Аланский мужской монастырь фиагдон

Аланский Успенский мужской монастырь

Аланский Успенский монастырь основан в 2000 году, это самый высокогорный монастырь на территории России. При монастыре действует гостиница. Принадлежит Владикавказской епархии Русской Православной Церкви. Осетинское название — Сыгъдæг Мады Майрæмы Куадзæны алайнаг моладзандон.

Содержание

Основу монашеской братии составили осетины, проходившие с 1999 года духовную подготовку в Рыльском Никольском монастыре, где их незадолго до своей смерти наставлял архимандрит Ипполит (Халин). Он указал трудникам ехать в Беслан.

Под образующийся в Беслане мужской монастырь был передан и храм святой великомученицы Варвары (бывший клуб депо станции Беслан), созданный по инициативе настоятеля прихода иерея Сергия Мальцева, по согласованию с главой АМС Правобережного района РСО-А Борисом Михайловичем Уртаевым и руководителем православного фонда «Успение» Наталией Фёдоровной Носовой, по благословению Митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона. Первые насельники обители прибыли в город в январе 2000 года, а монастырь был учреждён синодальным решением от 19 апреля 2000 года.

Община Свято-Варваринской церкви перешла в построенный крестильный храм святого великомученика Георгия Победоносца города Беслана, входящего в Свято-Троицкий храмовый комплекс.

Со временем монастырь переехал в Куртатинское ущелье, где восстановлен храм святых жен Мироносиц XIX века также построен более просторный Собор Моздокской иконы Богородицы. В Беслане осталось монастырское подворье.

За 2000-е годы Успенский монастырь стал вторым духовным центром Алании наравне с Аланским женским монастырём, в монастырь стали ездить паломники со всего юга России.

Монастырь активно участвует в работе отдела по переводу богослужебных текстов на осетинский язык. Богослужения здесь проводятся на церковнославянском и осетинском языках.

Подворья монастыря

  • Церковь святой великомученицы Варвары (Беслан)
  • Часовня Рождества Богородицы (VII век) (бывшее село Майрамкау)
  • Церковь святого архангела Михаила (село Дзуарикау, Алагирский район)
  • список иконы Богородицы «Моздокская»
  • чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы — написана монахами на камнях Успенского собора Киево-Печерской Лавры в XIX веке (эту икону в Лавре подарили игумену Аланской обители Антонию, когда он учился в Киеве)

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: Северная Осетия-Алания, Алагирский р-н, Фиагдонское сельское поселение, с. Хидикус, 30

Тел.: 8 (86731) 5-12-44

При обители действует 2-х этажная гостиница для паломников.

Аланский мужской Свято-Успенский монастырь. Куртатинское ущелье.

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь расположился в селении Верхний Фиагдон в Куртатинском ущелье. Горы обступают это место со всех сторон. Когда из-за очередного поворота дороги появляются здания монастыря, то они больше напоминают не современные сооружения, а средневековую крепость — с каменными высокими стенами и осетинскими боевыми башнями по углам. Кажется, что православная обитель существует здесь очень давно. На самом же деле лишь одна из часовен насчитывает больше столетия, а сам монастырь заложен в начале ХХ I века.

Аланский монастырь, несмотря на кажущуюся простоту, — огромное и весьма сложное хозяйство, где за мощными крепостными стенами скрывается современная техника. Например, чтобы отапливать здания обители, в одной из башен установлен котел. Топливом для него служит сжиженный газ, который хранится в специально построенном резервуаре-хранилище и подается по сложной системе трубопроводов. А на случай непредвиденных поломок предусмотрены два электрогенератора.

Ц ентром монастыря, конечно, является храм. Он построен недавно, причем с масштабом: видно, что может вместить как минимум триста человек.

Другой особенностью монастыря является подсветка его фасада. В вечернее время она включается автоматически и помогает в самом выгодном ракурсе увидеть все сооружения обители. Сделать подсветку предложили специалисты-электрики, которые совершали паломничество в монастырь. Монахи долго сомневались, стоит ли организовывать такие изыски, но потом все же согласились и не пожалели: в темное время суток самый высокогорный мужской монастырь России предстает в еще более красивом виде, чем днем.

В монастыре живут люди необычной судьбы, а гостям и паломникам предлагают попробовать уникальный травяной чай, которому приписывают чудодейственные свойства. На вкус чай необыкновенно приятный, с оттенками барбариса, мяты и чего-то еще. Это, по сути, настой из смеси трав: зверобоя, чабреца, боярышника и еще нескольких других. Они все растут здесь, на холмах вокруг монастыря.

Аланский Свято-Успенский монастырь

Алания издревле была одним из центров христианства на Кавказе. Некогда здесь было множество православных храмов и монастырей. В неприступных осетинских горах иноки возносили молитвы, совершали подвиги веры, а в случае опасности — и защищались от неприятелей. Сегодня многие из них восстанавливаются, но что не менее важно, основываются и новые. Один из таких монастырей — это Аланский Свято-Успенский монастырь, появившийся в 2000 г. Попадая в эти высокие неприступные горы, и глядя на обитель, построенную в классическом византийском стиле, трудно представить, что монастырю не более двух десятков лет. Создается ощущение, что был он здесь всегда, возвышался среди горных вершин, а под его каменными стенами бурлила сильная река Фиагдон. За время своего существования монастырь стал одним из главных духовных центров не только Осетии, но и всей южной России.

У этой святой обители удивительная, хоть и не такая уж и давняя историю. Берет она свое начало на заре нового столетия и даже, тысячелетия. В апреле 2000 в городе Беслан, в бывшей гостинице для машинистов был образован Свято-Успенский монастырь, ставший со временем самым высокогорным монастырем на территории России. Поначалу братия монастыря была совсем малочисленной, если сказать точнее, то состояла она всего из двух иноков, которые до этого проходили духовную подготовку в Рыльском Никольском монастыре у старца архимандрита Ипполита. С именем старца и связано основание монастыря в Беслане. Именно он незадолго до смерти благословил своих учеников отправляться на Кавказ и заложить там новую обитель.

Успенскому монастырю был передан храм Святой Великомученицы Варвары. Через некоторое время монастырь переехал на новое место, завораживающее своей первозданной красотой и, в сочетании с монастырским комплексом и его серыми стенами, производящий неизгладимое впечатление. Как уже стало ясно, место это и есть Куртатинское ущелье.

Выбрано оно было неслучайно: здесь еще в позапрошлом столетии был выстроен храм во имя Святых Жен Мироносиц, восстановленный в наши дни усилиями братии. Также на территории монастыря был выстроен братский корпус, и новый просторный храм во имя Иверской иконы Божией Матери.

Со временем монастырь стал одним из главных духовных центров не только всей Осетии, но и юга России, наравне с Аланским женским монастырем. Здесь, неподалеку от стен обители, буквально в нескольких километрах находится главная святыня Осетии — список с иконы Иверской Божией Матери, которая была подарена святой царицей Тамарой. В тяжкие годы Второй мировой войны образ был утерян и, согласно легенде, когда все православные монастыри Алании будут восстановлены, икона будет вновь обретена.

Монастырский храм Иверской иконы Божией Матери построен в византийском стиле, такие монастыри и храмы можно встретить на всей огромной территории бывшей Империи Ромеев: от Сербии до Турции, и конечно, на Кавказе. Возведенный из серого камня, с яркими красными черепичными крышами, монастырский комплекс необыкновенно органично смотрится на фоне мощных серо-зеленых гор и тонкой вьющейся ленты быстрой горной речки Фиагдон.

Координаты

Адрес: Республика Северная Осетия-Алания, Алагирский район, с. Хидикус.

Аланский Успенский мужской монастырь расположен высоко в горах, неподалеку от поселения Верхний Фиагдон, что в Куртатинском ущелье.

6 часть. Аланский мужской монастырь – Харисджин – старт в большие горы

Свято-Успенский Аланский православный мужской монастырь расположен в Куртатинском ущелье недалеко от Верхнего Фиагдона, в селе Хидикус. За 2000-е годы Аланский мужской монастырь стал духовным центром Северной Осетии наравне с Аланским женским монастырём. В монастырь ездят паломники со всего юга России.

Свято-Успенский Аланский православный мужской монастырь расположен недалеко от Верхнего Фиагдона, в селе Хидикус. Это самый южный и самый высокогорный монастырь на территории России. Фото 01

Первые насельники обители прибыли сюда в январе 2000 г, а в 2004 в монастыре уже проводились службы.
Монастырь участвует в работе по переводу богослужебных текстов на осетинский язык. Богослужения здесь проводятся на церковнославянском и осетинском языках.
Иверский собор – точная копия древних Аланских храмов, построен из камня в традициях византийского зодчества.

В комплексе монастыря находится церковь Жён-мироносиц, 1858 года постройки.

В 5 километрах от монастыря есть часовня, в которой 600 лет хранилась главная святыня Осетии и всего северного Кавказа — Иверская икона Божией Матери, подаренная Царицей Грузии Тамарой. Подлинник иконы в годы Великой Отечественной войны был утрачен. По преданию, с восстановлением Православных монастырей в Осетии эта икона будет обретена.

Аланский мужской монастырь – очень красивое архитектурное сооружение. Он гармонично сливается с окружающими его высокими горами.

Построен Аланский монастырь на месте, где раньше было средневековое осетинское поселение. Башни древних горных аулов, которые находятся тут же — позади монастыря и рядом с ним, удивительно органично соединены друг с другом единым архитектурным решением. Трудно поверить, что монастырь построен совсем недавно, в наше время — настолько строго и тонко выдержан колорит и стиль, корнями уходящий в византийские архитектурные традиции.

Если отправиться дальше вверх по Куртатинскому ущелью, оно начинает заметно сужаться. Горы становятся выше, близко подступая друг к другу.

Река Фиагдон бурно несётся по своему узкому руслу.

Боковые притоки впадают в Фиагдон, образуя пороги и небольшие водопады.

От Аланского мужского монастыря вверх по Куртатинскому ущелью расположено село Харисджин – последнее жилое поселение Фиагдонской долины. Оно раскинулось у слияния речки Кора с Фиагдоном среди нагромождений морен древнего ледника. Здесь сохранилось несколько старинных сторожевых башен, которые живописно возвышаются на холмах.

Асфальт заканчивается. И начинается Хилакский подъём. А за ним – дикие и безлюдные места верховья Куртатинского ущелья. Долина реки Бугультадон, руины древних высокогорных аулов, нарзанные источники, перевал Колота – добро пожаловать в большие горы с захватывающими маршрутами и нереально красивыми пейзажами.

Аланский мужской монастырь фиагдон

Паломничество в Осетию

МОНАСТЫРИ ОСЕТИИ — ТЕРМАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Цена — 5 900 руб

ПОЕЗДКА ВЫХОДНОГО ДНЯ (с пятницы по понедельник)

Пожертвование за проживание в гостинице — 600 руб.

В поездке 2 ночных переезда в автобусе и одна ночь в гостинице.

Среди легенд о святых местах Осетии наиболее известно предание о роще Хетага. Как гласят древние сказания, Хетаг был среди первых принявших христианство осетин. Родственники, естественно, воспротивились такому решению и хотели наказать отступника. Спасаясь от преследователей, взмолился Хетаг о защите. И произошло чудо: от находящегося невдалеке леса отделилась роща и спрятала христианина от разгневанных родственников. По сей день роща – особая святыня осетинского народа. Каждый год в День святого Хетага сюда стекаются тысячи паломников.

Осетия хетага

Культовым у осетин местом считается и Уастырджи дзуар в Куратинском ущелье. Дзуаром называется то место, где по преданиям святой всегда присутствует незримо. В переводе Уастырджи – святой великий Георгий. Таких святилищ в Осетии много: ведь Георгий Победоносец почитается на Кавказе издавна. В этом старинном храме сохранились два церковных колокола, принесенных в дар грузинскими царями.

Аланский Богоявленский женский монастырь

Этот Аланский монастырь, невзирая на короткую историю, знаменит своими праведными делами. Весной 2005 года в стенах обители обосновался реабилитационный центр, оказывающий помощь жертвам теракта в Беслане. Через год после страшной бесланской трагедии, в сентябре 2005, в водах монастырского озера приняли крещение более тысячи человек. А в 2008 Богоявленский Аланский монастырь стал убежищем для множества беженцев из Цхинвала.
Сегодня обитель по праву считается одним из духовных центров Северной Осетии. Паломники могут поклониться мощам святых мучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, в чью память построен и освящен монастырский храм.

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь

Не менее популярен среди путешествующих по Северной Осетии мужской монастырь. Он известен в среде паломников как монастырь в Фиагдоне. Расположенный в Куратинском ущелье неподалеку от селения Верхний Фиагдон, Аланский Успенский мужской монастырь – самая высокогорная обитель на территории России.
История Аланского мужского монастыря началась в Беслане. Именно там был основан Аланский Успенский монастырь – в здании, ранее принадлежавшем гостинице для машинистов. Позже монастырь переехал в Фиагдон, в живописное Куратинское ущелье, где был восстановлен храм Жен-Мироносиц. В Беслане осталось подворье обители.
Сегодня в Аланском монастыре в Фиагдоне выстроен храм во имя Иконы Иверской Божией Матери, известной святыни осетинского народа. Чудотворный список иконы когда-то принесен в дар царицей Тамарой. К сожалению, в военные годы икона была утеряна, но здесь верят, что она вернется в святую обитель, на свое законное место.

Расписание поездки

День первый Молебен о путешествующих в Свято-Духовом монастыре в 17 ч, отъезд после молебна 17.20, ночлег в автобусе.
День второй Свято-Успенский Аланский мужской монастырь. Самый высокогорный монастырь на территории России .В средневековье на территории и вокруг монастыря было фамильное поселение Гусовых, в 17-ом, а затем и в 18 веке появились две крупные сторожевые башни, которые ныне вписались в монастырский комплекс и служат колокольней. В 1848 году на териитории появляется церковь Святых жен мироносец с приходским домом священника, которые прослужили до 1928 года.

Основу монашеской братии составили осетины, проходившие с 1997—1999 годы духовную подготовку в Рыльском Никольском монастыре, где их незадолго до своей смерти наставлял архимандрит Ипполит (Халин). Он указал трудникам ехать в Беслан. Под образующийся в Беслане мужской монастырь был передан и храм святой великомученицы Варвары

Первые насельники обители прибыли в город в январе 2000 года, а монастырь был учреждён синодальным решением от 19 апреля 2000 года. Со временем монастырь переехал в Куртатинское ущелье, где восстановлен храм святых жен Мироносиц XIX века также построен более просторный крупный Собор Моздокской иконы Богородицы .

Литургия. Трапеза. Экскурсия по монастырю.

Переезд в Богоявленский Аланский женский монастырь.

Мощи святых Ксанских мучеников Бидзины, Шалвы и Элизбара. С греческого острова Корфу была принесена удивительная православная святыня — башмачок свт. Спиридона Тримифунтского. Ковчег с мощами святых мучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары. Икона Божией Матери «Умиление» была подарена обители в 2006 году в честь счастливого избавления от несчастного случая. Эта икона стала первой храмовой иконой Аланского Богоявленского женского монастыря. В дар Аланскому Богоявленскому монастырю список с чудотворной иконы передал духовник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, схиархимандрит Власий (Перегонцев) передал икону Божией Матери «Всецарица» — список с чудотворной иконы по-гречески именуемой «Пантанасса», которая находится на Святой Горе Афон в соборном храме Ватопедского монастыря. Старец велел совершать усердное моление перед иконой, «ибо рак поедает Осетию». Икона святителя Луки Крымского с частицами мощей. Ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых.

Аланский мужской монастырь фиагдон

В последний месяц постоянными и новыми комментаторами сайта было излито так много желчи и яда на «бывших» и «вновь пришедших», что я невольно задумался: а не пора ли Вам подумать о чем-нибудь хорошем, добром, вечном, чтобы душу облегчить?

В связи с этим я предлагаю Вам совершить хотя бы виртуальную экскурсию по «самому духовному» ущелью Северной Осетии – Куртатинскому.

Походить по узким кривым улочкам средневекового города, полюбоваться на окружающий пейзаж с высоты птичьего полета, полюбоваться огромными великанами-башнями.

Ведь кроме многочисленных расположенных здесь кувандонов в ущелье присутствует и множество древних и современных христианских храмов и памятников.

Дзывгъисы Уастырджи (с. Дзивгис, Куртатинское ущелье) – церковь святого Георгия. На севере Осетии это единственный храм с выступающей полуциркульной апсидой. Датируется временем не позднее XIV века. Дзывгъисы Уастырджи имел очень высокий статус общеущельной святыни. Праздник его также приходится на Джеоргуыба. Еще сравнительно недавно здесь собиралась огромная масса паломников. По свидетельству Б. Каргиева, относящемуся к 20-м годам XX века, то есть ко времени, когда былой размах празднования значительно ослаб, только в танцах одновременно участвовало 300–400 человек молодежи. Дзуар связан с находящейся поблизости наскальной крепостью. Согласно преданиям, записанным в конце XVIII века, здесь был пещерный монастырь, и еще долгое время сохранялись церковные облачения, книги и утварь.

В 1613 году грузинский царь Георгий пожертвовал Дзивгисской церкви колокол со следующей надписью: «Мы, государь Картли, царь царей, патрон Георгий, пожертвовали сей колокол тебе, святому Георгию Зиблисскому (Дзивгисскому. – М.М.) ради наших побед. Хроникон 301».

Спустя 70 лет, в 1683 году, аналогичный дар был сделан другим грузинским царем, Арчилом. Надпись на колоколе гласит: «Я, царь Арчил, преподнес этот колокол Джибгисскому (Дзивгисскому. – М.М.) крестохранилищу (кресту): дай Бог, чтоб на глас его приходили осетины прославлять Троицу».

На поляне перед церковью Иконы Иверской Богоматери имеется огромный следовик «Чашечный камень». Проделанные в нем лунки — разной величины, но без сомнения имеют искусственное происхождение.

В высокогорье Куртатинского ущелья Северной Осетии находится часовня, в которой шестьсот лет хранилась главная святыня Осетии и всего северного Кавказа — Иверская Моздокская икона Божией Матери, подаренная святой благоверной Царицей Грузии Тамарой Великой (XIII век). Она по кончине первого супруга своего, русского князя Георгия Андреевича, сына знаменитого Андрея Боголюбского, вступила в брак с осетинским царевичем, князем Давидом – Сосланом. Св. Игнатий Брянчанинов об Иверской-Моздокской иконе: “Чудотворная икона Божией Матери, принадлежит к числу древнейших святынь православной церкви. Она называется Иверскою потому, что писана в Иверии (Грузии) иверским иконописцем, имеет над собою иверскую надпись и писана по образу иконы Божией Матери, нарицаемой Иверскою”. Немало чудесных историй, связанных с ней, сохранила народная память. Трижды за это время церковь сгорала до основания. И каждый раз икону находили неподалеку от храма…Подлинник иконы в середине XX века был утрачен. По преданию, с восстановлением Православных монастырей в Осетии будет обретена и эта икона…

Здесь нет священнослужителей и часовня никем не охраняется. Она является достоянием всего народа и бережно им хранима…

Аланский Успенский мужской монастырь расположен в селе Хидикус в Куртатинском ущелье, в Фиагдонском сельском поселении Алагирского района Северной Осетии.

Изначальная монашеская братия состояла из осетин, проходивших духовную подготовку в Рыльском Никольском монастыре, где их незадолго до своей смерти наставлял архимандрит Ипполит (Халин). Он указал трудникам ехать в Беслан. Первые насельники обители прибыли в город в январе 2000 года, а монастырь был учреждён синодальным решением от 19 апреля 2000 года.

Первым местопребываним обители стал приходской дом и храм святой великомученицы Варвары, которые по согласованию были переданы в апреле 2000 года открывающемуся монастырю настоятелем Свято-Варваринской церкви иереем Сергием Мальцевым. Первый монашеский постриг здесь последовал в 2001 году.

Затем владыка Ставропольский Гедеон (Докукин) благословил создать монастырь в горах в Куртатинском ущелье, в селе Хидикус. Здесь в 2003 году Православной Церкви возвратили полуразрушенный храм XIX века во имя Жен мироносиц. Менее чем за год монахи восстановили Мироносицкую церковь (открыта 15 февраля 2004 года [1]) и построили братский корпус. Новый монастырь строился в пяти километрах от часовни, в которой шестьсот лет хранилась главная святыня Осетии и всего Северного Кавказа — Моздокская икона Божией Матери.

Когда обитель в новом месте была обустроена, монастырь переехал в горы, а в Беслане осталось его подворье. В монастыре по древним образцам был возведен новый Иверский храм. Монастырь стал самой высокогорной (ок. 2000 м над уровнем моря) и самой южной православной обителью России.

Окуните руки в воду самой освященной реки Осетии.

Помолитесь во искупление грехов своих. И простятся вам грехи ваши.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Аланский мужской монастырь фиагдон

Ала́нский Успе́нский мужско́й монасты́рь — Аланский Свято — Успенский мужской монастырь — пристанище скорбящих.

История создания

История создания монастыря начинается на рубеже двух столетий в Беслане на мирском приходе пресвятой Варвары, великомученицы. В январе 2000 года в дом милосердия для православных одиноких христиан прибывают трудники. Это первые насельники, монах и иеромонах, осетины, их двое, и они должны составить основу будущей монашеской братии.

До этого они в течение года исполняли предмонашескую службу в Никольском Рыльском монастыре. Во время подготовки их наставлял легендарный архимандрит Ипполит, вскоре скончавшийся. Он послал трудников монашествовать в Беслане. Очевидно, старцу в прозрении открылась будущая трагедия Беслана, его наибольшая нужда в молитве, чем любого другого города. Есть несомненная тайна в том, что православный монастырь открывается в Беслане за несколько лет до страшной трагедии, поразившей своей жестокостью весь мир. В первый день сентября, в 2004 году чеченскими террористами была захвачена средняя школа. Были взяты в заложники все находившиеся там взрослые и дети.

Уже весной 2000 года инициативой настоятеля иерея Сергия Мальцева и по благословению Митрополита Владикавказского Гедеона основывается мужской монастырь. Он учреждается решением Синода 19.04.2000г. Под образовавшийся монастырь была передана церковь святой Варвары, а община церкви переходит в крестильный храм святого Георгия Победоносца, великомученика.

В 2003 г. владыка Гедеон благословляет создание монастыря в знаменитом Куртатинском ущелье близ села Фиагдон. Усердные монахи меньше чем за год восстанавливают храм начала XIX века, созданный в честь святых Жен Мироносиц, и возводят рядом братский монашеский корпус. Уже в феврале горестного 2004 года было совершено его открытие. По окончании строительства монастырь переезжает в Куртатинское ущелье. В Беслане остается монастырское подворье.

Позднее возводится собор чудотворной Моздокской иконы Богородицы. Вновь возведенная церковь – словно копия древних храмов Алании, сложенных из камня в лучших традициях древнеаланского зодчества.

Предание о чудотворной иконе

Недалеко от монастыря расположена часовня, где хранилась около шестисот лет наиглавнейшая реликвия Осетии — знаменитая икона Моздокская Иверская Божией Матери. Она была подарена легендарной грузинской царицей Тамарой, которая царствовала в XII — XIII вв. в православной Грузии.

Тамара внесла огромный вклад в укрепление христианской веры в Осетии. В церковь Рождества Богородицы в село Майрамыкау Куртатинского ущелья она своей милостью послала икону. Эта икона была создана придворным иконописцем, готовившимся к ее созиданию длительным изнурительным постом. Выстраданная им икона на века прославилась своими чудесными божественными знамениями. Храм трижды горел, испепелялся, но икону всякий раз неизменно находили невредимой возле пожарища. Также проходили массовые чудесные исцеления иконой телесных и душевных болезней у богомольцев, с верой припадавших к ней. Шесть благодатных веков чудесная икона, находясь в селе Майрамыкау, защищала и оберегала аланский народ. Во времена татаро — монгольского нашествия, спасаясь, куртатинцы скрывались в горах и там же прятали свою реликвию.

В XIII веке, сразу после возвращения в состав великодержавной России, аланы спускаются с уберегавших их гор вновь на равнину. Во время переселения обоз куртатинцев стал определяться на ночлег. Стемнело, и они вдруг увидели — от арбы, на которой перевозили икону Богородицы, истекает мягкий свет. Засиявшая икона пресвятой Богородицы таким способом известила их о своем желании остаться в том месте.

В 1797 году на этом месте для иконы был возведен храм, где она и находилась на протяжении шести веков. Но в 90-х годах беспокойного XX столетия она бесследно исчезает из храма Иверской Моздокской иконы Божьей Матери. В Алании верят, что икона найдется, вернется на свое место, молятся об этом.

Современность

Успенский монастырь является духовным и просветительным центром Алании, так же, как Аланский женский монастырь. Успешное возрождение аланского монашества послужило толчком, который инициировал грандиозные духовные процессы в Осетии. Самые разные люди пришли к вере, и религиозные праздники стали привлекать бессчетное число прихожан. В монастырь потянулись паломники со всего юга России.

В тот роковой момент случилась Бесланская трагедия. За 3 дня до захвата террористами школы праздновалось Успение Богородицы. По этому поводу в Куртатинском ущелье к собору пришло неимоверное число людей. Была проведена торжественная праздничная служба, за ней последовал крестный ход. Несли к часовне мироточащий чтимый список иконы. А 1 сентября на Беслан обрушились, как смерч, силы зла. Осетия была распята за веру и за геополитическую верность России.

Случившаяся трагедия еще больше обратила людей к православной вере, уберегшей их от ожесточения. Люди, пережившие эту беду, стали креститься. В 2005 году на Крещение в монастырь обратились и были окрещены почти двести человек. Почти сто человек было окрещено в Крещенскую ночь в водах речки Фиагдон, а окунались около тысячи православных. На следующий день около ста человек крестились в монастыре в самом Беслане.

Аланский мужской монастырь является духовным и просветительским центром православной Алании. Он сотрудничает в работе с центральным отделом по переводу церковных текстов на родной язык. Церковные службы здесь ведутся и на церковнославянском, и на родном осетинском языке.

— первый монашеский постриг был совершен в 2001 году;
— 2001 год — в монастыре только 2 монашествующих;
— начало 2004 года — 10 насельников;
— 2008 год — 12 монахов;
— 2011 год — 14 монахов.

Свято-Успенский Аланский мужской монастырь — это самая высокогорная (около 2000 м) и самая южная действующая обитель православной церкви в России. Монастырь заслуженно пользуется признанием не только верующих Осетии, но и во всех других регионах России.

Аланский Успенский мужской монастырь

Фотографии

Аланский Успенский мужcкой монастырь находится в селении Хидикус недалеко от поселка Фиагдон в Куртатинском ущелье.

Монастырь был создан в апреле 2000 года на мирском приходе святой великомученицы Варвары в Беслане.

До 1998 года приходской дом (Дом милосердия для одиноких православных христиан и Воскресная школа)был выкуплен у МПС за 354 тысячи рублей АМС Правобережного района ( Дом отдыха локомотивных бригад).

В 1999 году на Свято-Варваринский приход прибыли трудники, которые проходили духовную подготовку в Курской епархии, в Свято-Николаевском монастыре у архимандрита Ипполита.

Под образующийся в Беслане мужской монастырь был передан и храм святой великомученицы Варвары ( бывший Клуб депо станции Беслан).

Со временем монастырь переехал в Куртатинское ущелье, где восстановлен храм 19 века и строится новый, более просторный. В Беслане осталось монастырское подворье.

Каждый год монастырь посещают тысячи поломников со всех регионов России.

Это описание достопримечательности Аланский Успенский мужской монастырь в Хидикусе, Северной Осетии (Россия). А также фотографии, отзывы и карта окрестностей. Узнайте историю, координаты, где находится и как туда добраться. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Мужской монастырь, первоначально открытый в 2000 при Варваринской церкви в Беслане, а в 2003 перенесенный в селение Хидикус в Куртатинском ущелье, к восстанавливаемой Мироносицкой церкви.

Мужской монастырь в фиагдоне

Самый высокогорный мужской монастырь в РФ

Корреспондент «РГ» побывал в этом высокогорном монастыре, расположившемся на высоте 1,3 тысячи метров над уровнем моря. Здесь живут люди необычной судьбы, а гостям и паломникам предлагают попробовать уникальный травяной чай, которому приписывают чудодейственные свойства.

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь расположился в селении Верхний Фиагдон в Куртатинском ущелье. Горы обступают это место со всех сторон. Когда из-за очередного поворота дороги появляются здания монастыря, то они больше напоминают не современные сооружения, а средневековую крепость — с каменными высокими стенами и осетинскими боевыми башнями по углам. Кажется, что православная обитель существует здесь очень давно… На самом же деле лишь одна из часовен насчитывает больше столетия, а сам монастырь заложен всего лет 15 назад.

В его архитектуре явно видны черты византийского стиля, но послушники говорят, что над «дизайном» никто особенно не работал: возводилось все постепенно, разными мастерами и без всяких изысков. Тем не менее весь комплекс получился довольно гармоничным, а суровые крепостные стены великолепно вписались в окружающий великолепный ландшафт с высокими пиками и ледяными «шапками».

Когда заходишь в монастырь, кажется, будто людей здесь нет вовсе — как ни ищи. И если бы не настоятель отец Стефан, который был предупрежден о приезде гостей и вышел навстречу, пришлось бы, наверное, долго плутать по закоулкам зданий, чтобы найти здешних обитателей.

— У нас постоянно живут десять монахов и примерно столько же паломников и трудников, — поясняет Стефан.

Собеседнику не больше 35-ти или 40 лет, однако он кажется гораздо старше из-за густой черной бороды, отросшей почти до пояса.

— Монастырь — самый высокогорный в России — расположен на высоте 1,3 тысячи метров над уровнем моря, — продолжает он свой рассказ. — Но на большие церковные праздники сюда приезжает много людей. Например, на Крещение встречали 15 тысяч человек. Дорога к монастырю была заставлена машинами на три километра.

Еще во Владикавказе мне поведали о необыкновенном чае, который тут делают по собственному рецепту. Постепенно переходим и к этой теме.

— А как выращиваете ваш чай в горах?

— Чем о нем говорить, так лучше попробовать, — отвечает Стефан.

В трапезной монастыря (их здесь, кстати, три, а самая большая — для праздничных торжеств — вмещает 300 человек) мне наливают чашку ароматного напитка. На вкус чай необыкновенно приятный, с оттенками барбариса, мяты и чего-то еще. Как будто обычный черный чай, только с травяными добавками.

Несмотря на уговоры, Стефан очень долго не хотел раскрывать секрет, откуда берется чай, но потом сдался:

— Братья-иноки собирают в горах. Это, по сути, настой из смеси трав: зверобоя, чабреца, боярышника и еще нескольких других. Они все растут здесь, на холмах вокруг монастыря. Когда обитель только начинали строить, обнаружили, что в этих местах очень много лечебных трав. Начали их использовать. Со временем появился рецепт: оптимальная смесь разных трав в определенных пропорциях. Оказалось, помимо вкусного напитка, такой «чай» снимает усталость и расслабляет. Его хорошо пить на ночь — улучшает сон. Начали угощать им прихожан. Некоторые стали брать его в пакетах домой. Теперь это целая традиция — без чая никто не уезжает.

Богословие на практике

Чтобы собирать целебные травы для «чая», в монастыре организовали целые курсы: монахи, которые хорошо разбираются в растениях, учат прибывших новичков — других послушников, трудников или паломников. А потом вместе отправляются в горы для сбора трав. Это оказывается не таким простым делом, как представляется на первый взгляд. Чтобы собрать смесь листьев, монахам приходится сутками ходить по горным склонам.

Пройденные расстояния измеряются десятками километров.

За сезон здесь успевают собрать около 200 килограммов различных трав. Цифра кажется небольшой, но, чтобы уместить все запасы чая, в монастыре выделили целую комнату: высушенная смесь хоть и очень легкая, но занимает чрезвычайно большой объем.

Собранный урожай монахи смешивают в нужных пропорциях и фасуют сами — в небольшие пакетики. Часть заваривают для себя, другую отдают прихожанам. Монастырский чай в Северной Осетии пришелся многим по вкусу, и теперь его знают почти во всех уголках республики. Те, кто приезжает в обитель, обязательно стараются взять с собой хоть немного снадобья и часто приписывают ему целебные свойства: не только из-за состава трав, но и духовной составляющей. Чай, собранный руками монахов, ценится очень высоко.

Однако для послушников сбор и приготовление травяной смеси — не экзотика, а лишь одна из повседневных забот. Обитатели монастыря делают не только свой чай, но и почти полностью обеспечивают себя всеми возможными продуктами. В саду, который разбит возле обители, выращивают фрукты, а собственная небольшая ферма поставляет молоко. Здесь же делают и осетинский сыр, а пасека монастыря обеспечивает медом.

— У нас есть шутка о том, что такое богословие на практике, — улыбаясь, рассказывает один из послушников брат Георгий. — Это когда берешь в руки кирку и лопату и работаешь от восхода солнца и до заката. Вот такая практика. Монашеская жизнь не самая легкая. Зато мы можем жить полностью автономно — никаких продуктов не покупать.

Аланский монастырь, несмотря на кажущуюся простоту, — огромное и весьма сложное хозяйство, где за мощными крепостными стенами скрывается современная техника. Например, чтобы отапливать здания обители, в одной из башен установлен котел. Топливом для него служит сжиженный газ, который хранится в специально построенном резервуаре-хранилище и подается по сложной системе трубопроводов. А на случай непредвиденных поломок предусмотрены два электрогенератора.

Значительную часть обители занимают кельи послушников и разного рода хозяйственные постройки. Но центром монастыря, конечно, является храм. Он построен недавно, причем с масштабом: видно, что может вместить как минимум человек триста. Внутри пока — лишь белые стены и иконы. Никаких украшений.

— Отделкой еще предстоит заниматься, — рассказывает отец Стефан. — Когда обитель только появилась, нам хватало той небольшой часовни, которая сейчас находится у входа. Со временем монастырь стали посещать все больше прихожан и паломников. Чтобы вместить всех, потребовалось построить новый храм.

Другой особенностью монастыря является подсветка его фасада. В вечернее время она включается автоматически и помогает в самом выгодном ракурсе увидеть все сооружения обители. Сделать подсветку предложили специалисты-электрики, которые совершали паломничество в монастырь. Монахи долго сомневались, стоит ли организовывать такие изыски, но потом все же согласились и не пожалели: в темное время суток самый высокогорный мужской монастырь России предстает в еще более красивом виде, чем днем.

Савва Гаглоев, секретарь Владикавказской Аланской епархии:

— Сегодня на территории нашей епархии существуют два монастыря — Свято-Успенский мужской и Богоявленский женский. Их появление на Северном Кавказе в XXI веке — это своеобразный уникальный феномен, поскольку мы наблюдаем появление аланских монашеских обителей, которых раньше в Осетии не было. Открытие монастырей не в Средние века, а сейчас, действительно,удивляет многих. Само по себе это большое культурное событие для всего региона. Ведь Северный Кавказ у многих ассоциируется в основном с другой религией, а тут вдруг нашлось место и для двух крупных христианских духовных центров. Причем в обеих обителях монашеские общины очень открытые и приветливые для гостей и паломников. Хотя, казалось бы, жизнь в горах должна накладывать определенный отпечаток суровости. Возможно, именно из-за теплого отношения ко всем приезжающим, на сегодняшний день монастыри — одни из самых посещаемых мест в Осетии.

Святые места Северной Осетии: ранние христианские памятники и монастыри нового столетия

Осетия – одна из колыбелей христианства. И хотя сегодня еще не восстановлены многие древние храмы, а действующие монастыри основаны совсем недавно, святые места Северной Осетии очень интересны для создания паломнических маршрутов.

Древние святыни Северной Осетии

Среди легенд о святых местах Осетии наиболее известно предание о роще Хетага. Как гласят древние сказания, Хетаг был среди первых принявших христианство осетин. Родственники, естественно, воспротивились такому решению и хотели наказать отступника. Спасаясь от преследователей, взмолился Хетаг о защите. И произошло чудо: от находящегося невдалеке леса отделилась роща и спрятала христианина от разгневанных родственников.

По сей день роща – особая святыня осетинского народа. Каждый год в День святого Хетага сюда стекаются тысячи паломников.

Культовым у осетин местом считается и Уастырджи дзуар в Куратинском ущелье. Дзуаром называется то место, где по преданиям святой всегда присутствует незримо. В переводе Уастырджи – святой великий Георгий. Таких святилищ в Осетии много: ведь Георгий Победоносец почитается на Кавказе издавна. В этом старинном храме сохранились два церковных колокола, принесенных в дар грузинскими царями.

Интересующимся историей христианства в Северной Осетии стоит совершить путешествие по Мамисонскому и Алагирскому ущельям. Практически в каждом поселении этих живописных мест есть древние и не очень храмы, часовни и святилища. Среди них:

известная изумительными древними фресками Нузальская часовня, чья дата создания историками так и не установлена достоверно;

храм Божией матери, выстроенный в ныне заброшенном селе Тли в одиннадцатом веке;

еще один Уастырджи дзуар, расположенный близ селения Сатат;

церковь святого Михаила Архангела, возведенная в середине девятнадцатого столетия и ныне являющаяся частью архитектурного комплекса села Тиб;

наиболее поздняя святыня Мамисонского ущелья, датируемая самым началом XX века и считающаяся тем не менее жемчужиной этих мест, – храм Успения Пресвятой Богородицы в Лисри;

храмы Пресвятой Троицы в Наре, святого Георгия в Верхнем Ходдо, Казанской Божьей Матери в Зарамаге.

Монастыри и церкви Северной Осетии

Действующих храмов и часовен в Северной Осетии сегодня около сорока, часть из них находятся на стадии строительства, часть восстанавливается после перенесенных в двадцатом веке тягот. Главный храм республики – Кафедральный собор Святого великомученика Георгия Победоносца. Этот выполненный в русско-византийском стиле собор признается одним из самых красивых архитектурных шедевров современного Владикавказа. Украшением североосетинской столицы стала также и изящная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, памятник девятнадцатого века.

Значимым для православных паломников храмов является заложенный по повелению императора Николая I в 1851 году Свято-Вознесенский собор в Алагире. Важным объектом культурного наследия республики он стал еще и потому, что внутренняя роспись выполнена великим Коста Хетагуровым.

А вот история монастырей Северной Осетии пока исчисляется не веками и даже не десятилетиями. Оба они основаны уже в XXI столетии. Аланский мужской монастырь в Фиагдоне – в 2000 году, а Аланский женский монастырь в Алагирском ущелье еще позже – в 2004.

Аланский Богоявленский женский монастырь

Этот Аланский монастырь, невзирая на короткую историю, знаменит своими праведными делами. Весной 2005 года в стенах обители обосновался реабилитационный центр, оказывающий помощь жертвам теракта в Беслане. Через год после страшной бесланской трагедии, в сентябре 2005, в водах монастырского озера приняли крещение более тысячи человек. А в 2008 Богоявленский Аланский монастырь стал убежищем для множества беженцев из Цхинвала.

Сегодня обитель по праву считается одним из духовных центров Северной Осетии. Паломники могут поклониться мощам святых мучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, в чью память построен и освящен монастырский храм.

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь

Не менее популярен среди путешествующих по Северной Осетии мужской монастырь. Он известен в среде паломников как монастырь в Фиагдоне. Расположенный в Куратинском ущелье неподалеку от селения Верхний Фиагдон, Аланский Успенский мужской монастырь – самая высокогорная обитель на территории России.

История Аланского мужского монастыря началась в Беслане. Именно там был основан Аланский Успенский монастырь – в здании, ранее принадлежавшем гостинице для машинистов. Позже монастырь переехал в Фиагдон, в живописное Куратинское ущелье, где был восстановлен храм Жен-Мироносиц. В Беслане осталось подворье обители.

Сегодня в Аланском монастыре в Фиагдоне выстроен храм во имя Иконы Иверской Божией Матери, известной святыни осетинского народа. Чудотворный список иконы когда-то принесен в дар царицей Тамарой. К сожалению, в военные годы икона была утеряна, но здесь верят, что она вернется в святую обитель, на свое законное место.

Аланский Успенский монастырь

Монастырь
Аланский Свято-Успенский мужской монастырь
Сыгъдæг Мады Майрæмы Куадзæны алайнаг, нæлгомæгты моладзандон.
42°49′17″ с. ш. 44°16′39″ в. д. H G Я O
Страна Россия Россия
Местоположение село Хидикус, Алагирский район, Северная Осетия
Конфессия Православие
Епархия Владикавказская и Аланская
Архитектурный стиль византийский, аланский
Основатель епископ Феофан (Ашурков)
Первое упоминание 1999 год
Дата основания 2000 год
Основные даты
2001—2004
Реликвии и святыни список иконы Богородицы «Моздокская»
Настоятель епископ Леонид (Горбачёв) (священноархимандрит)
Наместник игумен Стефан (Дзугкоев)
Статус действует
Состояние действующий монастырь
Аланский Успенский монастырь на Викискладе

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь (осет. Сыгъдæг Мады Майрæмы Куадзæны Алайнаг моладзандон ) — православный мужской монастырь Владикавказской епархии Русской православной церкви. Расположен в селе Хидикус в Куртатинском ущелье (Алагирский район Северной Осетии). Самый высокогорный монастырь на территории России [1] .

Монастырь на равне с Аланским женским монастырём является одним из самых почитаемых в Республике.

Священноархимандрит — епископ Владикавказский и Аланский Леонид (Горбачёв).

Содержание

В средневековье на территории и вокруг монастыря было фамильное поселение Гусовых, в 17, а затем и в 18 веке появились две крупные сторожевые башни, которые ныне вписались в монастырский комплекс и служат колокольней. В 1848 году на териитории появляется церковь Святых жен мироносец с приходским домом священника, которые прослужили до 1928 года.

Основу монашеской братии составили осетины, проходившие с 1997—1999 годы духовную подготовку в Рыльском Никольском монастыре, где их незадолго до своей смерти наставлял архимандрит Ипполит (Халин). Он указал трудникам ехать в Беслан.

Под образующийся в Беслане мужской монастырь был передан и храм святой великомученицы Варвары (бывший клуб депо станции Беслан), созданный по инициативе настоятеля прихода иерея Сергия Мальцева, по согласованию с главой АМС Правобережного района РСО-А Борисом Михайловичем Уртаевым и руководителем православного фонда «Успение» Наталией Фёдоровной Носовой, по благословению Митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона. Первые насельники обители прибыли в город в январе 2000 года, а монастырь был учреждён синодальным решением от 19 апреля 2000 года.

Община Свято-Варваринской церкви перешла в построенный крестильный храм святого великомученика Георгия Победоносца города Беслана, входящего в Свято-Троицкий храмовый комплекс.

Со временем монастырь переехал в Куртатинское ущелье, где восстановлен храм святых жен Мироносиц XIX века также построен более просторный крупный Собор Моздокской иконы Богородицы . В Беслане осталось монастырское подворье.

За 2000-е годы Успенский монастырь стал вторым духовным центром Алании наравне с Аланским женским монастырём, в монастырь стали ездить паломники со всего юга России, а также паломники из Южной Осетии.

Монастырь активно участвует в работе отдела по переводу богослужебных текстов на осетинский язык. Богослужения здесь проводятся на церковнославянском и осетинском языках.

В августе 2010 году монастырь посетил патриарх Александрийский и всея Африки Феодор [2] .

В 2011 года в день памяти святых жен-мироносиц Божественную литургию совершил схиархимандрит Илий (Ноздрин).

В ноябре 2011 года на территории монастыря и вокруг верующих республики вспыхнул конфликт связанный с переводом архимандрита Антония, который спустя короткое время решением патриарха Московского и всея Руси, мирно разрешился.

Еженедельно с города Владикавказ каждое субботнее раннее утро отправляется автобус с паломниками с города и районов Республики, так же ежедневно монастырь посещают паломнические автобусы с разных регионов России чаще: Ростовская область, Ставропольский край, Калмыкия, Республика Чечня, Волгоградская область, так же индивидуально туристы из Москвы, Санкт-Петербурга, и других городов страны. По приблизительным оценкам на Престольный Успенский праздник в течение двух, трёх дней монастырь посещают около 15-17 тысяч человек. А в зимнее время на праздник Крещение Господне в монастырь приезжают около 50 тысяч человек.

Управление монастыря активно участвует в епархиальных собраниях, и важных церковных мероприятих епархии.

Ссылка на основную публикацию