катков, скульптор Н. А. Рамазанов, филолог П. М. Леонтьев, мемуарист Ф. Ф. Вигель, историк, издатель журнала «Русский архив» П. И. Бартенев, врач А. Я. Кожевников, физик П. Н. Лебедев, архитекторы А. С. Каминский, В. Н. Кар-неев, А. С. Никитин, основатель народного университета А. Л. Шанявский, нотоиздатель П. И. Юргенсон, декабристы Ф. Г. Вишневский, П. Н. Свистунов и многие другие. Теперь же и следов кладбища нет.На новом месте монахини устраивались, как видно, теперь уже надолго, но. пришли большевики: монастырь закрыли, часть его порушили, храмы приспособили для разных своих нужд, а кладбище уничтожили. Главный храм обители настолько перестроили, что его теперь совершенно невозможно узнать в обычном учрежденческом здании, в котором помещается Институт рыбного хозяйства и океанографии и «Росрыба» (Верхняя Красносельская, N 17); Михайлоархангельскую церковь снесли и построили жилое здание (дом N 17/2), в Алексеевской церкви устроили «дом пионеров» (он находится позади института), а во Всехсвятской до недавнего времени было архивное хранилище. В 1980-х гг. часть территории кладбища отрезали при прокладке «третьего кольца», и для того, чтобы найти Всехсвятскую церковь, надо зайти за дом N 17, пройти мимо Алексеевской церкви, пересечь новую магистраль, и в парке, за надстроенными краснокирпичными домами бывших келий, можно увидеть эту церковь, в которой в 1991 г. возобновилось богослужение.»


Церковь Алексия, человека Божия
Москва,2-й Красносельский переулок, 3, стр. 1
метро «Красносельская»
Архитектурные стили: Эклектика, Псевдорусский стиль
Год постройки: Между 1853 и 1858.
Архитектор: Быковский М.Д.
Престолы: Алексия, человека Божия, Грузинской иконы Божией Матери, Павла Латрийского
Московская епархия (городская) / Богоявленское благочиние
Храм Алексия человека Божия в Красном селе является подворьем Патриарха Московского и Всея Руси.
Главный престол освящен в честь преподобного Алексия, человека Божия; приделы — в честь Грузинской иконы Божией Матери и в честь преподобного Павла Латрийского.
В 1837 году из центра на окраину Москвы, в Красное село, был переведен Алексеевский монастырь. Центральным храмом как Алексеевского, так и Ново-Алексеевского монастыря, являлся храм Алексия человека Божия. В старом монастыре это был, построенный в 1634 году, двухшатровый храм — памятник архитектуры XVII века.
В 1854 году в самом центре монастырских земель был построен новый храм преподобного Алексия, человека Божия. Автором проекта стал известный московский архитектор М.Д.Быковский. По его же проекту монастырь был обнесен красивой стеной с башнями. Основной объем храма представляет собой прямоугольник, вытянутый с востока на запад. С восточной стороны он завершается полуциркульными апсидами, а в центре западного фасада расположен ризалит. Храм внчает огромный купол на широком световом барабане, высота которого практически равна высоте основного объема.
Внешняя отделка получилась очень богатой, она выполнена по мотивам русского зодчества XVI-XVII веков. Фасады храма украшены декоративными колонками с дыньками, а завершаются они развитой системой килевидных аттиков разной величины. Барабан храма также украшен декоративными аттиками и арками аркатуры, имеющими аналогичное килевидное завершение.
Богатым было и внутреннее убранство храма, так как из бывшего монастыря в новый были перенесены многочисленные святыни, хранимые в монастыре с давних времен. А в библиотеке имелись редкие экземпляры старинных книг.
В 1899 году была по проекту архитектора А.Латкова была проведена реконструкция храма.
Располагавшаяся с западной стороны храма открытая паперть, была встроена в его основной объем. Внутри хрма были перестроены хоры, а в западной их части было оборудовано помещение для ризницы. Пол выложили метлахской плиткой. С.Л.Конюховым был изготовлен новый иконостас, на котором были размещены новые иконы работы Т.И.Тюрина. Художником Е.Чернышевым были расписаны купола и верхние части северной и южной стен.
В 1926 году монастырь был закрыт и все насельницы были вынуждены его покинуть. К началу ХХ века в монастыре было четыре храма: Крестовоздвиженский(1692 года), Алексия человека Божия, Всех Святых(1891 года) и Архистратига Михаила при больнице(1879 года). Из них советский период пережили только два — Всехсвятский и Алексеевский.
Всехсвятский храм использовался под архив и как производственное помещение. Самый древний храм -Крестовоздвиженский, использовался под нужды ВНИРО( Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии). Алексеевский храм был переоборудован под Дом пионеров, икона Грузинской Божией Матери была перенесена в церковь Воскресения Христова в Сокольниках. Там, где было монастырское кладбище был разбит пионерский парк. В 1970-е годы храм Архистратига Михаила был снесен, а на его месте возвели жилой дом. Во второй половине 1980-х годов по бывшему кладбищу была проложена автомагистраль, которая в настоящее время является частью третьего транспортного кольца.

В 1991 году храм был возвращен Русской Православной Церкви. С этого времени в церкви начали проводиться восстановительные работы. 25 ноября 2002 года в Алексеевском храме были возобновлены богослужения. Первоночально он действовал как приписной храм Всех Святых. В марте 2006 года при храме преподобного Алексия человека Божия было учреждено Патриаршее Подворье с приписным храмом Воздвижения Креста Господня.

Монастырь-путешественник

Два храма, разделенные скоростным шоссе, – вот и все, что осталось от Ново-Алексеевского монастыря. А ведь история этой старейшей женской обители Москвы, похоже, не закончилась, а только началась.

По преданию, первый женский монастырь в Москве был основан митрополитом Алексием в 1360 году по просьбе его сестер-монахинь

Зачатьевский или Алексеевский?

Первый женский монастырь появился в Москве при митрополите Алексии в 1360 году и был освящен во имя Алексия, человека Божьего. Существует предание, что святителя попросили об этом его родные сестры монахини Евпраксия и Иулиания. Однако соборным храмом обители стала церковь Зачатия праведной Анны, поэтому монастырь в народе стали называть Зачатьевским. Святыня пережила многочисленные набеги татар, однако была полностью уничтожена во время пожара 1547 года. После этого было решено перенести Алексеевскую обитель на новое место, на территорию Белого города, граница которого проходила по столичным бульварам. На старом же месте при царе Федоре Иоанновиче был возобновлен монастырь, правда, уже Зачатьевский.

Алексеевский монастырь после пожара в 1547 году

Свято место пусто не бывает

Расцвет обители пришелся на время правления первого из Романовых – Михаила Федоровича. В 1629 году родился будущий царь Алексей, поэтому тезоименитый монастырь стал пользоваться особым покровительством царственного дома. Уже в 1634 году здесь появился новый двухшатровый собор, построенный лучшими русскими архитекторами Антипой Константиновым и Трефилом Шарутиным, которые также возвели царские покои в Кремле. В обитель потянулись паломники, а делать вклады сюда стало почетным. Однако после переноса столицы в Петербург августейшая фамилия забыла о монастыре, а при Екатерине II он потерял и все земли. Еще один удар по обители был нанесен во время нашествия Наполеона, когда были сожжены и разграблены почти все храмы, кроме соборного. Восстановленный было монастырь в 1837 году разобрали, для того чтобы построить на его месте храм Христа Спасителя. Насельниц во главе с игуменией Кладией перевели на окраину города в Красное Село.

Зачатьевский монастырь на карте 1901 г.

Алексеевский монастырь на карте 1901 г.

Первым храмом монастыря на новом и последнем месте была сельская Крестовоздвиженская церковь. Только после открытия кладбища в 1840 году монахини начали полноценное строительство. Несмотря на удаленность от центра города, здесь хоронили представителей именитых фамилий. Среди них были художники Илларион Прянишников и Сергей Зарянко, историки Петр Бартенев и Александр Шахов, издатель «Московских новостей» Михаил Катков, промышленные гиганты Шустовы и Абрикосовы, купцы Алексеевы, родители Константина Станиславского. Некрополь располагался аккурат вокруг собора, который возвел в 1853 году именитый архитектор Михаил Быковский.

Еще один удар по обители был нанесен во время нашествия Наполеона, когда были сожжены и разграблены почти все храмы монастыря, кроме соборного.

Постепенно строились кельи, мастерские, храмы… К началу XX века на территории монастыря располагались 42 здания, включая 4 храма, славянское училище, детский приют и больницу.

ДК в Алексеевском соборе.

Дорога на костях

История Ново-Алексеевской женской обители закончилась после революции. В 1919-м закрыли кладбище, в 1924-м упразднили храмы и выгнали монахинь, а в 1935-м через территорию бывшего монастыря прошла автомагистраль (ныне часть Третьего транспортного кольца). Алексеевский собор был обезглавлен и превращен в клуб, а во Всехсвятском храме устроили архив. Другие же церкви были уничтожены.

Крестовоздвиженская церковь и Ново-Алексеевский храм

Сейчас оба храма возвращены церкви, и в них проходят богослужения, правда, о монастыре говорить уже не приходится.

Отец Артемий Владимиров пишет духовные книги и много издается, он ведет просветительскую деятельность: ездит по стране и за ее пределы, встречается с молодежью

Приход храма Всех Святых проводит миссионерскую работу:

Ответственный – Павел Александрович Миронов (тел.: 8 (903) 218-19-48).

Каждое воскресенье с 13.30 до 17.00 – консультационная служба: проводятся катехизаторские беседы, раздаются Евангелие и духовные книги. Одна из сторон деятельности – миссия среди заключенных.

Для желающих научиться миссионерскому служению настоятель храма Всех Святых – протоиерей Артемий Владимиров проводит занятия: «Словесное служение детям», «Как общаться с людьми чужого духа?».

Дорога на костях

Храм Воздвижения Честного Креста Господня

Сельская церковь была построена в 1692 году на месте старой деревянной. В 1812 году чудом избежала разорения, а в 1837-м стала первым собором перенесенного в Красное Село Алексеевского монастыря. После революции храм был встроен в гражданское здание Института рыбного хозяйства и океанографии, что находится по адресу: Верхняя Красносельская ул., 17. В холле и в зале заседаний еще можно увидеть элементы церковного декора.

Второй храм новой обители был выстроен в 1853 году по проекту выдающегося архитектора Михаила Быковского (усадьба «Марфино», Ивановский и Спасо-Бородинский монастыри) в русско-византийском стиле. По сути, он был уменьшенной копией храма Христа Спасителя, возведенного на старом монастырском месте. В советские годы внутри собора открыли пионерский клуб. Службы возобновились лишь в 2002-м, а в 2006-м при храме открыли Патриаршее подворье.

Храм Архистратига Михаила

Домовой храм во имя Архангела Михаила возвел Михаил Быковский в 1879 году. При советской власти церковь была закрыта, в 1979-м снесена. Теперь на ее месте расположен жилой дом.

Храм Всех Святых

Самый последний по времени постройки храм Ново-Алексеевского монастыря появился здесь в 1891 году и считался, по сути, кладбищенским. Помимо основного престола был освящен придел Казанской Божией Матери, а в подклете была устроена дополнительная усыпальница.

После революции в храме помещался архив, только в 1991 году его вернули верующим. Сегодня при церкви построили часовню, открыли богадельню, воскресную школу, иконную мастерскую, детский лагерь и многое другое.

Храм Всех Святых

Адрес храма Всех Святых: Москва, Красносельский 2-й пер., д. 7 (ст. м. «Красносельская», «Сокольники»). Недалеко от 3-го транспортного кольца.

Тел.: 8 (499) 264-11-70.

— частица мощей свт. Филарета Московского;

— частица мощей мц. Татианы;

— частица мощей прп. Серафима Саровского.

Главной достопримечательностью храма является чудотворный образ Божией Матери «Всецарица». По воскресеньям с 16.30 перед иконой совершаются молебны об исцелении страждущих от онкологических заболеваний.

Автор: Администратор

  • Фото: Администратор

    —>

    Популярные туры:

    Продолжайте путешествие!
    • Бари — Корфу: города великих чудотворцев

    Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских и святой Спиридон, епископ Тримифунтский жили в .

    На Валааме 9 мая будет совершена заупокойная лития о почивших воинах

    Валаамский монастырь принимает виртуальные записки для молитвенного поминовения погибших во время Великой .

    Хочу харчо!

    В 80-е годы XX века одноименный юмористический рассказ Григория Горина прославил этот .

    В главном православном храме русской Америки совершат богослужение по случаю Дня благодарения

    В Николаевском Патриаршем соборе Нью-Йорка по случаю Дня благодарения будет совершат богослужение. .

    Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-54816.

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Ссылка на основную публикацию